Руководство и прохождение по "NBA Live ’98"
Восхищаясь два года назад возможноcтями игры NBA Live ’96 , я думал, что ждет эту серию? Что еще можно улучшить в и так “идеальной” игре?! Но я ошибался. Версия игры от 1997 г. очаровала меня полигонными персонажами и новаторским интерфейсом. И вновь я задавался вопросом, каким будет продолжение и будет ли оно вообще. Конечно, оставалось усилить искусственный интеллект и ввести в игру возможности более детального контролирования игрового процесса. Но как можно было улучшить “полигональный” графический “движок”, я не представлял.
_ 1997 год принес много изменений. Появился Pentium II и DVD, из системных требований исчезли “четверки”, 16 (читай 32) Мбайт “оперативки” перешли из графы “настойчиво рекомендуется” в графу “необходимо”. Но главное – 3D-акселераторы перешли из разряда экзотики в разряд товаров первой необходимости (по крайней мере, на Западе). Этим не преминула воспользоваться Electronic Arts , выпуская очередную игру из знаменитой “баскетбольной” серии. Что ж, если искусственный интеллект игроков 3Dfx исправить не в состоянии, то над графикой команда художников потрудилась основательно. И в обыкновенном “программном” режиме игра смотрится замечательно: правильные тени, реалистичные блики и вспышки света, “живая” публика. А 3Dfx-плата позволяет добиваться потрясающих успехов в сглаживании полигонов и частоте кадров. Если же еще добавить, что лица всех игроков узнаваемы (с помощью новой технологии Cyber Model Faces они перенесены на “объемные” полигоны головы – в отличие, например, от “плоских” в_ NHL ’98 ), то получается, что версия-98 – лучшая в своем жанре. Во всяком случае, с точки зрения графики…
Конечно, у игры есть недостатки (слабый AI, переусложненное для новичка управление, завышенные системные требования), но нет явных “проколов”.
Так что можно смело сказать, что NBA Live ’98 – лучший баскетбольный симулятор из тех, что создавались для PC.
Главное меню игры
Начав игру и посмотрев великолепную заставку в стиле лучших творений Electronic Arts , вы попадаете в основное меню, состоящие из следующих пунктов.
MODE – выбор между доступными режимами соревнований:
Exhibition – здесь все просто: вы выбираете две команды, настраиваете управление и приступаете к игре,
Season – стандартный вариант, позволяющий вам стать менеджером одного из клубов и привести его к победе в сезоне в своей конференции (ну если не к победе, то хотя бы к выходу в playoff),
Playoffs – если вам лень отыгрывать весь сезон, то вы можете просто выбрать режим playoff и сразу приступить к осуществлению вашей мечты,
GM – режим “продвинутого” менеджмента. Здесь вы можете не только сыграть сезон за одну из команд НБА, но и создать свою собственную лигу. Режим обмена между клубами расширен, у каждого игрока есть своя импровизированная цена,
3 Pt. Shootout – один из неотъемлемых атрибутов “игры всех звезд” – соревнование снайперов по трехочковым броскам,
Multiplayer – стандартный многопользовательский режим. Один из игроков запускает на своем компьютере игру, используя его в качестве сервера, устанавливает основные опции и правила, выбирает способ связи и ждет подсоединения других любителей виртуального баскетбола;
RULES – правила. Выбирать приходится между аркадным вариантом (Arcade) и реалистичным (режим Simulation). Как альтернатива, есть возможность самому произвести все настройки (Custom);
SKILL – выбор уровня сложности: от простейшего Rookie до профессионального SuperStar. Если на первых двух победа будет даваться относительно легко, то на уровне “всех звезд” и “суперзвезд” компьютер является достойным оппонентом – отобрать мяч становится практически невозможным, броски с трудной позиции ни к чему не приводят, противник не позволяет вам открыться. Вот именно здесь и хотелось бы отметить один из единственных существенных недостатков игры – искусственный интеллект. Конечно, здесь нет откровенных “ляпов” NBA Live ’97 , но и существенно нового ничего не появилось. Хотя компьютер и “разучил” некоторые комбинации в защите и нападении, но побеждает он исключительно благодаря подыгрыванию “себе, любимому”. То есть, когда вы играете на высоком уровне сложности, то просто промахиваетесь из выгодных позиций раза в два чаще, чем ваш оппонент, из-за чего одержать победу, особенно над одним из сильнейших клубов, становится ой как не просто!
QUATER – здесь можно установить длину четверти. От стандартной 12-минутной до сокращенной 3-минутной.
В главном меню есть еще целый ряд пунктов:
OPTIONS
Здесь можно уменьшить или увеличить громкость звука, музыки и прочих спецэффектов, а также определить длину автоматического просмотра наиболее красивых моментов.
Включение опции Slow Motions Dunks приведет к эффекту замедленной съемки, когда игроки будут забивать “сверху”, а Momentum – к появлению инерции.
Пункт Cameras позволяет выбрать основное положение камеры, которое, впрочем, можно будет поменять в любое время в самой игре.
Опция Speech позволяет выбрать способ комментирования происходящего на поле между информатором на стадионе (Arena) и телевизионным ведущим (Play By Play).
Самое важное – здесь можно задействовать “помощь” центрального процессора в совершении бросков и в командной игре ( CPU Assist ) или отдать управление броском компьютеру ( Shot Control ). Если вы начинающий игрок и не играли в предыдущие произведения от EA из этой серии, то рекомендую включить эти опции – это заметно облегчает жизнь. Дело в том, что если игрок сам контролирует бросок, то он, нажав клавишу, должен ее вовремя отпустить, чтобы судья не свистнул “прыжок с мячом”. Это совершенно неприемлемо для новичков и является настоящей находкой для профессионалов – вы можете просто “перевисеть” противника, блокирующего бросок, отпустив мяч в последний момент.
RULES
Все пункты (кроме первых двух) можно включить или выключить по вашему усмотрению (режим Custom):
Def. Fouls и Charging – насколько внимательно судья будет следить за вашими нарушениями в защите и в атаке соответственно;
Foul Out – за сколько фолов ваш игрок будет удален с поля;
Out Of Bounds – аут;
Backcourt Violation – фол за возвращение мяча в свою половину поля;
Traveling – пробежка/прыжок с мячом;
Goaltending – препятствование попаданию в корзину, т.е. тот случай, когда защитник выбивает мяч, который заведомо должен был быть забит (что подразумевается, если он немного не долетел до кольца, но еще не коснулся дужки). Произошло ли это или нет – решает судья. Мяч в таких случаях засчитывается;
3 In The Key – правило трехсекундной зоны;
5 Sec. Inbounding – включает или выключает 5-секундное ограничение на введение мяча в игру;
10 Sec. Half Court – производит аналогичное действие в отношении правила о запрещении нахождения в своей зоне более 10 секунд;
Shot Clock – то же, только для 24-секундного ограничения на бросок вообще;
Injuries и Fatigue – это дань реализму, отвечает за травмирование и за усталость игроков соответственно;
Illegal Defense – переход к зонной защите, которая, как известно, в НБА запрещена.
STATS
В этом меню вы можете просмотреть досье на любого игрока или команду, сравнить показатели с лучшими в Ассоциации, оценить импровизированные рейтинги (о них чуть ниже) и, в конце концов, распечатать все это на принтере. Следует также заметить, что, если вы играете сезонную игру или плей-офф, то место результатов 1996-97 гг. займут текущие.
ROSTERS
Если вы всегда мечтали попасть в НБА и увековечить свое имя в Зале Славы, то пункт ROSTERS как раз для вас. Здесь можно до такой степени изменить составы команд и сами команды, что вряд ли кто-нибудь догадается, о какой лиге вообще идет речь.
С помощью меню Trade можно произвести обмен игроками разных команд. Такимобразом, ничто не мешает наполнить вашу команду игроками из Dream Team , попутно отправив на пенсию (пункт Free Agents) всех звезд соперника. Но наибольший интерес вызывает возможность создать полностью свою команду, начиная с униформы и заканчивая символом клуба. А устроить матч вам помогут опции Create Player и Edit NBA Player.
В отличие от, например, NHL ’98 , при создании игрока вы можете сделать его сколь угодно сильным: количество распределяемых вами очков не ограничено. Сотворенный вами игрок может быть снайпером по трехочковым и одновременно прекрасно забивать сверху и ставить блок. Возможно создание настолько сильного персонажа, что он будет превосходить любого в лиге абсолютно по всем критериям. Является ли это шагом к повышению играбельности или наоборот – вопрос спорный.
ATTRIBUTES
На этом экране вы устанавливаете основные черты своего персонажа, такие как рост (Height), вес (Weight), овал лица и цвет кожи (Player), прическу (Hairstyle) и форму бороды (Facial Hair). Еще можно надеть повязку или очки (Accessories), выбрать ведущую руку (Hand) и команду, за которую он будет играть (Team). Так же здесь можно установить совсем уж ненужные вещи, такие как профессиональный опыт игры в баскетбол (Years Pro) и высшее учебное заведение, которое он заканчивал (College). Да, и не забудьте дать имя вашему персонажу (графа Name и Surname).
RAITINGS
Эти параметры влияют на конкретные способности игрока, регулировать их можно в диапазоне от 50 до 99 (чем выше значение, тем лучше ваш персонаж совершает то или иное действие). Итак, приступим:
Jump Shooting – одна из основных характеристик, отвечающая за точность броска игрока;
3 Pointers – показывает, насколько хорошо (или плохо) у него получаются трехочковые;
Free Throws – то же самое в отношении штрафных бросков;
Dunking – чем выше этот параметр, тем больше способов забить сверху знает игрок, и тем лучше это у него получается;
Stealing – определяет то, на сколько игрок хорош в отборе мяча;
Blocking – отвечает за возможность игрока ставить блоки;
Offensive Reb и Defensive Reb – характеризуют способности персонажа к подбору мяча в атаке и защите соответственно;
Passing – показывает мастерство передачи мяча;
Offensive Aware и Defensive Aware – определяют умение и опыт в игре в нападении и обороне;
Strength – сила игрока;
Speed – скорость передвижения по полю;
Quickness – быстрота, в том числе и реакции;
Jumping – отвечает за высоту прыжка;
Dribbling – показывает мастерство ведения мяча;
Scoring Range – определяет, на сколько далеко игрок может бросить мяч и при этом попасть в корзину. Варьируется от 8 футов до 25;
Fatigue – описывает выносливость персонажа;
Clutch – характеризует ловкость игрока, т.е. насколько цепко он может держать мяч. Чем выше параметр, тем сложнее вырвать что-либо из его рук;
Inside Shooting – определяет способность к броскам из-под кольца.
Интересна возможность изменить параметры любого из игроков НБА с помощью опции Edit NBA Player. Необходима ли это функция, не знаю, но иногда так хочется сделать невозможное: научить Маггси Богза ставить блоки, сделать из Шакила снайпера по трехочковым, выиграть Ванкувером чемпионат…
Управление
Да уж, на этот раз ребята из EA полностью выполнили свое обещание cделать управление более разнообразным и реалистичным. Настоятельная рекомендация в руководстве использовать десятикнопочный (и более) джойстик отнюдь не является очередной шуткой разработчиков: с помощью “горячих” клавиш можно контролировать любой аспект игры: от смены игроков до выбора тактического построения.
По моим подсчетам, всего можно “назначить” около 36 кнопок (плюс еще движения триггера, определяющие направление). Но для нормального управления будет достаточно семи- или восьмикнопочного геймпада. Непривередливые игроманы смогут обойтись и устройством с четырьмя кнопками или клавиатурой (как было в “классических” представителях серии NBA Live ).
Радует наконец-то появившаяся возможность играть вдвоем на одной клавиатуре. Также поддерживается достаточно редкое устройство под названием Gravis Grip, позволяющее подключать до четырех геймпадов одновременно. По причине возрастания количества клавиш исчезла поддержка мыши как средства управления в самой игре.
CONFIG
Следует сразу же отметить, что все клавиши обычно действуют в двух режимах: в режиме нападения (Offense) и обороны (Defense) и могут быть назначены независимо друг от друга. Существует так же ряд установок, действующих одинаково в обоих режимах (Common). Также есть возможность установить уровень сложности Skill Level и способ контроля броска Shot Control для каждого из игроков. Еще неплохо бы определиться с пунктом Movement , отвечающим за управление движением. Существует два способа: первый (Absolute), когда направление, в котором движется игрок, является абсолютным и не зависит от вида на происходящие (т.е. если вы нажали “влево”, то он обязательно побежит к левому краю площадки, даже если все будет показываться под обратным углом). И второй (Scrn-Relative), при котором движения связаны с расположением экрана. Стоит вдобавок выбрать, хотите ли вы управлять тем игроком, который ближе к мячу (пункт SW ) или выбрать кого-нибудь конкретно. Это можно сделать, отметив позицию персонажа, которого вы будете контролировать. PG соответствует разводящему (Point Guard), SF – легкому форварду (Small Forward), C – центровому (Center), PF обозначает тяжелого форварда (Power Forward), а SG – атакующего защитника (Shooting Guard). Разобравшись с этим, можно приступать к настройкам собственно управления.
COMMON
Как уже отмечалось выше, действует одинаково в обоих режимах, независимо от того, владеет игрок мячом или нет. Направление движения (Up, Down, Left, Right) соответствует стрелкам на клавиатуре или на триггере джойстика, об остальных клавишах чуть подробнее:
Turbo – при нажатой кнопке ваш игрок начинает быстрее бегать. На большой скорости можно без проблем сбить соперника (и, возможно, заработать фол). Но, вместе с тем, при нажатой клавише у игрока появляются новые возможности: так, например, если отдать пас при включенной функции Turbo, то игрок передаст так называемый Hard Pass, который более сложно перехватить (впрочем, и принять тоже). Остается только не забывать, что именно из-за ускоренного бега в режиме Turbo персонаж сильнее и быстрее всего устает;
Play Calling – довольно интересная функция. Позволяет “на лету”, т.е. во время самой игры оперативно изменить тактику. Удерживая эту клавишу, вы нажимаете одну из игровых кнопок (например, Shoot или Pass), и происходит смена формаций. Подробнее о различных тактических построениях и других возможностях я расскажу чуть позже;
Dir Pass/Sw – достаточно давно обещанная разработчиками функция, наконец-то включенная в NBA Live ’98 , позволяет более глубоко контролировать все аспекты игры. Теперь вместо того, чтобы отдавать пас ближайшему игроку, вы можете выбрать адресата. Также это бывает полезно и в обороне, когда нажатием одной комбинации у вас есть возможность переключить управление на нужный вам, а не создателям игры, персонаж. Действует она по принципу предыдущей, т.е. когда вы нажимаете кнопку Dir Pass/Sw, под каждым персонажем появляется его имя и название клавиши, которую вы должны нажать, чтобы отдать ему пас или переключить управление на него;
Последней из основных клавиш является пауза (Pause).
OFFENSE
Это те функции, которые действуют лишь тогда, когда игрок, которым вы управляете, владеет мячом:
Shoot – обыкновенный бросок. Если у вас компьютер отвечает за попадание, то вам достаточно просто нажать на кнопку. Если же стоит ручное управление, то, нажав клавишу, ее желательно отпустить на максимальной высоте прыжка. Так же появилась приятная возможность нажатием клавиш управления изменить движение персонажа в прыжке, отклонить его в ту или иную сторону. Это не просто выглядит эффектно, но и вносит некоторое разнообразие: теперь значительно проще избежать блока, нужно просто вовремя уклонится от соперника;
Pass – передать мяч. Помимо вышеперечисленных возможностей отдать направленный или “трудный” пас можно так же передать его в прыжке, достаточно лишь нажать на эту клавишу в момент броска;
Pivot – совершить обманное движение, пивот, т.е. попросту сделать разворот с мячом. Хорошо помогает при плотной защите, когда вы, стоя спиной к противнику, вдруг резко проворачиваетесь по своей оси и несетесь к трехсекундной зоне;
Dunking – позволяет совершить Slam-Dunk, забить “сверху”. Вообще, в игре это происходит обычно автоматически, когда вы подбегаете к кольцу. Но нажатие этой клавиши позволяет исполнить, в зависимости от способностей игрока, тот Dunk, который вы хотите;
Drive – “продвинутое” ведение. Позволяет ворваться в зону для броска на достаточно высокойскорости;
Crossover – открывает вам расширенные возможности в управлении мячом. Во время ведения при использовании этой функции персонаж начинает перекладывать мяч из руки в руку, проносить его за спиной ит.д.
DEFENSE
К этому разделу относятся те действия, которые игрок может совершать, не владея мячом:
Steal – попытка отнять мяч;
Jump – прыжок. Для того, чтобы поставить блок, необходимо подняться в воздух одновременно с соперником, стоя к нему вплотную. Для совершения подбора достаточно вовремя оказаться рядом с мячом;
Switch – переключиться на ближайшего игрока;
Hand Check – удар по рукам. Довольно бесполезная функция, так как мяч гораздо проще отобрать с помощью Steal (за Hand Check слишком часто свистят нарушение), а спровоцировать фол удобнее, просто сбив с ног игрока с мячом;
Last Man Back – переключение на персонаж, который находится ближе всех к кольцу. Очень удобно при быстрых атаках противника;
Face Up – препятствовать проходу.
STRATEGY
Здесь можно выбрать одно из тактических построений и назначить для него клавишу. Теоретически, если у вас достаточно кнопок, вы можете использовать их все. Но на практике реально необходимыми оказываются 5-6 комбинаций. Каждый из вариантов атаки (Offensive Play) можно посмотреть на небольшой схеме в правом углу экрана, так что какой из них использовать, решать вам. Можно также доверить выбор компьютеру (Auto Switch). Если вы все же будете пользоваться этой функцией, то я бы порекомендовал обязательно зарезервировать клавишу для розыгрыша трехочковой комбинации (3 Point), так как сделать дальний бросок бывает часто очень необходимо, особенно на последних минутах игры. В меню выбора защитных построений (Defensive Sets) помимо способов обороны не плохо бы было воспользоваться возможностью спровоцировать фол (Intentional Foul), чтобы не позволить противнику тянуть время – ваши игроки справятся с этим быстрее вас и драгоценные секунды не будут потеряны. Так же можно изменить расстояние, на которое защитники будут удаляться от своего щита (Court Press), и степень агрессивности в отборе (Pressure). И обязательно зарезервируйте клавишу для тайм-аута (Timeout).
Игра
И вот, наконец разобравшись со всеми настройками, можно приступать и к самой игре. Наиболее простой (и быстрый) вариант – воспользоваться опцией Exhibition. В начале вам будет предложено выбрать две команды из 29 реальных команд НБА, двух команд “всех звезд” (West и East) и клубов, созданных пользователем. Все они отсортированы в соответствии с символическими рейтингами, характеризующими игру команды в нападении (Offense), в защите (Defense) и общим классом данного клуба (графа Overall).
Во время игры, нажав клавишу “пауза”, можно вызвать дополнительное меню:
Resume Play – вернуться в игру;
Call Timeout – взять тайм-аут;
Substitutions – произвести замену. Усталость каждого игрока обозначается полосой напротив его имени;
Instant Replay – посмотреть повтор;
Team Settings – меню общих командных установок. Здесь можно выбрать тактическое построение (аналогично опции Strategy), включить автоматическую замену игроков (Auto Subs) или предупреждение об усталости последних (Auto Subs Notify). Также можно установить параметры функции Crash Boards, отвечающей за быстрые прорывы;
Defensive Macthups – эта функция позволяет распределить игроков для персональной опеки;
Game Stats – экран статистики. Его обычно показывается в перерывах между четвертями;
Detail Level – обширные графические установки, благодаря которым можно идеально настроить свою машину под NBA Live ’98. Если же компьютер отчаянно “тормозит”, то следует в первую очередь отключить изображение публики (Crowd) или изменить разрешение и размер экрана (Resolution & Window Size), так как именно они “съедают” большинство ресурсов. Здесь же можно включить индикатор усталости (Fatigue Indicator), который появляется под именем игрока – если вы предпочитаете производить замену игроков вручную, то эта опция незаменима. Как впрочем, и отображение небольшого экрана со счетом и временем в левом верхнем углу экрана (графа Small Score Overlay);
Camera Options – помогает выбрать удобный для вас вид на происходящее и изменить угол обзора;
Опции Controller Setup и Rules/Options позволяют вернуться в меню настройки управления и параметров соответственно;
Save – теперь у нас появилась возможность сохранить в любой момент не только игру, но и повтор особенно запомнившегося момента;
Quit Game – выйти из игры.
В перерыве между двумя периодами вам покажут статистику ведущих игроков и небольшой видеоролик, сделанный с большим вкусом. А в конце обязательно сообщат, кто был самым ценным игроком в команде победителя.
Советы
Так как AI нельзя назвать гениальным, то проще всего “делать” компьютер, используя его ошибки. Даже на максимальном уровне сложности он позволяет прорываться к кольцу и забивать “сверху”. Это становиться особенно эффективно, если компьютер начал вовсю себе подыгрывать, а ваши игроки постоянно промахиваются.
Если же говорить об управлении, то следует отметить, что все-таки оно не очень сложное, а если освоиться с такой функцией, как передача мяча определенному игроку (Direct Pass), то она, несомненно, станет залогом вашего успеха. Правда, для ее использования джойстик должен быть как минимум шестикнопочный.
Что же до тактики, то к возможности изменять ее стоит прибегать только в том случае, если вы выучили используемое вами построение. Смена тактики “на ходу” становится актуальной при игре по сети, когда просто бессмысленно жать на паузу. А вообще, постарайтесь играть более разнообразно, выучите возможности своих персонажей и грамотно производите замены.
Коды
Если вы захотите как-то разнообразить игру, попробуйте в меню создания команды (Custom Team) ввести вместо названия следующие коды: EA Europals, Hitmen AllSorts, Hitmen Coders, Hitmen Earplugs, Hitmen Idlers, Hitmen Pixels, QA Campers, QA Dbuggers, QA Testtubes, TNT Blasters. Появится надпись “Hidden Team Activated”, и вам станут доступны все эти команды, полностью состоящие из сотрудников Electronic Arts и TNT.