Руководство и прохождение по "Seven Kingdoms"
**_
Seven Kingdoms – это игра-сказка. Ее трудно охарактеризовать одним словом, потому что назвать ее просто стратегией мало. Это самая настоящая жизнь виртуального королевства.
На мой взгляд, основным достоинством игры является ее многогранность. Вы можете играть в нее годами, и все равно она вам не наскучит. Помимо возможности смены королевства, за которое вы будете играть, вас ждет еще масса приятных сюрпризов: карта местности, генерирующаяся случайным образом; возможности дипломатических отношений или ведение войны; безграничное расширение королевства и развитие экономики; борьба со сказочным народом – фританами и нахождение волшебных свитков и золота, а также многое-многое другое.
Вы сможете разыграть свою игру или попробовать себя в готовых сценариях. В игре вам предлагается такое количество различных установок, что вы можете каждый раз, начиная новую игру, пробовать что-то новое.
Вам также предоставляется возможность поиграть в режиме multiplayer
Что касается звука, графики, пользовательского интерфейса и прочих деталей, то они сделаны на достаточно качественном уровне. Можно простить авторам некоторое несоответствие размеров строений и юнитов, немного скучноватую музыку и другие недоработки, потому что интересность игры гораздо выше, чем у многих более качественно выполненных стратегий. К тому же существенным плюсом являются невысокие требования к компьютеру, что сейчас редкость.
К достоинствам игры хочется отнести легкость ее освоения даже без особых знаний английского языка. Хотя для активной дипломатической деятельности эти знания вам скорее всего понадобятся.
_**
Главное меню
Главное меню этой игры, наверное, самое обширное из тех, которые приходилось видеть раньше, поэтому оно будет описано с особой тщательностью.
SINGLE PLAYER – одиночная игра. Этот пункт включает в себя несколько подпунктов, приведенных ниже, каждый из которых в свою очередь имеет кучу опций.
training – тренировочные задания. Вы можете до начала настоящей игры пройти все основы построения “идеального королевства”:
new game – начать новую игру:
basic options – основные опции:
your nationality – национальность первого короля и жителей деревни вашего королевства (китаец, грек, японец, майя, перс, норманн, викинг);
your color – цвет вашего королевства;
computer controlled kingdoms – королевства, управляемые компьютером;
difficulty – уровень сложности (5 уровней + custom (выбор пользователя)). Чем выше уровень сложности, тем больше будут набранные вами очки (они умножаются на уровень сложности);
terrain – тип местности (standard – стандартный, badlands – плохие земли);
land mass – площадь земель (small – маленькая, medium – средняя, large – большая). Чем меньше площадь земли, тем больше площадь воды;
your name – ваше имя. Соответствует имени первого короля в игре и названию сохраненной игры;
advanced options I – дополнительные опции I:
world map – карта мира (unexplored – неисследованная – невидима, пока ваши подданные не пройдут по ней, explored – исследованная – полностью видимая);
fog of war – “туман войны” (on / off – включить / выключить);
human treasure – сокровища людей – количество денег у игроков в начале игры (small / medium / large / very large – мало / средне / много / очень много);
computers treasure – сокровища компьютера – количество денег у компьютера в начале игры (small / medium / large / very large – мало / средне / много / очень много);
computers aggressiveness – агрессивность компьютера во время игры (low / medium / high / very high – низкая / средняя / высокая / очень высокая);
fryhtans – фританы (none / defensive / offensive – отсутствуют / защищаются / нападают). Фританы – сказочные существа, враждебные всем национальностям и королевствам. Хранят в своих логовах золото и свитки с заклинаниями, позволяющие вызывать высшие создания;
random kingdoms – случайные королевства (yes / no – есть / нет).
advanced options II – дополнительные опции II:
natural resources at start – количество полезных ископаемых в начале игры (максимум 7);
natural resources nearby? – близость расположения полезных ископаемых (yes – ресурсы будут расположены рядом с первой деревней, no – ресурсы будут “раскиданы” по всей карте);
independent villages – количество независимых деревень (few / more / many – несколько / немного больше / много);
independent villages resistance – сопротивление независимых деревень (low / medium / high – низкое / среднее / высокое);
new villages emerge – появление новых деревень во время игры (yes / no – да / нет);
new kingdoms emerge – появление новых королевств (yes / no – да / нет);
random events – случайные события – молнии, землетрясения и т.д. (never / seldom / occasional / frequent – никогда / редко / время от времени / часто);
goals – очки. Победа присуждается игроку, успешно справившемуся с каким–либо из поставленных перед ним условий игры. После этого происходит подсчет очков. Если количество набранных вами очков достаточно велико, то ваше имя может пополнить список лучших правителей королевства в “Зале Славы”. Вы можете установить следующие условия игры:
it defeats all other kingdoms – уничтожить все другие королевства;
all fryhtans have been destroyed… – уничтожить всех фританов;
it achieves of population of – увеличить прирост населения (от 100 до 5.000 человек);
it reach an economic score of – увеличить годовой доход (от 100 до 5.000 золотых монет);
it reaches a total score of – увеличить общий счет (от 100 до 10.000 очков);
the goal must be achieved within – выполнить условие игры (за 1 год – 100 лет).
load game – загрузить одну из ранее сохраненных игр;
scenario – разыграть уже полностью сформированный сценарий игры (более 20 сценариев);
cancel – выход.
MULTI-PLAYER – сетевая игра. Вы можете играть по:
сети IPX – сетевая игра, когда один из компьютеров становится сервером для остальных игроков;
сети TCP / IP – игра через Интернет;
modem – игра по модему;
direct link – игра по сетевому нуль-модемному кабелю.
В любом случае вам нужно будет указать свое имя в строке Your Name и набрать имя сохраненной игры в строке Saved Game File. Если ваш компьютер используется как сервер, то вы должны щелкнуть по кнопке Create, а остальные игроки – по кнопке Join. Выбираются параметры игры и нажимается кнопка Ready. Когда все игроки будут готовы, владелец сервера должен нажать кнопку Start.
ENCYCLOPEDIA – энциклопедия, содержащая справочную информацию по игре.
HALL OF FAME – “Зал Славы” – здесь находятся списки лидеров и количество очков, набранных ими. Список может включать в себя до шести имен. Если вы хотите обновить информацию, записанную в “Зале Славы”, то удалите файл hallfame.dat с вашего винчестера.
CREDITS – информация о создателях игры.
QUIT – выход в Windows 95.
Игровой экран
Все свое время вы проводите на игровом экране. Здесь вы строите свое королевство, ведете битвы, распределяете ресурсы и т.п.
Верхнюю центральную часть экрана занимает информационная панель, состоящая из свитков, пиктограмм и нескольких кнопок.
Центральную часть экрана занимает главная карта, на которой и происходит основное действие игры.
Верхнюю правую часть экрана занимает карта мира.
В средней и нижней правой части экрана появляется информация обо всех выделенных вами объектах и копки управления ими.
Свитки
Рассмотрим значение свитков (слева направо):
Kingdoms (_F1) – информация о всех королевствах, а также записи о дипломатических отношениях. Чтобы получить детальную информацию о королевстве, щелкните на его названии.
Вы можете также заключить дипломатические отношения с каким-либо королевством, для этого щелкните на названии королевства, кнопке diplomacy, а затем выберите из списка сообщение, которое хотите послать правителю данного королевства:
alliance treaty – военный союз. Возможен только после того, как вы уже заключили с данным королевством договор о ненападении или торговый договор. Вы сможете видеть подданных и здания другого королевства, а также рассчитывать на их помощь, если нападут на вас, и предлагать свою, если нападут на них;
declare war – объявить войну (кроме союзных и дружественных королевств);
demand tribute – потребовать денежную компенсацию за возможность изменения политики по отношению к данному королевству;
friendly treaty – договор о дружбе. Лишает вас возможности нападать друг на друга;
offer aid – предложить денежную помощь;
offer to pay tribute – предложить денежную компенсацию за возможность пересмотра отношений данного королевства по отношению к вам;
offer to transfer technology – преложить обмен технологиями;
request aid – попросить денежной помощи у королевства, с которым заключен военный договор или договор о дружбе;
request crease-fire – просьба о прекращении военных действий;
request declaration of war against a foe – объявить войну третьей стороне, если вы уже объединились в военный союз;
request food purchase – попросить о поставке продовольствия за определенную сумму;
request immediate military aid – попросить о немедленной военной помощи. Войска высылаются к месту ближайшего сражения;
request technology – попросить об обмене технологиями;
Surrender – передать свое королевство в пользование другому королю, при этом вам останется наблюдать за ходом игры со стороны;
terminate alliance treaty – отменить военный союз. Королевства станут нейтральными по отношению друг к другу;
terminate friendly treaty – отменить договор о дружбе. Королевства станут нейтральными по отношению друг к другу;
terminate trade treaty – отменить договор о торговле;
trade embargo – попросить данное королевство прекратить торговые отношения с третьим королевством, если таковое имеется;
trade treaty – заключить договор о торговле с этим королевством.
Чтобы послать сообщение другому игроку в режиме multiplayer, щелкните сначала на названии королевства, затем на иконке Chat, выберите получателя послания, напечатайте его и нажмите Enter.
Villages (_F2) – полная информация о ваших деревнях. Чтобы перейти к какой-нибудь деревне, дважды щелкните по ней левой кнопкой мыши. Информация представлена за год.
Economy (_F3) – информация обо всех источниках дохода (верхняя часть) и статьях расхода (нижняя часть свитка).
Составляющие прибыли:
exports – экспорт товаров;
recovered treasure – богатства, отнятые у фританов;
sale of buildings – деньги, полученные от продажи зданий;
sale of goods – продажа товаров населению вашего королевства;
taxes – налоги, полученные с ваших деревень;
tribute from other kingdoms – дань, полученная от правителей других королевств;
worker income – прибыль от “сдачи в наем” своих специалистов.
Расходы же могут быть единовременными (обучение специалистов, денежные подарки и т.п.) и постоянными (зарплата подданных, расходы по содержанию зданий, военных машин и т.п.).
Информация представлена за год.
Trade (_F4) – отчет о ваших торговых кораблях и караванах. Чтобы переключиться на какой-либо корабль или караван, дважды щелкните на его названии левой клавишей мыши.
Military (_F5) – данные о военных – солдатах и генералах. Чтобы переключиться на какого-либо солдата или генерала, дважды щелкните на его имени левой клавишей мыши.
Technology (_F6) – информация об исследованиях, захваченных свитках и высших созданиях.
Espionage (_F7) – полная информация обо всех шпионах – местоположение, цвет одежды, навыки, преданность, выполняемое задание. Чтобы переключиться на какого-либо шпиона, дважды щелкните на его имени левой клавишей мыши.
Ranking (_F8) – дополнительная статистика по королевствам. Чтобы получить более подробную информацию по какому-либо королевству, дважды щелкните на его названии левой клавишей мыши.
Пиктограммы
Батоны хлеба – запасы продовольствия в вашем королевстве (цифра в скобках показывает изменения, произошедшие с начала года).
Монеты – количество денег в казне вашего королевства.
Рука – репутация вашего королевства.
Также вы можете увидеть текущую дату.
Кнопки
Три нижеприведенные кнопки показывают различные состояния карты мира:
Первый глобус (Terrain Map) – показывает особенности местности.
Второй глобус ( Kingdom Power Map) – показывает границы вашего королевства.
Третий глобус ( Villages and Units Map) – показывает здания и полезные ископаемые.
Кнопка МЕНЮ :
options – изменить параметры игры:
sound effects volume – громкость звуковых эффектов;
music volume – громкость музыки;
play music – выбрать, музыку какого народа проигрывать во время игры;
help – помощь (none – нет, brief – краткая информация, detailed – полная информация);
display news – выводить на экран новости (all – все, major – самые важные);
reports background – фон сообщений (opaque – непрозрачный, transparent – прозрачный);
show unit identities – показывать идентификацию юнитов (always – всегда, under cursor – только при наведении на них курсора);
show unit paths – показывать перемещения юнитов (no – нет, world map – на карте мира, main map – на главной карте, both – на обеих картах);
game speed – скорость игры;
scrolling speed – скорость прокрутки;
save game – сохранить текущую игру;
load game – загрузить одну из ранее сохраненных игр;
training – тренировочная игра;
retire – закончить игру и подсчитать очки;
quit to main menu – вернуться в главное меню;
quit to windows – выход в windows 95;
continue game – продолжить текущую игру.
Экран сообщений
Во время игры вам нередко будут приходить сообщения от соседних правителей или от ваших приятелей по игре.
Для того, чтобы ответить на сообщение, щелкните на кнопке Reply и выберите подходящий вариант ответа.
Клавиши
_ E – показать все известные здания и полезные ископаемые на карте мира;
_ F – показать любой форт на карте мира;
_ G – показать любого генерала на карте мира;
_ H – показать любой корабль на карте мира;
_ J – переместиться к месторождению полезного ископаемого на главной карте;
_ K – показать короля на карте мира;
_ L – загрузить одну из ранее сохраненных игр;
_ O – открыть меню изменения параметров игры;
_ P – закрасить все свитки и сообщения;
_ Q – показать все особенности местности на карте мира;
_ S – сохранить текущую игру;
_ V – сменить фоновую мелодию;
_ W – показать границы вашего королевства на карте мира. Двойное нажатие – показать границы вашего королевства на карте мира и на главной карте;
_ X – удалить все сообщения с экрана сообщений;
_ Y – показать любого шпиона на карте мира;
_ < – просмотреть следующую страницу (во время тренировочной игры);
_ > – просмотреть предыдущую страницу (во время тренировочной игры);
_0 – _9 – отрегулировать скорость игры (0 – пауза в игре);
_ F1 – _F8 – развернуть свитки с информацией;
_ F9 – просмотреть последние новости;
_ F11 – сохранить текущее изображение экрана в файле *.bmp;
_ F12 – выйти из игры в Windows 95;
_ Esc – убрать свиток с экрана.
Мышь
Практически любое свое действие в игре вы можете осуществить посредством мыши – выбирать опции игры, нажимать на кнопки, управлять людьми, зданиями и т.п.
Для того чтобы выбрать объект (или группу объектов), щелкните по нему левой клавишей мыши. Для того чтобы передвинуть объект, щелкните правой клавишей мыши по месту назначения. Группы людей, караваны заключаются в рамку.
Для того чтобы установить точки, через которые лежит путь вашего подданного, выделите его, удерживайте _Alt и правой кнопкой мыши укажите промежуточные пункты следования.
Для того чтобы поместить подданного в здание, укажите здание, как конечный пункт, куда он должен добраться (то же касается кораблей). Если вы хотите, чтобы подданный вышел из здания, то выделите здание левой кнопкой мыши. Вы увидите список работающих и находящихся в нем людей. Чтобы приказать кому-либо из них выйти, щелкните по его иконке правой кнопкой мыши. Для деревни воспользуйтесь кнопкой Recruit.
Для ремонта здания поместите туда строителя и щелкните по зданию правой кнопкой мыши (этот приказ не будет выполнен, если здание атакуют).
Для того чтобы подобрать что-то с земли, прикажите своему подданному пройти по этой вещи. Свиток с заклинанием может поднять только подданный той национальности, которая указана на свитке – C – китаец, G – грек, J – японец, M – майя, N – норманн, P – перс, V – викинг.
Жители королевства
Как и любой уважающий себя король, прежде всего вы захотите выбрать себе подданных, чтобы построить сильное и богатое королевство. Поскольку вы будете иметь дело с совершенно непредсказуемым рельефом местности, когда начнете играть, то неплохо было бы ознакомиться хотя бы с возможными подданными, их врожденными навыками и способностями.
Викинги
Защита – 4.
Основное оружие – секира, его мощность – 6-12, дальность действия – 1 (рукопашный бой), скорость нанесения ударов – 4.
Необходимые знания для получения улучшенного оружия – 50.
Улучшенный вариант – берсерк, его мощность – 40, дальность действия – 1, скорость нанесения ударов – 120.
Греки
Защита – 6.
Основное оружие – меч, его мощность – 5-8, дальность действия – 1 (рукопашный бой), скорость нанесения ударов – 1.
Необходимые знания для получения улучшенного оружия не нужны.
Улучшенное оружие – щит (защищает от стрел, пущенных из лука или арбалета), его мощность – 0, дальность действия – 1, скорость ударов – 2.
Китайцы
Защита – 5.
Основное оружие – алебарда, ее мощность – 6-16, дальность действия – 1 (рукопашный бой), скорость нанесения ударов – 2.
Необходимые знания для получения улучшенного оружия – 30.
Улучшенное оружие – лук, его мощность – 5-8, дальность действия – 6, скорость нанесения ударов – 7.
Майя
Защита – 3.
Основное оружие – дубина, его мощность – 8-14, дальность действия – 1 (рукопашный бой), скорость нанесения ударов – 3.
Улучшенное оружие –отсутствует.
Норманны
Защита – 7.
Основное оружие – широкий меч, его мощность – 5-10, дальность действия – 1 (рукопашный бой), скорость нанесения ударов – 3.
Необходимые знания для получения улучшенного оружия – 30, 50.
Улучшенное оружие – щит, арбалет, его мощность – 0,7-10, дальность действия – 1, 5, скорость нанесения ударов – 4, 10.
Персы
Защита – 3.
Основное оружие – копье, его мощность – 3-6, дальность действия – 1 (рукопашный бой), скорость нанесения ударов – 3.
Необходимые знания для получения улучшенного оружия не нужны.
Улучшенное оружие – лук, его мощность – 6-12, дальность действия – 6, скорость нанесения ударов – 6.
Японцы
Защита – 5.
Основное оружие – самурайский меч, его мощность – 5-8, дальность действия – 1 (рукопашный бой), скорость нанесения ударов – 2.
Необходимые знания для получения улучшенного оружия – 55.
Улучшенный вариант – берсерк, его мощность – 32, дальность действия – 1, скорость нанесения ударов – 90.
Характеристики жителей королевства
Вы можете выделить любого жителя вашего королевства, и тогда на информационном экране слева отразятся его характеристики:
allegiance (цвет королевства) – все, кроме шпионов, носят цвета своего королевства;
name (имя) – каждый житель королевства имеет имя;
disband (расформировать) – иконка выполнена в виде маленького крестика и в зависимости от ситуации используется для увольнения подданного или сноса здания;
repair (ремонт) – показывает действия строителя: готовность приступить к ремонтным работам или выполнение в настоящий момент ремонта здания;
hit points bar (индикатор жизненных сил) – может изменяться в пределах от 1 до 400 единиц. Как правило, средний показатель равен 200. При совершенствовании боевых навыков и изобретении более мощного оружия жизненные силы прибывают. Цвет индикатора определяет максимальный уровень жизненных сил:
зеленый – не более 50 единиц,
желтый – от 51 до 100 единиц,
фиолетовый – от 101 до 200 единиц;
loyalty (лояльность) – уровень преданности жителей вашего королевства. Изменяется от 1 до 100 единиц;
combat training (боевой навык) – уровень знания военного дела. Колеблется от 1 до 100 единиц. Остается навсегда, независимо от смены рода деятельности, солдатом;
speciality training (навык по специальности) – каждый житель королевства, за исключением шпионов, может иметь только одну специальность и соответственно работать по ней;
contribution (контрибуция) – вклад солдата в защиту королевства (количество битв, в которых он участвовал).
Специальные приказы
Помимо характеристик, на информационном экране появляются иконки специальных приказов, касающихся какой-либо определенной группы жителей вашего королевства (даются в зависимости от специальности):
cease spying (прекратить шпионить) – лишить шпиона его шпионской профессии. Если у него есть другая специальность, он начнет работать по ней, а если нет – станет простым крестьянином;
construction (построить) – возвести какое-либо строение из списка возможных;
coronation (коронация) – сделать королем любого жителя вашего королевства;
demotion (разжалование) – понизить в звании (из генерала в солдаты);
enter village (войти в деревню) – построить новую деревню;
honor (наградить) – небольшая денежная премия;
promotion (продвижение) – повысить в звании (из солдата в генералы);
return to fort (вернуться в форт) – приказ для отряда солдат или генерала;
sleeper (спящий) – завербовать подданного другого королевства;
sneak-surrender notification (извещение о способе проникновения в стан врага) – пробраться на территорию противника и взять цвета его королевства (sneak); сдаться в плен и поступить на службу к другому королю, при этом продолжая выполнять ваши приказы (surrender);
spy special mission (специальное задание для шпиона) – специальные приказы для шпиона:
bribe – подкуп. Вы либо получите соратника из стана врага, либо потеряете шпиона (его казнят);
capture building – захватить здание (при условии, что шпион – единственный человек в этом здании);
end special mission – закончить выполнение специальной миссии;
Information – сбор информации о вражеском королевстве (вы можете просмотреть эту информацию в свитках);
sabotage – саботаж (особенно эффективен на производстве);
sleeper – стать резидентом, прикидываясь законопослушным гражданином вражеского королевства;
sow dissent – сеять недовольство среди жителей другого королевств при условии, что они принадлежат к той же национальности, что и ваш шпион.
Крестьяне-фермеры (Peasant Farmers)
Крестьяне, как им и положено, живут и размножаются в деревнях. Если вы не обучили крестьянина никакой специальности, то он будет заниматься своей основной деятельностью – сельским хозяйством – и кормить все население вашего королевства. Кроме этого, крестьянин может основать новую деревню и стать ее первым жителем. Если вы обучите крестьянина какой-либо специальности (кроме военной и шпионажа), а потом пошлете его обратно в деревню, он снова вернется к фермерству.
Следите, чтобы количество фермеров не падало ниже 50% от общего количества населения, иначе вас ждут голодные бунты.
Стоимость обучения – 0.
Время обучения (создания) – 5 дней.
Годовое жалование – 0.
Выполняемые приказы – войти в деревню, наградить.
Король (King)
Лидер королевства, способный повести за собой войско. Все, что ему нужно уметь – управлять людьми.
В одном форте не должно быть более одного лидера – либо король, либо генерал.
В случае смерти короля вы можете сделать его преемником любого жителя королевства.
Стоимость обучения – 0.
Время обучения (создания) – 0.
Годовое жалование – 0.
Выполняемые приказы – коронация (если короля убьют), вернуться в форт.
Генерал (General)
По сути, это главнокомандующий ваших войск, их лидер, идейный вдохновитель и “отец родной”. Только он знает, как улучшить боевые навыки солдат и увеличить их преданность. Генералом может стать любой солдат, получив соответствующее повышение по службе.
Стоимость обучения – 0.
Время обучения (создания) – 5 дней.
Годовое жалование – 50.
Выполняемые приказы – разжаловать (в солдаты), вернуться в форт, построить, войти в деревню, наградить.
Солдат (Soldier)
Солдаты – основа армии вашего королевства. Именно они несут на себе всю тяжесть побед. После призыва на военную службу они отравляются в форты, где поступают на попечение генерала или короля. Чем в больших битвах побывал солдат, тем выше становятся его боевые навыки. К врожденным качествам солдата можно отнести лидерство, которое никак не проявляет себя, пока солдата не повысят в звании.
Стоимость обучения – 30.
Время обучения (создания) – 5 дней.
Годовое жалование – 10.
Выполняемые приказы – повысить в звании, вернуться в форт, построить, войти в деревню, наградить.
Строитель (Construction Specialist)
Его основной специальностью является строительство. Вы можете заказать ему любое здание из списка строений, и будьте уверены, что оно будет построено. Строитель занимается также ремонтом зданий.
Для того чтобы построить трон власти, необходимо разыскать свиток с заклинаниями. При этом учитывается национальность строителя.
Стоимость обучения – 30.
Время обучения (создания) – 5 дней.
Годовое жалование – 10.
Выполняемые приказы – построить, войти в деревню, наградить.
Шахтер (Miner)
Шахтер добывает полезные ископаемые на ваших рудниках. Он может также построить рудник сам, но лучше доверить это строителю. Живет в близлежащей деревне.
Стоимость обучения – 30.
Время обучения (создания) – 5 дней.
Годовое жалование – 10.
Выполняемые приказы – построить, войти в деревню, наградить.
Рабочий (Manufacturer)
Это деревенские жители, встающие с первыми петухами для того, чтобы выполнять свой нелегкий труд на фабриках и венных заводах. Именно они производят те товары, которые продаются на рынке и повышают ваше благосостояние.
В случае необходимости могут построить фабрику или военный завод.
Стоимость обучения – 30.
Время обучения (создания) – 5 дней.
Годовое жалование – 10.
Выполняемые приказы – построить, войти в деревню, наградить.
Исследователь (Researcher)
Также являются деревенскими жителями. Работают в башне знаний, где создают новое вооружение и производят научные исследования.
Могут построить башню знаний.
Стоимость обучения – 30.
Время обучения (создания) – 5 дней.
Годовое жалование – 10.
Выполняемые приказы – исследовать, построить, войти в деревню, наградить.
Шпион (Spy)
Это, наверное, самая интересная личность в вашем королевстве. Если вы в детстве мечтали стать разведчиком, то вы будете получать истинное наслаждение, управляя своим шпионом.
Вы можете заслать его в любое здание – дружеское или вражеское – для выполнения различных заданий. При этом шпион может легко замаскироваться под жителя данного королевства или соблюдать нейтралитет (белые одежды).
Помимо шпионажа, вы должны обучить своего агента какой-нибудь специальности. Впрочем, он может прикинуться крестьянином.
Шпион может заниматься строительством, но будет выполнять его только по приказу того правителя королевства, чьи цвета он сейчас носит.
Шпион может работать и на вашей территории, выявляя вражеских агентов.
Стоимость обучения – 30.
Время обучения (создания) – 5 дней.
Годовое жалование – 100.
Выполняемые приказы – повысить в звании, вернуться в форт, построить, войти в деревню, наградить.
Гражданские чувства
Каждый житель королевства (вашего или чужого) способен испытывать некие гражданские чувства по отношению к своему или чужому королевству. Как всякий уважающий правитель, вы должны направлять эти чувства в свою пользу и умело регулировать их.
Преданность:
увеличивается, когда генерал (король) находится в форте недалеко от деревни и имеет ту же национальность, что и ее жители; все жители деревни принадлежат одной национальности; качество жизни в деревне довольно высоко (повышенный спрос на товары, хороший товарооборот); вы делаете денежные подарки жителям деревни;
уменьшается, когда вражеский генерал находится в форте своего королевства, расположенном неподалеку от вашей деревни; вы призываете жителей деревни на воинскую службу; взимаются налоги; дефицит продовольствия в королевстве каждые пять дней; низкое качество жизни в деревне.
Так что не жалейте денег и званий – и все будет хорошо, взывать же к патриотическим чувствам жителей королевства бесполезно.
Сопротивление – свойственно жителям нейтральных или вражеских деревень, завоеванных вами. Бороться с ним нужно постепенно. При уровне сопротивления в 50 единиц начинайте благоустраивать деревню: стройте рынки, фабрики и т.п. Когда уровень снизится до 30 единиц, жители деревни прекратят нападать на ваших подданных, находящихся поблизости. Нулевой уровень сопротивления означает, что вы стали полновластным хозяином и правителем данной деревни.
Репутация – это лицо вашего королевства на международном уровне. Чем выше репутация королевства, тем больше у него шансов на установление и поддержание успешных и взаимовыгодных дипломатических отношений с другими королевствами. Хорошая репутация положительно влияет и на жителей вашего королевства: их преданность повышается. Вы можете наплевательски относиться к своей репутации только в том случае, если сразу намерены только воевать, используя грубую силу. На снижение репутации может повлиять грубое вмешательство в дела нейтральной деревни (убийство ее жителей), начало военных действии и подобные неправедные деяния относительно граждан своего или чужого королевства.
[[BREAK]]
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Высшие существа (Greater Creatures)
Помимо обычных жителей, вы можете призвать к себе на службу так называемые высшие существа. Это создания, обладающие уникальными способностями, зависящими от их национальной принадлежности. Для того, чтобы призвать высшее существо, вы должны сначала построить трон власти.
Высшие существа:
Джинг Нунг китайцев – воин, стреляющий огненными шарами и умеющий быстро летать.
Греческий Феникс – может выявлять шпионов и различать предметы на большом расстоянии.
Владыка Умов японцев – снижает преданность жителей чужих королевств, находящихся рядом с вашим.
Дракон норманнов – обладает испепеляющим дыханием.
Персидский Лекарь – восстанавливает жизненные силы ваших подданных, находящихся поблизости.
Кукулкан майя – улучшает боевые навыки всех солдат майя, находящихся на растоянии 10 единиц.
Тор викингов – метает молнии и вызывает торнадо.
Караваны (Caravans)
Караваны – это один из способов ведения внешней торговли с другими королевствами. Для того чтобы снарядить караван, у вас должен быть рынок.
Основной деятельностью караванов является перевозка товаров и сырья. Внутри вашего королевства караван может заниматься торговлей, но внутри союзных королевств – только закупкой товара для его последующей реализации на вашем рынке.
Вы можете организовать одинкараван на каждые 10 крестьян, живущих в вашем королевстве.
Как правило, вы отправляете караван, полагаясь в выборе товара на самих караванщиков, но можете и сами принять в этом активное участие.
Сначала определите маршрут каравана и установите необходимые остановки, щелкнув по кнопке Set Stop в местах предполагаемых остановок. Это могут быть рынки, фабрики или шахты.
Затем определите, какой товар возьмет караван:
A (автоматически) – караван заберет товары, имеющиеся в наличии, и оставит те, на которые существует повышенный спрос в вашей деревне;
N (ничего) – на данной остановке караван не возьмет никаких товаров;
Х (удалить) – убирает остановку из маршрута каравана. Если у каравана нет хотя бы двух остановок, то он останется на месте и будет ждать, когда вы зададите ему новый маршрут.
Иконки, на которых изображены товары, означают, что на указанных остановках ваш караван будет забирать только эти товары.
В нижней части экрана показаны товары, которые везет караван.
Стоимость годичной эксплуатации – 10.
Корабли
Корабли предназначены как для перевозки товаров, так и для доставки жителей вашего королевства. Все торговые операции, осуществляемые кораблями, аналогичны действиям караванов. При перевозке людей вы управляете кораблями так же, как и людьми.
Корабли делятся на транспортные (перевозят людей) и торговые (перевозят товары). Иногда они совмещают эти занятия (каравеллы и галлионы).
Определение остановок для кораблей производится аналогично караванным остановкам, с единственной разницей, что корабли берут новые товары и разгружаются только в гаванях, поэтому гавань обязательно должна быть соединена с рынком, шахтой и фабрикой.
Галлион
Время создания – 100 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 150.
Каравелла
Время создания – 70 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 100.
Торговый корабль
Время создания – 40 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 30.
Транспортный корабль
Время создания – 40 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 30.
Сооружения
Приказы
Находясь в здании, вы можете отдавать некоторые доступные для данного здания приказы:
select research (выбрать исследование) – предлагается список устройств для исследования;
make weapon (делать оружие) – предлагается список военных машин, которые можно произвести. Число справа от названия машины показывает количество производимой техники;
build ship (построить корабль) – предлагается список кораблей, которые можно построить;
sail ship (отправить в плавание) – вывести корабль из гавани;
recruit (призвать) – житель выйдет из деревни и встанет рядом с ней, после чего вы можете отдавать ему приказы;
train (обучить) – выберите специальность из списка и обучите ей крестьянина. Каждое нажатие кнопки увеличивает количество обучающихся на одного человека. Обученный специалист появится около деревни;
tax (собрать налог) – собирать налог с деревни (что ведет к снижению преданности ее жителей). Налоги бывают ежегодные (1 января), когда с каждого жителя деревни берут 5 монет, и постоянные, которые можно собирать в любое время. Для этого выставите минимальный уровень преданности для данной деревни, который вас устраивает (щелчок правой кнопкой мыши). Каждый раз, когда он будет повышаться, автоматически будет взиматься налог;
grant (субсидия) – выплатить каждому жителю данной деревни 10 монет в виде подарка. Естественно, преданность деревни возрастет. Вы можете дарить деньги постоянно, чтобы поддерживать определенный уровень преданности. Установите минимальный уровень, до которого может снижаться преданность. Как только она станет ниже, будет выплачена субсидия;
hire (нанять) – выберите нужного вам специалиста из списка;
create caravan (создать караван) – вы можете создать караван;
change production (сменить вид продукции) – вы можете производить на выбор: clay (глина) – глиняные горшки, cooper (медь) – изделия из меди, iron (железо) – железные слитки;
sortie (вылазка) – выйти из форта;
honor (оплатить) – наградить любого воина денежной премией. Повышает преданность;
defense mode (режим защиты) – может быть:
alert (тревога) – солдаты ринутся в бой, как только будет атаковано здание, соединенное с фортом. После окончания битвы они вернутся в форт;
stand down (оставаться на месте) – даже при нападении на ваши здания солдаты останутся в форте;
summon greater being – вызвать высшее существо.
Связи между сооружениями
Многие сооружения вашего королевства соединены друг с другом посредством пунктирной линии. Это означает, что между этими зданиями происходят какие-то связи – торговые, деловые и т.п.
Если вы построили какое-то здание, имеющее связь с деревней, то из деревни в здание начнут приходить жители на работу до тех пор, пока их не наберется восемь человек или пока вы не прикроете им доступ в здание. Чтобы это сделать, щелкните левой кнопкой мыши по кружку на соединительной линии, ведущей к деревне. Обязательно следите за тем, чтобы из деревни не было чрезмерного оттока жителей, лучше набирайте специалистов на постоялом дворе (да и уровень мастерства у них будет выше, чем у крестьян-новобранцев).
Башня знаний (Tower Of Science)
Это научно-исследовательский центр вашего королевства. Здесь вы можете изобретать новые средства вооружения, улучшать существующие корабли и механизмы.
Вы можете построить ряд башен и поручить им работу над разными проектами.
Стоимость строительства и годовая эксплуатация – по 200 монет.
Максимальное количество специалистов – 8.
Выполняемые приказы – выбрать исследование.
Военный завод (War Factory)
Его можно строить после того, как в башне знаний изобретут военные машины.
Не использует сырье для производства машин. После создания военная техника будет появляться рядом с заводом, и вы сможете ею командовать.
Стоимость строительства и годовая эксплуатация – по 200 монет.
Максимальное количество специалистов – 8.
Выполняемые приказы – делать оружие.
Гавань (Harbor)
В гавани вы можете заниматься разгрузкой своих кораблей, а также их строительством и ремонтом.
Если вы заключите торговое соглашение с другим королевством, то его корабли также смогут заходить в вашу гавань, чтобы забрать товары.
Отгружать товар в чужих гаванях нельзя.
Стоимость строительства и годовая эксплуатация – по 100 монет.
Максимальное количество кораблей в гавани – 4.
Выполняемые приказы – построить корабль, отправить в плавание.
Деревня (Village)
Хотя выглядит, как несколько домиков, на самом деле является одним зданием.
Населена крестьянами и специалистами, работающими поблизости. Может включать в себя жителей разных национальностей.
Стоимость строительства и годовая эксплуатация – 0 монет.
Максимальное количество жителей – 60.
Выполняемые приказы – призвать, обучить, собрать налог, субсидировать.
Постоялый двор (Inn)
Привлекает специалистов разных национальностей, а также шпионов. Вы можете нанять к себе на службу любого из этих специалистов.
Стоимость строительства и годовая эксплуатация – по 60 монет.
Максимальное количество специалистов – 6.
Выполняемые приказы – нанять.
Рынок (Marketplace)
На рынке покупают товары, производимые на фабриках, и сырье. Торговля – это основной источник доходов вашего королевства. Здесь же организуются караваны.
На рынке торгуют глиной, медью, железом, горшками, изделиями из меди, железными слитками.
Стоимость строительства и годовая эксплуатация – по 60 монет.
Выполняемые приказы – создать караван.
Трон власти (Seat Of Power)
Это сооружение больше напоминает храм. Основное его предназначение – вызов высших созданий. Построить его могут только король, генерал или строитель, обладающие свитком заклинаний.
В здании могут находится либо король, либо генерал, а также жрецы. Естественно, все они должны иметь национальность, указанную на свитке.
Стоимость строительства – 800 монет.
Годовая эксплуатация – 400 монет.
Максимальное количество жрецов (только из крестьян) – 8.
Выполняемые приказы – вызвать высшее создание.
Фабрика (Factory)
Здесь из сырья производят различные товары, которые можно впоследствии продавать.
Стоимость строительства и годовая эксплуатация – по 200 монет.
Максимальное количество специалистов – 8.
Максимальное количество сырья и товаров – 500 единиц.
Выполняемые приказы – сменить вид продукции.
Форт (Fort)
Это военная база вашего королевства. Здесь живут солдаты и генерал (король). Располагается неподалеку от деревни и оказывает политическое влияние на ее жителей, повышая их преданность.
Стоимость строительства и годовая эксплуатация – по 60 монет.
Максимальное количество солдат – 8.
В форте может быть только один генерал или король.
Выполняемые приказы – вылазка, оплатить, режим защиты.
Шахта (Mine)
Для того чтобы шахта работала эффективно, расположите ее в месте залежей полезных ископаемых. Когда ресурсы в этом месте иссякнут, шахта прекратит работать.
Стоимость строительства и годовая эксплуатация – по 600 монет.
Максимальное количество специалистов – 8.
Максимальное количество сырья – 500 единиц.
Выполняемых приказов нет.
Стихийные бедствия
Землетрясения – происходят нечасто. Вредят как жителям, так и зданиям.
Изменения погоды. Самые безобидные из них – снег и дождь – могут даже принести пользу при тушении пожара, но есть и более серьезные – молния (может убить жителя или разрушить здание) и торнадо (обладает колоссальной разрушительной силой).
Пожары – вызываются не только природными явлениями, но и могут возникать вследствие выстрелов из некоторых боевых машин. Приводят к повреждению зданий и гибели жителей. Могут привести к выгоранию близрасположенной растительности.
Военные машины
Все военные машины разрабатываются, а затем усовершенствуются в башне знаний. Всего они могут иметь три уровня мощности – обычный, средний (после первого усовершенствования), высший (после второго усовершенствования).
Все военные машины, установленные на борту каравелл и галлионов, имеют радиус действия, равный 10.
Взрывчатка
Время создания – 30 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 40.
Количество наносимых повреждений – 10.
Скорость перемещения – 4.
Радиус действия – 1.
Тип боеприпасов – огонь.
Цель – земля, здание.
Площадь действия – 3 х 3.
Время перезарядки – отсутствует, т. к. рассчитана на один взрыв.
Баллиста первого уровня
Время создания – 30 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 50.
Количество наносимых повреждений – 60.
Скорость перемещения – 4.
Радиус действия – 7.
Тип боеприпасов – копье.
Цель – земля, вода, воздух, здание.
Площадь действия – 1 (один человек).
Время перезарядки – 10.
Баллиста второго уровня
Время создания – 30 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 50.
Количество наносимых повреждений – 60.
Скорость перемещения – 4.
Радиус действия – 7.
Тип боеприпасов – копье.
Цель – земля, вода, воздух, здание.
Площадь действия – 1 (один человек).
Время перезарядки – 8.
Баллиста третьего уровня
Время создания – 30 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 50.
Количество наносимых повреждений – 60.
Скорость перемещения – 4.
Радиус действия – 7.
Тип боеприпасов – копье.
Цель – земля, вода, воздух, здание.
Площадь действия – 3 х 3.
Время перезарядки – 6.
Катапульта первого уровня
Время создания – 30 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 50.
Количество наносимых повреждений – 50.
Скорость перемещения – 3.
Радиус действия – 7.
Тип боеприпасов – камни.
Цель – земля, вода, здание.
Площадь действия – 1 (один человек).
Время перезарядки – 30.
Катапульта второго и третьего уровня
Время создания – 30 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 50.
Количество наносимых повреждений – 50.
Скорость перемещения – 3.
Радиус действия – 7.
Тип боеприпасов – греческий огонь.
Цель – земля, вода, здание.
Площадь действия – 3 х 3.
Время перезарядки – 30.
Огнемет первого уровня
Время создания – 40 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 70.
Количество наносимых повреждений – 50.
Скорость перемещения – 5.
Радиус действия – 2.
Тип боеприпасов – огонь.
Цель – земля, вода, здание.
Площадь действия – 1 (один человек).
Время перезарядки – 30.
Огнемет второго уровня
Время создания – 40 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 70.
Количество наносимых повреждений – 50.
Скорость перемещения – 5.
Радиус действия – 3.
Тип боеприпасов – огонь.
Цель – земля, вода, здание.
Площадь действия – 1 (один человек).
Время перезарядки – 30.
Огнемет третьего уровня
Время создания – 40 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 70.
Количество наносимых повреждений – 50.
Скорость перемещения – 5.
Радиус действия – 3.
Тип боеприпасов – огонь.
Цель – земля, вода, здание.
Площадь действия – 3 х 3.
Время перезарядки – 30.
Пушка первого уровня
Время создания – 50 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 120.
Количество наносимых повреждений – 80.
Скорость перемещения – 3.
Радиус действия – 6.
Тип боеприпасов – ядра.
Цель – земля, вода, воздух, здание.
Площадь действия – 1 (один человек).
Время перезарядки – 30.
Пушка второго уровня
Время создания – 50 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 120.
Количество наносимых повреждений – 80.
Скорость перемещения – 3.
Радиус действия – 7.
Тип боеприпасов – ядра.
Цель – земля, вода, воздух, здание.
Площадь действия – 1 (один человек).
Время перезарядки – 30.
Пушка третьего уровня
Время создания – 50 дней.
Стоимость годичной эксплуатации – 120.
Количество наносимых повреждений – 80.
Скорость перемещения – 3.
Радиус действия – 8.
Тип боеприпасов – ядра.
Цель – земля, вода, воздух, здание.
Площадь действия – 3 х 3.
Время перезарядки – 30.
Тактические советы
Итак, вы разобрались с главным меню, выбрали опции для игры и готовы приступить к строительству королевства. После загрузки игры вы каждый раз будете попадать в новое место, потому что карта генерируется случайным образом, но на экране вы всегда будете видеть одно и тоже: одна деревня, принадлежащая вам, и прикрепленный к ней форт. В форте находится король, т.е. вы собственной персоной.
Первые шаги
Сначала разыщите на карте, какие полезные ископаемые находятся рядом с вашим королевством. Определившись с залежами железной и медной руды и глины, приступайте к строительству шахты.
Зайдите в деревню (выделите ее щелчком мыши) и щелкните по иконке train (тренировать), затем выберите пункт mining (шахта). По мере обучения индикатор прогресса будет заполняться. Когда обучение закончится, вы получите квалифицированного шахтера.
Начинайте строительство шахты (желательно, чтобы она находилась прямо на залежах полезных ископаемых). Выберите иконку build (строить) и объект строительства – mine (шахта). Затем щелкните на полезных ископаемых – и ваш “спец” начнет строительство.
На экране вы увидите линию, соединяющую шахту и деревню. До тех пор, пока круг на конце этой линии не заполнится, крестьяне вашей деревни будут постепенно осваивать профессию шахтера.
После того как шахта будет построена, шахтер останется там работать.
Завершив строительство шахты, приступайте к возведению фабрики для переработки природных ресурсов. Для этого обучите одного из крестьян строительству (construction), а затем прикажите ему построить фабрику. Кстати, строитель может строить и другие здания.
Лучше всего расположить фабрику так, чтобы она имела линии связи с шахтой и деревней. Строитель не может работать на фабрике, поэтому создайте рабочего, щелкните правой кнопкой мыши на фабрике – и рабочий отправится туда.
Не давайте лениться вашему строителю после того, как он закончит с фабрикой: пошлите его на строительство рынка, где вы будете продавать товары, сделанные на фабрике. Естественно, рынок должен находиться недалеко от ранее построенных сооружений и иметь с ними связь.
Постройте постоялый двор, и к вам начнут приходить специалисты из других королевств, которых за определенную плату можно нанять на работу. Конечно, среди них могут быть и вражеские шпионы, но вы можете создать своих шпионов и поместить их на тот же участок работ, чтобы сдерживать провокаторскую деятельность вражеских агентов.
Кстати, если вы не хотите использовать своих крестьян для работы на шахте, фабрике и в других строениях, то можете сначала построить постоялый двор и набрать там специалистов для работы. Для этого вам нужно иметь достаточное количество денег. Хотя один наемник иногда стоит десяти ваших крестьян и может принести гораздо больше выгоды своей деятельностью.
Теперь начните исследовательскую деятельность – постройте парочку башен знаний и поместите туда исследователей для разработки новых видов вооружения и кораблей. Назначьте им объект для изобретения. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, дать каждой башне разные задания: одной – изобретать катапульту, а другой – баллисту. Во-вторых, поручить им обеим создание одного вида вооружения. Если каждая из башен будет трудиться над своим изобретением, то вы получите два вида вооружения, но через более длительный срок. А если они будут делать что-то одно, что сроки сократятся в два раза. Так что решайте сами. И еще: не скупитесь на исследователей с высоким уровнем мастерства.
Чтобы воплотить все изобретения в жизнь, постройте три или четыре (сколько денег позволит) военных завода и начните выпуск военной техники.
Торговля
Торговля – это одна из самых важных вещей в игре (если вы, конечно, не хотите посвятить жизнь войне и не будете использовать коды), поскольку это основной источник доходов королевства.
Начнем с внутренней торговли. Торговать нужно начинать сразу после того, как вы построите шахту и завод. Соорудив первый рынок (назовем его “центральный”), напрямую связанный с шахтой и заводом, продолжайте строительство рынков около других деревень и заводов, чтобы иметь постоянный товарооборот. Снаряжайте караваны с “центрального” рынка к периферийным.
Задать путь погрузки или выгрузки товара очень легко. Это делается так: щелкните левой кнопкой мыши на верблюде, а затем нажмите на первую по счету кнопку set shop и укажите, с какого рынка загружать товар. Теперь нажмите вторую по счету кнопку set shop и укажите, на каком базаре выгружать товар. После этого верблюд (караван) сам пойдет куда нужно, и будет так ходить, пока что-нибудь не случится с рынком или с ним самим.
Если вам не хватит на игру ресурсов одной шахты, вы можете на карте мира отыскать залежи полезных ископаемых и построить новую шахту.
Ну, а теперь о самом интересном – о внешней торговле. Спустя некоторое время после начала игры другие короли начнут предлагать вам заключить с ними договор о торговле. Если они не проявляют инициативы, возьмите ее в свои руки: выберите королевство, с которым хотите торговать, и пошлите им свои предложения. Как правило, ответ приходит через пару секунд. Если противоположная сторона согласна (в ее ответе должно быть слово accept), то ее рынки станут доступны для вас.
Война
Увы, вы не одни в этом мире, поэтому, начав игру, сразу подумайте об армии. Щелкните один раз на деревне и несколько (в зависимости от того, сколько солдат вы хотите призвать на службу) раз на иконке recruit (рекрут). Вы можете за раз призвать восемь “счастливчиков”, но не переусердствуйте, а то кто же будет кормить ваше королевство?
В каждой армии есть различные звания, так и у вас: каждый форт имеет своего лидера – генерала или короля. В первом форте, который дается вам с самого начала, сидит король.
После того как вы наладите начальную экономику и построите башни знаний, соорудите еще один форт. Командира (leadership) советую нанять на постоялом дворе. Неплохо было бы повысить его в звании до генерала (кнопка promotion), после чего он с радостью примется муштровать новобранцев, которых вы ему отправите из ближайшей густонаселенной деревни.
Для успешного ведения войны вы должны иметь мощную армию (человек двадцать пять солдат и около пятидесяти военных машин). Но если противник совсем слаб, то не стоит так разоряться на военную технику, хватит и десяти машин.
Выберите королевство, которое хотите завоевать, и визуально оцените его силы. Я предпочитаю идти по такому пути: как правило, в начале игры все королевства заключают какой-либо мирный договор с вами, поэтому вы без проблем сможете подвести свои войска к строениям врага, а он воспримет это как должное и атаковать не будет.
Рассредоточьте свои войска на три группы, приблизительно так: первая группа – около десяти единиц боевой техники и пять или шесть солдат; вторая группа – около тридцати единиц военной техники; третья группа – около 10 единиц военной техники и от пятнадцати до двадцати пяти солдат.
Первая группа должна быть самой маленькой, она займется обороной своих строений. Отправьте вторую и третью группы в удобное для вас место рядом со строениями врага (старайтесь расположить их так, чтобы ничто не мешало обзору вражеской территории). Приготовившись к удару, пошлите вторую группу на уничтожение деревни вражеского королевства, и сразу же третью группу – на атаку войск противника, которые повыскакивают из форта.
После уничтожения всех вражеских войск сотрите с лица земли вражеский форт, рынок и другие строения, кроме завода и шахты, так как после полного поражения врага эти два строения перейдут к вам в собственность, и вы сможете продавать продукцию этого завода у себя на рынке. Для полного поражения врага вам нужно уничтожить все его деревни и короля (или королей: иногда их бывает более одного; странно, но факт).
Вот вы уже отвоевали у врага какую-то часть его владений и видите, что у него есть еще некоторая часть владений. Не медля ни секунды, бегите туда и берите их “тепленькими”. Объединяйте вторую и третью группу в одну и сразу же направьте ее на уничтожение форта. Как только ваши войска подойдут к нему, выбежит кучка вражеских солдат и станет пытаться защитить форт. Направьте всю мощь удара своих объединенных сил на уже ослабленные войска противника и добейте их.
Флот
Наверное, вы думаете, что морской флот полностью сосредоточен на ведении боевых действий. Ничего подобного! Для чего же он служит? Удобен ли он? На эти вопросы я сейчас и отвечу.
Основное предназначение флота – транспортировка грузов и перевозка солдат и техники из одного пункта в другой.
На мой взгляд, использование морского флота абсолютно неудобно. Пока привезешь товар или подведешь солдат или военную технику в гавань (harbor), погрузишь их на корабль, отправишь корабль в нужную точку, высадишь их, потратится уйма времени. Гораздо проще все это доставить по суше в нужное место. Так что вы можете забыть о флоте и ничего не потеряете при этом. Исключением могут служить ситуации, когда добраться до места назначения невозможно по суше.
Расширение границ королевства
Создав армию и наладив экономику, подумайте о том, сколько свободных крестьянских деревень “с нетерпением ждут” своего правителя. Чтобы поработить деревеньку, не стоит действовать силой, это может уронить вашу репутацию в глазах других правителей.
Лучше всего начать обработку жителей той же национальности, что и вы. Для начала постройте рядом с независимой деревней форт и поместите туда своего генерала и несколько солдат. Периодически проверяйте уровень сопротивления жителей этой деревни, и как только он снизится до 50 единиц, построите рынок рядом с деревней и пошлите к нему несколько караванов от вашей деревни.
Вы можете дождаться падения сопротивляемости до 30 единиц и совершить нападение на независимую деревню (sortie). Самые непокорные жители выйдут на битву с вами, но после вашей победы сопротивляемость деревни должна еще немного понизиться. Если вы избрали путь силы, то осуществляйте вылазки до тех пор, пока не исчезнут желающие повоевать с вами. Да не перебейте всю деревню! Когда сопротивляемость деревни упадет до нуля, считайте, что она ваша.