Руководство и прохождение по "Cutthroats: Terror on the High Seas"
НА БЕРЕГУ
Начальные настройки игры не балуют разнообразием. Нет никаких уровней сложности, специальных навыков и даже выбора нации. Практически можно только задать собственное имя (по умолчанию берется имя из системного реестра Windows), название корабля и год начала игры. От года зависит выбор порта, в котором вы начинаете свою карьеру (Тортуга, Порт-Ройял или Нассау), и ситуация в мире, то есть кто с кем воюет. Можете внимательно прочитать об этой ситуации в окне справа, но особого значения все это не имеет. Играть в начале и конце века несколько сложнее, чем в середине, вот и все.
Начинаете вы всегда на самом слабом корабле с восемью пушками и шестьюдесятью человеками команды (12 моряков, 24 пушкаря и столько же морских пехотинцев). Кроме того, у вас есть немножко боеприпасов и продовольствия да 500 монет. Отправляться в море с такими силами и ресурсами опасно, поэтому придется проделать кое-какие операции в порту. Нажмите в правой части основного экрана кнопку Port Screen и давайте разбираться с этим самым экраном порта.
Большую его часть сейчас занимает информационное окно. В нем описана ситуация в данном порту, кое-какие сообщения и слухи и прочая полезная информация. Пока что ничего интересного там нет, но вот при заходах в другие порты или же при следующем посещении стартового обязательно прочитайте всю имеющуюся информацию.
В правом верхнем углу находится окошко, в котором вам показывают «кино», когда кто-то из подчиненных хочет вам что-то сказать. Рядом с ним имеются три окошка с цифрами, это ваши рейтинги: Fame – престиж, Infamy – отрицательный престиж и количество денег.
В правом нижнем углу находятся кнопки выхода в другие режимы (боя, вороньего гнезда и карты), а над ними иконки, показывающие характеристики данного порта (количество населения, орудий, отношение лично к вам и пр.). Всю остальную часть занимают кнопки, с помощью которых можно посетить все необходимые заведения в порту. Тут есть одна тонкость: на посещение любого объекта тратиться целый день, поэтому, щелкнув на любой кнопке, вы увидите, как уменьшится сумма денег в вашем кошельке. Это значит, что с вас взяли портовые сборы. Вообще-то они невелики (точную сумму можно узнать на основном портовом экране), но и перемещаться туда-сюда без нужды не стоит. В данный момент вам нужно пополнить запасы и команду, для этого нужно посетить три экрана: док (Sheepwright), набор команды (Recruit) и торговля (Trade).
В доке производится ремонт корабля, продажа и покупка оружия и боеприпасов. Первым делом вы попадаете на экран ремонта. Тут все ясно: в центре – изображение вашего корабля, под ним – варианты ремонта. Щелкнув на том или ином варианте, вы тут же увидите, сколько он стоит, а числа слева покажут, сколько суток займет ремонт. Если у вас несколько кораблей, то, щелкая на стрелках возле названия, можно перемещаться между ними.
Ремонтировать нам пока ничего не нужно, так что жмите на кнопку с надписью Buy/Sell. В верхней части слева находятся имеющиеся на продажу корабли, а справа ваш флот. Щелкая на стрелках возле названия кораблей, можно просмотреть все, что тут есть. Ну а ниже находится перечень оружия и боеприпасов: именно их-то и нужно купить для начала. Хотя стрелять в игре можно разными типами боеприпасов, при покупке это не отражено, так что просто купите максимальное количество Ammunition.
Теперь перейдем в экран найма команды. Как вы успели заметить, состоит она из матросов, пушкарей и морской пехоты. На каждую пушку нужно иметь три человека, так что пушкарей у вас сейчас как раз нужное количество. Можно, конечно, нанять несколько про запас, но недостаток в пушкарях бывает крайне редко: убивают их нечасто, к тому же, можно нанять на захваченных судах.
Чаще вы теряете матросов, кроме того, какое-то количество приходится переводить на захваченные корабли. Сейчас у вас восемь матросов – это ровно столько, сколько нужно для управления кораблем этого типа. Наймите еще несколько человек. Потери в морской пехоте бывают в каждом бою, потому этих ребят нужно нанять как можно больше.
Еще на этом экране производится наем офицеров, расскажу, зачем они нужны. Лично вы считаетесь с самого начала игры как бы адмиралом, поэтому нужен кто-то, кто будет непосредственно руководить действиями команды. Вот этим-то и занимаются офицеры. Правда, нельзя назначить одного из них командовать пушкарями, другого – абордажной партией и т.д. Всем этим руководит капитан (первый в списке офицеров), остальные же нужны после того, как вы захватите корабль, или при высадке на берег.
Каждый офицер имеет четыре характеристики (на экране найма они обозначены иконками справа и слева от портрета), и эти характеристики важны не только тогда, когда офицер самостоятельно командует кораблем (это случается, когда у вас несколько кораблей). Например, артиллерийские навыки важны для скорости перезарядки орудий и точности стрельбы, высокий Leadership пригодится в абордажных сватках и пр. Так что к найму офицеров нужно подходить очень ответственно, тем более что уволить их нельзя.
Теперь вам осталось на экране торговли запастись провиантом. Там все предельно ясно, скажу только, что лучше всего запастись всеми видами провизии (солонина, овощи, фрукты и т.п.) и не забыть про напитки. Дело в том, что наличие или отсутствие разнообразного провианта влияет на лояльность команды, а если вы не захватите необходимого количества рома, бунт почти неизбежен. Очень много провианта пока брать с собой не нужно – далеко от базы мы удаляться не будем.
Остальные опции портового экрана мы рассмотрим позднее, а сейчас пора уже покинуть сушу.
В МОРЕ
Перемещаться по водной глади можно в трех режимах: карты, вида из вороньего гнезда и боевого вида. Как вы понимаете, дальние плавания лучше всего осуществлять по карте, с нее и начнем.
В отличие от аскетической простоты Pirates!, тут у нас имеется множество кнопочек и опций. Вдоль верхней кромки карты идет ряд иконок, с помощью которых можно настроить вид карты, отражаемую на ней информацию. Подведя курсор к любой из них, вы получите всплывающую подсказку, так что подробно описывать эти кнопки я не буду. Скажу только, что при планировании предстоящего плавания стоит включать кнопку «Погода» и смотреть, какие ветры дуют в настоящее время.
Внизу слева находятся изображения государственных флагов, вы можете выбрать любой из них и поднять на своем корабле. Никаких ограничений тут нет, но нужно учитывать ситуацию в мире, отношения между нациями. Как вы понимаете, если вы плаваете под флагом какой-то нации, ее враги будут вас атаковать. Если же вы не несете никакого флага, военные корабли всех наций считают вас пиратом и могут атаковать.
Менять флаги можно не только в режиме карты, но и в режиме вида из вороньего гнезда. Однако имейте в виду: испанцы, однажды увидев вас под флагом враждебного государства, будут упорно преследовать, какие бы флаги вы ни поднимали. Французы и голландцы же могут отстать, если вы поднимете флаг их державы. Ну а англичане в этом вопросе непредсказуемы.
В центре нижней кромки экрана имеются пять иконок, с помощью которых можно задать режим оповещения о появляющихся в пределах видимости кораблях (то есть вы говорите своему помощнику: «Разбудить, если…»). Нажав первую кнопку, вы задаете режим оповещения о кораблях, находящихся в десяти милях от вас, вторую – в пяти. При выборе третьей кнопки вам будут сообщать только о более сильном флоте, а третьей – о более слабом. Последняя кнопка предназначена для сообщения об атаке на вас.
Выбор этого режима – дело непростое и зависящее о конкретной ситуации. Скажем, если вы возвращаетесь после жестокой битвы на потрепанном корабле с минимумом команды, вроде бы нужно задать режим оповещения о нападении. На самом деле лучше выбрать режим оповещения о более сильном флоте, поскольку у вас будет возможность попытаться избежать столкновения. Ну а режим оповещения о нападении больше всего подходит, когда вы задумали сухопутную экспедицию и перемещаетесь к месту ее начала. В этом случае вам нужно беречь команду и корабли, так что отвлекаться на морские баталии неразумно.
Сейчас, в начале своей карьеры, выберите режим десяти миль: хотя вас и будут «будить» часто, зато будет время разобраться, кого вы встретили, и принять решение.
Последние пять иконок в нижнем ряду показывают запасы продовольствия на корабле и уровень подготовки команды. Они чисто информационные, так что нажимать на них бесполезно.
С помощью кнопок у правой кромки карты можно изменить масштаб карты, запустить время или поставить игру на паузу, перейти в другие режимы обзора. Кроме того, щелкнув на изображении книги, можно перейти в экран опций.
Теперь посмотрим на саму карту. Ваше местонахождение обозначается красным крестиком, рядом с которым виднеется корабль. Все порты, независимо от их национальной принадлежности и величины, изображены вешками с синим фонариком, а у того порта, в котором вы сейчас находитесь, фонарик зеленый. Если подвести курсор к любому фонарику, появится всплывающая подсказка с названием порта и обозначением его национальной принадлежности. Ну а если нажать при этом правую кнопку мыши, выскочит окошко со схематическим описанием порта. Иногда в этом окошке изображены только вопросительные знаки – это означает, что у вас пока нет нужной информации.
В режиме карты почему-то можно перемещаться только между портами, причем по кратчайшему пути. Подведите курсор к любому порту и щелкните левой кнопкой мыши – появится тонкая красная линия, указывающая ваш путь. Теперь осталось запустить время, и вы отправитесь в первое плавание.
С ВЕРХУШКИ МАЧТЫ
Рано или поздно вам сообщат о появлении в зоне видимости неизвестного корабля и предложат перейти в режим вида из вороньего гнезда. Нажимайте кнопку Yes, а потом давайте посмотрим, как управлять кораблем в этом режиме.
В центре большого круглого окна находится ваш корабль, а вокруг него все, что видит ваш наблюдатель с мачты. Диаметр окна – десять миль: на таком расстоянии невозможно определить тип и национальную принадлежность корабля, поэтому все суда, находящиеся у края окна, представлены силуэтами. По мере приближения к ним вам сообщат и еще кое-какие сведения: количество кораблей в группе, их тип и какой они несут флаг. При этом национальный флаг появится в левом верхнем окошке, а сигнальный флаг – в нижнем левом.
Вы тоже можете поднять эти флаги; о национальных я уже говорил, теперь расскажу о сигнальных. Первые три носят названия «Сдаться», «Вызвать на бой» и «Никакой пощады», объяснять их смысл, думаю, не нужно. Средний флаг поднимается для того, чтобы выразить согласие с предложением другого корабля. Например, вам предлагают обменяться информацией, вы поднимаете флаг «Согласен», после этого другой корабль ложится в дрейф и вы можете подойти к нему.
Кроме обмена информацией вам могут предложить (и вы можете предложить) поделиться провиантом или попросить сопровождение. Естественно, что за эти действия нужно платить.
Помимо подъема и спуска флагов, на этом экране можно уменьшать и увеличивать площадь парусов. Делается это с помощью стрелочек, расположенных в верхней части экрана рядом с изображением корабля.
Вдоль кромки круглого окна имеется несколько разноцветных перемещающихся стрелок. Коричневая указывает направление движения вашего корабля в данный момент, а синяя – направление на порт назначения (который вы выбрали в режиме карты). Зеленые стрелки указывают на ближайшие к вам порты; подведя к ним курсор, можно узнать расстояние до них. Наконец, желтые стрелки показывают направление на корабли, находящиеся в пределах пятнадцати миль от вас.
Еще у кромки этого окна имеется изображение крылатого дельфинчика – это направление дующего в данный момент ветра (учтите: не куда он дует, а откуда).
В правом нижнем углу находятся три иконки, с помощью которых можно перейти в другие режимы; они доступны в зависимости от конкретной ситуации. В боевой режим можно переходить всегда, в портовый – только если вы находитесь на акватории порта, а в режим карты – когда поблизости нет других кораблей.
В боевой режим вы переходите и тогда, если решили атаковать неприятеля или он атакует вас. Подведите курсор к кораблю, на который решили напасть, щелкните мышкой, и после того, как корабли сблизятся, начнется сражение.
СРАЖЕНИЕ
Ну вот и начинается самое интересное в игре – морская битва. Руководить ею – дело непростое, поэтому разберем все подробно.
На этом экране вся информация сосредоточена у правой кромки. Кроме уже знакомого вам окошка мультипликации и рейтингов тут есть большое окно информации о кораблях и командах. По умолчанию в нем выведены все ваши корабли и количество пушек, боеприпасов и команды на каждом. Если кораблей у вас слишком много, можно с помощью кнопки Details оставить в этом окне только их названия и полоску состояния.
Кнопки Ships и Troops служат для управления в режиме атаки на береговые укрепления, так что пока на них можно не обращать внимания. Ну а кнопка Follow (продублированная клавишей F ) предназначена для центрировании вида на выбранном в данный момент корабле. Несколько ниже находится радарная карта, изображение в которой можно увеличивать и уменьшать, и кнопки перехода в другие режимы.
Хотя управлять движением выбранного вами корабля можно и с клавиатуры, удобнее делать это мышкой. С клавиатуры стоит только менять площадь парусности (клавишами Page Up и Page Down ). Щелкнув мышкой в любом месте основного окна, вы заставите свой корабль двигаться в данном направлении. Имейте в виду: скорость смены курса зависит от количества матросов и подготовленности капитана данного корабля, а скорость передвижения – от количества парусов и направления ветра (оно обозначено на радарной карте крылатым дельфином).
Если вы подведете курсор к неприятельскому кораблю, он примет форму пушечного ядра. Щелкнув левой кнопкой мыши, вы заставите своих пушкарей стрелять по врагу. Посмотрите на информационный экран: справа от названия корабля видно изображение его корпуса, разделенное на шесть частей. Каждая из этих частей представляет собой одну из артиллерийских батарей (по три на каждый борт). Если они закрашены зеленым цветом – орудия заряжены и готовы к бою. После выстрела цвет меняется на красный, это значит, что пушкари заняты заряжанием орудий. Потом цвет изменится на желтый – осталось только выкатить пушки на место.
Если у вас не хватает людей для обслуживания всех орудий, часть секторов будет черного цвета, а это значит, что стрелять из этих пушек нельзя. Если же вы израсходуете все боеприпасы, все сектора будут окрашены зеленым, но выстрелить все равно не удастся.
Прежде чем стрелять, нужно решить, чем стрелять и куда стрелять. Щелкнув правой кнопкой мыши на своем корабле, вы получите пиктографическое меню со множеством опций. Почему-то большинство из них предназначено для всяких неприятных действий (сдаться, взорвать свой корабль, поджечь или потопить его). Непосредственно к стрельбе относятся только пять правых. Щелкнув на изображении бойца с мушкетом, вы дадите команду стрелять по неприятелю только из ручного оружия (если оно у вас есть). Ну а остальные четыре предназначены для выбора типа боеприпасов. Круглые ядра используются для стрельбы по корпусу вражеского корабля с целью его потопить. Ядрами, соединенными цепью, стреляют по рангоуту и такелажу, чтобы лишить противника возможности маневрировать. Шрапнелью бьют по живой силе врага, а двойные ядра являются неким универсальным зарядом, наносящим повреждения всем сразу.
Теперь щелкните правой кнопкой на неприятельском корабле. На появившемся экранчике можно дать команду таранить врага или взять его на абордаж. Тут же можно выбрать режим обстрела: по корпусу, палубам, мачтам или по всему сразу. Надеюсь, понятно, какими зарядами, куда и когда нужно стрелять?
Расскажу об одной неприятной стороне игры: отдав команду стрелять, вы вовсе не можете быть уверены, что тут же будет произведен залп, даже если ваш корабль стоит в удобной для стрельбы позиции. Управляющий кораблем капитан может затеять какие-то непонятные маневры, при этом сам подставиться под огонь неприятеля. Связано это, скорее всего, со слабостью AI, и как с этим бороться – непонятно. Скажу только, что можно предварительно задать своему кораблю режим движения. Для этого нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на пустом месте и выбрать в появившемся меню соответствующую опцию (стать на якорь, ходить кругами и пр.).
Вся стрельба и хитрые маневры служат только прелюдией к абордажному бою. Для его проведения вам достаточно отдать соответствующую команду, а потом наблюдать за действиями своей команды – поруководить тут вам не дадут. Имейте в виду, что с атакующего корабля на атакованный переходит только абордажная партия (то есть морские пехотинцы). А вот на атакованном корабле в бою участвует вся команда. Поскольку моральное состояние и навыки ваших бойцов влияют на исход битвы в самой малой степени, вам нужно выбить побольше неприятельских людей. Рассчитывать на победу можно, если только на вражеский корабль высаживается не меньше бойцов, чем на нем находится врагов.
Если у вас несколько кораблей, можно использовать всякие хитрые опции, имеющиеся в вызываемом правой кнопкой меню. Например, неприятель взял на абордаж ваш корабль и вот-вот захватит его. Дайте команду взорвать свой корабль, и таким образом вы уничтожите или сильно повредите неприятельский. Можно сделать из какого-то своего корабля брандер (корабль-камикадзе) и отправить его охотиться за врагом. А можно и просто дать команду покинуть корабль или потопить его (правда, зачем это нужно, я не знаю).
Во время боя можно перераспределять команду и орудия между кораблями, для этого нужно выбрать один корабль, щелкнуть правой кнопкой на другом и дать команду пришвартоваться к нему. После этого появится меню, в котором можно выбрать опцию Secure Ship, а потом перевести все, что нужно, с одного корабля на другой.
После удачного абордажа вам предложат перейти в режим грабежа (если больше неприятельских кораблей нет) или спросят, что делать с захваченным кораблем. Можно перевести часть своих матросов на новый корабль (если у вас есть офицер для командования им и имеется нужное число матросов), а можно просто снять с него ценности. Если вам предстоит еще сражаться, лучше всего просто отцепиться от захваченного корабля и продолжить битву. Хотя корабль и будет считаться неприятельским, никакого влияния на ход боя он не окажет (команды-то на нем почти не осталось). А позднее, покончив со всеми врагами, можно еще раз взять его на абордаж – сопротивления он практически не окажет.
Как действовать на экране грабежа, советовать не буду, там все ясно. Скажу только, что убивать команду и топить корабль вовсе не обязательно.
ОПЯТЬ НА БЕРЕГУ
Надеюсь, что вы уже успешно захватили несколько кораблей, побывали в порту, отремонтировались и пополнили команду. Наверняка вы при этом обратили внимание, что добыча не так велика, как хотелось бы. Денег на захваченных кораблях совсем мало, да и товаров не густо. Даже если приводить корабли в порт и продавать, особо не разбогатеешь. Значит, нужно заниматься не только морским разбоем, но и грабежом приморских поселений.
Дело это не такое сложное, как кажется, только нужно предварительно закупить необходимое снаряжение – ведь бросать своих людей в бой с голыми руками не стоит. В наземных сражениях используются мушкеты, пистолеты, гранаты и абордажные сабли. Кроме того, можно включать в состав береговой партии пушки и бочки с порохом. Пушки у вас уже есть, на захваченных кораблях вы наверняка разжились и каким-то количеством остального оружия. Теперь прикупите еще, с тем расчетом, чтобы все ваши морские пехотинцы были чем-то вооружены (лучше всего мушкетами). Только имейте в виду: на каждую выгруженную на берег пушку вам понадобится не менее трех людей, вооружать их чем-либо не нужно.
Для атаки населенного пункта нужно проложить к нему курс, а после прибытия в появившемся меню выбрать пункт Land of Beach. Можно атаковать и тот порт, в котором вы в данный момент находитесь, для этого достаточно перейти в боевой вид.
На появившемся экране вам предложат сформировать береговую партию, но не будем торопиться с этим, а проведем для начала разведку. Нажав Cancel (руку с большим пальцем вниз), вы тут же попадете в боевой вид, но на берег никого не высадите. Внимательно осмотрите окрестности города, заметьте, какие там есть укрепления, сколько шатается солдат и т.п. Если поблизости есть вражеские корабли, нужно сперва покончить с ними, иначе вам придется заниматься этим в разгар сражения на берегу и может так получиться, что береговой партии некуда будет возвращаться.
Определившись с неприятельскими силами, можно начать формировать береговую партию. Щелкните на висящей над вашим кораблем картинке (если вам пришлось сражаться с неприятельскими кораблями и такой картинки нет, подведите корабль к берегу в любом месте). Назначьте в береговую партию необходимое число морских пехотинцев и офицеров (последние выбираются индивидуально), добавьте нужное количество оружия и пушек. Порох нужно добавлять, если вы задумаете ломать береговые укрепления минами.
На следующем экране можно распределить бойцов между несколькими партиями и выдать каждой оружие; особого значения разделение на партии не имеет, так что можно сформировать всего одну. Только обязательно выдайте ей все оружие и пушки, иначе они останутся на борту корабля.
Береговое сражение представляет собой самую обычную RTS, но есть тут некоторые хитрости. Прежде всего скажу, что противник довольно охотно сдается в плен. Пленных нужно вязать и водить за собой, иначе, как только ваши бойцы отойдут подальше, они опять начнут боевые действия. Каждый пленный закрепляется за кем-то из ваших воинов, естественно, последний уже не может воевать столь же эффективно. Можно отправлять пленных на корабль: для этого нужно выбрать сопровождающего его бойца, щелкнуть на стоящем где-то на берегу сундуке (Treasure Chest) правой кнопкой мыши и выбрать соответствующую опцию. Ваш боец тоже отправится на корабль, но можно его опять высадить на берег описанным выше способом.
Как стрелять из пушек по укреплениям, взрывать их, воевать с солдатами, описывать не стану, тут все традиционно. Расскажу о самой приятной части береговых действий – о грабеже. Грабить можно еще до того, как вы перебьете всех защитников города, можно даже вообще не атаковать сам город, а ограничиться разграблением окружающих его ферм. Для этого нужно выбрать кого-то из ваших бойцов, а потом щелкнуть на любом здании. Если в нем есть деньги или драгоценности, появится картинка, на которой покажут, как ценности перемещаются в ваши карманы. Желательно переносить их в сундук на берегу, поскольку ваш боец может погибнуть, а деньги пропадут.
После того как вы разграбите все, что можно, нужно вернуть всю команду на корабль и перейти в портовый экран. Тут вам предложат выкуп за захваченных пленников или появится возможность зачислить их в свою команду. Все зависит от того, кого именно вы захватили: женщин и детей, должностных лиц и солдат или простых крестьян. Больше в этом порту делать нечего, поскольку торговать с вами или ремонтировать ваши корабли жители ограбленного города, естественно, не станут.
ПРОЧИЕ ЗАНЯТИЯ
Итак, я рассказал вам почти обо всех аспектах деятельности пирата, осталось совсем немного. Прежде всего, сюда относятся всякие квестовые элементы, поиски сокровищ, выполнение миссий и т.п. Начинаются все эти приключения с визита к губернатору.
На соответствующем экране все более-менее понятно: разговоры, предложения и пр. К сожалению, то, что говорит вам губернатор, не дублируется титрами, так что приходиться все воспринимать на слух. Но вот все его предложения выводятся отдельной картинкой, на которой можно принять их и отклонить. Впрочем, некоторые действия губернатора не нуждаются в подтверждении, например присвоение вам звания почетного гражданина города.
Как именно разговаривать с губернатором, предлагать ли ему взятки и подарки, решайте сами. Только имейте в виду: если вы, имея всего один корабли и десятка три подручных, будете грубить губернатору большого города, игра на этом может и кончиться. А вот когда за вашей спиной стоит несколько сотен вооруженных до зубов пиратов, вы можете открывать дверь ногой в резиденции любого губернатора.
Выполнение миссий – дело довольно хлопотное, но интересное. В основном все сводится к поиску предметов, перевозке пассажиров, убийству или захвату каких-то личностей. Для последнего вам нужно отправиться в город, где эта личность проживает, и высадить на берег несколько человек. Необходимый вам персонаж будет обведен синим кружком, а при наведении на него курсора появиться табличка с именем.
Еще стоит сказать о сокровищах: кроме их поиска, можно и самому создавать клады. Пригодиться это может для выкупа из неволи после неудачного боя и прочих превратностей пиратской судьбы. Если у вас не окажется в нужный момент несколько сотен монет в заначке, вас попросту вздернут на виселицу.
Напоследок отмечу одну странность игры: в ней можно заходить в любые порты, не важно, дружественные они или враждебные. Почти во всех можно и совершать торговые и прочие операции. Например, можно захватить корабль прямо на акватории порта, потом перейти в портовый режим и этот корабль продать. Только после нападения на сам город торговать с вами не будут.