Руководство и прохождение по "Stronghold"
Мой город стоял всем смертям назло
И стоял бы еще целый век.
Но против зла город выдумал зло,
И саванам стал ему снег.
Возможно, солнце взойдет еще раз
И растопит над городом льды,
Но я боюсь представить себе
Цвет этой талой воды.
Наутилус Помпилиус
Каждый год игровая индустрия делает стремительный рывок в направлении визуального качества новых продуктов. Но получается, разработчики уделяют все меньше и меньше внимания тому, что мы называем “геймплей”. В результате на прилавки попадают красивые пустышки, бьющие рекорды продаж, но не способные удержать вас за компьютером более часа.
Stronghold — редкий пример современной игры, где основной акцент сделан не на графику, а на общую игровую концепцию, требующую времени, чтобы в ней разобраться, но с лихвой окупающую затраченные усилия.
Интерфейс
В этом плане оригинальностью игра не блещет, ну и слава богу. Первое, что бросается в глаза кроме пресловутой карты, — озлобленный пейзанин в правом углу, держащий в руках доисторический талмуд. На его страницах отображаются ключевые данные о положении вещей в вашем поселении. Верхняя цифра соответствует уровню вашей популярности, средняя показывает состояние казны, а нижняя отвечает за количество построенного и заселенного жилья.
В левой нижней части экрана располагается основная панель управления вашим поселением. С помощью шести небольших пиктограмм в ее нижней части мы выбираем тип зданий, который хотим построить, а на самой панели — конкретное здание. Постройка происходит мгновенно, без необходимости ожидать окончания работ.
Также эта панель используется для выделения требуемых подразделений из группы войск. То есть, выбрав некоторое количество солдат, мы получаем полную информацию о том, кем же конкретно в данный момент командуем. Теперь, щелкнув по тому или иному типу войск на основной панели, мы можем отделить от общей толпы, например, только лучников или только рыцарей.
Еще одного интересного эффекта можно достичь, щелкнув правой кнопкой мыши на любой части игрового экрана: после этого вокруг курсора появляются импровизированные панельки. Верхняя позволяет взглянуть на местность с иного ракурса, правая — уменьшить/увеличить масштаб, нижняя — сделать постройки гораздо ниже, дабы иметь возможность нагляднее оценить расположение зданий и войск (практически такой же эффект дает нажатие клавиши “пробел”), а левая убирает с экрана панель меню.
Первые шаги
Спешу вас успокоить: разобраться винтерфейсе — это еще ничего не значит. Начинать всегда нелегко, но придется ;) Итак, первым делом заложите свой замок. Затем зернохранилище. Далее распределите по карте несколько избушек дровосеков. Когда работы будут завершены, определите наиболее приемлемый вид еды, в соответствии с которым станете развивать свою пищевую промышленность. На первых этапах это избушки охотников и зерновые фермы, в дальнейшем можете экспериментировать с остальными постройками, но для начала рекомендую ограничиться стандартным набором.
Если с живностью все примерно ясно, то зерно просто так в пищу не пригодно и требует дальнейшей переработки. Сперва его необходимо перемолоть в муку, а затем отнести в пекарню для выпечки хлеба. Это потребует создания еще нескольких зданий, а именно мельницы и пары хлебопекарен. Теперь ваши люди как минимум не умрут с голоду.
Следующим пунктом в развитии вашего поселения должно стать налаживание временной обороны. Не стоит размахиваться на возведение монументальных укреплений, постарайтесь ограничиться минимумом войск и крепостных стен, вложив основные средства в развитие инфраструктуры.
Лучшее, что здесь можно посоветовать, — десяток лучников на возвышенности, недоступные для прямых атак неприятеля.
Далее стратегия в корне ничем не отличается от вышенаписанного. Балансируя на грани производительности и военной стабильности, ведем общее развитее своего поселения, постепенно расширяя оборонительные ряды и возводя укрепления.
Основные понятия
Популярность
Среди всех показателей, характеризующих положение вещей в поселении, одно из первых мест занимает уровень вашей популярности в народе. Зеленое улыбающееся лицо означает, что все в порядке. Желтое — что уже далеко не все удовлетворены вашим правлением. А если лицо станет красным, то крестьяне начнут покидать замок.
Поэтому внимательно следите за уровнем популярности, отображаемым в правом нижнем углу, и не допускайте, чтобы он опускался ниже 50.
Существует всего семь способов повлиять на настроение крестьян, но главных факторов — два: продовольствие и налоги.
Еда
Изменение пищевого рациона в зернохранилище — один из самых простых и наиболее эффективных способов повлиять на популярность. Имеет значение как количество еды, так и ее разнообразие.
Изначально крестьянам выдается полная (одинарная) порция. Уменьшение рациона вызовет негативный эффект, но сбережет запасы пищи, в то время как увеличение вызовет противоположный эффект.
Налоги
Устанавливаемый уровень налогов также влияет на вашу популярность, и если в казне много золота, то имеет смысл время от времени раздавать его крестьянам.
Интересного эффекта можно добиться, увеличивая порции еды и одновременно поднимая налоги (либо наоборот). Таким образом получается, что мы в значительной мере расходуем один из ресурсов, одновременно придерживая другой.
Сооружение стен
Стены выбираются из категории " Строения замка ". Строить их можно как поэлементно, — размещая на карте лишь одну секцию, так и растягивая всю стену целиком на любое расстояние. Таким образом, выбрав " создание стены " из списка, вы передвигаете курсор мышки до тех пор, пока результат вас не удовлетворит.
Если в вашем резерве достаточно камня или дерева, а условия рельефа не мешают возвести данный вид укреплений, то, отпустив кнопку мыши, вы получите готовое сооружение.
Стены можно строить любой толщины, причем пробить многослойные укрепления намного сложнее, чем одинарные.
Сооружение ступеней
Крепостные стены — залог спокойствия любого города, но если вы хотите по возможности полностью воспользоваться предоставляющимися возможностями, то элементарно не забудьте обеспечить своим солдатам доступ на них.
Лестницы строятся точно так же, как и стены, но должны присоединяться либо к вашим стандартным стенам, либо к краю сторожки. Для их строительства выберите " Лестницы " и передвигайте указатель мышки к секции стены. Теперь нажмите и удерживайте левую кнопку мыши, одновременно отводя ее в сторону. Вы увидите, как появляются очертания лестницы; когда результат вас устроит — отпустите кнопку мыши.
Фактор страха
Продуктивность рабочих во многом зависит от того, насколько суровым правителем вас считают. Чем лучшего мнения о вас люди, тем выше ваша популярность, но тем хуже они работают. Соответственно, если вы прослыли тираном и узурпатором, то уровень популярности останется невысок, но, опасаясь кары, крестьяне будут трудиться с большим усердием.
В зависимости от того, что вам кажется наиболее разумным в тот или иной момент, влиять на мнение народа можно, размещая вокруг своего замка либо развлекательные сооружения (сады, статуи, агавы…), либо устрашающие (виселицы, плахи, выгребные ямы…).
Религия
Возведение религиозных зданий вызывает приток священников, которые начинают благословлять вас и ваш народ, тем самым поднимая уровень популярности. Правда, эффект благословения быстро проходит, и его приходится постоянно повторять.
Чем больше людей из вашей деревни посещает религиозные заведения, тем больший бонус к уровню популярности вы получите. И не забывайте, что с развитием поселения люди захотят все более впечатляющих и дорогих религиозных зданий. Если их не строить, то уровень популярности начнет снижаться.
Трактир
То же самое, что и Таверна.
Перенаселение
Если все идет нормально, то со временем общая численность ваших вассалов будет увеличиваться. Дабы не столкнуться с проблемой нехватки жилья, старайтесь своевременно возводить новые хижины. Если же положение вещей станет критическим, то об этом незамедлительно напомнит индикатор, располагающийся в правом нижнем углу экрана.
Перенаселение также может произойти, если несколько домов были разрушены вами или уничтожены врагом.
Ярмарки и выставки
По ходу игры в ваш замок будут заезжать путешественники и устраивать ярмарки и прочие развлечения. Пока они в городе, вы получите временный бонус к общему уровню популярности. Но, к сожалению, эти события носят временный характер ибо не в ваших силах контролировать кочующих актеров.
Здания
Крепость
Самое важное здание в игре, и оно должно быть построено первым. Здесь не только живет и держит последний рубеж обороны во время осады Лорд, но и находится ваша казна. Щелкнув левой кнопкой мыши на этом здании, вы увидите панель управления казной и получите возможность устанавливать уровень взимаемых налогов.
Крепость также является домом для некоторых ваших людей, начиная с восьми человек и более, — в зависимости от размеров здания.
Бараки
Создание бараков — первый шаг на пути к формированию боеспособной армии. Щелчок на здании откроет панель воинской повинности. Если возле вашего бивачного костра есть свободные крестьяне, а в арсенале — необходимое оружие, то можете просто щелкнуть на типе войск, который хотите тренировать, и они будут созданы. Требования по необходимому для каждого типа войск оружию будут высвечиваться на панели, когда вы наведете курсор на иконки солдат.
Арсенал
Как следует из названия, арсенал служит для хранения производимого ремесленниками оружия. Всего в арсенале одновременно может быть размещено не более 64 единиц и не более 4 видов вооружения. В случае необходимости расширения арсенала поместите рядом с уже имеющимся еще один, иначе после переполнения производство оружия неизбежно застопорится.
При создании войск новоиспеченные солдаты самостоятельно возьмут нужный им вид оружия.
Деревянные ворота
Как и прочие фортификационные сооружения из дерева, эти ворота не отличаются особой прочностью. Они скорее создают иллюзию защищенности, но стоит лишь врагу нанести удар, как от дубового основания ничего не останется.
Разумеется, открыть или закрыть ворота вы сможете в любое время, но при приближении врага они закроются автоматически.
Альтернативным применением данного вида ворот может стать регулирование перемещения по карте диких животных.
Деревянная платформа
Простая древянная платформа дает вашим войскам преимущество в высоте, что позволяет вести стрельбу на более дальнюю дистанцию и получить дополнительную защиту от летящих снарядов.
Данный тип платформы должен строиться рядом с деревянной стеной.
Каменные ворота
Каменные ворота на порядок превосходят своего деревянного собрата. Поскольку враг всегда рассматривает ворота как самый легкий путь проникновения в замок, то повозможности постарайтесь своевременно заменить деревянный экземпляр на каменный.
В случае необходимости и при наличии рва вокруг здания каменные ворота можно также доукомплектовать подъемным мостом.
Подъемный мост
Подъемный мост позволяет крестьянам переходить ров, окружающий ваш замок. Очень важно построить его прежде, чем приступать к выкапыванию рва, ибо мост имеет ограниченную длину и в итоге его попросту может не хватить.
Поднимать и опускать мост можно так же, как открывать и закрывать обычные ворота.
Водяной ров
Какой бы крепкой ни была стена, разрушить можно что угодно. Поэтому следующим уровнем обороны после возведения крепостных стен должен стать ров с водой. Несмотря на трудоемкость процесса, поверьте, он того стоит. Главное — не забыть вовремя разместить подъемные мосты, ибо вы нечаянно можете запереть себя в своем же замке.
Гильдия инженеров
Это здание позволяет вам обучать высотников и инженеров, которые в дальнейшем будут изготовлять ваши осадные машины. Щелкнув мышью на этом здании, вы увидите панель найма рекрутов, при помощи которой вы можете платить за них золотом.
Таким образом, если у вас есть свободные крестьяне и достаточное количество денег, то вы можете создать соответствующий отряд.
Гильдия подземщиков
Здесь все обстоит так же, как в случае с гильдией инженеров, только заместо оных вы имеете возможность создавать отряды подкопщиков.
Волчья яма
Это смертоносные замаскированные ловушки, выкопанные с целью предоставить как можно больше неприятностей вашим врагам. Волчьи ямы невидимы для неприятеля и абсолютно безопасны для своих.
Ямы со смолой
В отличие от волчьих ям, на дне их не заостренные колья, а добытая из болот смола. На первый взгляд, никакой опасности для врага это не представляет, но, будучи подожженной, смола способна нанести существенный ущерб кому угодно. Пламя начнет перекидываться с ямы на яму, и если повезет, то через некоторое время все неприятельское войско окажется в огненном аду.
Поджечь смолу можно с помощью горящих стрел.
Жаровня
Жаровни используются лучниками для поджигания стрел и должны строиться на стенах замка. После завершения строительства любой лучник, находящийся рядом с жаровней, будет зажигать свои стрелы перед стрельбой.
Эффективность подожженных стрел ненамного выше обычных, поэтому жаровни в основном используются для поджигания ям со смолой.
Плавильная печь
Это здание позволяет вам перерабатывать смолу в кипящее масло. Когда в плавильной печи начнет работать инженер, он станет носить смолу с вашего склада и варить ее до тех пор, пока не будет получено масло. Чтобы назначить туда инженера, выберите одного из уже имеющихся, а потом переведите курсор мышки на печь.
Печь вмещает максимум 9 кусков смолы. После ее заполнения назначенные вами инженеры начнут собирать масло в горшки, которые можно будет ставить на стены и во время осады выплескивать на головы атакующих.
Конюшня
Когда вы построите конюшню, то в ней начнут выращивать рыцарских коней. Всего конюшня вмещает до 4 жеребцов. Когда вы начнете комплектовать всадников, кони должны уже быть у вас в наличии.
Также не забывайте, что в промежутках между битвами лошадям нужен отдых, поэтому можете сразу забыть о постановке производства верховых рыцарей на конвейер, ограничившись лишь четырьмя на каждое здание конюшни.
Башня периметра
Эти небольшие каменные башни относительно дешевы при постройке и поэтому идеально подходят для использования в первой линии обороны. Они значительно крепче стен и позволяют размещающимся на них лучникам вести огонь на значительно большую дистанцию.
К сожалению, фундамент башен не слишком крепкий, что делает их уязвимыми для подкопщиков. Доступ к башне обеспечивается постройкой рядом крепостной стены.
Большая башня периметра
Эту башню сложнее разрушить, чем предыдущую, но она все еще остается уязвимой для атак подкопщиков.
К остальным преимуществам можно отнести еще большую дальность стрельбы и количество вмещаемых людей.
Квадратная башня
В этой большой каменной башне достаточно свободного места для размещения мангонеллы или баллисты. В отличие от предыдущих версий, у квадратных башен есть прочный фундамент, благодаря которому они недоступны для подземных атак подкопщиков.
Также они выдерживают сильный огонь, имеют большую высоту и вмещают многочисленный гарнизон.
Круглая башня
Самая сильная и наиболее дорогая из всех башен в игре. Благодаря круглой форме она может выдерживать атаки вражеских метательных орудий. Как и в квадратной башне, в ней можно разместить мангонеллу или баллисту. Она защищена от атак подкопщиков, имеет хороший обзор и вмещает солидный гарнизон. Другими словами, были бы деньги, а остальное приложится… ;)
Производственные здания
Хранилище
Здесь хранятся все ваши ресурсы, кроме золота, еды и оружия. Все хранилища располагаются рядом с крепостью, что облегчает защиту от врагов. Дополнительные области под хранение ресурсов могут быть отведены лишь по соседству с уже имеющимися, поэтому, развивая свой замок, постарайтесь оставить место для возможного расширения хранилища.
Внешний вид хранилища даст вам примерную информацию о степени его заполненности; щелкнув же мышкой, вы сможете получить точные цифры.
Хижина лесоруба
Древесина необходима для возведения практически всех зданий. Поэтому первое, что сопутствует успешному развитию любого поселения, — несколько хижин лесорубов. Располагать их стоит по возможности ближе к лесу, ибо основное время лесоруб тратит на перемещение между домом и поваленным деревом, и лишь собрав нужное количество древесины, относит ее в хранилище.
Если в хранилище недостаточно места, то заготовка древесины приостановится, а дровосек будет ошиваться около своей хижины, пока место не освободится.
Каменоломня
Эта постройка позволяет вам добывать камень, который необходим для возведения оборонительных сооружений. Строить ее следует около светло-серых валунов.
Когда в каменоломню прибудут трое рабочих, они начнут добывать камень и, придавая ему правильную кубическую форму, складировать вокруг. Когда место закончится, работа прекратится и возобновится вновь лишь с появлением оного.
Но прежде чем использовать камни в строительстве, их необходимо переправить на склад. Для этого вам понадобятся воловьи повозки.
Привязь быков
Привязь быков необходима исключительно для перевозки добытых камней из каменоломни в хранилище. Как только прибудет погонщик быков, он начнет погрузку камня. Таким образом, для оптимального производства старайтесь уравновешивать камнедобывающую отрасль и количество привязей быков.
За один раз быка можно нагрузить не более чем 8 блоками.
Шахта по добыче руды
Железо необходимо для создания наиболее продвинутого оружия, поэтому, решив начать милитаристскую кампанию, постарайтесь обеспечить свою промышленность его бесперебойным поступлением. Шахты железной руды могут располагаться там, где вы найдете покрытые ржавчиной вершины холмов.
На добыче руды занято два человека. Один непосредственно добывает и плавит руду, а второй доставляет ее на склад.
Варка смолы
Смола является незаменимым элементом в обеспечении обороны любой крепости. Она используется не только для заполнения смоляных рвов, но и для выливания на головы незадачливых врагов. Поэтому если вы ждете серьезного вторжения, то постарайтесь своевременно запастись тягучей черной жидкостью.
Установку для получения смолы можно поместить там, где есть черные нефтяные пузыри на болотах. Для добычи и доставки достаточно одного человека.
Рынок
Рынок жизненно необходим, это двигатель экономики. После того как он будет построен, в ваш замок начнут приезжать купцы, чтобы продавать и покупать товары. Щелкнув на рынке, вы увидите панель, где можно выбрать те или иные товары, которые вы готовы продать, а также оценить ассортимент продукции, предлагаемой купцами.
Продовольственные здания
Дом охотника
Одним из наиболее быстрыхи легких способов накормить ваших людей является охота на оленей. Их кочующие стада выглядят весьма заманчиво, поэтому, расположив на карте несколько охотничьих постов, вы сможете вести отстрел животных, тем самым обеспечив стабильный приток пищи.
Но в каждом деле нужна мера, так что смотрите не переусердствуйте, ибо, ведя чересчур активный отстрел, вы можете полностью истребить поголовье и остаться без удобного источника пищи.
Молочная ферма
Эта ферма позволяет вам производить сыр. Сюда придет молочник, дабы пасти коров. Как только тех станет три штуки, он начнет их доить и потом доставлять в хранилище сделанный из молока сыр.
Препятствием для развития молочных ферм является изготовление кожаных доспехов, потому что кожевникам постоянно будут требоваться коровьи шкуры.
Пшеничная ферма
Пшеничные фермы — это первое звено одной из самых продуктивных цепочек производства еды в замке. Собранное зерно доставляется на склад, где и хранится до помола.
Пшеничные фермы не могут располагаться на возвышенностях или неровной местности. Если ферма находится далеко от замка, то вы можете не успеть вовремя собрать весь урожай, и тот начнет гнить.
Ферма по выращиванию хмеля
Здесь дела обстоят во многом идентично пшеничной. Вам опять-таки не следует располагать ферму на возвышенностях и вдалеке от замка, ибо несобранный вовремя созревший хмель через некоторое время начнет гнить.
Собранный хмель также хранится на складе.
Фруктовый сад
Это самая большая из всех ферм. Здесь выращивают яблоки. По мере созревания садовник будет относить их в хранилище, снабжая вас еще одним видом пищи.
Сады должны находиться на равнинной плодородной местности, желательно не слишком высоко.
Городские здания
Дом
Наличие жилья определяет максимальное количество населения, которое может проживать в вашем замке. Изначально несколько крестьян могут жить в крепости, но со временем она переполнится, и вам потребуется возводить дома для своих подопечных. Каждое размещенное жилище будет увеличивать потенциальное население на 8. Текущее и максимальное количество населения отображается в правом нижнем углу экрана.
Но не спешите чересчур активо привлекать крестьян, ибо в случае неналаженного продовольственного сектора вы рискуете слишком быстро истощить запасы продовольствия. А если попытаетесь уничтожить уже заселенные дома, то это в значительной степени скажется на вашей репутации.
[[BREAK]]
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Религиозные строения
Существует три типа религиозных зданий: часовня, церковь и собор; чтобы они работали, в каждом из нихдолжен находиться священник, который будет ходить по замку и благословлять ваших людей. Чем больше благословленных людей у вас будет, тем выше станет ваша популярность.
Со временем благословение пропадает, и людей надо благословлять по новой. Поэтому один священник может эффективно следить лишь за определенным количеством народа и со временем перестает справляться со своей работой.
По мере роста населения, для поддержания религиозного охвата вам понадобятся все новые церкви. Сложности также могут возникнуть, когда ваше поселение перерастет в небольшой город, и люди начнут требовать более дорогую церковь, а затем и собор. Игнорирование их пожеланий негативно скажется на вашей популярности.
Аптека
В обычное время полезность аптеки весьма сомнительна. Врач в основном бродит по окрестностям в поисках целебных трав и кореньев, никоим образом не влияя на общий уровень позитивных показателей. Но стоит в городе объявиться чуме, как развитие медицины становится незаменимым фактором существования города.
Также врач может быть полезен, если враг начнет забрасывать катапультами в город дохлых животных с целью распространения болезней.
Устрашающие сооружения
Страх является одним из факторов, как нельзя лучше стимулирующих общий уровень производительности труда. Размещая вокруг города виселицы, плахи, дыбы и тому подобные атрибуты, вы можете запугать народ до такой степени, что это принесет вам реальную пользу, например, в виде дополнительной корзины яблок или лишних единиц зерна, доставляемого в хранилище.
Но не стоит усердствовать, ибо с каждым новым подобным сооружением значительно снижается уровень вашей популярности, что в итоге не приведет вас ни к чему хорошему.
Развлекательные сооружения
Противоположностью устрашающих сооружений являются развлекательные. Если вам хочется прослыть хорошим и добрым хозяином, то постарайтесь уделить особое внимание этому пункту. Размещение в окрестностях города таких сооружений, как сады, парки, агавы и даже танцующий медведь, успокаивает ваших людей, уменьшая фактор страха и увеличивая вашу популярность.
Естественно, есть и негативная сторона, — отдыхающие люди будут все меньше времени уделять своим непосредственным обязанностям, и со временем вы неизбежно ощутите снижение производственного потенциала.
Оружейные здания
Мастерская по изготовлению луков
Здесь изготовляют луки и арбалеты, используя дерево из ваших запасов. Если оного достаточно, то оружейник самостоятельно сходит на склад за древесиной, а затем отнесет в арсенал готовые луки. Если в арсенале не окажется свободного места, то он будет ждать рядом со своей мастерской. Когда место появится, то щелчком на луке или арбалете в меню мастерской можно определить вид вооружения, который будет изготавливаться со следующего производственного цикла.
Если размещать мастерскую возле крепостных стен, то она, в отличие от других зданий, будет сооружаться в виде пристройки.
Мастерская по изготовлению копий
Здесь работают рабочие, изготовляющие копья и пики, используя запасы древесины с вашего склада. Если дерева достаточно, то оружейник самостоятельно сходит на склад за древесиной, а затем отнесет в арсенал готовое оружие. Если в арсенале не окажется свободного места, то он будет ждать рядом со своей мастерской. Когда место появится, то щелчком на копье или пике в меню мастерской можно определить вид вооружения, который будет изготавливаться со следующего производственного цикла.
Если размещать мастерскую возле крепостных стен, то она, в отличие от других зданий, будет сооружаться в виде пристройки.
Мастерская кузнеца
Задача кузницы — изготовление мечей и булав из запасов железа на вашем складе. Если железа достаточно, то оружейник самостоятельно сходит за ним на склад, а затем отнесет в арсенал готовое оружие. Если в арсенале не окажется свободного места, то он будет ждать рядом со своей мастерской. Когда место появится, то щелчком на мече или булаве в меню мастерской можно определить вид вооружения, который будет изготавливаться со следующего производственного цикла.
Если размещать мастерскую возле крепостных стен, то она, в отличие от других зданий, будет сооружаться в виде пристройки.
Мастерская кожевенника
Кожаные доспехи во много раз повышают боеспособность вашей армии. После того как кожевня построена, туда придет кожевница, которая начнет водить коров с ваших молочных ферм, сдирать с них шкуру и шить доспехи. Уже готовые доспехи складируются в арсенале.
Из каждой коровы получаются 3 кожаных доспеха. Если вы увидите, что поступление молока в ваши хранилища падает, то можете на время приостановить работу и впоследствии возобновить ее.
Если размещать мастерскую возле крепостных стен, то она, в отличие от других зданий, будет сооружаться в виде пристройки.
Мастерская оружейника
Железный доспех на порядок превосходит кожаный. Для его производства используется хранящееся у вас на складе железо. Если его достаточно, то мастер самостоятельно сходит за ним на склад, а затем отнесет в арсенал готовую продукцию. Если в арсенале не окажется свободного места, то он будет ждать рядом со своей мастерской.
Если размещать мастерскую возле крепостных стен, то она, в отличие от других зданий, будет сооружаться в виде пристройки.
Здания для переработки продуктов
Амбар
Это здание, где хранится ваша еда.Щелкнув на нем, вы вызовете панель, где слева будет показано текущее количество пищи, количество потребляемой пищи и то, как долго она может храниться. Кнопки справа контролируют рацион и, соответственно, то, с какой скоростью еда будет изыматься из хранилища.
Таким образом, варьируя данный показатель, вы можете влиять на свой уровень популярности, который зависит от количества пищи, потребляемой крестьянами.
Не забывайте, что в ваших силах расширить объем хранилища, построив рядом еще одно. Если вы не сделаете этого вовремя, то из-за отсутствия места для складирования полуфабрикатов и готовой продукции все городское производство может попросту застопориться.
Экран хранилища также показывает вам, сколько потребляется видов пищи. Дабы получить дополнительный бонус, постарайтесь предоставлять своим людям более-менее разнообразный рацион.
Мельница
Выращенное вами зерно вовсе не является конечным продуктом. Следующая стадия его переработки — помол и складирование уже в виде муки. Мельники самостоятельно возьмут со склада заготовленное зерно, отнесут его на мельницу и принесут обратно муку. В случае отсутствия на складе зерна мельница бесполезна.
В отличие от остальных заведений, мельница задействует сразу трех рабочих, что позволяет ограничиться лишь несколькими постройками данного типа.
Пекарня
Полученная мука — также лишь промежуточный этап. Теперь она должна попасть в пекарню и превратиться в хлеб. Пекари самостоятельно заберут со склада муку, испекут хлеб и положат его туда же. В случае отсутствия муки пекарня абсолютно бесполезна, и пекарь будет простаивать без работы.
Как видите, процесс получается долгим, но, несмотря на трудоемкость, не забывайте, что это наиболее эффективный и стабильный способ обеспечить крестьян пропитанием.
Пивоварня
После того как у вас будет несколько плантаций хмеля, имеет смысл закладывать пивоварню и приступать к приготовлению эля. Пивовар самостоятельно пойдет на склад, возьмет хмель, приготовит эль и отнесет его на склад. Не забывайте, что в отсутствие хмеля (урожаи которого очень любит уничтожать долгоносик) пивоварня бесполезна.
Таверна
Весь цикл производства эля рассчитан на поднятие общего уровня вашей популярности в народе. Таким образом, каждая работающая таверна дает вам дополнительный бонус. Впрочем, не стоит забывать, что краеугольным камнем, как всегда, станет быстрое истощение запасов эля на складе и как следствие — полное пропадание положительного эффекта.
Установки юнитов
Удерживать местность
Данная функция позволяет четко привязать воина к его местоположению. В режиме удержания местности воин будет атаковать только подошедших вплотную врагов, игнорируя всех остальных. Если воин обладает дистанционным оружием (лук, арбалет…), то он начнет стрелять по врагам, как только те окажутся в зоне попадания.
Защитное положение
Солдаты, получившие приказ находиться в защитном положении, будут покидать свой пост при приближении врага и вступать с ним в бой. По окончании битвы они возвращаются на исходные позиции.
Режим агрессии
В данном режиме юниты будут выслеживать врага, находящегося на значительном расстоянии. Разбив неприятеля, солдаты начнут поиск очередной жертвы.
Военные юниты
Лучники
Говоря о возведении замка, мы автоматическиподразумеваем ведение обороны, по возможности не прибегая к рукопашным схваткам. Так что основной упор приходится делать на войска, способные поражать неприятеля на расстоянии. Не обладая никакой броней, лучники практически бессильны в рукопашных схватках, но являются одним из самых дешевых и мобильных подразделений в игре.
Особенно хорошо применять формирования лучников против не защищенных доспехами воинов, а также использовать для поджигания ям со смолой.
Требования для постройки: лук
Копьеносцы
Это первые юниты ближнего боя, которые станут доступны для производства. Отсутствие брони делает их одними из самых быстрых солдат в игре и позволяет им отбрасывать со стен лестницы, а также перепрыгивать через рвы с водой.
Еще одним преимуществом является то, что копьеносцы могут пользоваться лестницами, забираясь на вражеские крепостные стены.
Требования для постройки: копье
Воины с булавами
Это следующий шаг по лестнице прогресса. Воины с булавами облачены в кожаные доспехи и все еще остаются достаточно мобильными войсками, при этом неплохо выступают в рукопашном бою и могут взбираться по лестницам на крепостные стены, но все еще уязвимы для атак лучников.
Требования для постройки: кожаная броня, булава.
Арбалетчики
В отличие от лучников, арбалетчики гораздо медлительнее. Это выражается как в передвижении, так и в скорости перезарядки. Но зато их болты легко пробивают металлическую броню, нанося ощутимый ущерб даже тяжеловооруженным рыцарям.
Требования для постройки: кожаная броня, арбалет.
Пикинеры
Тяжелые пики и металлическая броня делают пикинеров крайне медлительными при передвижении, но эффективными в обороне. Старайтесь размещать их в узких местах, чтобы враг не мог пройти мимо, а был вынужден вступить в бой со “стальной фалангой”.
Требования для постройки: пики, железная броня.
Мечники
Это ваши элитные пешие солдаты. Тяжелая броня делает их самыми медленными юнитами в игре, но если они добираются до врага, то наносят сокрушительные удары.
Использовать мечников можно как в обороне, так и в нападении. В последнем случае отряда тяжело вооруженных воинов вполне достаточно, чтобы под дождем из стрел проделать брешь в крепостной стене.
Требования для постройки: меч, железная броня.
Рыцари
Посадив мечников на лошадей, вы получите стремительные и смертоносные войска. Они, конечно, не смогут взбираться на башни и крепостные стены, но от них этого и не требуется. Основной задачей рыцарей являются вылазки в стан врага с целью нанесения точечных ударов и своевременное “затыкание” дыр в своей обороне.
Требования для постройки: меч, железная броня, лошади.
Инженеры
Пожалуй, это самые разносторонние и полезные юниты в игре. С их помощью сооружаются все виды осадного оборудования в замке и вне его, равно как производится кипящая смола.
Таким образом, если вы хотите нанести врагу максимальный ущерб, то вам просто необходимо в совершенстве освоить управление не только войсками, но и инженерами.
Эти юниты создаются в гильдии инженеров.
Требования для постройки: золото.
Шахтеры
Эти специальные юниты могут бурить туннели под вражескими стенами или башнями. Они создаются в гильдии подкопщиков.
Требования для постройки: золото.
Высотники
Если вы видите, что разрушить вражеские стены вам не под силу и нет возможности вырыть подкоп, то можно попробовать прибегнуть к помощи высотников. Эти юниты, оснащенные длинными лестницами, способны обеспечить вам быстрый доступ на вражеские стены.
Производство (они создаются в гильдии инженеров) высотников недорого, но они крайне уязвимы для любых атак неприятеля, и в частности для лучников, так что их применение далеко не всегда приводит к положительным результатам.
Требования для постройки: золото
Черные монахи
Специфический и весьма сомнительный юнит. Из оружия у монахов есть только посох, но его неказистость с лихвой заменяется свирепостью самих монахов, фанатично преданных своему делу.
Осадная война
Здания по производству осадного оборудования
Перво-наперво, для того чтобы запустить производство осадных машин, вам нужны инженеры. Выбрав инженера, щелкните на иконке “осадное оборудование”, чтобы увидеть список механизмов, доступных для строительства.Выбрав осадное орудие, щелкните левой кнопкой мышки на том месте, где бы вы хотели его разместить, и увидите появившуюся палатку, в которой, собственно, и будет вестись работа.
Щелкнув на палатке, вы можете посмотреть, сколько времени осталось до завершения строительства. И не забывайте, что пока строительство не завершено, инженеры являются крайне уязвимыми для атак неприятеля, так что постарайтесь обеспечить их полноценную защиту.
Для управления любой осадной машиной требуются люди. Чтобы обеспечить боекомплект, выберите свободных инженеров, а затем щелкните на осадном орудии, которое вы хотели бы укомплектовать. Для обслуживания различных видов осадного оборудования требуется различное количество людей.
Рудниковые туннели
Другой способ сломить сопротивление противника — выкапывание тоннелей. Тоннели выкапываются практически под любыми защитными сооружениями, а затем вместе с ними обрушиваются. Чтобы сделать это, выберите строителя тоннелей (шахтера), щелкните на иконке " копать ". Теперь определите место, откуда должен начинаться тоннель (помните, что длина любого тоннеля ограничена, и по достижении максимального размера он самопроизвольно обрушится).
Оказавшись под землей, шахтер самостоятельно начнет копать по направлению к ближайшей вражеской постройке, дойдя до которой, подожжет опоры, удерживающие землю, тем самым обрушив своды.
Таким образом можно уничтожать практически все вражеские постройки, за исключением крупных башен и сооружений, окруженных рвами.
Копание рвов
Это грязная работа, но она во много раз увеличивает оборонительный потенциал вашего замка. Сперва вам необходимо разработать план будущего рва. Вы делаете это, выбирая " копать " из категорий строений замка. Если вам вдруг не понравятся перспективы работ, то вы в любой момент сможете отменить их.
Если же план оказался приемлемым, то выберите несколько юнитов и отдайте им распоряжения по развитию проекта. Как только работы будут завершены, ров необходимо заполнить водой; для этого также выберите несколько человек и щелкните уже на готовом рве.
В заключение не забудьте укомплектовать ров несколькими подъемными мостами для беспрепятственного передвижения в замок и обратно своих людей.
Заполнение рвов
Вы можете также засыпать вражеские рвы. Для этого выберите группу солдат, наведите мышкой на ров и, когда появится указатель в виде лопаты, отдайте вашим людям распоряжение по засыпанию рва.
Кипящее масло
До Женевской конвенции далеко, но если бы она существовала в средние века, то по степени жестокости и разрушительной силе данный вид оружия наверняка попал бы в какую-нибудь десятку.
Чтобы экипировать инженеров горшками кипящего масла, вы должны вменить кому-нибудь в обязанность его кипячение. Сперва выберите инженера и, щелкнув на оном, отрядите его следить за печью. В его обязанности будетвходить отслеживание наполненности печи и заполнение горшков других инженеров.
Последующие инженеры, направленные к печи, будут получать горшки с кипящим маслом, которое они теперь смогут использовать против нападающих.
Катапульты
Данные осадные механизмы позволяют уничтожать вражеские укрепления с относительно большого расстояния. Они мобильны и точны, но наносят средний урон. Низкая траектория полета снаряда позволяет точно попасть в здание, но приходится следить, чтобы снаряд достиг своей цели, не зацепившись за какой-нибудь утес или здание.
Альтернативной возможностью ведения огня является забрасывание осажденного замка мертвыми животными с целью возникновения эпидемий. Для этого выберите иконку " Запуск коровы " из меню катапульты и определите цель.
Для обслуживания катапульты необходимо двое инженеров.
Переносные щиты
Это прекрасное средство избежать огня неприятеля. Если на подступах ко вражескому замку вас встречает ливень стрел, то использование щитов — один из лучших способов уменьшить потери живой силы. Для управления щитом требуется один инженер.
Баллиста
Баллиста используется при обороне замков, разместить ее удобнее всего на одной из больших башен, чтобы увеличить дальнобойность орудия.
Применять баллисту целесообразно при разрушении вражеских осадных орудий и против тяжелых рыцарей. Для обслуживания необходимо два инженера.
Стенобитное орудие
Являясь самой медленной боевой единицей в игре, стенобитное орудие с лихвой компенсирует этот недостаток своей разрушительной силой. Если этот “танк” доползет до крепостных стен, то брешь в обороне вам обеспечена. Стрелы неспособны причинить тарану сколь-нибудь ощутимый вред, поэтому лучшим способом разрушить стенобитное орудие являются короткие вылазки кавалерии в стан врага.
Для управления тараном необходимо четыре инженера.
Осадные башни
После возведения эти разлапистые передвижные конструкции дают вашим войскам быстрый доступ на вершины вражеских стен.
Для использования башни направьте ее к стене; когда расстояние будет достаточным, она остановится и перекинет выдвижной мост. Теперь ваши войска могут беспрепятственно подняться на стены. Для управления башней требуются четыре инженера.
Мангонелла
Мангонелла — эквивалент катапульты, но в отличие от нее, специализируется не на разрушении стен, а на уничтожении живой силы противника. В качестве снарядов тут используются россыпи в меру крупных булыжников, неспособных причинить ощутимый ущерб зданиям, но зато буквально прорубающих просеки во вражеских рядах.
К отрицательным особенностям можно отнести то, что мангонеллы никогда не отличались точностью, так что, приказав вести стрельбу в одном направлении, вы можете быть неприятно удивлены непонятно куда летящими камнями.
Для функционирования требуются два инженера.
Требучет
Если вам недостаточно силы и дальнобойности катапульт, то лучшим выходом будет использование требучетов. Эти ужасающие машины способны зашвырнуть целую каменную глыбу на огромное расстояние. Причем снаряд, летящий по параболе, способен произвести разрушения и в самом городе.
Отрицательной чертой можно назвать невозможность ведения прицельного метания и неспособность к передвижению, причина которой — общие размеры механизма.
Как и катапульты, требучеты могут перебрасывать через стены мертвых животных с целью возникновения эпидемии.
Для обслуживания механизма необходимо 3 человека.
The End
Что можно сказать напоследок… Несмотря на кажущуюся перегруженность общей концепции и сложность взаимодействия игровых элементов, уже через несколько часов пребывания в средневековом мире вы начнете ориентироваться в окружающей обстановке не хуже заправского феодала.
Данное руководство поможет вам освоить особенности конкретных зданий и юнитов, но никогда не заменит собственного опыта. Дерзайте…