Руководство и прохождение по "Championship Manager 3 season 2000/01"
Обойдемся без вступлений. Материал, который вы в данный момент бегло просматриваете (внимательно читать будете позже), представляет собой не что иное, как сборник полезных советов для тех, кто в первый раз в жизни сел за игру из серии Championship Manager. Подчеркиваю, для новичков! Так что профессионалам и спецам просьба не заваливать мой почтовый ящик обвинениями в банальности советов – банальны они только для вас. А есть те, кому они необходимы. По крайней мере, мне хотелось бы так думать. Итак, приступим.
Совет первый
Обязательно скачайте с официального сайта игры (www.sigames.com) патч. Местами игра весьма глюкава, и если вы не хотите понапрасну тратить нервы, то патч вам просто необходим.
Выбор команды
Рекомендация: включайте как можно больше чемпионатов. Желательно, конечно, все, но уж никак не меньше шести. Только в этом случае в игре будет задействован полный набор тренеров и игроков, будет больше возможностей поруководить какой-либо сборной – как итог, просто будет интереснее играть.
При выборе команды смотрите в первую очередь на ее президента (chairman), а конкретно на его показатель Patience. Если он ниже 13-ти, то лучше эту команду не берите. Например, у президента “Ювентуса” Patience = 1, так что при малейшем поводе для недовольства он увольняет тренеров, а это вам на данном этапе совершенно не нужно. Также не стоит брать команды вторых-третьих дивизионов – играйте лидерами вроде “МЮ”, “Ливерпуля” или “Пармы”. А приводить “Дарлингтон” к победе в Лиге Чемпионов будете позже. Кстати, “Парма” в некотором смысле даже лучше, чем “Манчестер”, объяснение – чуть ниже.
Не совсем честным способом можно получить в свое распоряжение и какую-нибудь сборную. Во время выбора команды нажмите на национальность игрока, и окажетесь на экране сборной команды. Жмите Take Control, но помните, что в случае, если вы не пропатчите игру, она начнет дико глючить. Через пару игровых дней вы обнаружите себя в составе тренерского штаба какого-нибудь захудалого клуба предпоследнего дивизиона в роли… тренера. Не менеджера, а именно тренера, то есть coach’a. (Кстати, я предпочитаю использовать западную терминологию – то есть тренерами называть тех, кто тренирует игроков, а не тех, кто руководит командой.) Я вас предупредил.
Тренировка
Сразу же после того как вы получили в свое распоряжение команду, идите в меню тренировок и создавайте новый вариант тренировки: все на Medium, Skills и Shooting – Intensive, Goalkeeping – None. После чего всем игрокам до 23-х лет назначайте именно этот вариант. Старшим пойдут заранее заготовленные разработчиками варианты, защитникам – General, Полузащитникам и форвардам – Skills.
Хинт второй. Выберите в меню View – Attributes, тогда выросшие в результате тренировок показатели будут зеленого цвета, упавшие – красного. Если красных будет многовато, значит, вам нужно либо избавляться от игрока, либо искать нового тренера. В качестве подходящих кандидатур на места новых тренеров рекомендую Bob Clayton и Richard Stacey – в начале игры нигде не заняты, но staff действительно классный.
Хинт третий. Показатели “Judge Ability” и “Judge Potential” нужны не только скаутам, но и тренерам. Чтобы выбирать, кого имеет смысл тренировать, а кого, увы, нет. Учтите это.
Основа и резерв
Резервную команду можно отдать Assistant manager’y и отправить в нее всех, кто не проходит в вашу основу. Лучше, если в резерве у вас будут преимущественно молодые игроки, посему посредственных ветеранов лучше сразу выгонять из команды (Release On A Free). Только учтите одно – у всех, кто играет в резерве, squad status должен стоять “backup player”, “hot prospect for future” или “decent young player”, иначе через некоторое время футболисты начнут возмущаться. В крайнем случае – Squad Rotation, но тогда футболист должен хоть иногда появляться в основе.
Выбирая состав на матч, ориентируйтесь, во-первых, на скиллы игроков (см. врезку №4). Во-вторых, на текущую мораль футболистов. В-третьих, на Form и, в четвертых, на Condition.
Form – это оценки, которые футболист получал в последних матчах. Таким образом, даже суперзвездного вратаря с Form=4-5-6-4 на финал Лиги Чемпионов лучше не ставить. Есть немалая вероятность, что ничего хорошего из этого не выйдет.
Но основные показатели – это, конечно, скиллы и мораль. Причем замечена закономерность: игрок уровня выше среднего с хорошей моралью играет, как правило, лучше, чем суперзвезда, находящаяся в глубокой депрессии.
Отсюда правило – на выездные и особо важные матчи ставить тех, у кого лучше мораль, при условии, что они не намного хуже по показателям. Поднимать моральный уровень можно домашними матчами и выходами на замену в выездных.
Игроков с Condition меньше 70% – максимум – выпустить на замене в середине второго тайма. Но, по большому счету, пользы от таких мало.
Есть еще пара комментариев по части состава. Если вы играете с двумя нападающими, то постарайтесь, чтобы они соответствовали друг другу. Пример – клуб Leeds United. Mark Viduka не очень быстр, плоховат в кроссах и игре головой, но он достаточно сильный и выносливый и неплохо бьет по воротам. Его партнер по нападению Harry Kewell – полная противоположность. Вместе они составляют убойную пару форвардов.
Впрочем, есть и второй совет, отчасти противоположный первому. Основные характеристики форвардов (скорость, ускорение и пр.) должны быть примерно одинаковыми. Комбинируя два принципа, получаем универсальный метод: скорость, сила и выносливость должны быть примерно равными, а скиллы – дополнять друг друга.
И еще. Обязательно учитывайте прогнозы погоды – выставлять в дождь игрока с низкой Stamina или Ball Control нельзя (если, конечно, вы не мазохист).
Тактика
Если вы играете не очень сильной командой, то общий настрой на игру (играть от атаки/обороны) зависит от того, играете вы дома или на выезде. Дома, как известно, играть проще, посему можно больше использовать атакующие построения. На выезде атаковать как правило бывает сложнее. Но поскольку команду вы выберете сильную, то это пока не принципиально.
Есть три варианта: играть от обороны, в сбалансированный футбол или от тотальной атаки. Последний вариант особенно хорош для богатых клубов, у которых много игроков, умеющих хорошо забивать. Впрочем, фаворитам низших дивизионов это тоже подойдет. Но пока – общие разъяснения.
Пункт первый – настройки в Team Instructions.
Passing. Бывает четырех видов. Direct – быстрое развитие атаки и не очень аккуратные пасы. Игрокам необходимы хорошие уровни Passing и Creativity, а тем, кто будет непосредственно участвовать в атакующих действиях, – Pace и Flair. Long Ball – футболисты просто забрасывают мяч форварду, и что он с ним делает – исключительно его проблемы. Играть можно, но у нападающих должны быть высокие Strength, Anticipation и Heading. Short – ваши игроки будут пытаться сериями коротких пасов раскачивать оборону неприятеля. Нужны выносливые игроки с хорошими Passing и Off The Ball. Mixed – оптимальный вариант. Все вышеперечисленное применяется в зависимости от ситуации. Один минус – требования к футболистам соответствующие всем стилям сразу.
Tackling рассматривать не будем, там все ясно. Один момент: на предсезонные товарищеские матчи лучше ставить Soft, чтобы игроки не нахватали карточек и не пропускали первые матчи чемпионата.
Offside Trap – создание искусственного офсайда. От защитников требуются отличные Stamina, Condition, Anticipation и Positioning. Естественно, имеет смысл лишь при игре в линию.
Counter Attack – игра на контратаках. А в Championship Manager 3 от нее гораздо больше пользы, чем в предыдущих частях. Если соперник заведомо сильнее вас, то игра на контратаках имеет смысл. Требуется хорошая оборона и быстрые выносливые форварды.
Men Behind The Ball – тактика, настроенная на то, чтобы соперника, владеющего мячом, встречали все десять ваших полевых. Необходима в случаях, когда соперник намного сильнее вас или если вам ни в коем случае нельзя пропускать.
Дальше. Всегда смотрите рейтинг рефери на ближайший матч и никогда не ставьте Hard Tackling, если судья Harsh или Strict. Попросту наберете горчичников, только и всего.
Несколько советов, которые реально действуют в CM 00/01.
Если у игроков соперника не очень хорошо с Bravery, приставьте к ним громил-костоломов вроде Дэвида Бэтти. Атакующим игроками лучше отключать Pressing – чтобы они не ошивались возле соперников и, когда у них окажется мяч, имели больше простора для действий. Если у вашего форварда или Defensive Midfielder’a хорошо с Dribbling, Technique и Strength, но плоховато со скоростью, поставьте ему Hold Up The Ball. Используйте прессинг постоянно только тогда, когда все ваши игроки очень выносливы. В противном случае к концу матча у вас могут возникнуть проблемы.
Матч
Здесь советов будет немного. Первый и основной: в важных матчах включайте среднюю скорость, чтобы уследить за всеми сообщениями. Если играете против аутсайдеров, можно и по максимуму.
К суперзвездам соперника (вроде Ширера, Дель Пьеро или Вьери) лучше приставлять двух персональных опекунов – защитника и полузащитника. Если полузащитник соперника часто прибегает в вашу штрафную – пора приставлять к нему своего DM’a. Если есть сообщения о том, что вашему форварду не хватает пространства для хороших ударов, значит, защитники слишком хорошо его закрывают и лучше выпустить вместо него кого-нибудь с более высоким Off The Ball. Если ваш игрок слишком часто спорит с судьей, выбивает мяч за поле и т.п., меняйте его или поставьте ему Tackling = Soft.
Если защитник соперников получил желтую карточку, это означает, что в его зоне можно усилить натиск: в отборы вступать он будет уже не так интенсивно. Если в сообщении говорится, что ваш игрок “taken a knock”, это означает, что он получил небольшое повреждение и его лучше заменить.
Мораль
Как сделать так, чтобы игроки были всегда довольны свои существованием? Вот как.
Если у игрока в Squad Status стоит Important Player, то это означает, что он должен постоянно играть в основе.
Старайтесь как можно реже менять Squad Status футболистов – это действует им на нервы.
Если вы приобрели молодого игрока и подписали с ним пятилетний контракт на 5000 фунтов в год, а через три года он стал у вас капитаном и основным бомбардиром, то контракт надо подписывать заново – уже на соответствующую сумму. Это гарантия того, что футболист захочет остаться у вас и в дальнейшем.
Не пытайтесь сделать вратаря из форварда – ничего хорошего не получится.
Очень плохо, если игрок не владеет языком, на котором разговаривает большинство тренеров и остальных игроков. Если он вообще не может ни с кем разговаривать – вообще беда. Впрочем, полный абзац наступит, когда выяснится, что у футболиста к тому же и низкий показатель Adaptability (скрытая характеристика, которая видна только при использовании встроенного редактора).
Бывает, что некоторые футболисты на дух не переносят друг друга, но выяснить сие можно только методом научного тыка – игроки сами заявят об этом.
Не игнорируйте просьбы игрока выставить его на трансфер.
Футболист с большей вероятностью захочет играть в клубе-лидере, нежели в проигрывающем всем подряд аутсайдере. Выводы за вами.
Если вы поставите игроку цену $70,000,000 вместо $7000,000, то, скорее всего, это его неприятно удивит и расстроит.
Защищайте игрока от нападок прессы и других менеджеров. Впрочем, футболист может от чрезмерной поддержки расслабиться и начать ничего не делать.
Не штрафуйте игроков без весомой причины.
Футболист может посчитать, что с вашим клубом он добился всего, чего мог, и захочет перейти в более сильную команду с новыми целями. Удерживать таких бессмысленно.
Если лидер команды чем-то недоволен (например, Зидан или Дель Пьеро в “Юве”), то это сказывается и на более молодых игроках.
Работа
Здесь собраны рекомендации, как не доставлять поводов для неприятных размышлений президенту клуба и сохранить свою за… упс, голову.
Не выгоняйте из команды особо ценных игроков.
Старайтесь выполнять предсезонную установку начальства (если от вас хотят выхода в еврокубки, а вы плететесь в самом низу таблицы, то это будет понято весьма однозначно).
Несколько поражений кряду могут сильно настроить против вас начальство.
Болельщики могут своими протестами подтолкнуть президента к мысли о смене менеджера – старайтесь, чтобы оные протесты возникали как можно реже.
Если вы еженедельно будете требовать от начальства денег на трансферы, то сильно разозлите президента и все ваши неудачи он будет воспринимать гораздо хуже.
Опять-таки не злоупотребляйте штрафами.
Если вы будете противостоять злобным журналюгам и защищать своих игроков, начальству это понравится.
И, наконец, чем дольше вы руководите клубом, тем больше от вас ожидают и тем вам тяжелее.
Трансферы
Лучший способ найти хорошего игрока – задать скауту поиск и результаты обработать фильтрами.
Игрок, недовольный своим положением в клубе, согласится даже на меньший контракт, чем в не устраивающем его клубе. Не бойтесь снижать предлагаемую сумму.
Если вам очень нужен игрок, но денег не хватает, используйте Monthly Installments – это означает, что трансферную сумму вы будете выплачивать по частям за указанный срок.
Рекомендуемые игроки
Несколько игроков, дешевых, но полезных и перспективных. В основном здесь приведена молодежь.
Вратари:
William Packham (Brighton), Dean Williams (Telford), Alejandro (free), Phil Smith (Milwall), Lee Kendall (Crystal Palace).
Защитники:
Stephane Dalleu (free), Samuel Okikiolu (free), Liam Burns (Port Vale), Michael Rose (Man Utd), Richard Spong (Coventry), Ricardo Costa (free), Miguel Gama (free), Andy Todd (Charlton), Garu Smith (Hibs), Lee Collins (Stoke).
Полузащитники:
Carlos Gabriel Correa (free), Romeo Beckford (free), Ricardo Beckford (free), Geir Ormulf Olsen (free), Adam Fleming (free), Jamie McMaster (Leeds), Johan Elmander (Feyenoord), Jose Cano (Figueres), Steve Palmer (Telford), Martin Rowlands (Brentford), Dean Keates (Walsall), Micah Hyde (Watford), Ronnie Wallwork (Man Utd), Darragh Ryan (UCD), Charlie Miller (Watford), Michael Duff (Free).
Форварды:
Onesimo (free), Guillermo Graaven (free), Andrew Mainwaring (Clevedon), Derek Adams (Motherwell), Paul McVeigh (Norwich), James Flood (Free).
Немного чисто технических хитростей
Имейте в виду, что мощность вашего компьютера влияет не только на плавность отображения графики самой игры, но и на некоторые ее возможности.
Процессор Память Кол-во чемпионатов
P-133 16 Mb 1
P-133 – P-200 32 Mb 2-3
P-200 – P-350 64 Mb 3-6
P-350 – P-400 64 Mb 6-10
P-400+ 128 Mb 10-15
P-400+ 256 Mb+ Все
Желание руководства – закон для подчиненного
В начале чемпионата руководство объявляет вам о своих надеждах на сезон. Вот перевод их ожиданий на нормальный человеческий язык.
Ожидания Перевод
Mount a serious challenge Закончить сезон на первом-втором месте
European Qualification Любым способом попасть в еврокубки
Promotion Завершить сезон на призовых местах и выйти в более престижный дивизион
Play-offs То же самое, но через плэй-офф
Respectable position Завершить сезон в верхней половине турнирной таблицы
Stay clear of relegation Середина таблицы
Battle against relegation Нижняя часть, но без вылета в низшие дивизионы
Improve the club Вылет из дивизиона или самые последние места
Карьера игрока
Цифры в графе “Пик карьеры” означают, что в этом возрасте игроки указанного амплуа, как правило, показывают максимум, на что они способны, а цифры в третьем столбце – с какого возраста игрок может задуматься о завершении карьеры.
Амплуа Пик карьеры Пенсионный возраст
Вратарь 33 35
Защитник 31 32
Полузащитник 29 31
Форвард 28 30
Немного тонкостей с подбором игроков
Критичные показатели для игроков каждого амплуа. На них надо ориентироваться при выборе игроков на матч.
Амплуа Показатели
Вратарь Reflexes, Handling, Positioning, Balance, Bravery
Крайние защитники Tackling, Positioning, Pace, Heading, Anticipation, Strength, Marking
Центральные защитники Tackling, Positioning, Pace, Heading, Anticipation, Strength Marking Bravery Teamwork
Кр. атакующие полузащитники Passing, Shooting, Off the Ball, Creativity, Pace, Crossing
Атакующие полузащитники Passing, Shooting, Off the Ball, Creativity, Pace, Teamwork, Anticipation, Dribbling
Обор. полузащитники Stamina, Tackling, Positioning, Passing, Heading, Teamwork
Быстрые форварды Shooting, Anticipation, Pace, Acceleration, Off the Ball
Медленные форварды Heading, Shooting, Anticipation, Passing
Погода и ее влияние на матч
Погода Эффект
Breezy Тяжелее играть в длинный пас, удары издалека менее точные, но и тяжелее для вратарей
Drizzle Игрокам гораздо тяжелее контролировать мяч
Dry Обычная погода, никаких эффектов
Wet Игрокам тяжелее контролировать мяч; быстрее проявляется усталость
Hot Temperature Игроки очень быстро устают
Cold Temperature От игроков с низкими показателями Work Rate и Motivation практически не будет пользы