Call of Juarez
Честно сказать, мы не ожидали от нового проекта поляков из Techland такой вот прыти. Их предыдущий экшен Chrome был довольно посредственной игрой. Call of Juarez на выставках тоже не сказать чтобы блистал. Так, очередная игра про Дикий Запад со всеми классическими штампами от не слишком маститого разработчика.
Но вот совершенно неожиданный и, несомненно, приятный сюрприз: Call of Juarez вдруг оказалась чуть ли не лучшей игрой-вестерном, которую мы только видели. Бывает в жизни и такое.
А я люблю ковбоя!
Давным-давно, в далекой Америке жил-был мальчик по имени Билли. Жил не то чтобы очень хорошо — в семье постоянные скандалы, отчим допекает, перспектив никаких… Поэтому в один прекрасный день Билли решил, что пора искать счастья, да и свалил из родительского дома куда подальше. Через два года, как и положено блудному сыну, он вернулся и обнаружил, что на родном ранчо буквально несколько минут назад случилось страшное — родители убиты, а на стене кровью написано Call of Juarez.
В этот самый момент заявляется преподобный Рэй — священник и, по совместительству, родной брат отчима Билли. Застав парнишку рядом с трупами собственных родственников, пастор тут же решает, что это и есть убийца (вполне логично, кстати). Билли такой расклад решительно не нравится, и он во второй раз покидает отчий дом. На этот раз — бегом. Ну а дальше начинается классический вестерн — с погонями, разоблачениями, долгим расследованием смерти родителей, столкновениями с индейцами, поисками сокровищ ацтеков. Ну, и ограбление поезда тоже будет. И трупы, трупы, трупы — пускать в расход персонажей здесь не стесняются. Скажем по секрету — к концу игры в живых остаются только два ключевых персонажа.
Как видите, игра щедро черпает вдохновение из лучших вестернов прошлого века. Причем черпает на редкость аккуратно — все эти погони-драки-перестрелки мы, конечно, уже видели, но ощущения вторичности не возникает. Очень сильно здесь помогает оригинальная манера подачи сюжета — играть предстоит и за Билли, и за преподобного Рэя.
Игра за Билли больше всего напоминает похождения какого-нибудь Индианы Джонса. Сходство дополняется тем, что основным орудием труда у нашего героя становится хлыст. Это, к слову, совершенно незаменимый инструмент. Взобраться на недоступную смертным высоту? Пожалуйста! Переключить рычаг в трех метрах от себя? Верный кнут опять придет на помощь. Да и врагов им можно хлестать.
А вот с пистолетами у Билли роман явно не сложился — ожесточенной пальбе он предпочитает более тонкие методы. Главное его преимущество — ловкость и скрытность. А уж если малыш Билли кого-нибудь и убивает, то делает это по возможности тихо и незаметно. Например, с помощью лука.
С Рэем ситуация иная. Религиозный фанатик-садист, настоящая машина смерти на службе то ли бога, то ли дьявола. Игра за Рэя — классический шутер от первого лица. Причем шутер качественный, динамичный и сделанный явно со знанием дела. Пастор — очень меткий и, что немаловажно, быстрый стрелок. Последнее, правда, целиком зависит от навыков игрока: в Call of Juarez регулярно встречаются классические ганфайтинг-сценки: на экране идет обратный отсчет, и как только счетчик достигает нуля, нужно быстро двинуть мышью сначала вниз (в кобуру за револьвером), а потом вверх — чтобы успеть навести прицел и выстрелить первым.
Еще Рэй умеет стрелять с двух рук, причем в нескольких противников сразу. Происходит это так: два прицела медленно выползают с противоположных сторон экрана, стремясь слиться воедино где-то по центру. Как только они сходятся вместе — надо сразу же открывать огонь. Благодать, одним словом.
Не забывайте, кстати, что Рэй — человек высокой духовности. И если пуль вдруг оказывается недостаточно, он смело пускает в ход слово божье. Для этого у пастора всегда есть с собой боевая Библия, избранные пассажи из которой он может зачитывать прямо во время перестрелки. После такого вот психологического прессинга слабовольные враги немедленно прудят в штаны от страха и бегут куда подальше.
Оружие в Call of Juarez живет недолго: несколько десятков выстрелов, и иконка ствола начинает истошно мигать красным цветом, а еще через какое-то время оружие просто взорвется у вас в руках, и его останется только выкинуть.
Спили мушку, Билли!
Вообще, видно, что поляки всеми силами пытались сделать свою игру как можно более разнообразной, — и это у них, надо сказать, получилось (за некоторыми исключениями). Миссии сменяют друг друга, как картинки в калейдоскопе. В кадре есть лошадь — жди скачек. Появилась слишком уж злобная группа бандитов — будет стелс-миссия. Увидели станковый пулемет — приготовьтесь к виртуальному тиру. Встретился мудрый индеец — готовьтесь к спецкурсу «Путь молодого индейца». Ну и так далее…
К сожалению, из попытки авторов разнообразить игру вытекает и основной ее недостаток — тотальная власть скриптов. Все здешние аттракционы — штука сугубо одноразовая, что сводит реиграбельность проекта к нулю. AI, опять же, лениво отдыхает в сторонке — зачем напрягаться, когда за тебя все сделают скрипты? Поэтому нет ничего странного в том, что в редкие минуты «свободы» противники просто тупо палят по игроку. Соответственно, о нелинейности и прочем «плюрализме» можете сразу же позабыть.
Еще один спорный момент — графика. Для РС-эксклюзива Call of Juarez выглядит местами коряво. Убогие текстуры, дешевые эффекты, дерганая анимация. Хотя пейзажи здесь порой встречаются умопомрачительные. Если у вас вдруг ненароком установлен Fraps, то после прохождения игры вы с удивлением обнаружите, что наснимали по меньшей мере несколько сотен скриншотов. Особенно красив один из последних уровней — мексиканская пустыня, залитая предзакатным солнцем.
Ода политкорректности
В США, как известно, вовсю подрастает очередное «поколение П». Нет, не «пепси» — эти граждане уже давно получили высшее образование и расселись по мягким офисным креслам. Мы же говорим о «поколении политкорректности». Суть этого социального явления вы, наверное, и сами знаете: узрел нечто отдаленно похожее на дискриминацию кого-то — стукани куда полагается. Ну а там уже примут меры. Причем железобетонные щупальца защитников угнетенных распространяются на все сферы жизни — в том числе на компьютерные игры.
И ничего бы в этой самой политкорректности не было страшного, если бы некоторые люди не стали перегибать палку. Вот, например, в Call of Juarez — игре про жестокий Дикий Запад — категорически запрещено:
— стрелять по трупам;
— стрелять в невинных (с точки зрения разработчиков) NPC, даже если те настроены враждебно;
— стрелять по лошадям;
— погонять лошадей кнутом;
Нарушение любого из этих правил ведет к неминуемому «геймоверу». Глупость, конечно же, полная — особенно в случае с пунктом про лошадей и хлыст. Но разработчиков вполне можно понять: в последние годы нападки на игры усилились многократно. Все мы помним скандал вокруг GTA: San Andreas и модификации Hot Coffee. «Наехать» пытались даже на Gun — за то, что там можно убивать индейцев.
* * *
Хотя, с другой стороны, ну их к черту, эту графику и линейность. Никто же не отказывается смотреть старые фильмы только потому, что они черно-белые? Call of Juarez — динамичная и разнообразная игра. Любители Дикого Запада просто обязаны помереть от восторга.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей : 8.0
Графика: 6.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 8.0
Дождались? Одна из лучших игр-вестернов — разнообразная, с увлекательным сюжетом и всеми теми вещами, за которые мы так любим Дикий Запад. Жаль только, что одноразовая и на лицо страшноватая.
Рейтинг «Мании»: 8.0