The Settlers 2: 10th Anniversary
Вот именно в такие, как этот, моменты я начинаю думать, что уже безнадежно постарел и отчаянно кручу по сторонам глазами — не сыплется ли уже где-нибудь песок. Ровно десять лет назад я сидел за компьютером марки «Пентиум» и играл ровно в ту же самую игру. На календаре октябрь 2006 года, а я все так же строю мельницы, чтобы молоть муку, колодцы, чтобы добывать воду, и пекарни, чтобы из воды и муки выпекать хлеб для шахтеров. Из колонок слышится что-то чрезвычайно родное, носатые геологи издают знакомый звук « йюпи ! », обнаружив залежи каких-нибудь ископаемых, скауты не торопясь бредут открывать «туман войны», а крестьяне суетливо носятся между синими флажками, перетаскивая подмышками грузы…
После десяти минут отчаянных движений мышкой по экрану приходит неизбежное понимание — это то же самое. Снова. Опять. Практически без изменений. Давно позабытые, но, оказывается, дремавшие глубоко внутри условные рефлексы пробуждаются — мы снова строим мельницы, колодцы и пекарни. Снова печем хлеб, добываем руду и куем серпы, чтобы затем покосить сено, отнести его на мельницу и испечь хлеб.
Круг замыкается. Иногда они действительно возвращаются.
Ремейки в вашем творчестве
Вопрос журналистки в розовой кофточке о том, « почему в вашем творчестве преобладают ремейки?» (в свое время не на шутку взбесивший народного артиста Филиппа Бедросовича Киркорова), больше не кажется таким уж идиотским. Его можно смело задать всему составу творческой конторы Blue Byte , предварительно построив их в одну линию и по отдельности заглянув каждому в глаза. Действительно, почему?
The Settlers 2: 10 th Anniversary — это практически стопроцентной ремейк игры без малого десятилетней давности. Откровенное переиздание живой классики, древней экономической стратегии и локального хита продаж в стране Германии. Игра снабжена современной графикой, продвинутым мультиплеером и музыкой в формате MP3. Она запакована в новую коробку и, как положено любой уважающему себя современному тайтлу, обладает версией для карманных платформ (в данном случае — для Nintendo DS).
Вообще, ремейки — тема для совершенно отдельного разговора. Если мыслить глобально, то переиздания в индустрии развлечений (не только электронных) — очень даже распространенная вещь. В Голливуде снимают ремейки хитов прошлых лет в среднем раз в 20-30 лет. На Бродвее раз в пятилетку обязательно стартует новая версия «Кошек» или «Иисус Христос — суперзвезда», а писатель Пауло Коэльо так и вовсе ежегодно штампует по два-три ремейка одной и той же книжки.
То, что ремейки приходят в наши с вами игры, — вполне закономерный и логичный процесс. Вот Сид Мейер, даром что столько лет на гребне, полтора года назад разродился ремейком своей популярной игры конца восьмидесятых — Sid Meier’ s Pirates! И что бы вы думали — игра без единого изменения, с геймплеем чуть ли не семнадцатилетней давности, разлетелась немыслимым тиражом.
Общая мысль проста: у хитового проекта, выпущенного десять лет назад, осталась, во-первых, старая аудитория, а во-вторых, появилась совершенно новая. Поэтому зачем гадать и выпускать сиквелы (продолжения с цифрами в названии все равно плохо воспринимаются электоратом, не знакомым с предыдущими частями), когда проще и экономически выгодней сделать полное переиздание.
Десять лет, а счастья нет
Если вы по какому-то невероятному стечению обстоятельств в курсе, что такое The Settlers 2, то вот вам все основные изменения, постигшие ремейк. Во-первых, в 10th Anniversary появилась полностью трехмерная полигональная графика, так что теперь вы можете легко заглянуть в глаза каждому крестьянину. А во-вторых… «во-вторых» придумайте сами. Все прочие изменения по сравнению с оригиналом десятилетней давности настолько незначительны, что вы можете смело переходить к чтению финальной плашки рейтингов.
Для всех же остальных — краткий ликбез. The Settlers 2 — это продуманный и неторопливый симулятор натурального хозяйства. Вы добываете лес, ловите рыбу, охотитесь на дичь, строите свинофермы и шахты, тоненькими нитями кровообращения прокладываете тропинки между всеми этими сооружениями. По тропинкам бродят носильщики с товарами, хозяйство растет, а где-то на противоположном куске карты обитает противник, который оккупировал волшебный портал (цель каждой миссии) и откроет к нему дорогу, только будучи полностью истребленным.
Чтобы достигнуть портала, нужно расширять свои владения. А чтобы расширять владения, нужно воевать — тогда как вся местная экономическая система заточена под медленное и ступенчатое развитие. Скажем, чтобы превратить поселенца в солдата, ему нужно выковать меч. Меч куется в кузне из металла. Металл варится из руды и угля в специальной плавильне. Руда и уголь добываются в шахтах. Шахты работают, только если снабжаются хлебом и мясом. Хлеб получается в пекарнях из муки и воды (это, соответственно, ферма, колодец и мельница), а мясо получается, если отправить свинью (скотобаза) на бойню. Сколько экономических цепочек вы уже насчитали? А ведь для строительства нам еще нужен лес (домик лесоруба, сторожка лесничего и лесопилка), камень (каменоломня), для апгрейдов солдат понадобится золото (золотоплавильня) и вино (виноградник и винодельная мастерская)… Короче, вы поняли — прежде чем дело дойдет до реальной войны, пройдет часа два реального времени.
Задача усложняется еще и тем, что в The Settlers 2 вы не можете просто так управлять юнитами, как в какой-нибудь RTS. Вы только раздаете приказы (строить, атаковать, искать) и смотрите, как ушастые комки полигонов начинают смешно суетиться на экране. Такой вот геймплей.
Долгие часы вы смотрите, как маленькие человечки таскают туда-сюда доски, бревна, ведра, снопы, пачки, стопки и буханки. И, как показывает практика, процесс наблюдения за всем этим муравейником полностью отчищает мозг, открывает чакры и превращает вас в сгусток чистой энергии счастья. Одним словом, завораживает.
История заселения
Сериал The Settlers , наряду с концерном Mercedes , пивоваренной промышленностью и секретом приготовления титанической свиной ноги «швайне-аксе», — национальная гордость немецкого народа. За всю его тринадцатилетнюю историю под одним логотипом вышло аж семнадцать игр (включая все официальные аддоны и дополнения). О самых главных из них — в пяти абзацах ниже.
Serf City: Life is Feudal (1993)
Удивительный факт, но у самых первых «Поселенцев» не было даже слов The Settlers в названии. Тем не менее в Serf City были заложены основы геймплея — строительство, постоянная экспансия и сложная экономическая система. Игра была, что и говорить, хороша, однако добиться сколько-нибудь заметного успеха за пределами страны Германии ей так и не удалось.
The Settlers 2: Veni, Vidi, Vici (1996)
Часть номер два — да-да, та самая, по которой изготовлен сегодняшний ремейк, — первый (и последний) настоящий прорыв. Экономическая система стала работать еще слаженнее и логичнее, графика улучшилась в разы, музыка была записана в CD-качестве, а невнятный сюжет превратился во вполне себе логичную историю про римлян, волшебные порталы и поиск земли обетованной.
The Settlers 3 (1998)
Неудачные попытки привить игре элементы RTS (в конце их прививали ко всему подряд) внезапно обернулись сущим кошмаром. Когда людям разрешили обводить неуклюжие армии солдатиков резиновой рамкой, как в каком-нибудь Warcraft , особая, непередаваемая атмосфера The Settlers стремительно развалилась, как карточный домик.
The Settlers: Four Edition (2001)
Четвертая часть отличалась от третьей так же, как отличаются между собой разные сезоны телешоу «ДОМ-2». Вроде и события какие-то новые, но рожи кругом все те же. Нет, правда, не считать же нововведениями слегка улучшенный движок, набор новых миссий и возможность увеличивать карту при помощи колесика мышки?
The Settlers: Heritage of King (2004)
Закат и падение. К пятой части The Settlers окончательно превращаются в Warcraft. Отряды вызываются горячими клавишами, а непривычно урезанная экономика работает по принципу промышленной добычи леса, руды и тому подобных ресурсов для стремительных апгрейдов. Превратившись в неплохую RTS, The Settlers окончательно перестали быть великой стратегией.
* * *
И вот что удивительно — в итоге мы имеем случай, практически идентичный упомянутым выше Pirates!. С одной стороны, десятилетней давности рецепт по-прежнему работает, а неторопливый геймплей затягивает на долгие часы, дни и недели. В плане продуманности 10th Anniversary легко даст фору большинству одноликих современных тайкунов. С другой же стороны, мы тут все в «Игромании» большие сторонники развития технологий и прогресса творческой мысли. Гонять между флажками груженых осликов в эпоху высокоскоростного интернета и 64-битных операционных систем уже не так интересно, как в 1996 году.
Успех новому ремейку The Settlers 2 обеспечен, но нас интересует другое: что будет дальше? Это единичный случай, или скоро из пыльных чуланов восстанут другие забытые хиты, обвешенные по самые уши модными шейдерами и полигонами? Это, конечно, неплохо — когда-то мы очень любили эти игры…
Но сегодня все-таки хотим любить другие.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 100%
Геймплей : 8.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 7.0
Дождались? Стопроцентный ремейк немецкой экономико-стратегической классики десятилетней давности. С новой графикой и мультиплеером, но со старым всем остальным. Если бы мы в «Игромании» не были такими поборниками прогресса, то без вопросов поставили бы высший балл. А так…
Рейтинг «Мании»: 7.5