Первый взгляд. Massive Assault
Во время рекламной кампании игры Massive Assault произошел любопытный казус. Большинство западных изданий пришили ей ярлык RTS. Несколько знакомых авторов и даже два редактора вашего любимого журнала тоже были подкуплены блеском лакированных скриншотов, но созванное по сему случаю чрезвычайное редакционное вече немедля установило истину. Знакомьтесь: Massive Assault, походовая стратегия.
Сюжет игры разворачивается в далекую эру межпланетных путешествий. Земле угрожает нетривиальная опасность быть захваченной своими же колониями. Самые удаленные из них объединились в Темный Союз и вторглись на более близкие к Земле планеты. Несколько лояльных альма матер государств сплотились “для защиты свободы и демократии”. Этот альянс господа разработчики окрестили просто и незатейливо: “Ось Добра”. То-то Буш-младший обрадуется!
Цель войны — захватить и удержать все шесть планет, а Темный Союз вымести к чертям на Альфу Центавра. Сражения проходят только на поверхности планет и ведутся за контроль над территориями расположенных на этих планетах государств. Например, на самой большой планете уместилось аж 27 политических образований. Кстати, игровая “карта” представляет собой всю планету целиком. Можно вертеть по-всякому, приближать-удалять — вообще, мячик смотрится весело. Планеты не сильно отличаются друг от друга, и игровой ландшафт довольно бедноват. Зато, в отличие от большинства RTS, он ощутимо влияет на параметры боевых юнитов. Лес и горы замедляют скорость, но увеличивают живучесть, и все тому подобное.
Максимальное количество юнитов каждого государства ограничивается тринадцатью. Небольшим странам дают и того меньше. Естественно, разработчики клянутся, что такая скромность необходима для баланса, а что их замечательный движок потянет хоть тыщу. Очень может быть. Нехорошо ведь будет смотреться, если громадная армия просто не поместится на континенте. А так и юниты большие и красивые — каждый размером с Ньюфаундленд, да и параметры родимых железок не забудешь. Как шахматы.
Красиво анимированные шахматы, которые по простоте правил приближаются к обычным. Нефть и газ не надо высасывать из глубоких недр, и на соседских принцессах жениться не обязательно — только пушки, и никакого масла. Ресурсы в игре присутствуют, но изначально они распределены между сторонами более-менее равномерно. Чтобы увеличить доход, вы должны подчинить себе нейтральное государство. После победы все его запасы и войска перейдут к вам.
Немало внимания разработчики уделяют дипломатии, всевозможным грязным трюкам и уловкам. Например, можно заключать с нейтральными странами секретные альянсы. Враг не знает о союзе, и войска вашего партнера спокойно подбираются к его границам… Раскрывая секретный альянс, вы переводите все силы союзника под свое командование и устраиваете противнику сюрприз. Таким образом, ход кампании может измениться в любое время — как если бы после захвата Польши Германией во второй мировой Англия объявила бы войну Штатам. К тому же при соответствующем количестве стран двух одинаковых ситуаций вы не увидите.
В итоге относительно небольшое количество боевых единиц и походовый режим позволили уделить больше внимания качеству анимации и визуальным эффектам. К графике претензий нет. Если теперь и АI окажется хоть наполовину таким же умным, как обещают разработчики, то игра заслуживает внимания. Так или иначе, это первая игра на моей памяти, в названии которой буквы “ass” встречаются дважды именно в такой последовательности.