В центре внимания "Вторая Мировая"
Знаете, немцам очень повезло, что они не вошли в Москву пятьдесят с лишним лет назад. Иначе бы армия Вермахта заблудилась и сгинула навсегда в этом нагромождении улочек, переулков и двориков. Когда я попал в столицу, то долго смотрел на листочек с описанием маршрута, гласивший: “повернуться спиной к зданию, обклеенному плакатами 1С, и через арку пройти во двор, где будет невысокий дом белого цвета”. Дорогие мои, тут три арки. И, тем не менее, отступать некуда. Где-то тут, совсем рядом, обосновались люди, которые готовят мир к новой войне. Война эта неминуема, а исход ее будет зависеть только от нас. Война, которую начали геноссе из 1С. Война под именем " Вторая Мировая ".
Нострадамусы
Первые разведданные о “Второй Мировой” появились чуть больше года назад. Россыпь коротких новостных заметок, несколько статей и завораживающие скриншоты. Не так уж и много. Но уже на основе этих материалов практически любой человек, игравший в знаменитый “Ил-2 Штурмовик” , мог предсказать, какого качества будет новая игра от создателей легендарного авиасимулятора. Только самого высокого!
Итак, “Вторая Мировая”. Стратегия в реальном времени, основанная на событиях… правильно, Второй Мировой войны. Графический движок — улучшенная и усовершенствованная версия “мотора” от “Ил-2 Штурмовик”. А это значит, что в проекте будут реализованы все последние достижения компьютерно-графического хозяйства. Более того, зная “штурмовиковое” прошлое разработчиков, можно смело предполагать высокий уровень достоверности игрового окружения. Начиная с военной техники, при моделировании которой перелопачено столько книг, что хватит на несколько поселковых библиотек, и, заканчивая игровыми заданиями, которые максимально соответствуют историческим реалиям. Игроку предоставят море возможностей, позволяющих реализовать стратегический талант в управлении подчиненными. И в то же время — освоить “Вторую Мировую” будет не сложнее, чем среднестатистическую RTS.
В офисе разработчиков гостеприимные PR-менеджер Анатолий Субботин и главный дизайнер Александр Болтович (бывший майор ВВС, кстати говоря) подтвердили правильность моих прогнозов и более того — рассказали о многих неизвестных и крайне любопытных моментах.
В игре будет две основные кампании, предположительно — по пятьдесят четыре миссии в каждой: за союзников и за фашистскую коалици ю. За союзников выступают армии всех основных государств-участников войны: СССР, Англии, США и так далее. Фашисты представлены армией одной лишь Германии, солдаты других государств встречаются только в ее составе. Обе кампании охватывают временной промежуток с 1939 по 1945 года и представляют собой своеобразную подборку самых ярких сражений Второй Мировой. Логическая связь между отдельными миссиями присутствует далеко не всегда, поэтому готовьтесь к стремительным “перелетам” из Франции в Советский Союз и обратно.
Для тех, кому подобная система придется не по душе, заготовлен целый набор мини-кампаний, в которых подробно обыгрывается тот или иной период войны. Например, нас могут отправить в 1939 год, поучаствовать в захвате Польши. При этом сюжеты всех миссий максимально достоверны. Следовательно, никаких вольностей вроде внезапной победы Германии над союзниками разработчики себе позволить не смогут.
События всех без исключения кампаний будут происходить на территории Европы — поездки в Африку и тихоокеанский бассейн не предусмотрены. Управлять мы будем далеко не полками и дивизиями. Минимум — несколько расчетов. Максимум — что-то в районе роты, со всей прилагающейся бронетехникой.
Далеко не всегда игрок будет на поле боя один на один с врагом. На “больших” картах может находиться несколько дружественных подразделений, контролируемых искусственным интеллектом. Например, мы можем выполнять задание на одном конце карты, а на другом в это же время будет идти танковое сражение, полностью управляемое компьютером-союзником. Подобный подход позволит разыгрывать крупные баталии, вроде пресловутой высадки в Нормандии, — и в то же время не перегружать нас избыточным количеством подчиненных.
Танкисты на прогулке
Кстати, о подчиненных. Во “Второй Мировой” использована популярная нынче система “техника — отдельно, люди — отдельно”. Еще совсем недавно, играя в какую-нибудь RTS, мы управляли танками и прочей бронетехникой, совершенно не задумываясь о людях, которые сидят внутри. Раз и навсегда прикованные наручниками к своим рабочим местам, они и не догадывались о возможности покинуть свою машину. За дезертирство в те времена даже не расстреливали — программный код просто не предусматривал такой возможности.
Во “Второй Мировой” все не так. Танк, каким бы совершенным он ни был, — всего лишь неодушевленная железка. Посадите в него опытных танкистов — и вот экипаж уже блестяще выполняет ваш приказ, ломая вражью оборону. Возможна и противоположная ситуация: посадите в тот же танк только что мобилизованных новобранцев. Они, наверное, тоже будут куда-то ехать и во что-то стрелять, но вряд ли смогут реально повлиять на ход сражения.
Далеко не обязательно танковый экипаж может быть полным. Например, если случайно убило заряжающего, то главное орудие не прекратит стрельбы — просто будет действовать чуть медленнее.
Естественно, что при подобном подходе к обслуживающему персоналу техники игре никак не обойтись без ролевых элементов. У каждого бойца во “Второй Мировой” более десятка личных параметров, которые со временем могут расти. Причем увеличиваются различные навыки в точном соответствии с реальными заслугами бойца на поле сражения. Уничтожил орудийный расчет из винтовки — возрастет параметр точности стрельбы, вывел танк из окружения — поднимется циферка напротив навыка вождения. Десяток таких подвигов — и вот недавний новобранец уже превратился в прожженного ветерана.
Бойцы и техника кочуют вслед за командиром из миссии в миссию. Между заданиями предоставляется возможность заняться “менеджментом” отряда. Здесь придется подбирать себе бойцов на следующую операцию, комплектовать технику экипажами и тому подобное.
За каждую выполненную миссию командиру начисляются очки, которые можно потратить на приобретение всяких полезных вещей, вроде новой военной техники. Ассортимент последней обещает быть более чем обширным. В те годы противоборствующие стороны не скупясь поставляли в свои армии разнообразные технические новинки, а значит, большинство из них найдут свое место и в игре.
Александр Болтович упомянул о предполагаемом появлении во “Второй Мировой” нескольких “экзотических” образцов различной техники. Скорее всего, в нашем распоряжении окажется что-нибудь из секретных немецких разработок последних лет войны.
Количество “призовых очков”, выдаваемых командиру по завершении каждой миссии, зависит от того, насколько “чисто” выполнено задание. Впрочем, если тактического мастерства у игрока мало, а заполучить новую мощную технику очень хочется, можно попробовать отбить пару танков у врага. Небольшой косметический ремонт — и вот уже грозные немецкие “Тигры”, сверкая нарисованными на бортах красными звездами, мчатся воевать со своими бывшими владельцами.
При подборе техники на задание существует одно серьезное ограничение — игроку разрешается брать только те образцы вооружений, которые реально присутствовали в то время и в том месте, где будет проходить миссия. То есть — как бы вы ни хотели, взять танк Т-34 в Нормандию никак не получится.
В игре очень мощный интерфейс управления подчиненными. Вы все еще считаете верхом научно-технического прогресса возможность распределять юниты по отрядам и строить их в формации? Увольте — для “Второй Мировой” это всего лишь простейший прием. Как вам возможность с помощью специального “ползунка” определять режим перемещения солдата? Одним движением мыши можно заставить бойца припасть к земле и затаиться или, наоборот, что есть духу пробежать на виду у противника. Похожим образом выбирается способ ведения огня: от стрельбы навскидку до долгого и тщательного наведения на цель. Технику можно заставить объезжать холмы, солдат — посадить в засаду. В общем, тактическом гению есть где разгуляться.
Кстати, при моделировании искусственного интеллекта были задействованы реальные тактики тех времен. Поэтому танки, артиллерия и пехотинцы будут стараться вести себя так, чтобы происходящее на экране максимально напоминало кинохронику начала 40-х годов.
Завтра была война
Графика игры выглядит очень многообещающе. Движок от “Ил-2 Штурмовик” даже не узнаешь — настолько он похорошел. Сильно увеличилась детализация — как-никак, во “Второй Мировой” нам предстоит созерцать поле боя с высоты значительно меньшей, чем та, на которой летают боевые истребители. Поэтому другим стало все: лес и трава, солдаты и бронетехника. На последнюю вообще можно любоваться часами — модели танков, пушек и БТРов сделаны с особенной тщательностью. Заметны даже самые миниатюрные детали, вроде прикрепленной к борту лопаты или торчащей над танковой башней антенны радиостанции. На немецкой технике бортовые номера нанесены ровно и аккуратно. Сразу видно — пользовались трафаретами. Цифры на советских КВ-1 и БТ-7 чуть-чуть неряшливы — их наносили от руки.
Красивее всего смотрится стреляющий артиллерийский расчет. Вокруг пушки копошатся бойцы, наводчик надолго припадает к прицелу, заряжающий подает снаряды, командир дает отмашку… Даже уши в момент выстрела затыкают, стервецы!
Не менее впечатляюще выглядит и ландшафт. Единственная миссия, которая пока присутствует в игре, проходит на дальних подступах к Ленинграду. Типичный сельский пейзаж: раскинувшийся на берегу реки поселок средних размеров, несколько хозяйственных построек, пыльные дороги и бесконечная череда лесов и полей.
В центре внимания — небольшой, но очень ценный склад. Отступающие русские войска пытаются эвакуировать ценные запасы, немцы же изо всех сил этому мешают. Процесс дележки советского имущества постепенно достигает невиданных размахов, и вот уже с каждой стороны в нем участвует с десяток танков и несколько мощных орудийных батарей. О бронетранспортерах, минометах, пулеметах и пехоте я вообще молчу — их количество просто не поддается исчислению.
Кстати, если присмотреться к полю боя повнимательнее, то вскоре понимаешь, что склад — это всего лишь одна, далеко не самая значительная цель. И у немцев, и у русских — масса иных военных интересов. Первые ведут широкомасштабное наступление на Ленинград, пытаясь оказаться на подступах к северной столице как можно скорее. Вторые, соответственно, обороняются, сражаясь с противником за каждый клочок земли. Так что битва разворачивается не только вокруг склада, но и в поселке, у промышленных построек и вдоль дорог.
Понаблюдав за сражением всего несколько минут, понимаешь, насколько много внимания разработчики “Второй Мировой” уделяют мелочам, из которых, собственно, и складывается картина реального боя. Вот самолет-разведчик медленно кружит над полем битвы, развеивая “туман войны”. Несколько минометных расчетов занимают позицию на поляне. Высокая трава практически полностью скрывает солдат противника, тихо ползущих к нашим бойцам.
Неподалеку коллеги минометчиков, артиллеристы, катят пушку по дороге. Им не хватило грузовика. В городе тем временем разворачивается танковое сражение. Несколько немецких “панцеров” совершают изящный обходной маневр и оказываются в тылу у противника. Результат развернувшейся перестрелки предрешен. У русских нет никаких шансов выйти победителями из скоротечного огневого сражения на короткой дистанции — и вот на поле боя уже маячит несколько одиноких остовов БТ-7.
Смерть каждой машины во “Второй Мировой”, если так можно выразиться, индивидуальна. Один танк сгорает дотла, второму отрывает башню, а третий вообще стоит целехонький. Только если внимательно присмотреться, то можно заметить, что у него разорваны гусеницы.
Почему погибли танки? Потому что немцы зашли к ним в тыл. А еще потому что движок “Второй Мировой” позволяет учитывать защищенность техники с различных сторон. Также он отслеживает калибр снаряда и даже по-разному отображает наносимые им повреждения. То бишь, если поставить рядом легкий БТ-7 и тяжеленный КВ-1 и заставить их вести огонь по ближайшим домам, то первый потратит на разрушение деревянной хибары весь бортовой запас снарядов, тогда как второму хватит и пары выстрелов.
* * *
Во “Второй Мировой” будет море разнообразных вкусностей. И пикирующие на автоколонну “Юнкерсы”. И выходящие из окружения пехотинцы. И много еще чего — всего не перечислишь. Зато совершенно точно можно указать самое главное — время начала “Второй Мировой”. Сентябрь 1939-го? Помилуйте, ваш календарь устарел.
Запишите новую дату — весна 2004 года.