В центре внимания "Counter-Strike: Condition Zero"
История явления Condition Zero народу полна тайн, загадок и самого откровенного маразма. Помните, как Valve Software лихо меняла разработчиков на переправе? Вначале над новым Counter-Strike корпела компания Gearbox , потом все разработки были спешно переданы в руки Ritual… И вот — очередная кадровая перетряска. Когда холопы из Ritual показали господам из Valve “почти финальную” версию Condition Zero, последние устроили большой скандал, отлучили “ритуаловцев” от проекта, а исходный код отдали никому не известной конторе Turtle Rock Studios , которой и поручили за пару недель “доработать игру”. Задача новоявленной студии заключалась в том, чтобы вернуть все наработки Gearbox, “склеив” их с тем, что сотворили ритуаловцы. Таким образом, по мнению Valve, на свет должна будет появиться мега-игра, хит всех времен и народов. На момент сдачи номера “новый, улучшенный” Condition Zero уже отправился в печать. В продаже должен был появиться 18 ноября. То есть, по идее, он уже неделю должен лежать на прилавках.
Нам же удалось наложить свои руки на вышеупомянутую “почти финальную” версию Condition Zero от Ritual, о которой мы и поведаем ниже по тексту.
От него ждали деяний ужасных, а он чижика съел
Как нетрудно было предположить, ни малейшего намека хоть на какую-то сюжетную линию в игре сыскать не удалось. Короткая заставка на движке, не менее короткий брифинг — и вот мы уже на поле боя. Приступаем, стало быть, к выполнению поставленных задач. Сразу оговоримся, что разнообразием они не отличаются. В основном нам необходимо спасать заложников, обезвреживать бомбы и аннигилировать террористов, которые водятся на уровнях в совершенно диких количествах. Сии героические деяния предстоит вершить во всех уголках земного шара. По миру придется помотаться изрядно, побывав аж в десяти странах. Перестрелять террористов в Южной Африке, порвать на грелки всех нарушителей порядка в Японии, пришить главаря мафии в джунглях Колумбии… Отрадно, что не забыта и Россия: место действия одной из миссий, в ходе которой предстоит отбить у чокнутых терроров похищенную ядерную ракету, — заснеженный Владивосток. Разумеется, в каждой стране игра ведется от лица национальных сил спецназначения. В России придется взять под свой контроль бойца неопределенного “спецназа”, в Англии — представителя SAS, в Африке — вояку из “Дельты”.
Увы, но на геймплее, который пытается следовать лучшим традициям Counter-Strike, разнообразие мест действия и участников конфликта положительно не сказывается. Всю игру нам придется бродить по уровням, занимаясь однообразным отстрелом врагов. Начинать каждую миссию предстоит с заранее выданным оружием. Как правило, это автомат и пистолет. Бывает, что начальство выпишет еще парочку гэджетов вроде бомбы с дистанционным управлением или рации. Остальным оружием и дополнительными патронами придется обзаводиться непосредственно на поле боя. Правда, отнимать стволы у поверженных врагов не дозволяется.
Оружие и патроны надобно собирать только там, где их заботливо разложили авторы игры. Например, под каким-нибудь мусорным ящиком запросто можно обнаружить AK-47 и пару магазинов к нему. Здоровье пополняется также непосредственно на поле брани путем сбора аптечек, в изобилии разбросанных по уровням. Разумеется, весь доступный арсенал перекочевал прямиком из Counter-Strike. Тут тебе и родной “калаш”, и до боли знакомый MP5, и проверенный в боях Desert Eagle. Выдается оружие дозированно: например, завладеть “калашниковым” на первом же этапе не получится — вначале извольте повоевать с пистолетом USP и штурмовой винтовкой Colt M4-A1. А вот где-нибудь в середине игры разрешат наконец-то пострелять из AK-47. Не раньше и не позже.
Со свободой в Condition Zero вообще большие проблемы. Игра катится по заранее проложенным рельсам, сойти с которых — невозможно. Путь к цели всегда один, двери взрываются только те, которым заранее уготована эта участь, сообщить по рации важную информацию можно исключительно в строго определенном месте — и так далее и тому подобное. Откровенно говоря, “ненатуральность” всего происходящего в Condition Zero становится очевидной уже через пару часов игры. Скрипты используются где можно и где нельзя. Враги гибнут исключительно в соответствии с постановлением невидимого режиссера. Если недругу положено умереть, красиво вылетев в окно, то он и будет в него вылетать, даже если получит удар ножом в спину. Роль обязывает.
В первый час игры происходящие события немного впечатляют. Выстрел — и противник с громким криком вываливается в окно, меткая очередь — и враг плавно сползает по стене. Один террорист, пытаясь спастись, ловко перекатывается за стену, другой, матерясь, тщетно пытается укрыться под перевернутым столом. Жизнь бьет ключом! Однако стоит случайно погибнуть, загрузить сохраненную игру — и все повторится с точностью до мелочей. При любом раскладе только заранее определенный бандит перевернет стол или откатится за стену. Жизнь в Condition Zero — бесконечный театр. Игроку остается одно — бегать и стрелять. Уже к середине игры скулы сводит богатырский зев. А когда вдруг выясняется, что по собственной воле вы не можете взорвать даже простую бочку с горючим — зев переходит в размеренный храп. Скучно, банально скучно, барышни.
Впрочем, поистине всемогущая сила в Condition Zero — это скрипты. Уж они-то ломают, взрывают и разбивают все подряд. И ящик, до того переживший прямое попадание ракеты, вдруг рассыпается в прах от одной пули, если это предусмотрено всесильным сценарием. Оконное стекло, поглотившее весь ваш боезапас, радостно превращается в сверкающую труху согласно инструкции.
Еще хуже дела обстоят со злополучными “шпионскими элементами”. Все обещанные разработчиками гэджеты и приемчики спецагентов вроде Сэма Фишера на поверку оказываются не более чем красивыми реверансами и данью моде. Что толку от оптоволоконной камеры, если использовать ее можно только в паре мест, которые определены разработчиками…
Как-то не вдохновляет всю игру чувствовать себя актером не шибко престижного театра, вынужденным делать только то, что от него требует деспот-режиссер.
Борода не делает козла раввином
О технической стороне Condition Zero говорить вроде даже как-то и не совсем удобно. Когда в 2003 году разработчики рискуют выпускать игру на движке года 1998 — добра не жди. Спасти в такой ситуации может только чудо. Но чуда не произошло. Размытые текстуры, угловатые персонажи, слабая детализация уровней и мучительные ностальгические воспоминания об оригинальном Counter-Strike. Единственное, что изменилось в лучшую сторону, так это модели персонажей. Полигонов им отсыпали щедрей, анимацию сделали более плавной, да и над детализацией потрудились. Тем не менее ни с одним современным 3D-экшеном Condition Zero тягаться не в состоянии. Откровенно говоря, пожилой Return to Castle Wolfenstein смотрится на порядок лучше, чем новый Counter-Strike. Спецэффекты вроде пламени от выстрелов и взрывы выглядят донельзя убого — даже по меркам 2001 года, не говоря уже о сегодняшнем дне. Случайная мысль о том, что благодаря древнему движку игру можно запустить и на слабом компьютере, могла бы вселить некоторый оптимизм… Могла бы, но не вселяет.
С неподдельной грустью приходится констатировать то, о чем мы так упорно молчали все эти годы, — Condition Zero устарела задолго до своего выхода. В пантеон нашего золотого “Центра” эта игра попала скорее уже по инерции, чем по совокупности заслуг. Конечно, где-то внутри еще теплится надежда, что в финальной версии все будет по-другому… Но, положа руку на сердце, верится в это с большим трудом.