Battlefield 2142
Серия Battlefield — феномен удивительной силы. Недостатков в играх этого племени больше, чем блох на бродячей собаке, но несмотря на это Electronic Arts вот уже четыре года собирает с них обильные урожаи условно-единичных культур. И ведь нельзя сказать, что любят их незаслуженно: просто на всей нашей планете до сих нет шутеров, которые бы могли составить конкуренцию Battlefield. А если нет никакой, даже самой завалящей альтернативы, то лучшим автоматически становится действующий кандидат. Battlefield 2 умер — да здравствует Battlefield 2142!
Антишутер
Как и ожидалось, Battlefield 2142 — это ни в коем случае не следующее поколение, а все тот же Battlefield 2, только доведенный до ума и катапультированный в будущее образца 2142 года. Если вы не следили за судьбой проекта, то вот вам краткая сводка с фронта. К середине следующего века на нашей планете начинается новый ледниковый период. Территории, пригодные для жизни, стремительно сокращаются и сжимаются все ближе и ближе вокруг экватора. Мировое сообщество, понимая, что посадочных мест на всех не хватит, быстренько делится на два лагеря и начинает войну (здравствуй, дорогой ты наш Command & Conquer 3: Tiberium Wars!). С одной стороны — Европейский союз (США и собственно Европа), с другой — Паназиатская коалиция (Россия, Китай и весь остальной шампур зла). Пестрый национальный состав, однако, не мешает паназиатам изъясняться на чистом русском языке.
Несмотря на то что на дворе 2142 год, военная мысль за прошедшие полтора столетия ушла недалеко. Пехота по-прежнему вооружена огнестрельным оружием, техника представлена джипами, БТР и танками (в том числе левитирующими). Вместо самолетов и вертолетов — реактивные летательные аппараты вертикального взлета (их прообразы есть уже сейчас — см. V-22 Osprey; правда, они не реактивные, а винтовые). Вооружение в основном стандартное: автоматы, пулеметы, гранатометы, пушки, ракеты.
О том, что действие происходит в будущем, напоминают только титаны — здоровенные такие дурынды, представляющие собой одновременно мазершипы, летающие крепости и основную ценность команды. Титаны же являются и главными действующими лицами в новом режиме Titan, где на них завязано вообще все. Цель каждой из команд при этом — сбить вражеский титан и сберечь свой собственный. Сбивать титан надлежит при помощи ракет «земля-воздух», которые находятся в шахтах, разбросанных по всей карте. Шахты захватываются точно так же, как и флаги, — достаточно встать рядом с ней и выждать несколько десятков секунд, пока она не окрасится в цвет вашей команды. Новообращенная шахта начнет обстреливать вражеский титан ракетами раз в две минуты и будет делать это до тех пор, пока вы сохраняете над ней контроль. Помимо ракет, можно обстреливать вражеский корабль из наземной техники и зениток, но заметного эффекта это не дает.
После непродолжительного обстрела ракетами титан противника лишается защитного экрана и начинается вторая стадия боя. Можно продолжить обстрел беззащитного (не считая турелей и охраны внутри) корабля, а можно отправить на него отряд диверсантов. Местные бронетранспортеры оснащены катапультами, способными забросить на борт титана сразу нескольких человек. Дальше у них задача такая: прорваться сквозь защиту противника, уничтожить несколько пультов управления, открывающих доступ к реактору, подорвать сам реактор, а потом успеть унести ноги в течение 20 секунд. По истечении этого времени титан неприятеля взрывается и команде засчитывается победа.
На словах все это выглядит так, как будто новый режим ничем не отличается от стародавнего Conquest (он здесь тоже есть, но кровь уже совершенно не кипятит). Ну казалось бы: в Conquest борьба идет за флаги, а тут за шахты; в Conquest цель состоит в том, чтобы довести число так называемых «билетов» у противника до нуля, в Titan же надо методично обстругивать лайфбар вражеского титана. Шило на мыло?
Не совсем. При всей своей внешней схожести в режиме Titan от команды требуется куда больше собранности и скоординированности. Одно дело, когда ты сражаешься за какие-то там «билеты», и совсем другое, когда в небе над тобой висит родной корабль. Ну и, конечно, дает о себе знать шкурный интерес — на захвате шахт можно сделать куда больше очков, чем на фрагах.
Кстати, о фрагах. Собственно, экшен в Battlefield всегда был сделан не самым лучшим образом, а уж в режиме Titan про него можно вообще не вспомнить. То есть метко стрелять и грамотно использовать все доступное вооружение, безусловно, необходимо, но куда важнее умение быстро передвигаться по карте и избегать любых боестолкновений. Порой вообще бывает так, что ты минут пятнадцать раскатываешь от одной шахты к другой, сделав за все это время не больше двух-трех выстрелов. При этом на скуку не пожалуешься при всем желании: захват ракетных установок — занятие куда более азартное, чем сами боевые действия.
Впрочем, многое зависит еще и от контингента сервера. На одной и той же карте в одном и том же режиме вы можете провести полночи, а можете вывалиться через полчаса, вправляя на место вывихнутую от скуки челюсть. Первые дни так и вовсе приходится играть через силу, особенно тем, кто не видел предыдущие части Battlefield: на карте творится какая-то вакханалия, убивают в мгновение ока — и вообще, зачем себя мучить, если есть более дружелюбные шутеры. Интерес, как водится, приходит во время игры. Через несколько дней, когда вы освоитесь с техникой и изучите карты, игра будет вызывать уже симпатию, переходящую едва ли не в наркозависимость. Зависимость эта обеспечивается примерно теми же средствами, что и в MMORPG. Очки, выдаваемые за фраги, и обращение пусковых установок в истинную веру конвертируются в новые звания и разного рода бонусы, а в специальном разделе меню можно посмотреть графики своего профессионального роста. Те, кому на первых порах играть совсем уж сложно, могут занять места за турелями, которыми облеплен каждый титан. Много очков на этом не сделаешь, но зато безопасно.
Ждали, да не дождались
Помните, в самом начале статьи мы поминали серии Battlefield ее ущербность? Так вот, пора бы уже к этому вернуться. Поскольку Battlefield 2142 недалеко ушел от Battlefield 2, то и недостатки у него по большей части те же самые.
Сильнее всего раздражает то, что игроки разных команд никак не отличаются внешне. Конечно, при наведении на них курсора всплывает подсказка (а иногда всплывает с опозданием или не всплывает вообще), но на это ведь нужно время. Пока ты разбираешься, кто перед тобой — друг или враг, противник может предусмотрительно засадить в тебя снаряд. Ориентироваться по моделям техники бесполезно — враги могут пробраться на вашу точку респауна и захватить там какой-нибудь танк или БТР. Стрелять во все, что движется, тоже не выход — friendly fire включен практически всегда и везде.
Во всех человеческих шутерах эта проблема уже давно решена элементарнейшим способом: противников просто красят в разные цвета, чтобы они могли распознать друг друга даже на значительном расстоянии. Почему Digital Illusions вот уже четыре года не может (или не хочет) сделать то же самое в Battlefield — загадка, достойная героев «Кода да Винчи».
Летательные аппараты уже поддаются управлению без помощи джойстика, но меньше чем за несколько дней их не освоишь. Опять же, непонятно, что мешает сделать нормальное управление, когда есть эталонный пример в лице Halo , где любая техника осваивается за несколько секунд?
Пехота в здешней пищевой цепочке по-прежнему находится мухами и, простите, продуктами жизнедеятельности. Пехотинец в Battlefield 2142 — все равно что букашка: если его не намотает на гусеницы танк, значит, раздавит боевой робот. Справедливости ради надо сказать, что с техникой теперь куда меньшая напряженка, так что прогулки пешком можно свести к минимуму. Даже если на сервере все 64 человека, найти как минимум джип не составляет проблем. Танк или БТР — уже сложнее, но тоже вполне реально.
Реакция на попадания у пехотинцев никак не прописана, и это иногда просто бесит. Нет ни крови, ни какой бы то ни было анимации (кроме предсмертной). Для снайперов такое положение вещей вообще фатально: если ты не видишь реакцию на попадание, то непонятно, попал ли ты вообще и какое нужно делать упреждение. Оставляет желать и дальность прорисовки (даже если выкрутить ее в настройках на максимум): например, операторам турелей, которые сидят в титанах, противники видны лишь на крошечном пятачке непосредственно под их кораблем.
T-minus
Вот такая вот получается интересная ситуация. С одной стороны, мы имеем игру-инвалида, которую по-хорошему надо было загодя записывать на прием к мануальному терапевту, а с другой — других таких мультиплеерных шутеров, столь же масштабных и интересных, нет и не предвидится (ну разве что Quake Wars , хотя и этот товарищ делается по тем же лекалам). С каждой новой частью серия все-таки эволюционирует в лучшую сторону, но если этот процесс и дальше будет идти такими же темпами, то переход Battlefield на следующий уровень качества стоит ожидать не раньше 3142 года. По реальному календарю.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — нет
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей : 8.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 6.0
Интерфейс и управление: 7.0
Дождались? Battlefield по-прежнему держится молодцом, но это лишь потому, что у него отсутствуют подходящие конкуренты. Ибо в приличном обществе за те недостатки, что позволяет себе эта игра, принято пинать ногами.
Рейтинг «Мании»: 7,5