Scarface: The World is Yours
В 1983 году измученный кокаиновой зависимостью Оливер Стоун написал, а Брайн Де Пальма снял кинофильм Scarface («Лицо со шрамом» в российском прокате) — главную гангстерскую диско-классику восьмидесятых, разыгранную в Майами под мелодии и ритмы Джорджио Мородера. Там место аргумента в споре занимала бензопила, приставленная к лицу, а слово «fuck», если верить статистике, использовалось 207 раз.
Двадцать лет спустя содружество синефилов и стилизаторов, более известное как Rockstar Games , выпустило Grand Theft Auto: Vice City — интерактивное посвящение гангстерским восьмидесятым, главным источником вдохновения для которого явилось, разумеется, «Лицо со шрамом». Vice City бережно воссоздавала ключевые моменты соответствующей киноклассики — бензопилу, главгероя, возводящего свою кокаиновую империю, и, конечно, финальную бойню в особняке. Мало кто из современных игроков знает, что особняк Томми Верчетти практически полностью копировал имение Тони Монтаны (главгерой Scarface). Более того, заключительная перестрелка в собственном доме — это, что называется, homage, то есть дань классике. Прославленный кокаиновый барон, если кто не в курсе, в голливудском финале получает заряд крупной дроби в спину и торжественно гибнет в собственном бассейне.
Так вот, еще три года спустя, то есть в ноябре 2006-го, Vivendi Games выпускает компьютерную игру Scarface: The World is Yours , из которой следует, что Тони Монтана отделался легким испугом, выжил и теперь вот возвращает нажитое непосильным трудом.
Снова здравствуйте
Вся эта культурологическая справка приведена выше для того, чтобы вы могли оценить плотность несуразностей, сопутствующих выходу The World is Yours. Как нетрудно догадаться, Radical Entertainment (авторы недурного, вообще говоря, The Hulk ) выстроили интерактивный Scarface на механике GTA. И вот здесь возникает главный вопрос — для чего Vivendi понадобилось выпускать абсолютно идентичную Vice City игру четыре года спустя (если вести отсчет по PS2-версии)? То есть ровно такой же книксен в сторону «Лица со шрамом» (только лучше, интереснее и разнообразнее) уже был отвешен Rockstar Games.
Проблема в том, что The World is Yours выглядит и играется абсолютно так же, как и рокстаровский шедевр. Этими самыми миссиями, атмосферой, саундтреком, заездами на лодках и влажным закатом сквозь пальмы мы уже отвосхищались несколько лет назад. Ставка, очевидно, сделана на взрослых игроков, которые, заслышав знакомую мелодию, побегут в магазин за продолжением (оно, к слову, приурочено к очередному переизданию фильма на DVD). Так вот, любители оригинала будут, мягко говоря, удивлены панибратством, с которым Radical препарируют один из главных кинофильмов восьмидесятых. Наши западные коллеги единодушно заявляют, что столь хамское переписывание практически классических кинофиналов отказывается укладываться в голове. Оживить Тони Монтану — это как если бы оказалось, что Ромео и Джульетта в конце приняли не яд, а успокаивающую настойку на травах.
Официальный сайт сообщает, что сценарий для интерактивного «Лица со шрамом» написан Дэвидом Маккеной, автором «Кокаина» и «Американской истории X». Так вот, мистер Маккена не нашел ничего умнее, как наполнить местную историю феерическими глупостями. Тони Монтана, бывший кокаиновый барон, отчего-то носится по Майами, отбирая у похитителей бухгалтерские документы (!), чтобы иметь возможность легально (!!) выкупить у хозяина его сигарный магазин. За ценными бумагами приходится гнаться на катере, причем похитительница периодически сбрасывает папки в воду (а вы, соответственно, подбираете их). И так повсюду. Если у Де Пальмы империя строилась благодаря какому-то животному драйву и хамству главгероя, то тут Тони оказался низведен до уровня какого-то кубинского гопника.
Тараканьи бега
Но если сюжетные этапы еще как-то намекают на присутствие голливудских талантов (путем недурно поставленных кат-сцен), то будничные миссии — это натуральный караул. Тут, видимо, уместно сказать пару слов о внутренней структуре Scarface. Так вот, продвижение по сценарию тут привязано к уровню вашего, извините, «респекта». То есть пока не будет набрано достаточное количество очков «уважухи» — никакого праздника. Respect Points выдаются, с одной стороны, за расширение зоны своего влияния (путем приобретения крупных объектов недвижимости), а также за покупку всевозможного хлама, которым Тони украшает собственное поместье. То есть у вас есть мнимый выбор — заказать по каталогу чучело розового фламинго (кроме шуток, оно есть в прейскуранте) или обзавестись все-таки сигарной лавкой. И то, и другое приобретается за деньги, которые тут добываются двумя способами: продажей кокаина и побочными квестами. И то, и другое занятие уже после первой попытки навевает смертную тоску.
Кокаин необходимо сначала добыть у местного поставщика (торговля представлена аркадной мини-игрой), затем забрать из условленного места, после чего, наконец, сбыть втридорога (аналогичная мини-игра) озирающемуся по сторонам дилеру. Как нетрудно догадаться, ошибка на любом из этих этапов приводит к провалу и начинать приходится заново. Если вы, скажем, провалили мини-игру по закупке, то поставщик и компания радостно бросятся метелить вас бейсбольными битами.
Аналогичную гнусь являют собой побочные квесты. Как правило, это повторяющиеся из раза в раз задания вроде « развези товар по пяти точкам », « защити персонажа » или « убей свою цель ». Кат-сцены и прочие голливудские радости не предусмотрены — брифинг заменяет скупая строчка текста на экране. Самое печальное, что мелкооптовая торговля кокаином и курьерские услуги — это единственные способы раздобыть в Майами денег. Вы ходите в Scarface как на работу: три кокаиновые сделки, одна эскорт-миссия — и можно двигать дальше.
Мало того, честно заработанные доллары и весь имеющийся в карманах кокаин очень просто потерять: и то, и другое забирает при обыске полиция. Ваши взаимоотношения с местными органами правопорядка — отдельная история. В отличие от Vice City, где противостояние полиции доставляло немало приятных ощущений почти эротического свойства, здесь с людьми в синем разговор предельно короткий. Как только полиция сядет вам на хвост, игра запускает малозаметный таймер с обратным отсчетом. Если за выделенное время вы не смогли сбежать, вас автоматически лишают всего, что есть в карманах, сопровождая эту унизительную процедуру надписью « you fucked up ». Вот и все гонки. Поэтому деньги тут надлежит хранить в банке, который берет за отмывание черного нала свой процент (определяется в ходе очередной мини-игры).
Холодный компресс
Некоторые наши западные коллеги отчего-то хвалят Scarface за привнесение свежих идей в привычную GTA-схему. Нам тут остается только посоветовать уважаемым авторам измерить температуру собственного тела ректальным способом. Потому что нововведения следующие. Во-первых, к приобретению доступен личный водитель, которому в любой момент можно позвонить на телефон, обложить непечатным и заставить пригнать одну из ваших машин к указанному месту. Учитывая, что всю дорогу вокруг старательно разыгрывается привычная городская суета, указанная, так сказать, находка, лишается всякого смысла. Во-вторых, приобретя личного поставщика оружия, средства умерщвления также можно заказывать с доставкой на дом (весь арсенал приезжает в багажнике того самого личного автомобиля). Фундаментальные изменения, не так ли?
Кроме вышеозначенных находок, Radical, впрочем, умудрились прикрутить к игре более-менее вменяемый экшен. Тони, во-первых, умеет нормально целиться, а во-вторых — довольно изобретательно драться кулаками. Главгерой также снабжен, извините, «Balls Meter». Дословный перевод данного словосочетания звучит как «измеритель яиц». Проще говоря, счетчик крутости. Balls Points зарабатываются за вызывающее поведение: хамское вождение и мат в адрес поверженных врагов. Radical настолько заигрались в симулятор привычного уличного идиота, что даже прикрутили отдельную кнопку, отвечающую за сквернословие.
Так вот, как только Balls Meter заполнится до конца, Тони даруется возможность перейти в Rage Mode, благодаря которому действие секунд на 20 превращается в шутер от первого лица, а за поверженных врагов восстанавливают подорванное здоровье. На этом у нас с так называемыми революционными нововведениями все.
* * *
Совершенно непонятно, отчего Vivendi вложила очевидно немалые деньги (на озвучке задействованы почти все голливудские актеры, кроме, как это водится, Аля Пачино) в заведомо мертвый проект. Никакие ностальгические соображения не заставят нормального человека проводить время в компании заметно кастрированного клона Vice City, запоздавшего к тому же на три года. The World is Yours, обладая вполне жизнеспособной боевой системой, могла стать качественным экшеном по мотивам знаменитой киноклассики — никто бы не обиделся. Но лучшим действием после прочтения данного текста станет приобретение и просмотр соответствующего кинофильма. Пользы и удовольствия, поверьте, несравненно больше.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 60%
Геймплей : 6.0
Графика: 5.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 7.0
Дождались? Компетентный, но совершенно неуместный клон Vice City, неумело паразитирующий на киноклассике восьмидесятых. Посмотрите лучше кино.
Рейтинг «Мании»: 6,5