Caesar 4
Мы тут в «Игромании» , если вдруг кто не помнит, продолжаем цикл передач «Градостроительные стратегии нашего времени». За несколько отчетных месяцев вышло сразу три игры в одном и том же антураже и практически одним и тем же геймплеем. CivCity : Rome и Glory of the Roman Empire уже отстрелялись, получив по шесть с половиной баллов каждая. Объяснить столь низкие оценки просто: эти проекты не просто не показали нам ничего нового, а тупо скопировали концепцию лучшей градостроительной стратегии — Caesar 3 (вышедшей, на всякий случай, в далеком 1998 году).
Добрая внутри
Что касается прародителя жанра, то он целых восемь лет находился в состоянии комы — Impressions Games, создатели первых трех «Цезарей», благополучно закрылись в 2004 году. Падающее знамя подхватили Tilted Mill Entertainment (авторы недавней Immortal Cities: Children of the Nile ), получившие от Sierra соответствующую лицензию. Что происходило дальше, догадаться несложно.
Caesar 4 идет по протоптанной Civilization 4 и Age of Empires 3 дорожке. То есть переходит, как и положено, в полное 3D. Издалека может показаться, что новый движок рисует довольно приятную картинку: динамическая смена дня и ночи, обширные природные ландшафты, bump-вода и прочие радости — в наличии. Восхищение, однако, пропадает при попытке рассмотреть всю эту красоту поближе: при должном увеличении обнаруживаются угловатые домики и примитивные спецэффекты. Местами картинке недостает детализации и какой-то сочности, что ли. Каким бы вы не планировали ваш город, заботливо расставляя зеленые насаждения, он все равно выйдет будничным спальным кварталом. В данной ситуации радует лишь одно: «Цезаря» мы полюбили отнюдь не за графику.
Что нам стоит город построить?
Несмотря на то что между Caesar 4 и Caesar 3 огромная пропасть в восемь лет, оба они как братья-близнецы (за вычетом трехмерного движка, конечно).В се остальное — иконки, надписи, экономическая модель и прочее — изменилось лишь деталями. Нам все так же предлагается стать римским губернатором, которого великий Цезарь засылает подальше от Рима — поднимать сгнившие деревни, превращая их в процветающие города. Восхождение по карьерной лестнице открывает доступ к более престижным поселениям, таким как Карфаген и Александрия. В сторону, однако, заметим, что в начале миссии любой населенный пункт являет собой луг да поле. Помимо основных заданий (увеличение численности населения, повышение рейтинга деревни), выдаются также побочные вроде « обеспечить торговыми связями Верону » или « сделать Сардинию главной криницей рыбной продукции для всей Римской империи ». Иными словами, Caesar 4 не заставляет вас повторять одно и то же, регулярно варьируя цели.
Сам игровой процесс выполнен точно по ГОСТу. Для начала строим домики для привлечения в город основной рабочей силы — плебеев. Для того чтобы население мигрировало в вашу сторону, его требуется всячески завлекать – комфортным местом проживания, развитой городской инфраструктурой и тому подобными прелестями античной жизни. Плебеям достаточно лишь домов, колодцев и простеньких вещевых рынков, средний класс требует уже бань, кабаков и мощеных улиц, ну а патриции так и вовсе отказываются ехать в город без собственного театра или колизея.
По геймплею все достаточно привычно: строим жизненно важные строения (клиника, префектура, пожарная «станция»), разбиваем пшеничные и овощные поля, добываем глину и древесину, отправляем сырье на фермы, а полученный в ответ товар — на рынок. Если одна микроскопическая деталь огромного механизма под названием «город» откажет, за ней начнут ломаться другие, что впоследствии приведет к голоду, смертям, забастовкам и восстаниям. В этом и состоит безусловное преимущество Caesar 4 перед другими градостроительными стратегиями — здесь деталям уделяют самое пристальное внимание.
Экономический баланс нарушить еще легче, чем обеспечить население едой и жильем. Скажем, если в одной части города есть театр с актерской гильдией, а в другой его нет — значит, жители, обделенные зрелищем, начнут негодовать, а их производительность труда упадет вдвое. Дальнейший сценарий развивается по понятной схеме: забастовки, мятежи, пожарища и надписи « губернатор — чмо! » на городских стенах.
Помимо решения финансовых проблем, Caesar 4 также предлагает немного повоевать с варварами. Удивительное дело, но самому давать отпор захватчикам нельзя — можно только обороняться. Процесс этот реализован без откровений: собираем маленький отряд бестолковых солдат и ждем, когда такая же мизерная горстка варваров приблизится к вашему городу. А потом начинается сражение, которое внешне, право, скорее напоминает деревенское противостояние «стенка на стенку» между колхозами А и B.
Урок истории
Caesar распустил свои корни в далеком 1993 году. На сегодняшний день это одна из главных градостроительных серий. Sierra, стоически издававшая сериал в его лучшие и худшие времена, поддерживает сегодня новобранцев из Tilted Mill (которая, впрочем, составлена большей частью из бывших сотрудников Impressions). Учитывая, что первая часть увидела свет — страшно сказать — 14 лет назад, мы предлагаем краткий экскурс в историю одного из самых живучих стратегических брендов.
Caesar (1992)
В наличии: двухмерная картинка и качество цветопередачи от 16 до 32 цветов. Разрешение экрана — 320x200. Вот так выглядел Caesar в 1993 году. Справедливости ради надо сказать, что большинство проектов того времени выглядели еще хуже, поэтому первым козырем Impressions Games стала, как ни странно, графика. Но Caesar была обласкана прессой и игроками отнюдь не за красивую картинку.
Игра щеголяла великолепной музыкой (великолепной, разумеется, по тем временам; сегодня при помощи трекера музыку могут писать, похоже, только Introversion ) и увлекательным геймплеем. К тому же «Цезарь» стал чуть ли не первой игрой подобного рода, так что для своего времени проект виделся натуральным прорывом.
Caesar 2 (1996)
Спустя два года Impressions выпустила долгожданный сиквел. Вторая часть совершила внушительный шаг в сторону расширения геймплея. Теперь города в Caesar 2 стали действительно походить на настоящие: маленькие смазанные пиксели (они же жители) все время находились в движении — кто-то косил траву, кто-то носил кувшины, а кто-то занимался выпасом коров.
Улучшилась и графика. Она все так же оставалась двухмерной, но зато разработчики подтянули разрешение экрана, а качество цветопередачи достигло 256 цветов (редкое для 1995 года достоинство, между прочим).
Caesar 3 (1998)
В триквеле разработчики решили не изобретать велосипед, но основательно улучшили все, что имелось в предыдущих частях серии. Первое, что сразу было заметно, — возросшая сложность игры. Даже хардкорные игроки иногда забегали на форум, дабы пожаловаться разработчикам на труднопроходимость отдельных миссий.
Главные изменения снова произошли в области графики. Наконец-то можно было разглядеть каждую деталь вверенного поселения. И это несмотря на то, что Caesar 3 все еще использовал 2D-движок! Филигранная отрисовка игрушечных домиков наделяла картинку какой-то совершенно сказочной атмосферой. Положа руку на сердце — третья часть и сегодня, на фоне своего трехмерного потомства, видится венцом серии.
* * *
Совсем недавно (в сентябрьском номере « Игромании ») мои коллеги Степан Чечулин и Игорь Варнавский сошлись во мнении, что Glory of the Roman Empire и CivCity: Rome ни разу не конкуренты Caesar 4. Оба проекта действительно проигрывают четвертому «Цезарю» почти по всем пунктам. Но это, скорее, заслуга кривых рук разработчиков, чем самого Caesar 4. За восемь прошедших с выхода третьей части лет в игре можно было сделать значительно большие изменения…
С другой стороны, может в таком консервативном подходе и скрывается сермяжная правда. Есть же у нас в индустрии пример той же Civilization — великая стратегия Сида Мейера вот уже сколько лет работает на одной и той же концепции — и ничего, все довольны.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей : 8.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 6.0
Интерфейс и управление: 7.0
Дождались? Третий и главный в этом сезоне «градостроительный симулятор про древний Рим». И хотя ни одно из нововведений Caesar 4 не тянет на революцию, играть так же интересно, как восемь лет назад.
Рейтинг «Мании»: 7.5