В центре внимания "Бригада Е5: Новый альянс"
Пока в странах окончательно сгнившего капитализма некоторые разработчики тщетно пытаются реанимировать трупик Jagged Alliance да выпускают посредственные игро-побрякушки “по мотивам X-COM ”, на просторах нашей с вами родины производство тактических игр приобретает воистину эпические масштабы. В тот момент, когда вы будете читать эти строки, наверное, уже любой пролетарий за умеренную плату сможет узнать, какова она, эта “Власть Закона”. Чуточку позже на пост заступят описанные выше “Часовые”… Ну а следом за ними покажется и “Бригада Е5”.
Несколько месяцев назад “Игромания” уже предлагала вашему вниманию “горящий” материал об обстановке в стране Палинеро — интервью с Юрием Бушиным , главидеологом новой революции. И вот в моем почтовом ящике оказалось очередное электрописьмо из “Апейрона” с предложением приехать в гости и посмотреть, как идет разработка игры.
Ответ на предложение, разумеется, был положительным.
Потому что мы — бригада!
За прошедшее с предыдущей поездки время игра постепенно начала приобретать законченный вид. Вот перед нами карта Палинеро — выдуманной латиноамериканской страны, в которой развернется действие “Бригады Е5”. По карте сего государства разбросано несколько десятков “секторов” — заранее прорисованных локаций, в которых расположены городские кварталы, промышленные и гражданские объекты. Почти все локации, за исключением нескольких “независимых”, поделены между тремя основными “фракциями”, которые бьются за власть в стране: Народно-демократическим фронтом, сторонниками зловещего генерала Торменса и контрабандистами.
В целом геймплей “Бригады Е5” сильно напоминает Jagged Alliance. Игрок, попавший в Палинеро в качестве наемника и в связи с некоторыми обстоятельствами оставшийся без командиров и подчиненных, может прибиться к одной из фракций и, выполняя задания своих “хозяев”, постепенно привести их к власти в стране. Кроме того, никто не запретит “играть за себя”, просто отстреливая всех, кто пытается встать у вас на пути. В процессе прохождения игры за любую из сторон нам предстоит путешествовать по карте между секторами, выполнять задания, нанимать в команду бойцов, закупаться оружием и так далее…
В основе боевой системы “Бригады Е5” лежит не традиционный для большинства тактических игр пошаговый режим, а новомодный Smart Pause Mode (“умная пауза”). В целом перестрелки протекают в реальном времени, а в определенные “опасные моменты” (например, когда одного из наших ребят вдруг начинает обстреливать противник) включается пауза. Благодаря этому бои в “Бригаде Е5” выглядят очень реалистично, и при этом AI не получает перед игроком преимущества в виде одновременного контроля над всеми бойцами.
Детализация боевой системы впечатляет: множество режимов стрельбы и перемещения, стрейфы, выпрыгивания из-за угла — все это стало уже привычным для тактических игр. Мало того, разработчики “Бригады Е5” ввели в игру такую характеристику, как “адреналин”, которая описывает общее психологическое состояние бойца. Вот, например, наемник идет по улице. Его “адреналин” в норме — можно хоть сейчас вступать в бой. Но вот он заворачивает за угол и видит перед собой толпу вооруженных мучачос. “Адреналин” тут же подпрыгивает до небес, дыхание учащается, руки начинают дрожать, и в такой момент попасть из табельного оружия получается разве что себе в голову — и то если долго целиться. Но вот проходит некоторое время, “адреналин” постепенно снижается, туман в голове рассеивается, и боец уже может в полную силу участвовать в бою. Но это еще не все! Дело в том, что уровень “адреналина” зависит от огромного количества факторов. Например, известно, что бойцов крайне нервируют пули, которые пролетают над головой; вот вам и готовая тактика — возьмите себе пулеметчика и заставьте его в течение десяти минут палить по местам возможного пребывания злодейских редисок. И как только оные редиски дойдут до нужного уровня “адреналиновой кондиции”, выводите своих наемников из укрытия — и кончайте с врагом.
Также на потрясающем уровне смоделирована работа оружия и экипировки. В “Бригаде Е5” нет никаких условностей вроде взятых с потолка “очков повреждения” — здесь действуют те же законы, что и в реальной жизни. Учитываются даже такие мелкие нюансы, как реакция бронежилета на различные типы боеприпасов. Так, например, легкий “броник” практически на сто процентов защитит бойца от пистолетных пуль. Однако при выстреле из снайперской винтовки легкий бронежилет лишь усугубит ситуацию: летящая с огромной скоростью пуля не только с легкостью пробьет бронежилет, но при попадании развалится на несколько осколков и “потянет” за собой куски бронированной пластины. В результате рана, которую получит персонаж, будет значительно более опасной. Грамотно рассчитывается и эффект от различных “аддонов” на оружии. Так, например, при ярком дневном свете наличие на пушке лазерного прицела не даст вам ровным счетом никакого преимущества. Банально: наемнику при хорошем освещении будет трудно разглядеть след от прицела. Зато ночью, когда характерная красная точка отчетливо видна на огромных расстояниях, лазерный прицел здорово поможет нашим бойцам.
Ассортимент местных магазинов впечатляет: десятки видов пушек, куча модификаций для оружия, миллион разновидностей боеприпасов и снаряжения. Шутка ли — патроны в этой игре можно покупать поштучно(!), чтобы потом снаряжать ими использованные магазины от оружия. Занятие сие муторное, зато позволяет сэкономить немалое количество дензнаков. Кроме того, при подобном подходе становится возможным заряжать в магазин патроны сразу нескольких типов. Например, если зарядить в конец пулеметной ленты несколько трассеров, то они будут играть роль своеобразной “сигнализации”, сообщающей о том, что у бойца кончаются патроны.
Крайне оригинально в “Бригаде Е5” сделан инвентарь. В инвентаре есть как “быстрые” слоты (карманы, из которых, например, можно стремительно достать гранату), так и “медленные”. При этом наличие “медленных” и “быстрых” слотов не фиксировано, а зависит от того, какое обмундирование надето на бойце. Так, к примеру, можно купить себе объемный рюкзак с огромным числом “медленных” слотов, а можно обзавестись легкой походной сумкой с несколькими “быстрыми” слотами — и носить в ней магазины к оружию и гранаты.
С оружием связан еще один очень интересный параметр — его цена. Цифра на ценнике, которая стоит рядом с каждой отдельной пушкой, выводится в полном соответствии с… курсом спроса и предложения! То есть при росте спроса на определенную модель оружия возрастет и его цена. И наоборот. Если же учитывать, что оружие в игре покупает не только игрок, но и представители всех противоборствующих сторон, то можно вывести ряд закономерностей и предсказывать с их помощью поведение той или иной стороны. Так, к примеру, резкий рост стоимости оружия на территории, принадлежащей генералу Торменсу, скорее всего будет свидетельствовать о том, что сторонники генерала в массовом порядке вооружаются, и, значит, в ближайшем времени стоит ждать масштабной акции с их стороны.
Революция онлайн
Многопользовательский режим в тактических играх — большая редкость. Чтобы получить действительно играбельную и сбалансированную вещь, надо учитывать уйму различных моментов. Но даже если у разработчиков получится учесть самые мелкие детали, то игра все равно вряд ли станет популярной среди масс — слишком уж сложно, да еще и требует недюжинной выдержки и терпения.
Тем не менее ребята из “Апейрона” пошли на серьезный шаг и добавили в “Бригаду Е5” многопользовательский режим. Да, можно сказать сразу, они не рассчитывают, что когда-нибудь их проект скинет с мультиплеер-олимпа какой-нибудь “пацанский” Counter-Strike. Нет, мультиплеер “Бригады” рассчитан на самых прожженных фанатов игры — нечто вроде награды за преданность жанру. Что, впрочем, нас только радует.
Скажу сразу: многопользовательский режим у “Апейрона” получился крайне интересный. Перенос Smart Pause Mode на мультиплеерный фундамент прошел легко и без потерь. Разработчики приняли простое и очень логичное решение — ограничить время паузы, которое выдается игрокам. Во время баталии любой из игроков в любое время сможет включить паузу, но при этом ему придется учитывать два очень важных фактора. Во-первых, пауза включится не только для него, но и для соперников, которые также смогут попробовать использовать ее в своих целях. Во-вторых, включение паузы автоматически приведет к тому, что стремительно начнет уменьшаться цифирь на специальном счетчике. Как только его значение достигнет нуля — все, больше вам пауз не положено. Отныне придется играть в реальном времени и надеяться на передышки во время пауз противника. Ну и, наконец, в-третьих: чем дольше у игрока включена пауза, тем быстрее убывает отведенное на нее время. Это стимулирует игроков грамотно и быстро планировать свои действия.
В результате всех этих факторов получается весьма интересная картина. Начнем с того, что никто не заставляет игроков пользоваться паузами. Хотите — играйте вообще без них. Если не набирать в команду излишнее количество бойцов, вполне можно контролировать их действия и в режиме реального времени. С другой стороны, терпеливые игроки могут попробовать режим с большим количеством времени на паузу. Здесь уже можно будет делать ставку на тактику, по несколько минут обдумывая каждую стадию сражения. Наконец, можно попробовать и третий вариант: игроку будет отведено крайне мало времени, которого хватит всего для двух-трех полноценных пауз за игру. Тут от игрока потребуются уже хитрость и рассудительность. Хитрость — для того, чтобы постараться подгадать моменты, на которых противник включит паузу, и попробовать за его счет сэкономить свое время. Ну а рассудительность — для грамотного и экономного использования собственной паузы.
Наконец, самые продвинутые игроки смогут попробовать еще один, очень оригинальный, стиль игры. Дело в том, что в “Бригаде Е5” запланирован специальный конструктор, позволяющий “программировать” действия бойцов. Благодаря этому можно научить своих подчиненных автоматически реагировать на достаточно сложные игровые ситуации, что позволит игроку сэкономить время и сосредоточиться на действительно важных событиях. Более того — в игре есть возможность создать несколько “наборов действий” (“агрессивный”, “оборонительный” и тому подобное) и переключаться между ними в зависимости от обстановки. В теории, с помощью такого конструктора можно будет запрограммировать собственный искусственный интеллект и практически полностью переложить управление подчиненными на плечи компьютера.
Во время моего визита в “Апейрон” у разработчиков было готово всего три сценария для многопользовательской игры. В релизе их, разумеется, окажется намного больше. Но даже те три, которые есть сейчас, заслуживают самого пристального внимания. Первый — поединок двух команд, в каждой из которых по трое бойцов, вооруженных пистолетами и гранатами. Бой в этом режиме представляет собой брутальное рубилово на предельно коротких дистанциях. Во втором режиме сражаются пары (снайпер плюс пулеметчик). Здесь бой идет сразу на нескольких дистанциях, а от игрока требуется мудро сочетать сильно разнящиеся умения своих бойцов. Наконец, третий режим пока носит рабочее название assault. Есть вилла, огороженная забором и охраняемая командой из пяти бойцов. И есть команда из девяти нападающих бойцов. По сути своей этот режим — классический спецназовский “штурм здания” с долгими позиционными маневрами, перестрелками через окна и скоротечными схватками на близких дистанциях.
Техническая сторона мультиплеера выглядит весьма симпатично. До шести бойцов в команде и до восьми команд в игре. Возможны союзы между игроками и участие в сражении AI-солдат. И, наконец, самое главное: разработчики обещают очень качественный и продуманный сетевой код, который позволит участвовать в мультиплеерных ристалищах даже при модемной скорости подключения к сети.
* * *
Вообще-то в целях конспирации даты начала революций принято не раскрывать. Однако для читателей “Игромании” сотрудники “Апейрона” сделали маленькое исключение. Итак, по сведениям нашей разведки, революционное шествие “Бригады Е5” по российскому рынку предположительно начнется уже в мае 2004 года. Начинаем зачеркивать дни в календаре…