Marvel: Ultimate Alliance
От автора: так уж вышло, что рецензия, посвященная игре Marvel : Ultimate Alliance, рассказывает о чем угодно, но не о самой игре. Это не смелый авторский шаг, не «экспериментальная журналистика» (что бы это словосочетание ни значило) и даже не изощренное издевательство над читателем. Это суровая необходимость: игра, при всех ее недостатках, представляет собой чрезвычайно интересный проект — но, увы, совершенно чуждый нашей массовой культуре.
Если говорить о привычных нам материях, то Marvel: Ultimate Alliance — это логический наследник серии X- Men Legends (вторая часть которой даже вышла на PC и была честно отрецензирована в « Игромании » чуть больше года назад в №12’2005). И хотя разработчики настаивают на том, что их творение является именно ролевой игрой, при детальном рассмотрении оказывается, что перед нами обыкновенный консольный beat’em up ( когда уже наши рецензенты наконец-то начнут использовать нормальное русское слово «мордобой»? — Прим. глав. ред. ) в лучших аркадных традициях. Есть, конечно, набор опыта и прокачка скиллов, но по большей части геймплей сводится исключительно к блужданию по коридорам и методичному уничтожению всего, что шевелится. Вышедшая в 1994 году на аркадных автоматах игра Dungeons & Dragons: Tower of Doom, кстати, обладала сходным геймплеем (и даже предлагала прокачку персонажей), но ролевой игрой ее почему-то никто не называл. Поэтому, чтобы дальше не повторяться, в случае с Ultimate Alliance мы имеем дело с классической мордобитной ( ну наконец-то! — Прим. глав. ред. ) игрой с богатым культурно-историческим подтекстом.
Возвращение
К сожалению, любителей комиксов в России можно пересчитать практически по головам (одна из них принадлежит автору этих строк). И хотя марвеловские супергеройские комиксы в наших краях как раз переводятся и даже, видимо, кем-то покупаются, количество людей, разбирающихся в сюжетных хитросплетениях этой вселенной, стремится к нулю. Так что, дорогие комиксолюбы, прежде чем писать гневные письма в редакцию, ознакомьтесь с разъяснениями. Конечно, пересказывать историю фирмы Marvel мы не станем (для самого беглого изложения нам потребовалась бы как минимум половина журнала), но кое-какие вещи будут, надеемся, интересны и людям, комиксов отчего-то не читающим.
Итак, для того чтобы понять, что из себя представляет игра Marvel: Ultimate Alliance, нам вначале требуется разобраться со словами «серия», «спин-офф» и, конечно же, «кроссовер». С первым понятием все обстоит достаточно просто (если не вдаваться в душераздирающие подробности): серия комиксов повествует об одном (заглавном) персонаже или о команде персонажей (например, «Человек-паук» и «Великолепная четверка»). Серия, как правило, тянется много лет, пишут ее разные авторы (каждый со своим взглядом на мир вообще и на комиксы в частности), но общий расклад остается тем же: герой, его союзники и противники. Вдобавок любой персонаж комикса может удостоиться своей собственной серии комиксов (тот самый спин-офф), а любой главный герой может отправиться на приключения вместе с другими героями из совершенно других серий (это называется кроссовер). И если кроссоверы в пределах одного издательского дома — вещь вполне обычная и марвеловский Человек-паук вполне может в трудную минуту прийти на помощь марвеловской же Росомахе, то кроссоверы между издательствами достаточно редки. Впрочем, бывают и такие шизофренические сочетания, как Бэтмен (придуманный DC Comics , США), помогающий судье Дредду (за авторством 2000AD , Великобритания) или сражающийся с Хищником, а то и Чужими из одноименных фильмов.
Marvel: Ultimate Alliance, впрочем, не позволяет себе таких вольностей. Здесь все происходит в рамках одной-единственной метавселенной — естественно, марвеловской. Разработчики постарались впихнуть в игру всех персонажей, до которых смогли дотянуться. Учитывая, что компания располагает лицензией на, кажется, вообще всех ныне действующих супергероев, тянуться пришлось недалеко. Результат: более двух десятков «нелюдей», непосредственно участвующих в игре, и более 140 супергероев разных форм и расцветок. Более того, каждый из подотчетных игроку сверхлюдей может действовать в одном из четырех обличий. При этом меняется не только его костюм, но и список доступных умений и прочие атрибуты персонажа.
Для любого поклонника марвеловских комиксов все вышеперечисленное должно звучать как земное воплощение рисованного рая. И, судя по отзывам заокеанских фанатов Marvel, именно так ими игра и воспринимается. Не за какой-то там ураганный геймплей (с которым, увы, наблюдаются заметные проблемы), не за красоту и технологичность (которая, к сожалению, вышла на PlayStation 2 и поэтому на всех платформах выглядит не слишком свежо). Буржуазная пресса выдает игре рейтинги на уровне наших «восьмерок» и «девяток» только и исключительно потому, что в Ultimate Alliance можно взять в свою команду четверых с детства знакомых рецензентам супергероев и пойти крушить вражеские челюсти в любом из четырех доступных герою обличий. Обличия, соответственно, взяты из различных серий и спин-оффов марвеловских комиксов.
Не узнаю вас в гриме
С костюмами, на взгляд обычного, не слишком погруженного в комиксы игрока, все не так просто. Например, современный Росомаха, знакомый нам по комиксам, кинотрилогии «Люди Икс» и даже по манге Тсутому Нихеи, — сутулый, лохматый, в рубашечке и джинсах, зовут его Логан… Однако ушастый супергерой, похожий на помесь Бэтмена и Капитана Америки, может здорово удивить неподготовленного игрока, но именно в этом костюме Росомаха (настоящее его имя, кстати, Джеймс Хаулетт) дебютировал в 1974 году в комиксе The Incredible Hulk. А личную серию комиксов Wolverine получил гораздо позже, после длительного сотрудничества с Людьми Икс. Кстати, вы в курсе, что Росомаха — буддист?
Но это, впрочем, еще ничего. Под маской Капитана Америки (дебютировал в 1941 году, один из старейших марвеловских супергероев) в разное время скрывалось более десятка человек (хотя основным Капитаном так и остается Стив Роджерс — потомок Стивена Роджерса, героя американской революции).
А уж если учесть, что персонажи комиксов периодически погибают, хронически оживают, меняют имена и напарников… Например, с Бэтменом в разное время сотрудничало то ли три, то ли четыре Робина — их периодически убивали коварные сценаристы. Вдобавок не слишком успешная серия может однажды просто прекратиться, а через пять лет начаться заново. Так что никого не должно удивлять, что у восьми героев Ultimate Alliance, помимо альтернативных костюмов, есть еще и полные двойники: например, у Человека-паука есть «клон» по имени Scarlet Rider (Алый Всадник, вероятно), а у Женщины-паука есть двойник по имени… Девочка-паук. Хитра ты, марвеловская вселенная!
В игре нам расскажут и покажут многое — но потом обязательно устроят безжалостный допрос. Дело в том, что на каждом уровне в Ultimate Alliance обязательно найдется некий Simulator Disc, который закинет вас в прошлое и расскажет кусочек истории о том или ином персонаже. Симуляция — это фактически отдельные уровни игры, которые, правда, приходится проходить в одиночку. Ничем более эти эпизоды не выделяются — мордобой, ловушки с задачками на скорость нажатия клавиш, поединок с боссом, немножко опыта и денег (повторяем, что, если хотите подробнее узнать про геймплей Ultimate Alliance, читайте нашу рецензию на X- Men Legends 2 ).
Другой весьма оригинальный режим (интересный, правда, исключительно подвинутым на комиксах людям) — викторина. Около двухсот вопросов от простых типа « Кем был отец Электры Начос? » (правильный ответ — дипломатом) и « Назовите имя фон Дума » (Виктор) до совершенно чудовищных вроде « Самое ценное полезное ископаемое Ваканды? » (вибраниум!) и « Как звали свергнутого фон Думом правителя Латверии? » (король Владимир, честное слово!). За каждый правильный ответ игрок получает экспириенс, за каждый неправильный — наоборот, теряет. Развлечение не для слабых духом.
На чужом пиру
Marvel: Ultimate Alliance, к сожалению, практически лишена самостоятельной ценности. Людям, интересующимся комиксами, купить и пройти эту игру пару-тройку раз стоит обязательно, невзирая на все недостатки. Нормальный человек, увы, утонет в пафосе и завязнет в скучном геймплее. Незамысловатый, однообразный, графически бледный, а в нашей с вами PC-версии еще и глючноватый beat’em up, которому зачем-то были прикручены странные RPG-элементы. На привычные ролевые игры уже не похоже, а на статус полноценной jRPG Ultimate Alliance не тянет по ряду очевидных причин.
Хотя на самом деле есть два способа получить удовольствие от этой игры. Первый — родиться и вырасти в Америке, читать комиксы с раннего детства — для большинства читателей не подходит совершенно. Второй же требует хорошего знания английского языка и выглядит следующим образом: после каждого часа игры вы будете два часа внимательно читать англоязычную «Википедию» — ключевые слова игра дает в избытке. Если вы решили узнать о комиксах что-то новое и интересное, то лучшего ориентира, чем Ultimate Alliance, не найти.
P. S. Финальный рейтинг выставлен именно с позиции незаинтересованного игрока. Всем же поклонникам комиксов рекомендуется не обращать на нашу «семерку» никакого внимания.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий : 90%
Геймплей : 7
Графика : 7.0
Звук и музыка : 6.0
Интерфейс и управление : 7
Дождались? Игра, которая позволяет свести в одной команде любого из двадцати популярных марвеловских сверхлюдей. К сожалению, данная возможность интересна ровно полутора любителям комиксов, среди которых очень удачно оказался автор данной статьи.
Рейтинг «Мании» : 7.0