16 января 2007
Обновлено 17.05.2023

Руководство и прохождение по "Paraworld"

Руководство и прохождение по "Paraworld" - изображение обложка

[[BREAK]]

— Вельд! — крикнул Челленджер, не помня себя от восторга. — Я видел такие отпечатки в вельдских слоях. Это существо передвигается на задних, трехпалых, конечностях, выпрямившись во весь рост, а передними, пятипалыми, помогает себе при ходьбе. Нет, дорогой мой Рокстон, это отнюдь не птица!

А. Конан Дойл, «Затерянный мир»

Солнце село за горой,

Бронтозябра ходит злой.

Я с дубинкою идю,

Бронтозябру победю!

Дэн Назгул

Как вы полагаете, что делать, если ваши посевы систематически вытаптывает мамонт? Можно собрать народ с копьями или выкопать яму с кольями. Но гораздо интереснее натравить на него брахиозавра: может, и не так просто, зато как смотрится!

Жизнь в Парамире не так уж и отличается о того, что нам с вами доводилось делать раньше. В реальном времени нам предстоит добывать ресурсы, строить деревни и крепости, производить войска и вести их к победе.

Парамир находится на довольно-таки низкой ступени цивилизации, и его обитатели добывают пищу собирательством и охотой. Впрочем, они весьма восприимчивы к образованию, просто голодное брюхо к учению глухо. Но если сдать на нужды народного просвещения энное количество продуктов, а также дерева и камня — то народ единодушно перейдет в новую эпоху, познает тайны рыболовства и сельского хозяйства, а в дальнейшем, быть может, освоит рептилиеводство, баллистику и даже… научится производить самобеглые повозки. Если сдать достаточно много продуктов, дерева и камня.

Где-то мы такое видели, конечно. Что греха таить — это серия Age of Empires. В данном случае стоит вспомнить Age of Mythology: дело в том, что получаемый в битвах «опыт» идет на найм героев и на повышение уровня ваших воинов (не только героев).

Но стократ неправ будет тот, кто попытается списать Paraworld с корабля истории как безыдейный клон. О нет, в Paraworld играют совсем не так, как в Age-of-что-бы-то-ни-было.

Табель о рангах

В левой части экрана — большая вертикальная панель, разбитая на пять секций. В ней отображена вся наша армия. Секции — это уровни, и можно сразу увидеть, какого уровня кто в вашем отряде.

Максимальное количество бойцов, по традиции, определяется жилой площадью, которую вы им построили; но есть дополнительные ограничения на бойцов каждого уровня. Так, например, высшего, пятого, может достигнуть всего один персонаж — неважно, простой солдат или герой; на четвертом есть не более трех позиций, на третьем — 8, второго удостоятся не более 15, ну, а на первом прозябать разрешается 25 боевым единицам.

Это важно: уволить бойца не разрешается ни под каким видом! Поэтому, если вы по неосторожности забили верхние этажи ненужными солдатами — только смерть разлучит вас с ними.

Продвижение по уровням осуществляется за плату в виде «черепов», то есть опыта, накопленного за уничтожение чужих существ и зданий. Цена у каждого из них своя — например, простой рабочий дает пару черепушек, а боевой носорог — добрых три десятка. Опыт начисляется всей армии сразу, а ваша задача — распределить его между своими воинами и боевыми животными.

Цена продвижения — 25 на второй уровень, 50 на третий, 100 на четвертый, 300 на пятый — недешево, если учесть, что простой солдат врага, благополучно отправленный на тот свет, дает единиц 5-10. Динозавры, естественно, подороже. При увеличении уровня растет атака и хиты, но — не защита.

Первоуровневыми бывают только рабочие, герои и простейшие бойцы. Остальные с самого начала находятся выше на этой лесенке: например, у северян лучник рождается со вторым уровнем, носорог — с третьим, а трицератопс — с четвертым. Не осталось мест под четвертый уровень? Значит, трицератопс не вылупится.

По этой причине продвигать простых солдат выше второго уровня целесообразно далеко не всегда. Вероятно, мамонт с баллистой вам пригодится все-таки больше, чем особо могучий лучник?

Но есть еще одна причина, по которой бойцов продвигать полезно. При этой операции они мгновенно восстанавливают все хиты! В миссиях кампании, где нет храма — это вообще единственный способ подлечить героев. Ведь самопроизвольно никто из бойцов не лечится! Только рядом с лечащим зданием или при помощи дипломированного целителя.

Это важно: опыт расходуется не только на поднятие уровней, но еще и на усовершенствования, которые изучаются в зданиях.

Хозяйство юрского периода

Экономика у всех трех игровых рас ( северян , пыльных всадников и клана дракона ) устроена похоже, хотя есть и важные отличия.

Ресурсов — три: пища , дерево , камень. Четвертый как-бы-ресурс — боевой опыт, те самые «черепушки», но они идут в основном на усовершенствования. Камень добывается в специальных «кучах камней», на дерево идут любые найденные леса, ну, а пищу можно получить аж четырьмя способами: охотой, сбором ягод с кустов, рыбной ловлей и строительством специальных зданий ( полей у северян и клана, боен у всадников). Кроме того, ресурсы приносит торговля: чтобы организовать ее, надо отстроить два склада (у клана дракона — Emporium), усовершенствовать до рынка и запустить караваны из одного в другой.

Все перечисленные работы, а также строительство и ремонт делаются рабочими. Они производятся в городском центре , как обычно. Там же происходит переход к новой эпохе — за плату в виде энного количества ресурсов. Каждая эпоха увеличивает репертуар построек, а также войск и улучшений в уже имеющихся зданиях.

Для рыбной ловли надо построить гавань, в ней — рыбацкие лодки, и натравить их на скопление рыбы.

Ресурс несут на ближайшее хранилище: таковыми считаются городской центр, склад и специальные здания для определенных ресурсов (например, каменоломня ). В этих же специальных зданиях можно изучать усовершенствования, позволяющие быстрее таскать ресурсы. Все хранилища увеличивают максимально возможное количество ресурсов; добрав, к примеру, дерево до лимита, все ваши дровосеки будут недоуменно стоять у склада и чесать в затылке (так и хочется озвучить их мысли незабвенной цитатой из Diablo: «И куда я это положу? Некуда положить!»).

Камень, леса, ягоды рано или поздно кончаются. С охотой проще: на карте расставлены «норы», из которых то и дело выползает новый игуанодон, носорожек или еще какая-нибудь вкусная и здоровая пища (кстати, за ее отлов тоже дают боевой опыт, так что не пренебрегайте мясной диетой). Обычно по вашему городу так и слоняются травоядные твари, готовые к превращению в котлеты и ромштексы. Главное — не разрушить норы, в которых они плодятся. Но есть небольшое неудобство: до убитого животного крестьянам порой далековато бежать.

Поля не исчерпываются никогда. Лесов чаще всего хватает (а клан дракона еще и выращивает дерево на бамбуковых фермах). А вот камень запросто может быть в дефиците. Но все равно надо честно признать, что экономика в Парамере — не из тяжелых.

• • •

Помимо перечисленных, в игре есть такие здания (названия у разных рас немного отличаются, но нетрудно догадаться, кто есть кто):

Дом. Идет на увеличение жилищного лимита (то есть позволяет набрать больше войск). Но дома не увеличат количества клеточек в таблице уровней (см. выше). Городские центры тоже повышают лимит, но стоят несравненно дороже. У клана дракона нет домов — только городские центры. Модного эффекта «чем больше войск, тем меньше приток ресурсов» в игре не присутствует, так что забивайте таблицу армии в свое удовольствие.

Стены, ворота и башни. Предназначение понятно и так. Ворота строятся в уже имеющейся стене.

Храм. Как уже упоминалось, войска не лечатся просто так — а только стоя рядом с храмом, так что это — постройка первой необходимости, и очень разумно держать ее почти сразу за воротами. Там же производятся бойцы-целители.

Здания для тренировки войск. Это: казармы для пехоты (у клана — додзе), фермы динозавров и другого зверья (у пыльных всадников динозавры разных размеров требуют разных ферм), кузнец (особые войска и большинство бойцов, которых разрешают строить герои) и мастерская боевых машин. Там же — усовершенствования войск; кузнец, как правило, усиливает еще и всю пехоту.

Таверна (у клана — чайный домик ). Место производства героев, более низачем не нужно.

• • •

Собственно говоря, это и все. Есть еще несколько фирменных фокусов клана дракона, но о них речь пойдет позже.

Зачем полководцу динозавр?

Гиппопотама — животное злобное,

Гиппопотама — животное черное,

Гиппопотама — животное мокрое,

Но наши воины черней и мокрей!

М. Леонидов

Динозавры и прочие доисторические твари — это не совсем кавалерия. Это скорее аналог боевых машин. Изрядная часть их несет на спине катапульту или другое орудие — и служит, фактически, осадными танками. Многие из оставшихся обладают боевыми платформами, в которых ездит пехота. Есть и простые, для ближнего боя.

Пехота дешева и довольно неплохо защищена, но многие спецспособности позволяют над ней глумиться — разбрасывать в стороны и так далее. Кроме того, она, поскольку размером невелика, имеет обыкновение сосредотачиваться плотно, а оттого очень уязвима к атаке по площадям: например, огнеметчик и сумоист клана дракона или отравитель пыльных всадников расправляются с пехотой просто побатальонно.

Зверье с осадными орудиями на борту наносит самые тяжелые удары, и к тому же с огромного расстояния — некоторые бьют вдвое дальше пехотного лука. Но зато их можно «подавить», подведя своих бойцов в упор — они ничего не могут сделать с противником под ногами, у них почти всегда есть не только максимальная, но и минимальная дальнобойность.

Боевые динозавры и мамонты, напротив, сильны в ближней схватке — но они самая логичная цель для своих сородичей с тяжелым оружием, и пока добегут — будут далеко не в полной силе, а потом их облепит пехота и быстро разгрызет на кусочки. Динозавры, как правило, защищены совсем плохо — только зверье северян обладает приличной броней. Поэтому слабенькие удары копейщиков быстро приводят гиганта в негодность.

Однородная армия — путь к поражению, против нее слишком легко изыскать победную тактику. Балом правят всевозможные отвлекающие удары: они помогают оказаться сильным в ключевой точке.

Как ни странно, требования игры к микроконтролю — весьма умеренные. Тут помогает необычное решение: при выделении группы все спецспособности ее бойцов, требующие активации, собираются в единую панель. Поэтому есть возможность заняться по-настоящему маневром.

[[BREAK]]

Герои ненашего времени

В Парамире действует 9 героев. Все они доступны каждой из рас и нанимаются в таверне (в режиме кампании, разумеется, их прибытие подчиняется требованиям сценария). Там у них особая роль (по большей части они — выходцы из нашего мира, ученые, но по части владения оружием идут по стопам господина Фримена).

Цена найма у всех героев одинакова, но она зависит от того, сколько их уже в строю. Первый герой обойдется вам, к примеру, в 250 единиц пищи и 25 «черепушек», а для второго «черепушек» потребуется аж 75.

Герои здесь — не супероружие, как в Warcraft III и многих других играх. Строить вокруг них всю стратегию уже необязательно. Это довольно неплохие бойцы, и не более того. Как правило, они усиливают воинов вокруг себя; кроме того, дорастая до 4 уровня, герой дает вам право нанимать новый тип солдат — как правило, второго уровня — или строить дотоле недоступное здание.

Энтони Коул (Anthony Cole)

Боец первых рядов, могуч и здоров. С третьего уровня таскает с собой обрез, из которого может бить по площадям (изредка). Покровительствует пехоте: уже на втором уровне он увеличивает урон, наносимый пешими солдатами вокруг него в ближнем бою, а на пятом увеличивает всей пехоте здоровье.

Кроме того, на четвертом уровне он позволяет северянам делать берсерков, пыльным всадникам — «человека-тарана», а клану — борца сумо. Все эти господа — элитная пехота высокого класса.

В его присутствии пехотная армия становится намного интереснее, и он — хорошая ставка против пыльных всадников.

Бела Андраш Бенедек (Bela Andras Benedek)

Этот физик нашел себя в баллистике: он отлично стреляет (не иначе, сказались гены древних мадьяр), на втором уровне увеличивает дальнобойность всех стрелков (а на пятом — еще и урон), с третьего уровня обучается снайперскому выстрелу. На четвертом он позволяет плодить разнообразных хитрых лучников и арбалетчиков.

Но ценим мы его не за это: уверяю вас, увеличенная дальнобойность и урон от снарядов — это оружие победы. Бела кажется мне лучшим кандидатов на доведение до пятого уровня.

Стина Хольмлунд (Stina Holmlund)

Будучи изначально биологом, Стина тут же подобрала себе саблезубую котяшку и ездит на ней верхом. Делает она это ну очень быстро. Кроме того, она усиливает (со второго уровня) защиту копейщиков и пикинеров, на третьем обучается гипнотизировать животных (зверюшка ложится и некоторое время преданно смотрит Стине в глаза), а на пятом увеличивает защиту в ближнем бою всех животных. Новый род войск со Стиной у всех рас одинаков — такие же ездоки на кошках.

Кошачьи всадники по силе сопоставимы с носорогами, но бегают намного быстрее; на среднем этапе игры они могут стать оружием победы.

Гипноз Стины может сместить баланс в бою, но все же Стина, как мне кажется, уступает Беле в значимости. Выводить ее на 5 уровень имеет смысл прежде всего у северян: и так неплохо защищенные мамонты окажутся с ее помощью почти непобедимыми.

Архидруид (Arch Druid)

Архидруид — не боец, а целитель. Сперва он лечит только себя, на втором уровне соблаговолит помочь и окружающим, на третьем обучится изредка восстанавливать здоровье всем зверям вокруг (полностью!), на пятом усиливает лечение.

На четвертом уровне архидруид приносит не новых бойцов, а новые типы зданий. Волшебный котел северян усиливает на 20% атаку своих поблизости, пугало всадников ослабляет вражеских животных, а огненный котел клана делает все стрелы огненными — отличная штука.

Архидруид могуч, но не стоит забывать, что правильная игра противника не предполагает снятие хитов сразу со многих динозавров (если бы он еще и пехоту так же лечил — тогда да… Ускорение лечения — вообще ни к чему, и, на мой взгляд, архидруид у северян и всадников достоин максимум третьего уровня, а клан может задуматься о четвертом.

Николай Таслов (Nikolaj Taslow)

Этот инженер быстро-быстро строит здания, на втором уровне ускоряет строительство по всей державе, на третьем обучается одним ударом уничтожать боевые машины, на пятом — получать ресурсы от уничтожения вражеских зданий. Все это здорово, но… не слишком (да, и с боевыми машинами тоже — слишком долго перезаряжается для разовой способности). Разве что поначалу, для быстрого старта? Сомневаюсь — лимитирует в основном скорость сбора ресурсов.

А что на четвертом уровне, где дают новые войска? Северяне получают бойца с реактивным ранцем, «попрыгунчика». Полезно? Так себе, по-моему. Ну, от стрельбы хорошо защищен, в этом ли счастье? Клан дракона обретает ядовитую ловушку — но у них и так арсенал ловушек велик, даже слишком. А вот пыльные всадники… Они получают не знающую себе равных орудийную башню, и им единственным есть реальный смысл задуматься о привлечении Николая к пыльной работенке.

Джеймс Уорден (James Warden)

Начинается карьера этого звероведа с, мягко говоря, странной способности — дикие звери его не атакуют. Конечно, полезно для разведки, но… Дальше он пытается распространять это на окружающих. И только на пятом уровне может по-настоящему порадовать, сократив стоимость найма животных. Но тратить такую кучу «черепов» для этого результата? Нет уж.

С судьбоносным 4 уровнем — не лучше. Строятся жилища, которые сами бесплатно плодят диких зверей, агрессивных к врагу. Что могу сказать: мелкие они очень. В общем, я бы не рекомендовал обращаться к услугам Джеймса.

Ада Лауэн (Ada Lowen)

Мастерица пакостей далеко видит, на втором уровне замедляет врагов вокруг (хорошо, но если враги вокруг — долго ли она проживет?), а на третьем обучается выстрелу в голову. На пятом ускоряет производство войск. А четвертый приносит хитрые войска: убийц, которые сносят немыслимую кучу хитов, но сами падают от пары ударов, а для клана дракона — ледяного копейщика, парализующего свои цели. Ради этого, и только ради этого, можно нанимать Аду и догонять до 4 уровня.

Управитель (Governor)

Cпорный герой. Поначалу обладает эффектной атакой по площадям, затем снижает урон, наносимый врагами, а на третьем получает особый удар по всем вокруг себя. На четвертом он дает усиленные укрепления, на пятом — полный абсурд! — усиливает боевые качества рабочих. Поначалу он очень неплохо выглядит в бою, но в дальнейшем, пожалуй, не оправдывается.

Джарвис Бэббит (Jarvis Babbit)

А вот и он, мастер штурмовых дел и первопроходец Парамира. Он отлично защищен, на втором уровне все вокруг него лучше разрушают здания — превосходная штука! Но ценнее всего он для северян: им он обеспечивает на четвертом уровне боевого робота, бронированного так, что даже брахиозавр мало что может с ним сделать! А вот подарки двум другим расам, транспортный трицератопс и корсар, выглядят так себе. На пятом уровне идет глупое ускорение постройки зданий — неинтересно.

В общем, северянам Бэббит близок и дорог. Остальным — не более чем до 2-3 уровня.

Пыльные всадники (Dust Riders)

См. таблицы 1 и 2.

Пыльные всадники, буйные кочевники Парамира — раса агрессивная, жесткая и воинственная, словом — выбор настоящих мужчин.

Любителю сокрушать чужие города она может предложить широчайший ассортимент боевых динозавров. Многие из них поставляются в разной комплектации: например, брахиозавра можно заполучить аж в четырех вариантах — боевого, боевого с платформой для пехоты, с катапультой и, наконец, в виде мобильного лагеря с башней и баллистой.

Но интересно не это, а вот что: динозавров пыльных всадников можно прямо в походе преобразовывать из одного вида в другой — конечно, не бесплатно. Например, привез пехоту, разгрузился, вырастил на горбу катапульту и обстрелял укрепления; набежали вражьи солдаты — превратился в боевого ящера и растоптал паршивцев, а затем отступил и превратился в мобильный лагерь, где радостно наплодил копейщиков, снова обзавелся боевой платформой, погрузил копейщиков и рванулся в битву… Дорого, не вопрос. Но дает невероятную гибкость в военном походе…

Многие бойцы у всадников атакуют ядом — что намного увеличивает эффект.

Слабость армии всадников — в броне. Динозавры не защищены вообще никак — можно кое-что изучить в зданиях, но все равно с косматыми мамонтами они по прочности не сравнятся. Хитов, правда, вдосталь. Пехота защищена получше, но в основном от стрел.

Зато выделяются позитивно боевые платформы: четырехместные «боевые машины пехоты» по достаточно низкой цене — это только у пыльных всадников.

С экономикой у них дела так себе. Во-первых, для перехода в новую эпоху им не нужен камень, зато нужны… «черепушки». То есть, не повоюешь — не продвинешься. Какое-то время можно развиваться на мирных игуанодонах, но дальше-то? От них просто по определению ждут ранней атаки. И ожидания обычно сбываются.

Во-вторых, для роста армии надо много пищи — а полей-то у них и нету. Не постигли тайны земледелия. И только ближе к концу игры появляются их заменители — бойни. Да и с деревом некоторые проблемы: очень уж много его нужно, а специализированных сборщиков, как у северян и клана, нет.

В итоге получаем расу, которая обречена воевать. Можно, конечно, начать с хищных ящеров и набрать на них переходы по эпохам, но это не очень оправдано. И, конечно, из-за этого труднее развить героев. Среди героев, на мой взгляд, для них интереснее всего Бела, архидруид, Стина, Энтони и Николай; последний необходим для игры от обороны, которая имеет смысл, если не удалось сразу проломить защиту клана дракона. Архидруид особо ценен потому, что больше некому лечить войска вдалеке от храма.

Но ошибкой было бы думать, что пыльные всадники могут выиграть только блицкригом. В эндшпиле им служит самый грозный монстр во всей игре. Но давайте рассмотрим войска всадников поближе.

Первый уровень

Мобильный городской центр (Mobile Town Center)

А вот и первый сюрприз! Городской центр пыльных всадников — не здание, а боевая единица. Преимущества этого ясны: можно попытаться увести его из-под атаки, подогнать поближе к источнику ресурсов, перенести на новое место. Увы, остальные здания города не обладают такой прытью, и перенести поближе к врагу башни или центры производства не получится.

Возможность перемещать по вкусу городские центры надо обязательно использовать для ускорения подвоза продукции рабочими. Особенно это актуально для охоты, которая создает кучу мяса всякий раз на новом месте.

Копейщик (Spearman)

Копейщик — это очень ценная боевая единица: может и кидать копья на небольшое расстояние, и драться ими на ближней дистанции. Да еще обладает плюсами против животных. Все это делает его основным пехотинцем своей расы; кроме того, он — идеальный наездник на стегозавре и брахиозавре. Платформа с копейщиками начинает бой до ящера и не прекращает его после того, как динозавр вступит в сражение. А еще его можно научить «подсекать» противника древком.

Разведчик (Scout)

Годится для разведки — и ни для чего более. Быстро бегает и далеко видит, это единственное его достоинство. Правда, в отличие от разведчиков других рас, он умеет стрелять, да еще отравленными стрелами, но набегами разведчиков все равно лучше не воевать.

Ящеровод (Raptor Handler)

Обладатель мелкой ящерки, которую натравливает на врага. Смысл этой операции представляется неочевидным.

Второй уровень

Воин (Warrior)

Редчайший случай для пыльных всадников — боец с броней, действующей на ближней дистанции. Кроме того, у него есть плюсы против вражьей пехоты. И нужен он исключительно тогда, когда противник делает серьезную ставку на пеших вояк. На ящерах катать его не рекомендуется — неэффективен.

Лучник (Archer)

Основное достоинство лучника — дальнобойность (вдвое дальше, чем у копейщика). Но в ближнем бою он никчемен. У пыльных всадников роль лучника проста: защищать крепость . Можно и на борт динозавра подымать, но копейщики в этом качестве лучше.

Стегозавр (Stegosaurus)

А вот и первый настоящий динозавр. Выглядит грозно, к противнику поворачивается задом и хлещет хвостом опешившего от такой непочтительности врага. Однако не спешите нанимать шипастую рептилию: есть кое-что получше. В соотношении цена/качество стегозавр не блещет; впрочем, его очень облагораживает усиленная броня, которую можно изучить.

Транспортный стегозавр (Stego Transporter)

То же самое чудо-юдо, но с боевой платформой, где есть место для четырех (!) солдат. И вот в этом варианте стегозавр «действие оказывает и кругом себя оправдывает». С четырьмя копейщиками (либо тремя и героем) он работает отлично. Его можно превратить в простого стегозавра (и наоборот). Но зачем, если от него есть прок только в таком варианте?

Анкилозавр (Ankylosaurus)

Эта ящерка выглядит не так внушительно, как стегозавр, да и ценою подешевле, но на самом деле стоит большего. Она атакует в два с половиной раза сильнее и особенно эффективна против зданий.

Анкилозавр — это то самое оружие, которым пыльные всадники надеются выиграть первые серьезные штурмы (не путать со стартовыми набегами на неукрепленное поселение).

Анкилозавр с катапультой (Ankylo Catapult)

То же самое, но с дальней атакой ядом. В ближнем бою не сражается, но — помните фирменную способность расы? — когда враги доберутся до его шкурки, его можно преобразовать в боевого анкилозавра.

Интересное усовершенствование позволяет вместо ядовитого заряда стрелять… мелкими динозавриками. При этом старый режим сохраняется. Такой огонь хорош для подавления вражеских дальнобойных динозавров.

Оба анкилозавра сохраняют свою актуальность на любой стадии игры; обратите внимание на таблицы, по ним видно, что мало кто превосходит их по атакующей мощи (и если превосходит — то стоит дороже во много раз!).

Третий уровень

Брахиозавр (Brachiosaurus)

Выглядит он чрезвычайно убедительно, да и параметрами не обижен: хитов в полтора раза больше, чем у любого существа его уровня. И все же — должен вас предостеречь от чрезмерного восхищения его мощью и статью.

Дело в том, что он вчетверо «толще» анкилозавра, самую чуточку сильнее атакует и… в восемь раз дороже. Против клана дракона, любителей атак по площадям, это — хорошая ставка, а вот с северянами и с соплеменниками анкилозавры, пожалуй, поэффективней будут.

Впрочем, есть еще один довод в пользу брахиозавра: у него есть еще три варианта «комплектации» — можно свободно между ними переключаться.

Брахиозавр с катапультой (Brachio Catapult)

Колоссальная огневая мощь — больше только у мамонтовой пушки. При штурме укреплений дело незаменимое. Анкилозавр с катапультой ему вообще не соперник.

Минус: расстояние, на котором катапульта неэффективна, слишком велико. Ближе 30 единиц (а это, если помните, верхний предел дальнобойности лучников…) катапульта не стреляет.

Транспортный брахиозавр (Brachio Transporter)

Это обычный боевой брахиозавр, но с четырьмя солдатами на спине. Думаю, не надо объяснять, что он намного эффективней. А вся разница — в 150 единиц дерева. Так что, если есть свободная пехота — боевых брахиозавров строить особо незачем.

Мобильный лагерь (Mobile Camp)

И самая необычная модификация брахиозавра. Он несет на спине оборонительную башню (такую же, как строятся в городе), но интересен не этим. Он может производить войска — все те же, что и казармы, то есть пехоту. Особенно замечателен он на больших картах, но и на средних может преподнести изрядный сюрприз противнику.

Кстати, он еще увеличивает объем хранилищ и лимит войск. И к нему можно свозить ресурсы. Отгоняете к дальнему месторождению камней такого брахиозавра и пару рабочих — и ведете себе добычу. Удобно.

Шаман (Shaman)

У остальных рас — целители, а тут вот — воскрешатель. Это, на самом-то деле, много полезнее. Если с вами шаманы, бойцы (в том числе и динозавры) гибнут не сразу, а испускают душу в виде голубоватого свечения — оно медленно уплывает в небо. Пока не уплыло (времени на это довольно много) — шаман может воскресить погибшего. Дополнительный плюс по сравнению с традиционной медициной — шаману необязательно быть в гуще схватки. Но есть и минус: на удалении от города лечить армию попросту некому…

Кроме того, шаман — как и его «коллеги» в других расах — умеет находить ловушки и невидимых бойцов (читай — абсолютно необходим в войне против клана дракона). В общем, не может он только одного: сражаться. Зато — совсем. У него ни единой атаки нет.

Отравитель (Poisoner)

Мерзкие маленькие людишки путаются под ногами ваших динозавров, щекочут их за пятки и потихоньку изводят своими атаками? На это есть замечательный ответ: отравитель выпускает на поле боя целую стаю ядовитых змей, и пехота получает все возможности ощутить на личном опыте нелегкую судьбу обиженных ими колоссов. Атака не убивает сразу, но постепенно яд делает свое дело. Жалко только, что сам отравитель этого не переживает. Но ведь у нас есть шаманы! После того, как враги испустят дух, отравителя можно и воскресить.

Аллозавр (Allosaurus)

Как ни странно, большинство боевых динозавров в игре — травоядные. И дерутся, соответственно, хвостами. А вот аллозавр — настоящий хищник, и зубки у него соответствующие. Хитов поменьше, чем у брахиозавра, и нет множества форм… зато посмотрите, сколько он стоит! Если вам нужен чистый специалист по ближнему бою — это лучший вариант по цене/качеству.

Четвертый уровень

Тираннозавр (T-Rex Titan)

Ну какой «парк юрского периода» обойдется без Его Величества Тпраннозавра Королевского? Даже смешно предположить, что его могло бы здесь не быть. И кому же дать самого страшного хищника в динозавровом роду, как не пыльным всадникам?

Тираннозавр — самый мощный боец на ближней дистанции в Парамире, справится один на один с любым противником. А по цене, между тем, не превосходит своих родичей.

Конечно, он один не заменит нам всех остальных — и стоит дорого, и из-за четвертого уровня их в принципе не может быть больше четырех в вашем войске (даже если вы откажетесь от развития героев). Но тираннозавр вселяет ужас во врагов и заставляет всеми силами броситься на его уничтожение… а тем временем катапульты разносят вражеский город.

Дополнительные войска

Теперь рассмотрим войска, которых делают доступными герои, дорастая до четвертого уровня.

Человек-таран (Rammer)

Страшный человек: набежит на город и ка-а-ак забодает дом лбом! А в стене — сразу трещина от пола до потолка.

Человек-таран — самый сильный пехотинец в игре. Он вполне прилично защищен и при этом сносит хитов почти вдвое больше, чем брахиозавр (при этом весьма эффективен против строений). Если враг подготовился к встрече ваших динозавров, люди-тараны могут сильно его удивить, снося здания в мгновение ока. Ради такого стоит пригласить Энтони Коула. Даже если больше Энтони ни для чего не пригодится…

Наездник на тигре (Eusmilus Rider)

Любимая кошка Стины Хольмлунд, если производить ее стаями, резко увеличивает мобильность армии; кроме того, она неплохо защищена в ближнем бою. И все же сомневаюсь, что ее стоит рекомендовать пыльным всадникам — для них ее атака слабовата. Очень хорошо зарекомендовали себя саблезубые хищники в партиях на много участников.

Метатель яда (Venom Thrower)

Плюется ядом, что не наносит вреда зданиям, но неплохо работает в обычном бою. Впрочем, не уверен, что метатели яда — разумное направление развития для этой расы, они не очень хорошо вписываются в стратегию и тактику всадников.

Транспортный трицератопс (Triceratops Transporter)

«Подарок» Джарвиса Бэббита — вариация на тему транспортного брахиозавра: посильнее в бою, три места на спине вместо четырех, и — четвертый уровень вместо третьего. Нужен? Едва ли. Места на четвертом «этаже» я бы скорее припас для тираннозавра.

Убийца (Assassin)

Еще один отравитель — на этот раз от Ады Лауэн. На меня большого впечатления пока не произвел: яд, конечно, штука серьезная, но атакует он поштучно, в ближнем бою, а с хитами у него тяжко.

Башня Таслова (Taslow Tower)

Это не боец, а новое здание, но оно настолько важно, что его нельзя не выделить отдельно. Стационарное орудие с дальнобойностью 65 и уроном 200, а по живучести — как два брахиозавра… Это, согласитесь, серьезно.

Башня Таслова позволяет пыльным всадникам перейти к обороне; их хлипкие стены не оставляют много шансов без таких вот дополнительных доводов.

Динозавр-ищейка (Tracker Dino)

Зачем плодить мелких динозавриков, которые воюют по собственной инициативе? Если честно — не понимаю. Они, конечно, не занимают места в таблице уровней, но уж больно хлипкие и мелкие. И даже не бесплатные, как другие дары Джеймса Уордена.

[[BREAK]]

Северяне (Norsemen)

См. таблицы 3 и 4.

Викинги, в отличие от других рас, динозаврам предпочитают млекопитающих — мамонтов и шерстистых носорогов. Видимо, шерсть прочнее чешуи: войска северян, особенно крупноразмерные, защищены лучше всех в игре, и это — основа их боевого могущества.

Мамонты по количеству хитов не могут соперничать с ящерами всадников, но.толстая шкура ослабляет атаку того же брахиозавра почти вдвое! А это значит, что в их битве победит-таки млекопитающее, в полном соответствии с палеонтологией. А пехота против северян и вовсе откровенно слаба.

Их войска еще и весьма дешевы. Не сравнить с гигантскими рептилиями. И используют ресурсы сбалансированно.

В остальном у северян, как говорится, «без чудес». В помощь экономике дан мамонт-сборщик, но стоит он уж очень дорого.

Среди героев выделяются Бэббит, Энтони, Бела, Ада. Особое внимание уделите Бэббиту — никому больше он не дает такого невероятного бойца…

Первый уровень

Воин (Warrior)

Из тройки «копейщик-воин-лучник» у каждой расы один — первого уровня, два других — второго. Северяне предпочитают воина, и я не могу их похвалить за этот выбор. Он очень прилично защищен и особо эффективен против пехоты, но все же в массовых количествах я бы его, пожалуй, не производил.

Разведчик (Scout)

Просто быстрый и далековидящий боец. В сражении может быть разве что на подхвате. Ну, еще на зверюшек охотиться…

Второй уровень

Лучник (Archer)

Особенность стрелка викингов — в том, что он отлично защищен в ближнем бою. Не всякий боец вообще сумеет нанести ему урон. А вот на расстоянии с ним покончить много легче.

Копейщик (Spearman)

А этот боец ничем особо не отличается от всаднического. Только вот появляется на втором уровне. По-прежнему он отлично подходит для погрузки на боевые платформы: в такой комплектации из носорога или мамонта получается отличное антидинозавровое средство.

Пикинер (Lancer)

Воин не в стиле северян: очень неплохой урон, но нет защиты. Пика у него длинная, но на близком расстоянии не годится, и он принужден все время «отскакивать».

Колесница (Chariot)

Первая из «транспортных» боевых единиц северян. Колесница, влекомая древним оленем, несет одного-единственного солдата, зато делает это очень быстро. Не сравнить с носорогами и стегозаврами. На колесницах можно строить обходные маневры и ранние атаки. Хотя это и недешевый способ.

Вепрь (Wild Boar)

Не слишком сильный (мягко говоря), но быстрый и бронированный, вепрь хорош прежде всего в схватке с сородичами-северянами. Ну, и для ранней атаки — вместе с колесницами.

Кентрозавр (Kentrosaurus)

Эта шипастая рептилия — идеальный «танк»: превосходная броня, которую едва пробивают даже многие дорогие бойцы, и при этом каждый удар по ней в ближнем бою снимает часть хитов с атакующего. Но вот против стрел бедолага беззащитен…

Таран (Battle Ram)

Мощно бьет по зданиям и прикрыт от стрел (но не от ближней атаки). Однако, несмотря на выдающиеся стенобитные свойства, используется редко: уж очень медленно ползает. Легко перехватить и изрубить в щепки. А тащить его через всю карту к вражеской базе — удовольствие много ниже среднего.

Третий уровень

Друид (Druid)

Целитель, полезен в любой армии; чтоб не затоптали, можно посадить на боевую платформу, но драться он все равно не умеет — просто там его не будут обижать какое-то время. Друид необходим при штурме укреплений клана дракона, потому что обнаруживает ловушки. В других ситуациях полезен, но — можно и так, в принципе.

Боевой носорог (Battle Rhino)

Носорог обыкновенный, бодучий. В меру силен и прилично защищен косматой шкурой. Но при достатке дерева и пехоты намного лучше носорог в транспортной модификации. Кроме того, когда есть время, носороги значительно уступают в эффективности мамонтам — и стоит дождаться этих обаятельных существ, а не тратить горы пищи на прокорм обаятельной, но мелковатой зверюги.

Транспортный носорог (Rhino Transporter)

Тот же зверь, но с пехотной платформой. Платформа у него скромная — двухместная, как байдарка. Но поскольку мамонтов с платформой нет — он нам будет служить службу еще долго. Вплоть до появления танка. А может, и долее. Северяне пехоту любят!

Носорог с баллистой (Ballista Rhino)

Приличная и недорогая пушечка, причем без «слепого пятна». И стоит — по сравнению с мамонтовой — сущие гроши. Так что такой комплект имеет право на существование, особенно если с ресурсами дела так себе. Опять же, неплохо выдвигать их сбоку, отвлекая внимание от мамонтов.

Боевой мамонт (Battle Mammoth)

А вот и тяжелый боевой зверь. На самом деле он не намного прочнее и дороже носорога — но вот хитов сносит заметно больше. Да и от стрел, пусть немного, но защищен. Не огорчайтесь весьма скромным здоровьем зверюшки (если сравнить с брахиозавром) — посмотрите, насколько он дешевле, да еще к тому же бронирован — что дает ему в поединке отличные шансы.

Но помните: толпами здесь бойцы третьего уровня не ходят, мест под них не так уж много. Значит — как только добрались до мамонтов, надо думать о наступлении.

Рабочий мамонт (Mammoth Harvester)

Мамонт просто замечательно валит лес и таскает камни; поставили этак на дальней куче ресурсов каменоломню, мамонта — и горя не знаете. Ресурсы поступают на диво быстро, а мамонт еще и прикроет шахту от случайных мародеров.

Беда в том, что он лопает за двух с гаком нормальных мамонтов. Если с провизией туго — придется добывать камень и дерево по старнике.

Бревномет (Log Cannon)

А если, к примеру, поставить баллисту на мамонта? Соответствующего размера? Чтобы не стрелу метала, а целый ствол? Получится орудие, равного которому — если брать урон от отдельного выстрела — в игре попросту нет.

Увы, перед монтированием баллисты мамонта, судя по всему, наголо бреют. Во всяком случае, защиты он лишен совершенно. И потому, уж не обессудьте, будет легкой жертвой. Если хотите получить от бревнометов настоящую пользу — надо хитрить, подводить их с задержкой и с неожиданного направления, в случае чего отводя назад. Ресурсов на машину уходит — будь здоров, терять ее — неприемлемо.

Четвертый уровень

Танк (Battle Tank)

Узнаете машинку? Я — да: срисована с имперского парового танка из Warhammer Fantasy Battles просто один в один. Даже неловко немного…

Эта штука прилично бронирована, стреляет и перевозит бойцов в совершенно непотребном количестве: десять человек! При этом их внутри еще и не видно: расковырял этак противник танк — а оттуда как повалит…

Да и стоит вполне приемлемо — только надо понимать, что сам по себе танк ваших проблем не решит. Это вспомогательная конструкция и не более того. Доставить до места солдат и там высадить — да, пострелять — можно, но в сравнение с бревнометом не идет.

Трицератопс (Triceratops Titan)

И вот наконец-то большой динозавр. Велик, кусюч и традиционно слегка бронирован, а стоит столько же, сколько все титаны, то есть гору пищи, дерева и камня. Ах да, и еще везет на спине четверых солдат.

Нужен ли он? Решение не из легких. Тираннозавр всадников легко разорвет его в клочки, а вот брахиозавр против него не выстоит. Я бы сказал так: если у вас хороша пехота, трицератопс нужен, а если не особенно — то мамонты оказываются эффективней.

Дополнительные войска

Берсерк (Berserker)

Энтони Коул, по традиции, приводит великолепную тяжелую пехоту. Берсерк намного слабее в бою человека-тарана, но зато втрое более живуч — хитов у него, как у носорога! Да еще он дополнительно разъяряется в сражении, ускоряя атаки.

Единственный довод против берсерка — это развитые у противника умения раскидывать пехоту. И то…

Наездник на тигре (Eusmilus Rider)

Та же зверюшка, что у всадников; преимущества и недостатки такие же, но вот смотрится она в армии северян, пожалуй, лучше. Скорость для них актуальнее, а более тяжелый урон за ту же цену не получить.

Арбалетчик (Crossbowman)

Усиленный лучник от Белы; что интересно, он гораздо уязвимей в ближнем бою. Арбалетчики должны кататься на носорогах или трицератопсах, в пеший строй их пускать, по-моему, не стоит. Полезность — средняя.

Реактивный воин (Jetpack Warrior)

Этот Николай Таслов — такой затейник! Возьмет да и снарядит диких северян реактивными ранцами. В таком виде они перелетают через стены и другие преграды… Правда, что там делать — решительно не знают. И тем самым годятся лишь затем, чтобы потревожить противника в месте, в котором он не ожидает. На мой взгляд — опрометчивая и расточительная тактика.

Уничтожитель (Killer)

Сносит брахиозавра в шесть ударов! Но и сам, скажем прямо… на один плевок. Уничтожителя я бы крайне рекомендовал против живого соперника, особенно не очень опытного: в толпе пехоты не так-то легко различить негодяя, который колотушкой забивает титанов, словно на бойне.

Ну а компьютерный враг обычно легко распознает угрозу и разделывается с ней парой пинков.

Бронеход (Exo Enforcer)

Здравствуй, панцеркляйн, мы скучали по тебе! Броня — лучшая в игре: даже мамонт еле-еле наносит ему урон! Сам при этом отнюдь не слаб. Дорог — да, но немыслимая живучесть это окупает.

Единственный недостаток бронехода — медлительность. Но врагу он внушает ужас, и не зря. Если уж дошел…

[[BREAK]]

Клан дракона (Dragon Clan)

См. таблицы 5 и 6.

Самая странная и хитрая из рас. Загадочный народ Востока, строящий вместо казарм додзе и разводящий рис, славен невероятным богатством тактических возможностей.

Главная сила клана — в маскировке и невидимых ловушках.

Прятаться умеет вся пехота. Правда, не на ходу: она для этого залегает в укрытие. Хотите спрятать технику? Нет проблем, хоть динозавра! Для этого существует дымокур, который хоть сам и виден, но прячет все вокруг. Специальная башня прячет еще и здания…

Кроме этой башни, в числе особых строений у клана — четыре типа ловушек:

  • капкан, останавливающий и нежно придушивающий пехоту;
  • шипы, просто снимающие хиты;
  • огненная ловушка — бьет очень больно, но медленно перезаряжается;
  • минное поле — бьет по площадям и перезаряжается очень быстро.

Нет ничего труднее и мучительнее, чем штурм клановского города — если только не выбрать совершенно неожиданное для гарнизона направление. Потому что все «ожиданные» направления будут усеяны ловушками так, что до собственно стен доберутся одни уши боевых мамонтов и кисточки с хвостов. Кстати, о неожиданных направлениях: башня с телескопом глядит намного дальше любого бойца.

А всякое здание клана может… взорваться. Нанося могучий урон всему вокруг. Так что даже при прорванной обороне штурм города клана — далеко не подарок. Хорошо хоть (для его противников), что у клана нет дешевых домиков…

Есть причуды и в экономике: они одни из всех умеют выращивать дерево. К тому же обладают механической машиной-лесорубом.

Вообще, любит клан машины. Чуть ли не половина их войск строится у инженера, да и на честных динозавров так и норовят взгромоздить пулемет.

В ближнем бою клан послабее. И это дает хороший шанс его врагам… если они доберутся до ближнего боя.

Играя за клан против компьютерного соперника, тактику можно избирать наипростейшую: укрепляем подступы, посылаем к врагу несколько шустрых разведчиков и убегаем, выманивая вражью армию в ловушки. Потом добиваем — и на вырученный опыт усиливаем героев. А там уже с нами сумоисты и ледовые копейщики.

Клан любит и умеет строить базы прямо под носом у соперника: возводим дымовую башню (это строение, маскирующее другие здания) на расстоянии чуть дальше обзора, окружаем ее башнями стрелковыми, ставим храм; далее под дымокуром рабочие расставляют ловушки… а потом воюем под прикрытием своих зданий, чуть что — отманивая в ловушки врага. Благодать!

Но в руках человека опрометчивого клан проигрывает быстро и бесславно. В начальной стадии войны клан крайне слаб: у него плохо со специалистами по ближнему бою. Да и сказывается недостаток… лимита войск: дело в том, что клан не умеет строить дома, и весь лимит — только за счет городских центров.

В качестве героев у клана особенно хороши: Ада Лауэн, Стина, Бела, Энтони.

А теперь займемся войсками клана.

Первый уровень

Лучник (Archer)

У северян базовая пехота — воины, у всадников — копейщики, а у клана — лучники. Они не так чтобы очень замечательны изначально, но их можно просто превосходно развить: дать им атаку по площадям и взрывчатые стрелы. После чего толпы северных пехотинцев начинают чувствовать себя крайне неуютно.

И все же на одних лучниках далеко не уедешь: в этот период быстрым натиском взять город клана несложно. Нужно как можно скорей переходить ко второй эпохе. А пока это не сделано — на всякий случай кладите лучников в засаду, чтобы они хотя бы сразу не попали под удар.

Разведчик (Scout)

То же, что и у двух других рас, только… если это возможно, еще более никчемно. Применение единственное: заманивать компьютерного противника на ловушки, и даже для этого хитов малость не хватает.

Дымокур (Smokebomber)

Замечательная «фирменная» штука: вездеходик, скрывающий в дыму все вокруг, кроме себя (а сам он, к слову, очень неплохо бронирован). Дымокуры нужны почти в любой армии: они не позволят вовремя подавить вашу артиллерию и вообще адекватно среагировать на ваше войско. Армия вторжения обычно комплектуется минимум двумя дымокурами. Стоят недорого…

Второй уровень

Самурай (Samurai)

Вообще-то это самый обычный воин, ума не приложу — зачем было ему давать особое название. Ну, закапываться умеет — как и вся клановская пехота. В остальном — «те же и там же».

Копейщик (Spearman)

И снова ничего особенного — но нету плюсов против животных. Впрочем, копейщик все равно остается популярным выбором для экипажа транспортного динозавра. Но у клана на это место претендует и лучник…

Наездник на бариониксе (Baeyonyx Rider)

Почти как разведчик, но малость покрепче. Нужен для выманивания и, быть может, как сила быстрого реагирования на базе. Но правильнее, по-моему, полагаться в обороне на пехоту. Правда, есть у него еще один экзотический талант: плавание. Но это полезно очень редко.

Наездник с пулеметом (Gatling Rider)

Стреляет быстро, но очень слабо — легкая броня запросто отражает пульки. Зато наездник замечательно охотится, тем самым добывая клану мясо и опыт.

Трехколесный вездеход (Trike)

Умеренно шустрая машинка, вооруженная… огнеметом. Это оружие бьет по площади (хоть и небольшой) продолжительное время. Еще одно средство издевательства над пешими толпами; но после развития лучников понемногу теряет значимость.

Барабан войны (War Drums)

Эта повозка вообще не воюет — а только увеличивает силу атаки окружающих войск на 20%. Стоит ли того? В принципе, да, но очень уж большая она и неповоротливая. Все время путается под ногами.

Мортира (Mortar)

Вопреки ожиданию, это — пеший солдат: на плечах у него — что-то вроде многоствольного миномета. Урон при стрельбе — гигантский; да и дальность весьма почтенная — не всякая катапульта на столько бьет.

За это «минометчик» платит чрезвычайно хлипким здоровьем: вдвое слабее обычной пехоты. Мортиры не стоит применять в «зеркальном» бою с другим клановцем, по крайней мере — массированно, потому что лучники с веером стрел мгновенно приводят их в негодность.

Третий уровень

Транспортный сальта (Salta Transporter)

Прошу любить и жаловать: единственный транспортный динозавр клана. Несет трех пехотинцев. Важность, сами понимаете, переоценить невозможно: вы вряд ли хотите, чтобы ваши замечательные лучники были в капусту порублены вражескими воинами или потоптаны брахиозаврами. Сальта весьма неплох и в бою, хотя недешев. Жаль, брони никакой.

Скорпион (Scorpion)

Хитрая боевая машина в форме известного паукообразного, у которой в качестве клешней — парочка бензопил. Этими клешнями скорпион отменно валит лес, да и людей тоже неплохо. Правда, лес почему-то быстро кончается — но на то существуют бамбуковые фермы. Скорпиона хорошо держать дома на заготовках древесины, чтобы при необходимости он служил городским гарнизоном.

Ниндзя (Ninja)

В бою очень неплох, но любят его не за это. Чуточку подусовершенствовав нашего красавца, мы обучаем его сходить за вражеского солдата и… открывать ворота перед нашей армией. Оч-чень неприятный сюрприз для полагающихся на городские стены!

Монах (Monk)

Банальный целитель, во всем подобен друиду. Все сказанное о друиде относится и к нему.

Драконий танк (Dragon Tank)

А вот эта машина — краса и гордость армии клана. Пушка не хуже бревномета (чуть послабее, но дальше бьет) и… удар по площадям. Пара залпов танка кладет сразу целую пехотную толпу. Драконий танк люто ненавидят северяне, у которых нет против него ответа, кроме быстрого наскока; непременно защищайте драконьи танки дымокурами. Тем более что, несмотря на свое название, драконий танк не бронирован. То есть вообще.

Четвертый уровень

Сейсмозавр (Seismosaurus Titan)

Титан клана выглядит внушительно, но я не вижу особой причины предпочесть его драконьему танку. Стоит во много раз дороже, стреляет слабее — ах да, живучесть повыше, но хоть бы он еще умел в ближнем бою за себя постоять! Его можно несколько усилить, но, по-моему, он не стоит того.

Дополнительные войска

Сумоист (Sumo Wrestler)

Пехотинец Энтони Коула и тут на высоте. Он предназначен для уничтожения пехотных групп — бьет по всем вокруг. Не так чтобы уж очень сильно, но с его живучестью — хватает. Хорош для прикрытия драконьих танков.

Наездник на тигре (Eusmilus Rider)

А вот клану дракона эта кошечка очень даже к месту! Ну кто может с ней поспорить в бою при эквивалентной цене? И кем подавлять вражеские пушки, если что? Разведчиками? Поэтому Стина Хольмлунд в армии клана — желаннейшая гостья.

Меткий стрелок (Marksman)

Загадочный товарищ: стреляет совсем слабенько, зато непрерывно. Качает и качает жизнь из врага. Может пригодиться против пыльных всадников, но вообще-то у клана со стрелками и так неплохо.

Ледяной копейщик (Ice Spearman)

Ада Лауэн, как обычно, предоставляет нам в распоряжение особо хитрого бойца. Но этот товарищ превосходит всякие ожидания: он усиливает клан во много раз! Дело в том, что его копья, хоть и наносят грошовый урон, примораживают цель к месту — на радость нашим танкам и лучникам! Если сумоист — это поддержка, а тигр — перекрытие слабых мест расы, то ледяной копейщик делает базовую тактику клана гораздо эффективнее. Нужен до чрезвычайности.

• • •

Описание прохождения, как нам кажется, в этой игре необязательно — только зря раскроет сюжет. Если вы знаете сильные стороны своих войск и вражеских, то с трудностями едва ли встретитесь. А мне остается лишь пожелать вам счастливой охоты.

Как открывали динозавров

Кости, следы и другие останки и отпечатки ископаемых животных находили в нашем мире с давних времен. Бивни мамонта добывали охотники Сибири — и продавали по хорошей, как им казалось, цене, слоновая кость как-никак. В разных странах случалось обнаружить что-нибудь свидетельствующее о том, что «драконы действительно существуют».

О том, что мамонт, к примеру — животное, лишь отдаленно родственное слону, задумались не так уж давно. Долгое время обнаружение остатков «слонов» и «носорогов» считали доказательством то ли могущества течений и других стихий, то ли того, что некогда в Сибири было очень жарко.

Началом палеонтологии можно считать XVIII век: это неудивительно — ведь трудно было бы развивать ее как науку до появления биологической систематики (привычных нам ныне отрядов, семейств, видов, родов). Ее предложил шведский ученый Карл Линней ; до него биология была упорядочена намного хуже.

В восемнадцатом же веке происходят первые громкие находки: например, в Нидерландах, под Маастрихтом, обнаружены останки мозазавра. А в самом конце XVIII столетия великий Жорж Кювье провозглашает свою теорию о вымерших рептилиях — и с тех пор можно считать динозавров известным миру явлением, а не загадочным курьезом природы, на грани с чудом. Но слово «динозавр» еще не рождено.

В 1811 году Мэри Аннинг обнаруживает останки ихтиозавра — и становится рьяным исследователем ископаемых животных. Со временем она открывает также плезиозавра и еще нескольких древних рептилий. В ее доме в городе Лайм Риджис (Англия) — очень интересный музей ее находок.

Примерно в то же время Уильям Бакленд исследует более недавних вымерших животных — млекопитающих третичного периода. Саблезубые тигры, пещерные медведи — это все его открытия. А Гидеон Мартелл открывает самого, по-видимому, распространенного травоядного ящера юрского периода — игуанодона. В 1855 году открыта зубастая, но уже оперенная первоптица — археоптерикс, которого вы можете видеть в стартовом ролике Paraworld.

В 1841 году Ричард Оуэн изобретает слово «динозавр» (в переводе — ужасный ящер).

1871 год принес миру птеродактиля, 1878 — знаменитого диплодока, а в 1905 появился его величество Тираннозавр Королевский, любимец авторов динозавровых игр и фильмов.

В 1970-х годах были проведены масштабные работы в Сибири, в ходе которых был обнаружен практически целый труп мамонтенка в вечной мерзлоте — так называемый «мамонтенок Дима».

Ну, а споры о том, почему динозавры и мамонты вымерли, продолжаются до сих пор.

• • •

Но широкая публика узнает о динозаврах, как правило, вовсе не из научных сводок и даже не из учебников…

Сэр Артур Конан Дойл , впечатлившись успехами палеонтологии, пишет в 1912 году свой «Затерянный мир», из которого взят эпиграф к этой статье.

Но сэр Артур сам довольно посредственно разбирался в палеонтологии — и тем изрядно задел геолога Владимира Обручева , который в 1915 году уже более профессионально (хотя едва ли более художественно) обратился к динозавровой теме в фантастическом романе «Плутония». Динозавры там описаны куда точнее и подробнее. А квартируют они не на плато в джунглях, как у сэра Артура (что действительно довольно странно — как может горное плато быть полностью изолировано от внешнего мира?), а… в полости Земли, где светит внутреннее светило — Плутон (космического тела с таким названием в то время известно еще не было, а назвать Плутоном светило подземного мира весьма естественно).

Что интересно, читатели Обручеву поверили, хотя он не имел ни малейшего стремления кого-то мистифицировать. «Плутония» кончается тем, что результаты экспедиции захвачены немцами (она пишется в 1915 году, в разгаре Первая Мировая!) — и читатели требовали у ученых и правительства отправить новую экспедицию в Плутонию и установить там советский флаг.

Позднее, в 1924, Обручев обращается к более поздним ископаемым — мамонтам и другим ранним млекопитающим, и пишет «Землю Санникова». Что интересно, взяться за перо его опять подтолкнули чужие ошибки — на этот раз Карла Глоуха , чешского фантаста, автора романа «Заколдованная земля». «Ну как, — изумлялся Обручев, — можно писать об оазисе тепла в Гренландии, стране подвижных ледников? Как мог бы он там сохраниться все эти годы?»

Благодаря фильму Альберта Мкртчяна «Земля Санникова» становится даже более известной, чем «Плутония», хотя, по моему скромному мнению, во всем ей уступает. Просто в те времена снять фильм по «Плутонии», да еще в СССР, было едва ли возможно…

Нельзя так же не упомянуть Майкла Крайтона : его роман «Парк юрского периода» получил всемирную известность также благодаря фильму — Стивена Спилберга.

Кто есть кто в мире динозавров

Аллозавр . Хищная рептилия, более мелкий родич тираннозавра. Название означает «странный ящер». Длиной был метров двенадцать, и, по-видимому, отличался резвостью и далекими прыжками. Передвигался на задних лапах, передние оканчивались сильными когтями. Кости найдены в Австралии, Африке и в североамериканской пустыне; жил аллозавр в позднеюрский период, около 150 миллионов лет назад. Лучший образчик скелета аллозавра можно увидеть в музее в Новой Зеландии.

Анкилозавр. Эта рептилия длиной 7-9 метров знаменита очень прочной чешуей (в игре совершенно не отображенной) и мощным хвостом, оканчивающимся чем-то вроде булавы из чешуек-переростков: именно ею в Парамире он так славно крушит здания. Хвост — средство обороны, а не нападения: этот ящер относится к травоядным. Анкилозавр — динозавр поздний, лет ему «всего» около 70 миллионов. Название означает «искривленный ящер». Посмотреть на этого красавца можно в Музее естественной истории на Манхэттене (Нью-Йорк).

Особая роль анкилозавра в современной культуре состоит в том, что именно он (а не грозные хищники) навеял в свое время образ Годзиллы.

Брахиозавр. Это травоядное замечательно длинными передними ногами, от которых и пошло название («брахио» по-гречески — рука), и еще более длинной шеей. Почему назвали не в честь шеи? Просто длинношеих динозавров хватает, но обычно задние лапы у них длинней передних. Брахиозавр — один из крупнейших ящеров: 25 метров в длину, около 13 в высоту, и весило чудище около 50 тонн, а жило лет сто. Полюбоваться на его гигантский скелет можно в музее Гумбольдта в Берлине. А в Музее естественной истории в Лондоне есть отличная модель.

Открыли его в начале ХХ века и сперва называли «жирафотитаном». Останки датируются примерно 120 миллионами лет тому назад.

Как и большинство длинношеих ящеров, жил он в воде — из болота торчала только голова. И едва ли, даже если бы брахиозавр выполз на сушу, он сумел бы ходить с гордо поднятой головой, как в Парамире: тогда он не смог бы обеспечить кислородом свой и так не слишком могучий мозг.

Велосираптор . Легкий и юркий (название означает «быстрый грабитель»), велосираптор никак не может сравниться величиной с другими героями этой статьи — недаром в игре его мечут из катапульты анкилозавра. Весил он килограммов 40-50 и в своем обычном положении достал бы человеку только до пояса. Вероятно, был отчасти теплокровным, и не исключено, что нередко охотился на млекопитающих.

Нашли велосираптора не так давно — в 1971 году, в виде замечательного образчика (на рисунке): он сражался с протоцератопсом, другим мелким хищником, и оба во время схватки утонули. Эта композиция находится в музее в Нью-Йорке.

Кентрозавр . Близкий родич более известного стегозавра, название означает «шипастый ящер». Кентрозавр, впрочем, не настолько шипаст, как в Парамире. Лучший образец скелета — в музее Гумбольдта в Берлине, и это неудивительно: все лучшие находки происходят из Танзании, бывшего владения Германии.

Стегозавр. Слово «стего» по-гречески означает крышу: я бы не назвал эти костяные выступы «крышей», но у всех свои ассоциации. Выступы служили естественной защитой против основных атак хищников, вроде аллозавра. Сам стегозавр — тварь безобидная, хотя в случае чего мог хлестнуть шипастым хвостом. Для динозавра он средней величины — метров 9-12. Останки найдены в Америке (а его родича кентрозавра — в Африке).

Восстановленного стегозавра можно наблюдать в уже упоминавшемся музее на Манхэттене.

Сейсмозавр . Назван так потому, что земля при его приближении, скорее всего, содрогалась. Неудивительно: 33 метра в длину, свыше 50 тонн! Это животное своим образом жизни было, видимо, похоже на брахиозавра, но оно древнее — около 160 миллионов лет тому назад. Мало-мальски полных скелетов наука пока не обнаружила.

Вообще, сейсмозавр — сравнительно новое открытие: останки найдены в 1979 в Нью-Мексико, и только в 1991 году он был признан неизвестным дотоле видом.

Тираннозавр. Крупнейший из известных нам хищных динозавров на самом деле не так уж сильно превосходит аллозавра — метра на два длиннее, весом как слон. В общем, до впечатляющих масштабов тираннозавра из Парамира ему было очень далеко (оно и понятно: попробуйте прокормить такую тварюгу!). Интересно, что родня тираннозавра была самых разных размеров: самый маленький из известных весил, по всей видимости, всего килограммов 30, то есть был величиной с собаку.

Раньше считалось, что тираннозавры бегали в почти вертикальном положении; так их реконструировали до середины ХХ века. Сейчас установлено, что тело тираннозавр держал почти горизонтально: то есть здесь Парамир соответствует научным данным.

Лучший экземпляр находится в Вашингтонском музее, но ближайший родич тираннозавра — тарбозавр — есть в экспозиции Палеонтологического музея в Москве.

Трицератопс. Название переводится с греческого как «трехрогая морда». Была и двурогая разновидность — дицератопс, но почему-то прославился только трехрогий. Его почему-то принято считать титаном среди динозавров, но это совершенно неверно: размером он, как и стегозавр, метров 9-10, и весит «всего» 5-6 тонн. Трицератопс — травоядное, рога ему нужны для самозащиты. Жил в позднем мезозое — около 65 миллионов лет назад.

Трицератопс нежно любим дизайнерами игр и игрушек; даже знаменитый стегодон из Warhammer — и тот в девичестве был трицератопсом.

А посмотреть на его скелет целиком невозможно — ни разу не найден. Лучший восстановленный экземпляр — в музее в Нью-Йорке. Но если вам внешний вид интереснее величины, то вы можете полюбоваться на «карликового трицератопса» — мелкого родича популярного ящера — в Московском палеонтологическом музее.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь