Руководство и прохождение по "Europa Universalis"
Часть первая: Общее руководство
Europa Universalis повествует о событиях, происходящих не только в Европе, но во всем мире в период времени с 1492 по 1792 год, когда она была поделена на множество провинций, из которых позже возникли разнообразные государства. В провинциях, как и положено, проживают и работают люди. Они производят различные полезные предметы и вещички, исправно платят налоги, занимаются торговлей и призываются на военную службу в качестве солдат и моряков. Жителей провинций может не устроить политика монарха и правительства (то бишь ваша), и тогда они поднимут восстание. А у вас в руках сосредоточена почти вся полнота власти (хоть вы и не монарх, а кто-то вроде министра), что не только дает вам большие полномочия, но и накладывает на вас дополнительные обязательства.
С течением игрового времени мировые державы меняются в политическом, экономическом и военном плане. В зависимости от того, как активно ведется торговля в вашем государстве, как хорошо защищены ваши провинции и как быстро развивается технология, ваша нация будет усиливаться или ослабевать, соответственно поднимая или теряя свой мировой авторитет.
Настройки и важные опции
Перед началом игры, выбрав режим Singleplayer, загляните в меню опций. Выберите подходящий для вас уровень сложности и агрессивность компьютерных противников (советую начать с легкого уровня сложности при минимальной агрессивности компьютеров). Рекомендую также убрать туман войны и включить автосохранение так, чтобы игра сохранялась ежегодно. Остальные настройки менять не советую, они подобраны оптимально.
Теперь выберите понравившийся вам сценарий (для начала рекомендуется пройти Tutorial) и страну, которой вы будете править. Обратите внимание на то, что в разных сценариях вам предлагают на выбор разные державы, и вам желательно просмотреть историю и стратегию страны, а также ее характеристики. Подберите себе такое государство, чтобы у него было удачное географическое положение и, главное, чтобы его характеристики находились на высоком уровне.
Наконец, выберите условия для победы (меню Victory ) из четырех возможных: standart (стандартные), supremacy (доминация), deathmatch (завоевание), mission (миссия). При стандартных условиях побеждает тот, кто набрал больше всех очков (victory points; как их заработать, рассказано дальше) к определенному году, установленному пользователем. Во втором случае выигрывает тот игрок, который набирает определенное количество очков; в третьем — то государство, которое включит в свой состав установленное количество провинций. Чтобы одержать победу при последних условиях, необходимо, как несложно догадаться, раньше других выполнить миссию, которая различна для разных стран. К примеру, России в одном из сценариев ставится задача захватить все балканские земли, тогда как Испания должна выиграть войну с Англией.
Настоятельно рекомендую в начале игры прочитать, так сказать, для общего развития, все даваемые вам компьютером советы (их, кстати, можно также вызвать из игрового меню, выбрав пункт Hints ). Их — аж пятьдесят девять штук, зато они короткие и практичные.
Интерфейс и управление
Большую часть экрана в игре занимает, как и положено, игровая карта. Слева от нее находится информационное окно, где вам выдается вся полезная информация об объектах и вещах (или их содержимом), на которые вы кликаете мышью. Под информационным окном располагается мини-карта, позволяющая обозревать всю игровую местность в микроскопическом масштабе. В верхней части мини-карты находятся три значка, позволяющие менять тип игровой карты: обычный, политический (все провинции на карте разукрашиваются цветами их государств-хозяев и выделяются все союзные государства) и экономический (темно-зеленым цветом окрашиваются провинции, где находятся ваши колонии, зеленым — территории, где ваши торговцы занимаются своей профессиональной деятельностью, светло-зеленым — провинции, где у вас нет ни того, ни другого). В нижней части мини-карты есть три кнопки: одна, с соответствующей надписью, позволяет выйти в игровое меню, другие — с изображением лупы — предназначены для масштабирования игровой карты. По бокам маленькой карты расположились значок в виде листка бумаги, открывающий меню, где вы можете взять квесты (они же — миссии), и книга статистик, где можно получить наиболее полную статистику по многим показателям всех участников игры. Над мини-картой находятся три кнопки (с изображениями: бумага с пером, товары, корабль), нажимая на которые, можно соответственно попасть в окно договоров, заняться торговлей и посмотреть, какая продукция (товары) добывается/вырабатывается в каждой провинции на карте. Над игровой картой располагается статусная панель, где вы можете посмотреть, сколько у вас завалялось в мешках дукатов (местной валюты), сколько находится в вашем подчинении колонистов (популяция), торговцев и дипломатов, а также текущую дату, уровень стабильности вашего государства, количество рекрутов (измеряется в тысячах человек). Наводя курсор на любой из этих показателей, вы получаете о них дополнительную информацию. Над информационным меню есть панель, где, нажимая кнопки с соответствующими картинками, можно узнать свой ежемесячный доход, распоряжаться бюджетом, смотреть свое количество очков и получить некоторую статистику и информацию о вашей армии.
Время идет, а дело не ждет…
Одна из немногих вещей в EU, которую не купишь за деньги, — это, конечно же, время. Оно летит, а ваши враги не спят — они всей компанией развиваются, копят деньги, товары и воинов, захватывают все новые и новые территории, расширяя свои владения. Посему, чтобы обогнать всех их в развитии, нужно умело распоряжаться временем. Чтобы сделать это, необходимо, в первую очередь, уметь использовать паузу. Активизировать ее можно при помощи клавиши Pause/Break или кликнув на значок в виде часов, расположенный в правом верхнем углу экрана. После перевода игры в режим паузы ваши противники приостановят свою активную деятельность, а вы сможете раздать своим солдатам приказы, начать строительство войск, ответить на дипломатические предложения, распорядиться своим бюджетом и т.д. Единственное ограничение паузы заключается в том, что ваши команды, приказания и действия будут выполнены только после выхода из нее.
Вы также можете поменять в опциях скорость течения времени, причем делать это разрешается прямо в процессе игры. Обратите внимание на то, что в начальном меню опций, которое вызывается из главного еще до начала игры, список возможных значений для этого немаловажного параметра урезан. Советую установить его в районе средней отметки. А вообще ускорять течение времени выгодно в том случае, когда вы, например, что-нибудь строите, а параллельно ничего другого полезного делать не можете или не желаете.
Провинции
Каждая провинция имеет свое название и является либо нейтральной, либо принадлежит к какому-нибудь государству, о чем свидетельствует флаг страны-хозяйки или его отсутствие на ее территории. Если вы кликните левой кнопкой мыши на принадлежащую вам провинцию, в информационном окне появится ее содержимое (различные здания внутри нее).
В начале игры в вашем государстве имеется только одна провинция — ваша столица. Чтобы расширить границы своей страны и присоединить к своему государству нейтральную территорию, вы должны кликнуть правой кнопкой мыши на этой провинции и выбрать в появившимся меню пункт Place colonist , то есть основать там колонию (повторные вызовы этой команды на ее территории приводят к увеличению числа местных жителей). Когда вы заканчиваете строительство последней, не мешает сразу отчистить ее территорию от недружелюбных соседей (если они, конечно, есть) с помощью своего войска. Соседствующие с вами воины могут в любой момент исподтишка напасть на вас; их вы можете лицезреть в углу информационного окна провинции. Чтобы расправиться с ними, выберите свой военный отряд, расположите его на территории нужной вам колонии и дайте ему команду Attack natives при помощи все того же информационного окна.
Колонии могут апгрейдиться, и с каждым апгрейдом уровень каждого ее жителя поднимается на единицу. Колониальные провинции могут быть шести уровней, переход на каждый из которых сопровождается добавкой к населению в виде ста новых человек. Когда численность населения колонии достигает семисот человек, она превращается в такой же город, как ваша столица, и тогда вы сможете производить там рекрутские наборы и строить различные здания. Чтобы набирать солдат в ряды своей армии, зайдите в свою провинцию и кликните на палатку; появится меню, где вы сможете выбрать, какие воины и сколько вам нужны. Если город находится на берегу моря, в нем всегда есть верфь, где вы можете построить корабли. Если же вы хотите создать в городе укрепления и улучшить тем самым его оборону, что существенно усложнит вашим врагам процесс его взятия, вы должны выбрать ворота и подтвердить свое решение, утвердительно ответив на уточняющий вопрос. Кликнув на церковь, вы увидите информацию о вашей провинции. Также в своей провинции вы можете построить мануфактуры (для этого кликните на постройку, расположенную в левом верхнем углу города), что улучшит и ускорит развитие различных технологий, и офисы:
Здание Функции Что нужно
Tax Collector’s Office (офис сборщика налогов) Увеличивает налоги (соответственно, и прибыль с них), доход с продаж ваших купцов, но и поднимает риск поднятия восстаний в этом городе. Первый (не нулевой) уровень развития инфраструктуры
Chief Judge’s Office (офис главного судьи) Увеличивает доход с налогов, уменьшает риск поднятия восстаний. Офис сборщика налогов, третий уровень инфраструктуры
Governor’s Office (офис губернатора) Увеличивает прирост населения в этой провинции, увеличивает прибыль с продаж ваших купцов, уменьшает инфляцию. Пятый уровень инфраструктуры
Рекомендую побыстрее построить все офисы в вашей столице и по возможности в других своих городах.
Экономика в провинции развивается постепенно, с приростом населения. Последнее же начинает понемногу расти с каждым месяцем сразу же после освоения колонии. Общий ежемесячный прирост популяции на территории всей вашей державы положителен, если стабильность вашей страны находится на высоком уровне, и отрицательный, если у вас проблемы с этим немаловажным показателем. Это означает, что даже самая маленькая и слаборазвитая колония может превратиться со временем в город без пополнения ее населения с вашей стороны, хотя если вы будете делать это, то можете сильно ускорить процесс ее развития.
Ландшафт провинций бывает пяти типов: поле (открытая местность), лес, горы, пустыня и болотистая местность. Вполне естественно, что в горах или по болотам ваши отряды будут передвигаться медленнее, нежели по поляне.
Чтобы захватить провинцию, принадлежащую вашему врагу, вы должны, прежде всего, объявить ему войну (см. “ Дипломатию ”) и, подведя к этой провинции свои отряды, уничтожить укрепления и расправиться с охраной. Затем кликните правой кнопкой мыши на завоеванную вами территорию и выберите в появившемся меню пункт Offer peace , дабы она отошла к вам по результатам мирного договора.
Юниты
Военный отряд изображен на карте в виде солдатика, если является сухопутным, или в качестве кораблика, если он — морской. В нижнем правом углу юнита написано, сколько в него входит воинов. Вы можете, выбрав отряд, воспользоваться опцией Reorganise , что позволит вам разбить его на несколько других. Можно разделить его надвое при помощи функции Split (при делении пополам отряда с нечетным количеством солдат вы безвозвратно теряете одного воина). Также предусмотрена команда Disband , позволяющая навсегда распустить выбранное вами войско. Кроме того, вы можете объединять в группы и соединять в один свои военные отряды (команда Merge ).
Нужно сказать, что у местных юнитов есть такой показатель, как мораль. Выбрав отряд, вы можете увидеть шкалу под ним, которая и отражает мораль его воинов. У только что набранных в армию людей она невысока, но будет ежемесячно повышаться до вашего максимально возможного уровня. Правда, с течением времени ваши воины не только увеличивают уровень своей морали, но и потихоньку вымирают.
Когда вы командуете своему юниту куда-либо идти, между ним и целью появляется красная стрелка, которая зеленеет по мере продвижения вашего отряда, и в тот момент, когда она становится полностью зеленой, юнит переносится к указанному месту. Как вы можете заметить, передвижение войска занимает немало времени, а его скорость зависит от многих факторов. К примеру, если оно идет к цели через провинцию с труднопроходимой местностью или если оно направляется на неразведанную ранее вами территорию, его скорость будет неимоверно низкой. Кстати, если ожидание передвижения ваших подопечных кажется вам томительным, можете ускорять течение времени.
Всего в игре существует три вида сухопутных войск: пехота, кавалерия и артиллерия. Пехотинцы являются простейшими, слабыми и самыми дешевыми для найма юнитами. Они берут не умением, а числом. Что касается кавалерии, то она может похвастаться высокой скоростью передвижения и неплохой силой атаки. Артиллерия же предназначена для осады крепостей и имеет большой радиус поражения, но практически бессильна без прикрытия в ближнем бою. Комплектовать армию желательно из разных типов войск, чтобы она была сильна по всем параметрам.
Морские юниты бывают также трех видов: боевые корабли, галеры, транспорты. Все они могут перевозить на борту пассажиров, то есть сухопутные войска. Боевые корабли имеют среднюю вместимость, галеры — малую, а транспортники, как и положено, — наибольшую. Следует учитывать, что вес разных видов юнитов различен, и самыми легкими из них являются пехотинцы, потом идет кавалерия и, наконец, первое место по этому вредному показателю занимает артиллерия (вес, а также другие характеристики ваших войск вы сможете увидеть в информационном окне, выбрав интересующий вас юнит). Боевые корабли эффективны в сражениях на воде, зато стоят они немало деньжат. А вот галеры — это, что называется, “морская пехота”, слабая, но дешевая. Эти лодочки предназначены для использования во внутренних морях, таких как Балтийское, Средиземное и Черное. Ни в коем случае не держите свои корабли в открытом море слишком долго — их следует время от времени подводить к вашему порту (обозначается на карте в виде якоря) и ставить на стоянку, где их экипаж сможет запастись продуктами питания, иначе они будут тонуть.
Тактика игры
Задача управления страной на протяжении трехсот лет — не из простых. При стандартных условиях для победы вы должны набрать как можно больше очков, а очки даются вам за победы в битвах с другими империями и за выполнение квестов (к примеру, у России в определенный период времени — это удержание Москвы в течение пяти лет или захват Казани), список которых постоянно увеличивается (выполнять их вовсе не обязательно, но крайне желательно — можно заработать кучу очков). К слову сказать, обязательства на выполнение более трех миссий одновременно вам не позволят взять на себя. Так что почаще заглядывайте в соответствующую менюшку и смотрите условия миссии, то есть сколько вам дается времени на ее выполнение, сколько вы получите за это очков и сколькими из них вы поплатитесь в случае неудачи.
Не пытайтесь быстро добыть немереное количество очков на ранних стадиях развития своего государства — все равно ничего не получится, вы только потерпите позорное поражение. Посему не имеет смысла в начале игры участвовать во всех возможных войнах и атаковать всех подряд, чтобы заполучить-таки драгоценные очки. Добывайте их особо не спеша, пока хорошенько не развились, да и когда сделаете это, не нужно гнаться за очками, как бешеный бык за красной тряпкой, — можете пропустить опасную контратаку и остаться фактически не с чем.
Основная проблема для вашей страны — это выживание в суровых условиях войны за мировое господство между ведущими мировыми державами. Если у вас есть слабые места и ваша оборона недостаточно мощна, сильный соперник воспользуется удобным случаем и сразу же поведет внушительные отряды по направлению к вашим провинциям. Чтобы выжить, вы должны постоянно улучшать свои оборонительные порядки и иметь хорошую армию, как сухопутную, так и морскую.
[[BREAK]]
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Экономика как средство существования
Кроме построения юнитов для защиты своих владений, вы должны уделять должное внимание экономическому развитию своего государства. Если у вас подходят к концу запасы золота, можно прибегнуть к помощи кредита и взять его в банке (для этого активизируйте бюджетное окошко и выберите пункт под названием Take bank loan ). Обратите внимание на то, что первоначальный кредит равен двумстам золотым (хотя, когда вы достигните высокого уровня экономического развития, вам будут доверяться более крупные суммы), он дается вам на пять лет, и по истечении этого срока вы должны сполна вернуть его банку. Кроме того, вы не имеете права брать более пяти кредитов одновременно. Обязательно следите за уровнем инфляции в вашем государстве и старайтесь, чтобы он был как можно ниже. Чем больше вы берете кредитов, тем выше инфляция, так что прежде чем заглядывать в банк, хорошенько подумайте.
Чтобы ваше государство благополучно развивалось в экономическом плане, нужно, помимо всего прочего, умело пользоваться бюджетом (обратите внимание на то, что бюджетные деньги составляют лишь часть от всего вашего капитала, остальные финансы предназначены для найма войск, строительства зданий и т.д.), чтобы развиваться в технологическом плане. Свои бюджетные средства вы можете вложить в улучшение и развитие (чем больше вкладываете, тем быстрее развивается) сухопутных, морских войск (следовательно, будет повышаться мораль у ваших пехотинцев, увеличиваться сила, дальнобойность и прочие характеристики ваших юнитов, а также их вооружение), торговли (ваши торговцы станут активнее, а их торги с другими державами — более выгодными для вас), инфраструктуры (становятся доступны апгрейды для некоторых зданий в ваших провинциях), стабильности (будет подниматься уровень стабильности вашей нации) и казны (в нее будут ссыпаться дополнительные дукаты). Понятно, что все развивать быстрыми темпами вам не позволят, поэтому придется подобрать некий баланс. Оптимальные варианты — это либо установить апгрейд сразу всех технологий примерно на одном уровне, либо же — что лучше — на разных отрезках времени выбирать для себя какую-то одну (или парочку), которую вы считаете самой важной, а все остальное будет развиваться задним числом (но совсем не развивать остальные технологии все же не рекомендуется). Советую вам уделить побольше внимания повышению уровня стабильности. Это хорошо повлияет на экономику вашей империи, мораль всех ваших воинов, уменьшит шансы поднятия восстаний в ваших провинциях, а также увеличит бюджет, что позволит вам в будущем лучше развиваться в технологическом плане.
Один из основных источников пополнения вашей казны — это торговля. Чтобы заняться ею, нажмите на кнопку с изображением товаров и выберите любую выделенную на карте провинцию, где бы вам хотелось поторговать. Убедитесь, что у вас в подчинении находится хотя бы один торговец (их число пополняется ежегодно), и нажмите на появившуюся в информационном окне кнопку с надписью Place merchant , после чего начнется процесс передвижения вашего торговца к указанному месту (также можно выбрать команду Autosend merchants , и тогда ваши торговцы будут самостоятельно подбирать для себя провинции). Отправка торгаша на рынок стоит денег, хоть и небольших. Если вы посылаете его в провинцию, принадлежащую вашему государству, затраты будут минимальными, а вот дорога за границу обойдется дороже. Каждый посланный вами торговец будет приносить вам прибыль каждый год и периодически требовать с вас средства на торги. Этот доход может быть различен, он зависит прежде всего от уровня развития торговли в вашей стране и от провинции, где пребывает ваш подопечный. Если там выставлено на продажу золото, сахар или какие-нибудь экзотические штучки типа слоновой кости и различных пряностей, в ваш широкий карман ежегодно будет сыпаться большое количество дукатов, а если вам услужливо суют под нос зерно, шерсть и прочие не пользующиеся особым спросом товары, хорошей прибыли с этого места вы не поимеете.
Дипломатия
Дипломатия — важнейшая часть игры. Без грамотного использования дипломатии вы не сможете покорить мир.
Число ваших дипломатов, без помощи которых вы не сможете заключить ни один договор, увеличивается, подобно торговцам, с каждым годом. Чтобы переговорить с какой-либо страной, вам необходимо послать туда дипломата. Делается это просто — открываете дипломатическое окошко, выбираете пункт View Alliances. Кликните на игровой карте на интересующее вас государство. Теперь вы можете объявить ему войну ( Declare war ), сыграть королевскую свадьбу между важнейшими представителями ваших стран ( Offer Royal Marriage ), договориться о торговле ( Trade embargo ), предложить ему вассальную зависимость от вас ( Offer vassalization ), присоединить его к вашим владениям ( Annex ), создать с ним альянс ( Create alliance ), расторгнуть ранее заключенный союз ( Leave alliance ), обменяться открытиями ( Exchange discoveries ), предложить ему кредит ( Offer loan ). Объявление войны необходимо, чтобы начать военные действия против какой-либо нации. Династический брак упрочняет связи между государствами, и если кто-то из них вскоре после королевской свадьбы осмелится напасть на другого, то поплатится за это резким упадком стабильности. Чтобы сделать любую страну своим вассалом, необходимо сначала оформить династический брак между ее и вашим правителями, находиться с ней в альянсе, иметь с ней хорошие отношения, а также проповедовать ту же, что и она, религию (чтобы изменить свою религию и увидеть религиозную карту, кликните на изображение вашего герба в левом верхнем углу экрана, затем нажмите на кнопку с изображением креста; теперь вы можете выбрать одну из трех религий: католичество, православие и мусульманство). Если вы хотите присоединить какое-нибудь государство к своей империи, оно прежде должно просуществовать в роли вашего вассала в течение десяти лет. При предложении кредита другому государству желательно при этом требовать с него большие проценты. Можно вообще подарить мешок дукатов своему конкуренту по захвату мира, чтобы раздобрить его и улучшить отношения с ним. Используйте “подарок” в том случае, если побаиваетесь своих соседей или если вы хотите сделать из какой-нибудь державы своего вассала или присоединить ее к себе, а у вас с ней натянутые отношения (слишком крупные суммы дарить не советую).
Не думайте, что ваш собеседник согласится на все ваши предложения, — он хорошенько все взвесит и подумает, и если ваши условия покажутся невыгодными для него, он их попросту отвергнет.
Горячие клавиши
Основное
Shift + F12 — активизирует чат для игры по сети или Интернету.
F11 — снимает скриншот и сохраняет его на жестком диске в качестве картинке с расширением bmp.
Ctrl + “+” — увеличивает скорость игры (недействительно при игре по сети или Интернету).
Ctrl + “-” — уменьшает скорость игры (недействительно при игре по сети или Интернету).
“+” — увеличивает размер карты.
“-” — уменьшает размер карты.
F12 — открывает/закрывает консоль, созданную для ввода чит-кодов.
Home — находит и показывает вам вашу столицу.
F1 — позволяет вам просмотреть ваши миссии или очки для победы.
F10 — открывает главное меню.
Команды для юнитов
PageUp/PageDown — быстрая смена ваших юнитов.
Ctrl + [цифра] — привязывает юнита к этой цифре (то есть данный юнит будет вызываться при помощи нажатия на эту цифру).
S — делит выбранный вами отряд на два равных друг другу аналога.
G — объединяет выбранные вами отряды в один.
U — выгружает воинов (если есть кого выгружать) из выбранного вами морского транспорта.
Часть вторая: Рекомендации
Europa Universalis — одна из лучших походовых стратегий, продолжатель славных традиций Civilization и Colonization. Конечно, ей придется сложнее, чем легендарной “Цивилизации”. Та была единственной, и тысячи энтузиастов добивались совершенства в ее прохождении и выискивали всевозможные особенности игры. Но, надеюсь, и “Европа” найдет настоящих поклонников. Именно им и предназначаются мои советы.
Блицкриг
Игра явно должна была моделировать неторопливые средневековые осады типа взятия Казани. Но… продюссер предполагает, а программисты располагают. И вот тому несколько примеров.
Когда войско осаждает крепость, та постепенно разрушается. “Залп” осаждающие производят на следующий день после начала осады, а затем — 1 числа каждого месяца. Если есть пушки, то достаточно 10-20 залпов для уничтожения крепости и, соответственно, взятия города без потерь. Вы уже поняли, что надо делать? Правильно, 17 октября (к примеру) осаждаем крепость. 18 октября идем на штурм (нажимаем кнопку “Штурм” — “Assault”) и тут же (лучше всего это делать при нажатой паузе) отменяем его. Для отмены надо выделить армию и щелкнуть правой кнопкой по той же провинции. Осада при этом не снимается. На следующий день пушки радостно палят. Повторяем “ложный штурм” — и через 10-20 дней крепость ваша. Этот трюк качественно меняет боевые действия в игре.
Есть еще один способ. Если сохранить игру, а потом снова загрузить — все пушки осаждающих отрядов выстрелят на следующий день после перезагрузки. Все. И ваши, и вражеские. Вы спросите: зачем это нужно, если можно воспользоваться предыдущим советом? Ответ прост. Штурмовать вражескую крепость можно лишь в том случае, если численность вашего отряда не меньше, чем гарнизон (то есть для минимальной крепости нужен отряд численностью не менее 5, для малой — 10, для средней 15). И еще — если в отряде есть пехота. Иначе кнопка “Штурм” (Assault) просто не загорается. Представляете: вы долго шли к крепости врага (или еще хуже — плыли по морю) и вдруг выясняется, что ваш последний пехотинец умер… Тогда и пригождается Save-Load.
Военные советы
Мой совет — начинать войны только после открытия артиллерии (смотри ниже, раздел “Ученые советы” ). Как только открыли — берите ссуды (не бойтесь, вернете с лихвой) и стройте несколько отрядов вторжения. Оптимальный состав отряда — 30-40 пушек (можно и 20, но тогда осада многих крепостей может затянуться), 4-5 тысяч кавалеристов и 6-10 тысяч пехотинцев. Такой отряд в начале игры обойдется вам в 240-330 дублонов. Пять ссуд по двести дублонов — это тысяча, то есть средства на 3-4 армии. И вперед. Не ввязывайтесь в бои с вражескими армиями. Используйте то, что вы будете осаждать крепость 20 дней, а они — несколько месяцев. Отойдите, пропустите армию мимо себя — и вперед, к вражеским городам.
Иногда можно просто “закупорить” гигантскую армию противника на его территории. Для этого достаточно 2-3 маленьких (1-2 тысячи) отрядов конницы! Причем эффективность рецепта от размера армии врага не зависит.
Фокус прост: армии перемещаются “скачками”. То есть, армия находится в одной провинции, копит, копит, копит силы и бац — она уже в другой. А если ее атаковать во время перехода — то ей придется начинать его сначала. Поэтому с началом войны натравите на армию врага один из отрядов конников. Конница двигается быстрее и закончит переход раньше, а значит, столкновение произойдет в точке начального местоположения врага. Конечно, шансов на победу у вашей конницы нет — но это и не нужно. Сразу же после начала боя отзывайте ее назад! Потерь практически не будет, а армия врага окажется откинута. Если она вновь начинает движение — посылайте второй отряд (пока первый возвращается). А в это время ваши пушкари с пехотой методом блицкрига занимают соседние беззащитные города.
Кстати, не забывайте, что численность отрядов постепенно уменьшается. Они могут вымирать от голода (особенно когда идут по вражеской земле). Все изменения численности происходят в начале месяца, в ночь с 30 на 1 (имеется в виду ход компьютера). Причем сперва вымирает вся пехота, потом — кавалерия, и лишь потом начинают выбывать пушки. И вполне реально остаться без пехоты. Поэтому, отправляясь в более-менее длительный поход, обязательно берите пехоты с запасом.
Еще один трюк из серии Save-Load. Бой (и наземный, и морской) состоит из двух фаз — огневой и рукопашной. Когда отряды вступают в поединок, вначале происходит пять раундов огневого боя. При этом, если у вас 20 пушек, а у врага пушек нет, то потери будет нести только он. Затем — пять ходов рукопашного боя, здесь важнее всего количество кавалерии. Потом — опять огневой.
Но: если вы сохранитесь в момент окончания огневой фазы и вновь загрузите игру, то бой начнется сначала. Так можно вышибить врага без артиллерии (это прежде всего мятежники, которые доставляют немало неприятностей) вообще без потерь. То же самое — с морскими сражениями. Если у вас преимущество в технологиях и сильнее арт-огонь — ваш бриг “Меркурий” вполне будет способен справиться с двумя турецкими линкорами.
Политические советы
Очень выгодны войны с малыми государствами. Их можно аннексировать (присоединить, для этого перед началом игры не забудьте выставить опцию Forced annex = On). При этом вся их армия и флот становятся вашими! Еще раз: не деритесь с их армией, быстро захватывайте все города, пропустив их войска на свою территорию, и жмите кнопку “Annex”. Не забудьте потом посмотреть на новые соединения и, в частности, загнать новые флоты в порт — а то вымрут все в открытом море.
Даже в одиночной игре нельзя присоединить большие державы (Австрию, Англию, Испанию, Польшу, Португалию, Турцию, Францию). Их приходится есть по кускам. И если они предлагают мир с условием отдать вам три провинции — соглашайтесь, больше все равно не получите. Правда, есть исключение. Если мятежники возьмут столицу большой державы, то все провинции, на которых стоят чужие войска (не с белыми флагами), переходят к владельцам этих войск. Мне удалось таким образом за раз откусить 11 провинций Польши. Но рассчитывать на это не стоит, повторить фокус не удалось.
К сожалению, одиночная игра обычно “сваливается” в одно из двух состояний. Либо мировая война, либо всеобщий мир, который никто не стремится нарушать. Поэтому прежде чем со всеми мириться (а время от времени это делать приходится, потому что в народе нарастает усталость от войны — war exhaustion — и увеличивается риск восстаний во всех провинциях), оставьте себе “повод для войны” — Casus belli (например, с болью в сердце отдайте врагу одну из ваших исторических провинций). Тогда вы сможете объявить войну обидчику без потерь для своей репутации и стабильности государства. А стабильность — это рост населения и отсутствие восстаний.
В окошке распределения бюджета есть кнопочка “Повысить военные налоги”. Она увеличивает доход в полтора раза на полгода, но уменьшает стабильность в государстве на единицу. Поэтому повышать налоги не стоит, намучаетесь с мятежниками. Но есть одно исключение. Аннексия чужого государства сильно повышает стабильность. И если у вас стабильность +3 (больше не бывает), то сразу перед аннексией повышайте налоги (стабильность понизится) и присоединяйте противника (стабильность снова +3, а денежки текут рекой).
Если вашу важную крепость осаждают сразу две армии и вы видите, что она вот-вот падет, — помиритесь с одним врагом. Другой продолжит осаду, но стены крепости волшебным образом отремонтируются, а гарнизон восстановится.
Обычно компьютерные противники принимают условия мира на один пункт (одну звездочку) хуже “нормальных”. То есть, если у вас в окошке “предложить мир со страной X” горит 6 звездочек — смело просите две провинции (22=4) и 250 монет (пятая звездочка). Правда, если у них не 250, а только 16 монет — только их и получите, плюс моральное удовлетворение, что противник-то совсем без денег остался. А если 7 звездочек (для этого обычно всю страну надо занять) — тогда и три провинции (23=6) оттяпать можно.
Но осторожно заключайте мир с государствами, входящими в военный союз. Если вы заключите мир с лидером союза — прекратятся и ваши войны с остальными его членами. Очень обидно бывает, особенно если уже занял всю территорию другой страны.
Ученые советы
Развивайте технологии. Военные и морские технологии, даже не приносящие явных бонусов, увеличивают моральную стойкость и силу удара ваших войск.
Стоимость развития технологий очень быстро растет с ростом числа ваших провинций. Поэтому обогнать конкурентов будет непросто. Более того, может быть, имеет смысл подождать с бурной экспансией до того, как вы разовьете самое необходимое.
Прежде всего нужно развить 3 уровень наземных технологий. Это дает артиллерию, а артиллерия, как мы выяснили раньше, — это блицкриг. Потом про наземные технологии можно забыть. Открывать Terra Incognita можно только имея 11-ю технологию наземных войск. Это очень дорого, долго, да и не очень нужно. Вам дел хватит и в Европе, а самое главное — захватывая (хотя бы на время) столицу врага, вы захватываете и все его карты. А значит, тратиться на собственные геологоразведывательные партии не обязательно, лучше пушек понастройте.
Очень важен и 3 уровень торговых технологий — это дает возможность устанавливать свою монополию в торговых центрах, разместив там 6 торговцев. При этом вы получаете прибыль за все незанятые места. Например, если в торговом центре сидит 6 ваших торговцев и 5 чужих, то прибыль вы получите как за 15 (всего 20 мест, 6 ваших торговцев, 9 незанятых мест, вся выручка вам). Это весьма существенный источник дохода. С каждым уровнем роста технологий “торговля” и “инфраструктура” увеличивается прибыль от торговли и производства. При нулевом уровне развития ваши доходы умножаются на 0,19. При первом — 0,25. При втором коэффициент увеличивается до 0,29, потом 0,34 и т.д. Как видите, рост очень существенный — почти в два раза за три уровня. Поэтому развивайте.
Морские технологии также развейте до 3 уровня. В описании сказано, что этот уровень бонусов не дает, но это не так. До третьего уровня ваши корабли практически не стреляют и безнадежно проигрывают морские баталии. Потом все изменяется.
Мирные советы
Маленькие колонии ничего не дают экономике и их сложно защищать. Гораздо разумнее послать 6 колонистов в одну провинцию. Вы получите колонию 6 уровня, которая быстро превратится в город и сможет поставлять войска. Да и денег город приносит больше, чем 6 колоний первого уровня. Не увлекайтесь созданием сборщиков налогов в городах (Tax collectors). 3% риск восстания принесет очень большую головную боль, а прирост налогов не такой большой. Срок окупаемости мануфактур (даже с учетом их вклада в науку — 15-20 лет. Мануфактура приносит 60 единиц науки в год и 12 дублонов, итого — 72. А стоит 900-1500 дублонов. Нужно ли тратить деньги — решайте сами.
Национализм и связанный с ним риск восстания постепенно проходят. Вначале риск национальных восстаний 3%, через 10 лет — 2% и т.д. Поэтому самое трудное при завоевании Кавказа — первые 10 лет.
Не забывайте размещать торговцев. Посылайте их в торговые центры с максимальным оборотом (каждый торговец приносит в год количество денег, равное 1/20 оборота центра, умноженное на коэффициент развития ваших торговых технологий, смотри раздел “Ученые советы” ). Но иногда выгодно послать торговца в центр, где поменьше и оборот, и конкуренция. Особенно если есть шанс установить монополию. И учтите, что зоны влияния торговых центров меняются в зависимости от политической ситуации. Если вы раздвигаете границы, то и территория центров, расположенных на вашей территории, будет постепенно расти (выручка центра равна сумме выручки провинций в его зоне влияния от торговли). И наоборот. А ведь мы знаем, что лучше быть богатым, но здоровым. Поэтому перед планированием торговых операций еще раз прочитайте раздел “Блицкриг”.
При планировании военных операций особое внимание уделите провинциям с золотыми шахтами (в сценарии Grand Campaign это Самара, Армения, Штирия). Они дают много денег, что особенно важно на начальном этапе игры. Поэтому, если вы играете Grand Campaign за Россию — Золотая Орда должна быть присоединена в первые 10 лет.
Для тех, кто еще не играл в Europa Universalis, но зачем-то дочитал до этого места, замечу: вы видите из вышесказанного, насколько интересен игровой мир Европы, как богаты и разнообразны военная, экономическая и политическая модели. Это действительно хорошая походовая стратегия. Попробуйте, и вам понравится.