В центре внимания "Rome: Total War"
“ Rome изменит RTS-ландшафт до неузнаваемости ”, “ после пяти минут демонстрации игрового процесса вашего покорного слугу пришлось отпаивать валидолом ”, “ увидев ЭТО вживую, я обмочил собственную тогу ” — игра, которая удостаивается таких фраз от самых уважаемых изданий, просто не может не стать хитом. О Rome: Total War , самой ожидаемой стратегии нынешнего года, было написано и сказано уже столько, что сомневаться в ее безупречности даже как-то неприлично. Мы попробовали игру своими руками и выяснили, что она действительно близка к идеалу.
Для тех, кто к нам подключился впервые и потому слабо представляет себе, о чем вообще идет речь, небольшое пояснение. Rome: Total War, как и его предшественники, склеен из двух частей — стратегического и тактического режимов. В первом игра идет в походовом режиме на глобальной карте мира, а список должностных обязанностей включает в себя дипломатию, шпионаж, строительство городов и множество других, не менее увлекательных занятий.
Карта мира разрезана на лоскуты-регионы, каждый из которых является не только источником доходов, но и причиной постоянной головной боли. В регионы назначаются наместники, на чьи плечи ложится вся ответственность за благополучие области. Губернаторов надо холить, любить и лелеять, поскольку в отличие от обычных юнитов они являются личностями самодостаточными и при случае могут перебежать на сторону врага или начать подковерные интриги с целью свержения вашего режима. Проштрафившихся наместников следует без промедления устранять руками специально обученных убийц, а отличившихся, напротив, всячески отмечать.
Если собственных предателей надо уничтожать безо всякой пощады, то с теми, кто перешел на вашу сторону, рекомендуется поступать с точностью до наоборот — принимать их с распростертыми объятиями (ведь предоставленная ими информация может оказаться бесценной). Но не забывайте — за ними нужен глаз да глаз. Предавший раз, предаст еще раз.
Характер персонажей со временем меняется. Чиновник, переживший визит ассассина, станет подозрительным и начнет параноить при любом удобном случае, а, скажем, полководец, потерпевший поражение от карфагенян, возненавидит их всей душой. Кроме того, у всех NPC есть ряд ролевых характеристик, значение которых со временем повышается. У военачальников быстрее всего растут боевые качества и популярность в войсках, у дипломатов — тактичность, у ассассинов — скрытность и так далее.
Постепенно ваши подопечные обзаведутся даже собственной свитой (в нее могут входить близкие помощники, самые преданные рабы и… собаки). Такая же свита может быть и у вас.
Игрока олицетворяет отдельный персонаж, который, как и все люди, имеет дурацкую привычку стареть. Перспектива встретить старость одиноким бобылем прельстит, я думаю, немногих, поэтому рано или поздно придется обзавестись наследником. Венценосные отпрыски не только обладают собственным “я”, но и, более того, наследуют внешность и черты характера своих родителей — прямо как в The Sims 2. Взрослея, они становятся все более и более самостоятельными, начиная все чаще и чаще задумываться над вопросом, который мучает всех престолонаследников: а не засиделся ли папаша на своем троне? Если ответ окажется положительным, начинается самое страшное, что только можно вообразить — междоусобица.
Впрочем, передавать власть по наследству вовсе необязательно: преемника можно выбрать и из числа особо приближенных персон. О том, насколько играбелен и проработан стратегический режим, мы узнаем лишь после релиза, поскольку в доступной нам версии игры он начисто отсутствует. А вот тактику нам удалось пощупать своими руками. О ней и поговорим.
Давить слонами
Если прочитать пресс-релиз любой другой стратегии, претендующей на реалистичность, то обнаружится, что почти все, что нам обещают, так или иначе присутствует в Rome: Total War. В Rome используются абсолютно все тактические приемы, о которых нам в голос твердили разработчики последние несколько лет. Лучники и метатели дротиков лучше всего себя чувствуют на возвышенности, но практически беззащитны перед кавалерией. Последние стремительно изничтожают любые типы войск, за исключением копейщиков — эти ребята остановят кого угодно, кроме слонов. Последние здесь являются чем-то вроде оружия массового поражения. Кстати, атаку слонами и кавалерией лучше начинать издалека от противника — в этом случае они смогут разогнаться до приличной скорости и с разбегу подавят половину вражеского отряда. Оставшаяся половина гарантированно даст деру.
Мораль и боевой дух войск играют в Rome: Total War исключительное значение. Удары с флангов или тыла вызывают в рядах противника жуткую панику, поэтому ситуации, когда многочисленная армия обращается в бегство, в порядке вещей. Напуганные слоны представляют собой настоящее стихийное бедствие: обезумев от страха, они несутся, не разбирая дороги. В результате достается всем — и своим, и чужим. Специально для таких случаев предусмотрена экстренная опция — мгновенное убиение обезумевших элефантов.
Схватки с участием слонов и кавалерии вышли у разработчиков на пять с плюсом. А вот когда врукопашную сходятся пехотинцы, все становится намного скучнее. Пока бойцы, находящиеся в передних рядах, вяло обмениваются ударами, задние ряды, перебирая ногами на месте, напирают на передние. Выглядит это зрелище настолько уныло, что кажется — перед тобой не античное сражение, а прямая трансляция с базарной площади уездного города Энска.
Армия каждого государства (всего их 22, играбельными будет лишь половина) в Rome: Total War имеет свои особенности. Германцы, обитающие на плодородных землях, не испытывают недостатка в еде, и поэтому в кратчайшие сроки могут создать большую (но плохо обученную и абы как вооруженную) армию. Для подготовки римских легионеров требуется много времени и ресурсов, но это сполна окупается их мощью (самые лучшие пехотинцы в игре). Карфагеняне, которые не располагают значительными людскими ресурсами, делают ставку на слонов и наемников.
Размеры армии напрямую зависят от экономического потенциала и подконтрольной территории. Бедное государство с маленьким населением при всем желании не сможет позволить себе иметь большое войско. Солдат, доживших в армии до преклонного возраста, следует отправлять на пенсию — на поле боя толку от них все равно не будет, а на гражданке они будут работать и платить налоги.
* * *
Недостатки? Увы, они есть. Во-первых, движок. При приближении камеры римские легионы, которым вы только поражались, превращаются в отряды клонированных буратин. Конечно, все мы знаем, что Rome: Total War способна рисовать до двух тысяч человек на экране без заметных тормозов. Но после Ground Control 2 или того же Dawn of War легкого разочарования все же не избежать.
Во-вторых, искусственный интеллект. В большинстве случае юниты ведут себя вполне вменяемо, но когда дело доходит до преследования отступающего противника, у подчиненных в головах что-то переклинивает и начинается форменное маппет-шоу. Весь отряд гурьбой мчится за одним-единственным отрядом. Растоптав бедолаг, подразделение разворачивается и устремляется в погоню за следующей группой. При этом их совершенно не смущает, что за спиной — десяток недобитых врагов.
Тем не менее Rome: Total War — это самая настоящая эволюция жанра. Никаких тектонических потрясений, все то же самое, но больше, лучше, красивее. Всего лишь повторение пройденного на качественно новом уровне. Но какое, черт возьми, повторение! Несмотря на некоторые недостатки, перед нами, очевидно, лучшая “большая” стратегия этого года. Скрестите пальцы — до релиза осталось всего ничего.