27 октября 2004Киберспорт
Обновлено 17.05.2023

Киберспорт. Warcraft III: The Frozen Throne

Киберспорт. Warcraft III: The Frozen Throne - изображение обложка

Тактика игры “два на два”

В этой статье будут рассмотрены основные тактические приемы при игре в режиме “два на два”. Здесь будут приведены лишь основные тактики плюс несколько нестандартных вариантов развития. В самом начале порядок постройки за каждую расу довольно универсален, лишь в середине игры обычно можно начать экспериментировать.

Порядок постройки

Альянс

1. Четыре крестьянина отправляются на добычу золота, один начинает постройку алтаря. В ратуше заказываем еще несколько крестьян.

2. Первый вышедший из ратуши пейзанин строит барак.

3. Второй крестьянин строит барак.

4. Третий и четвертый крестьянин строят фермы.

5. Несколько следующих пейзан отправляются на добычу леса.

6. Построивший вторую ферму крестьянин возводит башню, которая после постройки апгрейдится в магическую.

Далее все зависит от выбранной вами тактики: вы можете либо как можно быстрее заложить апгрейд ратуши, либо построить кузницу и начать производство стрелков.

Самым популярным героем, вне всякого сомнения, является Архимаг. Его плюсы очевидны — элементали хорошее подспорье в начале игры, а магическая аура будет влиять не только на ваши войска, но и на героев, и магов вашего напарника (в середине игры можно купить книжку в магазине с целью изменить скилл элементаля на “Близзард”). В качестве первого героя можно взять и Горного Короля — его молот весьма эффективно крошит вражеских героев (увы, при этом вы лишаетесь ауры Архимага).

Орки

1. Четыре пеона отправляются на добычу золота, пятый начинает строительство алтаря.

2. Первый вышедший работник начинает строительство фермы.

3. Второй и третий пейзанин отправляются на добычу леса.

4. Четвертый пеон строит барак.

5. Все следующие построенные работники отправляются на добычу леса. Как только накапливается 50 единиц древесины, следует построить еще одну ферму.

6. Производство пеонов на добычу леса прекращается с появлением первого бугая.

Следующим вашим действием будет, скорее всего, апгрейд Дома Вождей. В качестве первого героя лучше всего взять ФарСира. Во-первых, его волки могут сослужить вам неплохую службу при ранних набегах на базы противника с целью подрыва экономики — с задачей уничтожения крестьян они справятся куда лучше, чем, скажем, элементали Архимага (атака волков наносит повышенный урон рабочим, да и бьют они куда быстрее). Во-вторых, молния ФарСира наносит урон сразу нескольким юнитам врага. Вождь Минотавров тоже весьма неплохой герой: высокий уровень боевой ауры плюс два неплохих заклинания, нацеленных против толпы. К сожалению, у этого героя есть серьезнейший недостаток — в самом начале игры он очень слаб, а быстро прокачаться ему никто не даст. Мастер Клинка весьма популярен в качестве первого героя в командной игре — он способен уничтожать крестьян на ранней стадии игры и добивать раненых героев противника, оставаясь при этом практически неуязвимым в начале игры из-за своей способности незаметно покидать поля боя.

Ночные эльфы

1. Четыре светлячка отправляются на добычу золота, один — на добычу дерева.

2. Первый построенный светлячок строит колодец.

3. Второй светлячок строит алтарь. Остальные светлячки добывают древесину.

4. Как только накопите достаточно ресурсов, стройте охотничий зал и барак. Не забывайте о колодцах.

После того как у вас построены все основные здания, необходимые для строительства начальной армии, модернизируйте главное здание (без юнитов второго уровня выиграть вам будет очень сложно).

Самый популярный герой ночных эльфов в командной игре — это, вне всякого сомнения, Хранитель Рощи. В компании с юнитами напарника он может сослужить хорошую службу при ранних атаках на противника. Последовательность действий следующая: запутываем в корни вражеского солдата и атакуем его всей армией — у бедолаги не будет возможности убежать, к тому же корни сами по себе наносят неплохой урон. Так вы сможете сильно ослабить армию противника и получить нехилое преимущество. Охотник на демонов и Варден в качестве первых героев выбираются реже, поскольку в начале игры они нацелены на борьбу с героями, а не с юнитами, и больше подходят для дуэльных баталий, нежели для командной игры. В ряде случаев весьма полезной может оказаться Жрица Луны — за счет своей ауры она может весьма серьезно увеличить урон, наносимый вашей армией.

Нежить

1. Культисты отправляются на добычу золота, вурдалак — за деревом. Строим барак и зиггурат, в главном здании заказываем двух культистов.

2. Как только накопится достаточное количество ресурсов, строим кладбище и второй зиггурат.

3. В алтаре заказываем героя, один из зиггуратов апгрейдим в башню Неруба.

4. Строим магазин (его желательно заказать незадолго до того, как достроится алтарь — тогда ваш герой не будет терять времени и сразу после своего появления сможет купить жезл скелетов).

5. Для добычи дерева достаточно трех вурдалаков, после их постройки в бараке производятся только пауки.

6. После постройки третьего паука даем отмашку на апгрейд главного здания.

Выбор первого героя при игре за нежить — задача, мягко говоря, нетривиальная. И у Рыцаря Смерти, и у Повелителя Могил есть свои преимущества и недостатки. Первый намного эффективнее в ранних атаках на противника (за счет возможности лечения пауков и атаки вражеских юнитов с помощью заклинания “Лик смерти”), а его аура, увеличивающая скорость передвижения и регенерации, действует также и на союзническую армию. Кроме того, он в сочетании с Личом идеально подходит для убийства вражеских героев. Специальные же качества Повелителя Могил в командной игре практически не востребованы — вам больше не нужно прикрытие для пауков, им вас обязан обеспечить напарник. Впрочем, многое зависит и от расы союзника, а также его тактики — если он тоже предпочитает укомплектовывать ряды своей армии стрелками, то тут без Повелителя Могил не обойтись.

Основы основ

Рассмотрим основные правила постройки базы, планирования армии и элементы экономики в командной игре. Первое правило, о котором стоит помнить всегда: при постройке армии не забывайте координировать свои действия с игрой напарника. Войско может состоять из различных комбинаций юнитов, но один из вас всегда должен строить стрелков, другой — бойцов ближнего боя. Именно эти две группы будут вашей основной ударной силой. Если ваша общая армия состоит исключительно из стрелков, то она будет очень уязвима как перед пехотинцами противника, так и при атаке заклинаниями, действующими на большой площади. Армия же, состоящая лишь из бойцов ближнего боя, беззащитна как против магов, так и против атак с воздуха.

Не спешите строить вторую ресурсную базу — в командной игре ее эффективность заметно ниже, чем в дуэльных схватках, а вот защищать ее намного сложнее. Лучшим временем для ее постройки является середина игры, когда противник занят постоянными битвами с вашей армией и не отвлекается на разведку ближайших к вам рудников.

В начале игры желательно позаботиться о начальной защите вашей базы. Башня, расположенная за вашими строениями (которые послужат своего рода буфером), может отпугнуть противника и не даст ему подорвать вашу экономику.

Разведка на ранней стадии играет большую роль — выяснив, что замышляет противник, вы будете знать, в каком направлении развиваться, и не запаникуете при внезапной атаке. При помощи разведчика надо выяснять в первую очередь следующее.

1. Есть ли у противника, модернизирующего здание, бараки. Если их нет, это означает, что вражина намерен форсировать развитие своей экономики и атаковать его надо как можно раньше — до того, как он успеет создать высокотехнологичную армию. Желательно захватить с собой пару крестьян для постройки рядом с базой противника нескольких башен.

2. Сколько бараков построил неприятель. Если их несколько, то, скорее всего, противник собирается атаковать вас большим количеством начальных юнитов. Лучший способ борьбы с такого рода явлениями — постройка пары дополнительных башен у себя на базе и апгрейд главного здания. Дело в том, что войска второго уровня способны с легкостью справиться с армией начальных юнитов, даже если по количеству они вас превосходят.

3. Не забудьте проверить рудники, находящиеся к месту обитания противника ближе всего — вполне возможно, что в замыслы врага входит быстрое создание мощной ресурсной базы. Если все обстоит именно так, немедленно атакуйте — противник вложил немалую часть денег в постройку базы, поэтому вряд он сможет оказать серьезное сопротивление.

Не забывайте о том, что ресурсы у вас с союзником потенциально общие. В случае острой необходимости вы можете передать часть их напарнику в надежде на ответную любезность в будущем. Возможность передачи ресурсов очень поможет еще и тогда, когда кто-то из вас поставил дополнительную ресурсную базу. Распределяя ресурсы на двоих, вы сможете создать сбалансированную армию. Очень полезна эта опция может быть и в том случае, если вы создали армию лимитом восемьдесят и желания превышать этот лимит у вас нет (так как семьдесят процентов заработанного золота будет уходить на содержание ненасытной армии). В такой ситуации вы можете отдавать все получаемое золото напарнику (при условии, что он этого лимита еще не достиг).

Тактика командной игры

Орки и нежить

Орки: ФарСир; бугаи, таурены, маги, кодо.

Нежить: Рыцарь Смерти и Лич; пауки, статуи, сфинксы, ледяные змеи.

Одна из самых удачных расовых комбинаций для команды, состоящей из двух игроков. Нежить обладает самыми мощными стрелками в игре — пауками. Лучшим прикрытием для них на ранних стадиях игры будут орковские бугаи, чуть позже — таурены. К тому же, нежить имеет в своем арсенале лучшего антимагического юнита — сфинкса, который будет нейтрализовывать магов противника, расчищая тем самым дорогу магам орков. У последних, кстати, не будет никаких проблем с маной, поскольку их будут подпитывать статуи нежити.

Вступать в бой с противником лучше всего на поздних стадиях игры, когда у нежити уже появятся сфинксы, а у орков — маги и таурены. При этом обычно встает следующий вопрос: каких именно магов строить оркам? У докторов есть замечательное заклинание лечения, действующее на большой площади. Во время битвы всего несколько таких “айболитов” смогут обслужить и вашу, и союзническую армию. Очень полезно и второе заклинание докторов — ловушка. Их надо поставить как минимум три: одну — в стане врага, другую — между вашей армией и вражеской и, наконец, третью — на вашей базе (чтобы можно было отступить с наименьшими потерями). Как только одна из ловушек сработает, на ее месте следует установить новую. Если все сделать правильно, оглушенная армия противника может простоять половину боя, а это почти наверняка станет для врага фатальным. Не стоит забывать про установку докторами “глаз” по всей карте — благодаря этому вы будете в курсе всех телодвижений противника.

Отличной альтернативой докторам могут стать шаманы. Во-первых, их последнее заклинание “Кровожадность” заметно усилит скорость атаки вашей армии, и вы в считанные секунды разнесете неподготовленное войско врага. Во-вторых, у шаманов есть замечательное заклинание “Щит молний”. Накладывая его на стрелков и магов противника, вы можете причинить им очень большой урон. Построить одновременно и шаманов, и докторов весьма затруднительно в финансовом отношении, да и бессмысленно — маги будут занимать много места, если их строить в большом количестве, а воевать только ими невозможно — нужны еще таурены и бугаи. Шаманы и доктора — юниты, в общем-то, равноценные, только первые больше подходят для внезапных атак, а вторые идеальны в затяжных сражениях.

Задача-минимум орков — получить как можно быстрее высокотехнологичных юнитов. С учетом этого надо выстраивать и стиль игры. После того, как модернизация главного здания завершится, следует без промедления начинать следующий апгрейд. Если разведка донесла, что противник затевает атаку большим количеством начальных юнитов и не спешит развиваться, необходимо построить пару башен и обитель духов, не забывая при этом об организации непрерывного строительства бугаев — вы всегда должны быть готовы к неожиданным атакам врага. После завершения последнего апгрейда главного здания, стройте два тотема минотавров и проводите последнее исследование для магов в обители духов. Когда у вас построится два-три минотавра и несколько магов, можно смело нападать на противника — весьма вероятно, что он к этому моменту еще не добрался до высоких технологий и поэтому станет легкой добычей для вас. Кстати, на поздней стадии полезно добавить в армию кодо с апгрейдом на ауру — он солидно увеличит урон, наносимый вашей армией, и между делом проглотит парочку вражеских воинов.

Главным героем лучше выбрать ФарСира — его волки помогут вам на ранних этапах игры, когда вы будете мешать сопернику нормально развиваться. Вторым героем можно взять Вождя Минотавров, он присоединится к вашей армии как раз в тот момент, когда она вырастет до более-менее приличных размеров.

Если у орков при игре два на два лучше сделать упор на быстрое развитие, то нежити не стоит спешить с получением юнитов третьего уровня. Первый апгрейд стоит заложить после постройки четвертого паука, второй апгрейд — после постройки двух статуй. В начале игры Рыцарю Смерти с пауками лучше всего заняться уничтожением ближайших лагерей свободных монстров на карте. Высокий уровень героев нежити — это залог вашего успеха: их заклинания в связке Рыцарь Смерти и Лич идеальны для уничтожения вражеских героев. Алгоритм действий прост — сперва Лич атакует героя заклинанием “Ледяная звезда”, наносящим немалый урон и замедляющим противника, затем свою лепту вносит Рыцарь Смерти (задействовав спелл “Лик смерти”), а после пауки сфокусированным огнем добивают вражину. В начале игры (до появления Лича) лучше сосредотачивать огонь пауков на обычных юнитах противника — без “Ледяной звезды” убить вражеского героя весьма непросто. К моменту готовности орка-напарника к атаке вражеской базы, у нежити должно быть два героя, две статуи и солидная армия пауков. В этот же момент надо произвести последний апгрейд главного здания на тот случай, если противник не будет уничтожен вашей атакой. У вас будет возможность впоследствии добавить к армии сфинксов и, если потребуется, ледяных змеев.

Орки и Альянс

Орки: ФарСир и Вождь Минотавров; бугаи, таурены, доктора, кодо.

Альянс: Архимаг и БМ; стрелки, ведьмаки, волшебницы, священники.

Довольно гармоничный набор юнитов — бугаи с тауренами защищают стрелков и магов, волшебницы замедляют армию противника, а Архимаг и Чародей Крови расстреливают ее заклинаниями массового поражения. Орки развиваются также, как и в компании с нежитью, с той лишь разницей, что развитие протекает медленнее, а иногда может быть заморожено после первого апгрейда — второй барак и массовое производство бугаев и катапульт не столь уж и плохой вариант в комбинации с армией альянса.

Тактика быстрой отстройки второй базы

Альянс хорош тем, что может легко и быстро отстраивать ресурсные базы (за счет поддержки ополченцев и быстрого возведения строений несколькими крестьянами сразу). В этом случае идеальными напарниками могут стать орки, которые, во-первых, могут обеспечить хорошую защиту базы своими башнями, а во-вторых — могут отвлекать противников в тот момент, когда крестьяне альянса будут возводить ресурсную базу. Далее можно развиваться также, как и в описанной выше тактике, с той лишь разницей, что ресурсов у вас будет намного больше и, соответственно, можно будет создать более сильную армию. При этом у вас есть возможность построить грифонов и рыцарей (ресурсов-то будет валом), настрогать которых при наличии одного рудника практически невозможно.

Орки и ночные эльфы

Стандартный вариант игры за эти расы не представляет особого интереса — орки строят все тех же тауренов с магами и непрерывно производят бугаев из одного барака, а эльфы, повоевав на ранних стадиях охотницами и лучницами, позднее добавляют в свою армию гигантов, друидов-воронов и дриад. Куда более интересен другой вариант — создание большой армии начальных юнитов и атака в начале или середине игры базы противника. Дело в том, что у этих рас уникальное сочетание аур героев, которые заметно усиливают грамотным образом созданную армию.

Орки: Вождь Минотавров; тролли.

Ночные эльфы: Приста; охотницы.

Аура Вождя Минотавров может стать хорошим подспорьем при нападении большим количеством солдат, поскольку она увеличивает скорость атаки юнитов, а аура Жрицы Луны увеличивает атаку всех стрелков. Сочетание аур этих двух героев дает гремучую смесь — ваша армия сможет наносить огромный урон за очень короткое время. Главная задача — вовремя напасть, не дав противнику получить высокотехнологичных юнитов и нанять как можно большее число героев с заклинаниями массового поражения.

Порядок постройки при игре за орков несколько меняется — вместо апгрейда главного здания вам следует в первую очередь построить второй барак, лесопилку и начать массовое производство троллей (точку сбора следует установить на герое). Далее просто следите за тем, чтобы армия постоянно пополнялась, бараки не простаивали, а пейзане ни на секунду не останавливали строительство ферм.

У ночных эльфов тоже будет наблюдаться некоторое отклонение от стандартного порядка постройки. Вместо модернизации главного здания вам потребуются два барака и большее число колодцев, дабы обеспечить необходимое количество охотниц для вашей армии.

В начале игры желательно поохотиться на ближайших монстров — ваши герои особенно сильны после получения пары уровней. Из заклинаний Вождю Минотавров предпочтительнее выбрать “Громовую поступь”. Почему не “Волну силы”? Да потому, что, во-первых, волна имеет ограничение на урон в зависимости от количества атакованных юнитов, а у “Громовой поступи” такого ограничения нет. Во-вторых, при наличии достаточно большого количества юнитов, вам удастся оглушить сразу большую толпу противников. После того как ваша и союзническая армия достигнут лимита пятьдесят, атакуйте главную базу противника. Если вражеский лагерь укреплен башнями, вам помогут баллисты эльфов. Есть и иной способ — просто приведите на базу противника парочку крестьян и постройте несколько своих башен. Когда они начнут атаковать вражеские здания, противник будет вынужден произвести вылазку к вашим башням, где его будет поджидать целая армия. Если же уничтожить противника быстро не удалось, необходимо всячески форсировать развитие — вам понадобятся маги и апгрейды для троллей.

Орки: ФарСир; бугаи, башни.

Ночные эльфы: Охотник на демонов; охотницы.

Тактика застройки башнями особенно хорошо работает в том случае, когда один из противников играет за Альянс. Эльфы отказываются от раннего апгрейда здания ради возведения второго барака с целью массового увеличения популяции охотниц. Орки, в свою очередь, вместо модернизации главного здания строят лесопилку и прокрадываются пеонами к базе противника. Постройку башен лучше всего начинать ночью (когда обзор вражеских строений невелик) при поддержке четырех-пяти бугаев. После постройки первых двух башен стоит заложить еще парочку, но сильно не увлекайтесь — четырех-пяти вам хватит по уши. После этого начинайте атаку базы противника, постоянно заманивая вражескую армию под огонь башен. Желательно, чтобы в радиусе последних башен оказались строения врага.

Возникает вопрос: почему именно в связке “орки+эльфы” эта тактика работает столь эффективно? Ответ прост: во-первых, именно башни орков больше всего подходят для атаки на ранней стадии игры — они отличаются высокой скорострельностью, приемлемой ценой и быстро возводятся. Во-вторых, эльфы здесь идеальны в качестве напарников еще и потому, что их охотницы — лучшие из юнитов первого уровня. Разумеется, в паре с орками в этой тактике возможна и любая другая раса, но подобной эффективности добиться вряд ли получится.

Двое орков

Пара орков — далеко не самый лучший симбиоз для командной игры. У орков нет ни мощных стрелков (у троллей небольшой запас жизни и очень маленький радиус атаки), ни хороших антимагических юнитов (служители предков требуют немало ресурсов, а в остальном они не столь сильны сами по себе, как, например, сфинксы у нежити или ведьмаки у альянса). Двум игрокам-оркам будет очень непросто воевать на поздних стадиях игры, когда у противника появятся толпы разнокалиберных магов и воздушных юнитов (несмотря на то, что нетопыри являются хорошим противовоздушным юнитом, они легко могут быть пойманы в сетки, остановлены замедлением, расстреляны стрелками и т.п.). Действовать можно двумя путями: либо стоит попытаться убить врага юнитами первого и второго уровня до того, как он успеет создать мощную армию, либо попытаться заполучить высокотехнологичных юнитов до того, как это сделает соперник.

Первый игрок: ФарСир + Нага; бугаи, катапульты.

Второй игрок: ФарСир + Вождь Минотавров; бугаи, шаманы.

Идея проста — два героя мешают противнику прокачиваться на монстрах, при этом оба игрока-орка развиваются по стандартной схеме. После первого апгрейда главного здания один игрок закладывает второй апгрейд, не забывая добавлять в армию новых бугаев. Он же строит обитель духов и начинает производство шаманов, не забывая модернизировать их. Шаманы здесь будут полезнее докторов, так как последние хорошо работают в связке с тауренами, но не с бугаями. Второй игрок после первого апгрейда строит дополнительный барак и начинает производство катапульт унд бугаев в соотношении 2:1. Катапульты — очень мощный юнит, мгновенно уничтожающий магов противника (а также всех стрелковых юнитов ночного эльфа). Единственным их недостатком является низкий запас здоровья. Но при наличии щита из бугаев добраться до них будет проблематично. Начинать атаку вражеской базы целесообразно только при наличии пяти-шести катапульт. Тактика боя следующая: сфокусируйте огонь катапульт по магам и по юнитам без брони (охотницам, дриадам и т.п.), скастуйте заклинания массового поражения, которые есть у всех ваших героев, не забывая отводить раненых бугаев. Нага должна будет замедлять отступающих бойцов противника, а шаманы — использовать “Очищение” на вызванных юнитов врага (элементалей, зверей и т.п.) и кастовать “Щит молний” на стрелков врага. После того, как у одного из орков завершится второй апгрейд, исследуйте новые заклинания для шаманов и начинайте производство тауренов. Главное — не опоздайте с атакой.

Первый игрок: Ловец Духов; бугаи.

Второй игрок: Ловец Духов; бугаи.

Здесь все просто — оба игрока-орка выбирают в качестве первого героя Ловца Духов и заклинание, позволяющее вызвать “сторожевую змею”. Как только у каждого из вас будет по два-три бугая, сразу же атакуйте базу противника, параллельно застраивая ее башнями. Оба Ловца Духов в это время ставят змей по всему периметру поля боя. Так как последние требуют совсем немного маны, наставить их можно очень много. Очень важно вовремя отводить поцарапанных бугаев и точно направлять огонь змей, так как сами по себе они могут начать атаковать не юнитов, а героев, которые обладают врожденной сопротивляемостью к стрелковому оружию. После того, как один из противников будет уничтожен, один из игроков может начать апгрейд базы на тот случай, если оставшийся противник за это время успеет развиться.

Первый игрок: ФарСир + Нага; бугаи, шаманы, таурены.

Второй игрок: ФарСир + Нага; бугаи, доктора, таурены.

В данном случае ставка делается на быстрое развитие с целью мгновенной атаки застрявших после первого апгрейда противников. Бугаи производятся в минимальном количестве (достаточном только для защиты базы), герои атакуют героев, а Наги не дают отступать покалеченным юнитам. Как только у каждого игрока-орка появится два-три таурена и несколько прокачанных до максимума магов, следует немедленно атаковать врага, который, скорее всего, окажется не готовым к такому развитию событий. Единственная опасность в этом случае — возможность нападения противника до того, как вы соберете достаточное количество солдат. Для этого постройте пару башен на базе и старайтесь оперативно выводить из строя вражеские катапульты — при наличии Наг с этим проблем не будет.

В следующем номере будут рассмотрены тактики игры за другие возможные расовые комбинации.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь