25 января 2005
Обновлено 17.05.2023

В центре внимания "Стальные монстры"

В центре внимания "Стальные монстры" - изображение обложка

Самыми интересными и забавными играми в мире, безо всякого сомнения, являются игры, которые еще недоделаны. От обилия присутствующих в них “глюков”, недоработок, недокументированных возможностей, “читов” для отладки и прочих прелестей глаза разбегаются на первой космической скорости, а разум начинает петь восхищенные оды в адрес чистого, не затуманенного никакими условностями геймплея. Вот, например, возьмем игру “Стальные монстры” , над которой сейчас трудятся сотрудники питерской студии “Леста”. Только здесь из корпуса миниатюрного истребителя времен Второй мировой могут вырасти три пальмы. И ничего — летается вместе с этим зоосадом очень даже неплохо. Ничуть не хуже чувствует себя американский эсминец “Флетчер”, который, благодаря мимолетному капризу разработчиков, оторвался от привычной водной глади и взмыл под небеса. Кораблику такое положение дел даже нравится, и он, взбивая кислород винтами, усердно куда-то “плывет” (летит? перемещается?), то и дело пуская торпеды в мельтешащие под ногами цели и получая тумаков от вражеской ПВО. Красотища!

Боевые действия в этом мире, разумеется, ведутся по все тем же самым абсурдно-забавным правилам. Военная техника по нажатию одной клавиши “материализуется” из воздуха, бодренько направляется глушить врагов, а потом, по нажатию другой клавиши, отбывает в мир мертвых. Наконец, третья клавиша повышает маневренность самолетов, и вот уже бомбардировщики превращаются в смертельных врагов для истребителей. После сцены, когда промахнувшийся мимо наземной цели мастодонт Б-29 затормаживает, нагло “сдает” назад и, повиснув в воздухе как заправской НЛО, творит-таки свое черное дело, я не выдерживаю и требую от разработчиков издать “Стальных монстров” немедленно и с подробным описанием всех недокументированных возможностей.

Монстры в бою

Впрочем, покончим с шутками и перейдем к серьезному. Дело в том, что, судя по вещественным доказательствам, предоставленным мне во время второго визита в “Лесту”, у “Стальных монстров” есть все шансы стать одной из самых неординарных и интересных стратегических игр 2005 года. Одна подробная статья об этом проекте уже появлялась на страницах нашего сентябрьского номера, впрочем, для тех, кто по какой-то досадности не смог ее прочитать, можно запросто организовать краткий ликбез. Итак, “Стальные монстры” — это стратегия в реальном времени, с легким симуляторным гарниром, посвященная морской войне между США и Японией, проходившей в 1941-1945 годах на Тихом океане. Игрок здесь волен возглавить флот одной из двух держав и привести его к победе. На глобальном уровне, который был подробно описан в прошлой статье, ведутся захват колоний, добыча ресурсов, строительство кораблей, формирование из них эскадр и управление этими самыми эскадрами. Игра здесь проходит вдумчиво и нерасторопно: карта охватывает почти весь Тихий океан, расстояния огромны, и поэтому даже обнаружить противника иногда становится очень сложной задачей. Впрочем, любители “глобальных” стратегий с их скрупулезным игропроцессом вряд ли будут разочарованы данным режимом “Стальных монстров”. Ну, а тем же, кто предпочитает более динамичные игры, подойдет второй режим игры — тактический, когда в бою встречаются две группировки противников.

Наверное, почти всем известно, что война на Тихом океане началась с разгрома американского флота в Перл-Харборе — крупной военно-морской базе, размещенной на острове Оаху. Здесь США сосредоточили группировку из 93 кораблей и 394 самолетов. Гарнизон базы насчитывал более 40 тысяч человек. Утром 7 декабря 1941 года японская авиация, действующая со скрытно подошедшей к острову авианосной группы, нанесла удар по стоявшим на рейде американским судам. Всего за два часа США потеряли 4 линкора потопленными и еще четыре поврежденными. Кроме того, на дно отправилось десять более малых судов, а размещенная на острове авиация фактически прекратила свое существование. Потери нападавших составили всего 29 самолетов и несколько небольших подводных лодок, также участвовавших в операции. Эта победа позволила Японии получить господство на Тихом океане и всего за пару лет захватить несколько ценных плацдармов.

Виртуальная война Японии с США, разумеется, начинается с того же самого события. Сражение в Перл-Харборе является, пожалуй, одной из самых интересных миссий в “Стальных монстрах”. Каждая из сторон здесь обладает собственной, практически уникальной, тактикой. Так, при игре за США под наше командование поступают находящиеся на рейде суда (разумеется, здесь их не 93, а несколько меньше), которым совместно с береговой ПВО приходится отражать налет японской авиации. Сделать это весьма затруднительно: корабли сосредоточены в тесной бухте, поэтому разместить их таким образом, чтобы максимально усложнить работу нападающим, очень сложно. В свою очередь, при игре за Японию максимальное внимание следует уделять авиации, которая двумя волнами нападает на порт. Для победы необходимо правильно распределить цели и грамотно выбрать направления подлета к ним. Следует отметить очень высокую реалистичность миссии, учтен даже тот факт, что американцы смогли поднять в воздух небольшое количество истребителей. Так что обеспечивать защиту от воздушных нападений тоже придется. А вот после “почти честного” Перл-Харбора игровая кампания начинает преподносить сюрпризы. Ее течение, в зависимости от действий игрока, способно направиться как по реалистичному “руслу”, так и по нескольким альтернативным веткам, возникшим благодаря разбушевавшейся фантазии разработчиков. Поэтому может случиться так, что к концу игры вместо атомной бомбардировки Нагасаки вы будете крушить Сан-Франциско.

Получить доступ к “тактическим” миссиям можно, кстати, не только с помощью кампании. Каждый раз, когда при игре на глобальном уровне на карте сталкиваются две фишки-эскадры, есть возможность как автоматически рассчитать результат сражения, так и самому возглавить подопечный флот и постараться добиться как можно лучшего результата. Вот, например, разворачивающееся в открытом море сражение легендарного японского линкора “Ямато”, прикрываемого парой эсминцев, с американской эскадрой из двух линкоров и нескольких меньших судов. Несмотря на внешнюю простоту ситуации, вариантов ее развития очень много. Так, самураи обладают завидным технологическим преимуществом: главный калибр их могучего флагмана не только мощнее, но и, что куда более важно, значительно дальнобойнее орудий американских судов. Поэтому для японцев одной из лучших тактик является простой обстрел с большой дистанции, когда сами они будут недостижимы для противника. С другой стороны, эскадра под звездно-полосатым флагом обладает заметным численным преимуществом и, следовательно, американцам стоит постараться заманить самураев в ловушку, окружить их. Ну, а дальше можно либо навалиться всей компанией сразу (такого удара не выдержит даже “Ямато”), либо попробовать прорваться эсминцами на близкое расстояние и нанести удар торпедами.

За штурвалом

Несмотря на всю нестандартность процесса, управление “Стальными монстрами” особых нареканий не вызывает и приспосабливаешься к нему очень быстро. Так, если в глобальном режиме все-таки не спрятаться от огромного количества меню и команд, то тактический режим “рулится” примерно так же, как и любая стратегия: выделяем корабли курсором мышки и указываем, куда им плыть и стрелять. Для самолетов и подводных лодок немаловажно еще и задать высоту или глубину. Единственное заметное отличие — это скорость, с которой развиваются события. Сразу видно, что главными героями игры являются отнюдь не орки с эльфами, а тяжелые военные корабли, которым на совершение сложного маневра требуется достаточно много времени. Кроме того, некоторые проблемы может вызвать и авиация. С одной стороны, без ее участия в “Стальных монстрах” не обходится ни одна мало-мальски серьезная морская битва. Например, линкоры здесь обязательно несут пару гидросамолетов, которые используются для разведки. Ну, а появление в составе эскадры крупного авианосца вообще начисто меняет картину боя. И если не приспособиться, то эта самая картина запросто может превратиться в хаос: самолетов много, перемещаются они с огромными скоростями, поэтому управлять ими очень сложно. Но с другой стороны, игрок, который научится грамотно использовать авиацию, обязательно получит ценный подарок в виде нескольких новых тактик, которые можно успешно использовать против врага.

Если уж речь зашла о самолетах, то стоит упомянуть и “симуляторную” часть “Стальных монстров”. Да-да, в этой игре любой желающий запросто может сесть за штурвал “Зеро” или Б-29. Более того, в некоторых игровых миссиях этот героический поступок даже приведет к облегчению прохождения. Летная модель, разумеется, весьма далека от того же самого Ил-2 , но и совсем уж аркадной ее считать не стоит. Кроме того, на крупных бомбардировщиках доступны турели, получается замечательный тир. А при игре за японцев никто не запретит вам с криком “банзай!” направить крылатую махину прямо в палубу вражеского корабля.

* * *

Графический движок “Стальных монстров” по техническим особенностям мало отличается от своих собратьев. Однако, несмотря на это, картинкой, которую выдает игра, не устаешь восхищаться. И дело здесь в том, что морские битвы сами по себе потрясающе красивы. Статные линкоры и крейсеры крошат друг друга на заклепки не спеша, с расстановкой и какой-то особенной гордостью. Абсолютными антиподами выглядят снующие в небе самолеты, бой которых больше всего напоминает дележку игрушек в детском саду: что-то быстрое, суетливое и непонятное. Впрочем, несмотря на всю свою непохожесть, обе эти картины замечательно дополняют друг друга и вызывают море положительных эмоций.

Таким же положительным является и общее впечатление от игры в рабочую версию “Стальных монстров”. Думается, что в начале 2005 года, когда игра поступит на прилавки, впечатление игроков будет похожим.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь