Вайнштейн и недостаток бюджета: какой была первая версия «Властелина колец»
На портале Polygon появился материал о ранней версии экранизации «Властелина колец» Питера Джексона, которая могла состоять из двух фильмов.
Всё началось после работы над «Небесными созданиями» , когда Джексон и Фрэн Уолш заключили сделку с Харви Вайнштейном и начали заниматься «Страшилами» для Universal. Позже Джексон рассказывал, что пожалел о своём решении, но соглашения уже были подписаны.
Ради «Страшил» ему пришлось пойти на уступки Вайнштейну, который тогда работал в Miramax — продюсер считал, что, временно отпуская режиссёра к Universal, он оказал ему «большую услугу».
В процессе создания новой ленты Джексон и Уолш начали работать над своим фэнтези, однако постоянно возвращались к материалу Толкина.
В итоге Джексон попросил у Вайнштейна выяснить, кому принадлежат права на «Властелин колец», чем продюсер и занялся. Последний продолжал говорить постановщику, что они создадут три фильма — «Хоббита» и две ленты по «Властелину колец», тем самым обеспечив сотни рабочих мест в студии спецэффектов WETA.
Вайнштейн с трудом выбил права на материал у продюсера Сола Заенца , с которым они ранее работали над «Английским пациентом» , расставшись не при самых приятных обстоятельствах. Одной из сложностей была попытка исключить Заенца из процесса производства будущих картин.
Параллельно Universal, довольная «Страшилами», начала предлагать Джексону ремейк Кинг Конга , о котором он давно мечтал. Ещё 20th Century Fox манила автора своим перезапуском «Планеты обезьян». Но в итоге режиссёр выбрал именно Конга.
В ответ Вайнштейн впал в бешенство, заключив хитроумную сделку, благодаря которой он стал одним из продюсеров фильма и, каким-то образом, владельцем сценария «Влюблённого Шекспира». Но Universal всё-таки снова удалось заполучить Джексона, хотя последний пообещал Харви заняться «Властелином колец» сразу после «Конга».
А затем «Страшилы» провалились в прокате. Universal в ответ на это моментально зарубила «Конга» и свернула все наработки по проекту.
К этому моменту фирма Джексона вовсю занималась производством фильма, и их просто «выдернули» из процесса. В результате у постановщика не осталось выбора — он вернулся к Вайнштейну, занявшись «Властелином колец».
Поначалу Джексон и Уолш пытались адаптировать материал в виде двух фильмов — по большей части из-за отсутствия выбора. Вайнштейн был готов потратить лишь 75 млн долларов, причём на обе картины вместе.
Позже к производству подключился драматург из Новой Зеландии Стивен Синклэр , помощью которого авторы создали два сценария — «Братство кольца» и «Война кольца». Весь процесс занял около 18 месяцев, и в итоге все сошлись на одной мысли — они ни за что не хотят делать эти фильмы с Харви Вайнштейном.
Харви и его брат Боб не понимали изначальный материал и не особо верили в его успех, рассматривая всё это лишь в качестве нового проекта Джексона, который мог принести им денег. К тому же они не сказали автору, что сумма в 75 миллионов появилась из-за их соглашения с Disney — продюсеры не могли сделать фильм за большие деньги.
В качестве одного из методов «побега» от продюсера авторы выбрали «слив» сценариев, чтобы заинтересовать ими другие студии.
Тогда документы попали в руки автора оригинального эссе Polygon Дрю Маквини , который в тот период работал на сайте Ain’t It Cool — у Джексона были связи с этим порталом. «Слив» был организован таким образом, чтобы позже все участники могли уйти без суровых последствий. Никто не называл источников, а сайт не просили скрыть информацию.
По словам Маквини, в текстах уже присутствовали основные моменты и темы трилогии (важность Сэма в сюжете и т. д.), однако общее ощущение при чтении было такое, будто историю рассказывают на скорости «полтора». У сюжета не было времени на моменты спокойствия, а развитие персонажей часто терялось в угоду времени. В частности, это касалось Голлума.
Некоторые идеи существовали в ранней форме — изначально вступление для истории зачитывал Фродо , а не Галадриэль. А первый из двух фильмов завершался после встречи Сэма, Фродо и Голлума с Назгулами. Кроме того, в ранних версиях было много песен и дорожных баллад.
В конце концов Вайнштейн поставил перед авторами условие, которое они отказались выполнять — выпустить один фильм вместо двух с хронометражом в четыре часа.
После отказа Джексону предложили найти финансы где-то ещё, но с условием, что Вайнштейн получит все причитающиеся ему бонусы за «потраченное время». Вайнштейна бесило, что Джексон и Уолш не считали его основным начальником и рассматривали другие предложения. В целом, можно сказать, что Харви считал, будто его обидели.
По подсчётам студии WETA, на создание двух картин должно было уйти 150 млн долларов минимум. Когда сам Маквини читал ранние сценарии, то не верил, что эти фильмы вообще можно сделать за любые деньги. Не говоря уже про 75 млн долларов.
Но в итоге дорога привела Джексона и его соавторов к New Line Cinema , представители которой решили рискнуть и дать сценаристам больше творческой свободы.
По словам Маквини, отношение местных продюсеров полностью отличалось от Харви — они оценили материал и понимали его потенциал. Более того, они были рады расширить этот фантастический мир.
К тому же в этот период студия хотела перебраться на новый уровень в Голливуде — и проект как раз пришёлся им кстати. Поэтому они одобрили производство трёх фильмов, последний из которых особенно помог в развитии Голлума. К тому же именно на этом этапе в ленты добавили Энтов и Сарумана , заодно подробнее раскрыв многих второстепенных персонажей.
По мнению Маквини, если бы адаптация вышла в свет в первоначальном виде, то она бы напоминала экранизацию «Золотого компаса» — сумбурную и одновременно бездушную.
А в результате три фильма по «Властелину колец» навсегда вошли в историю кино. И их в очередной раз перевыпускают в прокат.