XIII век: Слава или смерть
Украинцы из Unicorn Games дебютировали очень не вовремя. Мы еще не отдышались после великолепной Medieval 2: Total War — Kingdoms , а тут как раз « XIII век: Слава или смерть », где практически то же самое, только уровнем существенно ниже.
Хотя на первый взгляд все вроде бы неплохо. Разработчики сконструировали три десятка исторических сражений и приготовили пять фракций — англичан, французов, немцев, монголов и, что особенно приятно, русских. Каждая кампания разбита на пять сражений. Так, например, став во главе русского воинства, можно принять участие в знаменитом Ледовом побоище, а играя за англичан, сразиться при Фолкерке с буйными шотландцами.
Сражения в кампаниях между собой никак не связаны, армии из миссии в миссию не переходят, и все, что от вас требуется, — любыми удобными способами выиграть бой. Даже если для этого потребуется угробить всю армию, а полководец погибнет под ударами вражеских мечей. Никакой макростратегической нагрузки «XIII век» не несет — мы последовательно участвует в заранее написанных постановках.
На самом деле этот правильный с точки зрения сохранения истории подход нанес ощутимый удар по увлекательности происходящего. Когда за тебя уже все сделано и остается только передвигать солдатиков, испаряется хрупкое чувство причастности к великому, которое блестяще транслирует Medieval 2. Если там мы самолично выбирали место боя, формировали армии, пестовали главнокомандующих и вершили судьбы мира, то в «XIII веке» остались лишь тягучие, как деготь, битвы. Обещанные взамен знаменитости вроде Александра Невского или Даниилы Галицкого ситуацию никак не улучшают. Все местные селебрети — это молчаливые мужчины, облаченные в глухие доспехи, и от прочих солдат их можно отличить разве что по надписям.
Между тем механика сражений почти полностью скопирована с Medieval 2. Только теперь перед боем не нужно расставлять войска, а каждое подразделение обладает пугающим количеством характеристик. Учитывается все: прикрыты ли фланги и тылы, рельеф местности, где расположен отряд, формация подразделения и т.д. По идее, нам необходимо внимательно отслеживать все эти показатели, на лету принимая верные решения — лучников ставить на вершинах холмов, кавалерию выпускать в поля, пехоту отправлять на болота.
На деле же битвы получаются скомканными. В первую очередь, удручают размеры карт. Сближение с врагом происходит стремительно, из-за чего толково расположить солдат удается не всегда. Во-вторых, компьютер не семи пядей во лбу, так что проще всего сразу уйти в глухую оборону, разнести бездумно атакующую кавалерию, а затем спокойно добить пехоту. Иногда, правда, враг сам сидит в защите. В этом случае складывается еще более смешная ситуация — достаточно продефилировать конницей рядом с окопавшимся отрядом, и тот свирепеет, разваливает защитный строй и устремляется в погоню. Остается точечным ударом разбить безумцев.
Чтобы хоть как-то усложнить нам жизнь, разработчики пошли на примитивный шаг, выдав противнику в два раза больше войск. При таком раскладе, конечно, тупо бросить всех солдат в атаку не получается при всем желании.
Внешность «XIII века» вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, приличная детализация юнитов, неплохие вода и деревья, с другой — дурная анимация, которая заставляет плакать. Мало того, что во время рукопашной происходит невнятное мельтешение, так еще и движения солдат состоят из одного удара и пары стоек. Хотя вот художники как раз постарались: нарисовали сотни уникальных гербов, соорудили непохожих друг на друга бойцов, а русских воинов невооруженным глазом можно отличить от их немецких коллег.
* * *
Главная беда «XIII века» в том, что, несмотря на ряд достоинств (точно воссозданная историческая обстановка, занятная геральдика), играть все равно чудовищно скучно. Тут нет ни шоу-элементов, ни внятной тактики. Битвы выигрываются парой отработанных приемов, а зрелищные бои и красивые кадры остались за бортом. Смущает и небрежность, с которой авторы подошли к текстам. Здесь постоянно проскакивают вопиющие опечатки, а шотландская область Фолкерк отчего-то упорно обзывается «Фалкирком». Что станется с «XIII веком» после выхода Empire: Total War , страшно даже представить.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — нет
Оправданность ожиданий: 50%
Геймплей: 6
Графика: 7
Звук и музыка: 5
Интерфейс и управление: 6
Дождались? Суповой набор из трех десятков исторических сражений, стабильно вызывающих зевоту. Medieval 2 может спать спокойно — конкурентов по-прежнему нет.
Рейтинг «Мании»: 6.0
«Выше среднего»