The Golden Compass
Бывают на свете игрушки, которые неискушенные геймеры покупают из любопытства, запускают всего один раз и затем жалеют о потраченных деньгах как минимум месяц. За полчаса знакомства «официальный проект по мотивам блокбастера» успевает показать свой гнилой оскал во всей красе. Вы наверняка помните интерактивные воплощения «Человека-паука» и, например, «Пиратов Карибского моря», беспощадно разрушающие нервную систему. Как и ожидалось, новоявленный « Золотой компас » ( The Golden Compass ) продолжил устоявшиеся отнюдь не славные традиции.
Бедный Йорик!
Если после очередной книги о Гарри Потере резко возрастают продажи метел и круглых очков, то каждый новый роман Филипа Пулмана из цикла «Темные начала» резко подстегивает спрос на котят, щеночков и другую домашнюю живность. Ведь мир, где правит Магистериум, а зверушки-деймоны невидимой нитью связаны со своими хозяевами, почти реален. Сомнения в том, что режиссеру «Американского пирога» Крису Уэйтцу по силам экранизация титулованного литературного произведения с двойным дном, терзали нас до самой премьеры. И не зря: получившийся фильм нельзя назвать шедевром кинематографа. Как и «Хроники Нарнии», лента не отличается ровной режиссурой и масштабностью действа, но все же очаровывает какой-то волшебной сказочной атмосферой. Чудеса и приключения с первых кадров окутывают заядлых любителей попкорна. Не заставило себя долго ждать и сопутствующее компьютерное развлечение от некогда славной студии Shiny Entertainment (создателей легендарного «Червяка Джима», угробивших себя посредственными проектами Enter the Matrix и Path of Neo ).
Сюжет The Golden Compass практически дословно повторяет сценарий одноименной ленты, слегка дополняя знакомую историю. Параллельный мир. В центре событий одиннадцатилетняя ученица Оксфорда Лира Белаква со своим деймоном Пантелеймоном. Чуть позже к ней присоединяется в прямом смысле бронированный белый медведь Йорик, говорящий голосом заслуженного Гендальфа Яна Маккеллена. Шлем, латы и две пары грозных клыков прилагаются.
Девочке предстоит распутать сложную интригу, а косолапому млекопитающему — проломить не одну магистериумскую черепушку, хитростью заставившую его вкалывать за полведра виски в день. Правда, на кровищу и мозги, растекающиеся по безмятежному белому снежку, Shiny не решилась. ESRB присвоила проекту щадящий детскую психику рейтинг «10+».
Раз уж речь зашла о духовной составляющей игры, замолвим слово и об эстетике. Движок генерирует вполне симпатичную картинку. Конечно, после всяких там «Кризисов» и «БиоШоков» обладатели четырехъядерных high-end-систем имеют полное право высокомерно поморщить нос, высказать свое презрительное «Фи!», но публика с запросами попроще кушает с треском за ушами и не жалуется. Когда просыпаются дизайнеры, перед нами открываются сочные пейзажи и аккуратно скроенные уровни. Мишка Йорик обтянут пушистой шерсткой, за бортом цыганского корабля плещется красивая водичка. Идиллию портят человекоподобные существа с тухлыми макаронами на голове, бессмысленными глазами и бледной кожей, отдаленно похожие на основных персонажей фильма. Тут слова излишни — внимание на красноречивые скриншоты.
А вот звук, без вариантов и сомнений, потрясающий. Еще бы, ведь саундтрек написан номинантом на «Оскар» Алехандре Десплатом. Хоть золотую статуэтку за недавнюю «Королеву» маэстро и не получил, это ничуть не умоляет его таланта.
Чудеса маразма
Маячащая где-то впереди радушная встреча с низкополигональным Дэниелом Крэйгом вряд ли является весомым аргументом для покупки The Golden Compass, а значит, по логике вещей, отдуваться придется геймплею. Увы и ах, но после долгих часов мытарств по сказочному миру разочарование от игрового процесса только крепчает. Сплошь и рядом хронические консольные болезни: чекпойнты, своенравная камера и еще много разной мерзости.
Едва игрок успевает нажать на кнопочку «Новая игра», его бросают в эпицентр бесхитростного, но все же экшена. Косолапый Йорик без стеснения одной левой раскидывает по углам целые стада нескончаемых волков (наглый респаун), уменьшает популяцию альтернативного Северного полюса, грозно рычит и грациозно перепрыгивает ямку за ямкой. Позже события переносятся на два месяца назад и под нашим началом оказывается хрупкая Лира. Мы к ужасу обнаруживаем, что капризная врушка (почему-то именно такой ее представили нам разработчики) совершенно не умеет драться. Геймплей делает финт ушами и скатывается до незамысловатой акробатики и бесконечных наискучнейших мини-игр. Спортивные упражнения заключаются в прыжках с платформы на платформу (верим, что разработчики ничего даже не слышали о Mario ), прогулках по перекладинам и пируэтах с ленивцем (в игре у Пантелеймона четыре ипостаси) вместо хлыста доктора Индианы Джонса. Про то, что живодерка Лира вытворяет с котом и птичкой, вам вообще лучше не знать. Меньше всего страданий выпало на лапы хорька — он просто выполняет функцию портативного сканера окрестностей, наподобие фотоаппарата Джейд из Beyond Good & Evil. Уровень на корабле предлагает нам нечто похожее на стелс, но, поверьте, ползать по палубе и кидаться в приспешников Магистериума снежками совсем невесело. Проходит несколько уровней — девочка и медведь находят друг друга. И снова экшен с использованием аж целых трех приемов. Мухи, садящиеся на монитор, — и те дохнут от скуки!
Многочисленные игровые диалоги постоянно прерываются на забавы вроде отстукивания простейших комбинаций и охоты на зеленые шарики. Либо разработчики и вправду думают, что детское мышление настолько примитивно, либо просто решили схалтурить. Искусственное затягивание геймплея сначала расстраивает, а после не на шутку раздражает.
Возня с альтиометром (Золотым компасом) вносит в игру хоть какой-то азарт. Нам дается загадка и ключевые слова. Каждую из трех стрелок прибора необходимо установить на символ, соответствующий подсказке. Например, змея подразумевает хитрость, а глобус ассоциируется с политикой. Если все сделать верно, прибор выдаст ответ. Значение символов наша юная героиня постигает, изучая окружение при помощи деймона. Первое время компас действительно увлекает — любители квестов а ля Myst будут счастливы. Но и этот светлый лучик быстро угасает. Виной тому простота и многократная эксплуатация головоломок с альтиометром.
* * *
В итоге — всесторонне бестолковая игра. Ни бонусные арты, ни интервью с актерами, ни видеоролики о создании фильма не стоят бесславно растранжиренного времени. Зачем мучить себя пародией на геймплей, если через пару месяцев милые сердцу фанатские плюшки можно будет найти на официальном DVD. Поиграйте лучше в « Ведьмака » или Unreal Tournament 3. Или еще что-нибудь — в действительно отличных играх сейчас недостатка нет.
P.S. А если в 2007 году вы не выполнили план по переведенным через дорогу бабушкам и забыли повесить перед домом скворечник, не удивляйтесь коробочке с The Golden Compass под елкой.
Рейтинг «Игромании.ру»: 2,0/5