Отель «У погибшего альпиниста»
Какой же отель — и без привидения? Без собственного фантома во фраке и с перерезанным горлом или, на худой конец, специально нанятого ухальщика-скрипельщика, который играет на нервах богатых постояльцев и добавляет перца их пресной и безвкусной жизни. Такие услуги оказываются куда более востребованными, чем какой-то пошлый бесплатный коктейль в гостиничном баре. Пугаться ведь прикольно!
Здоровяк Алек Сневар, хозяин отеля «У погибшего альпиниста», отлично усвоил это правило. Прямо с порога он начинал обрабатывать своих клиентов, замогильным голосом рассказывая истории о мертвом постояльце и его привычке ходить босиком по коридору. Но владелец и не предполагал, что в его уютном отеле поселятся пришельцы, а потом случится жестокое убийство.
Нецензурный детектив
Немногие сейчас помнят, что у популярной повести братьев Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста»» был подзаголовок «Отходная детективному жанру». Бдительные советские цензоры усмотрели в нем крамолу и заставили авторов убрать подозрительное — а вдобавок к тому, превратить буржуазных гангстеров непонятной политической ориентации в радикальных неонацистов. В ту пору страна активно боролась со всеми проявлениями реваншизма и националистических идеологий…
Сами братья вовсе не собирались писать агитку, ими двигало единственное желание сочинить еще одну историю «типичного английского убийства». Прямо как у британских мастеров детектива. Вот что рассказывает Борис Натанович: «Мы оба были большими любителями этого вида литературы, причем Аркадий, свободно владевший английским, был вдобавок еще и большим знатоком творчества Рекса Стаута, Эрла Гарднера, Дэшила Хеммита, Джона Ле Карре и других мастеров, в те годы мало известных массовому русскому читателю».
Настала новая эра развлекательной литературы. Околокриминальным чтивом забиты все магазины, но вот оригинальная версия «Отеля «У погибшего альпиниста»» так практически и не стала известной среди поклонников жанра. Ликвидировать эту несправедливость взялись киевские разработчики из компании Electronic Paradise. Не мудрствуя лукаво, они решили следовать каждой букве «сакрального» текста. И за этими своими стараниями они совершенно не прочувствовали того иронического настроения, которым пропитано все произведение Стругацких.
Долой унылые рожи!
Ну зачем — зачем было делать такие серьезные лица?! Ведь у Стругацких что ни персонаж — то шарж или карикатура. Будь то «невообразимо длинный и очень сутулый» гипнотизер Дю Барнстокр, или бесконечно тупая Кайса — «кубышечка, пышечка этакая лет двадцати пяти, с румянцем во всю щеку», или сам хозяин Алек Сневар со своей «грубой красной физиономией и шеей борца-тяжеловеса». Истинные мастера жанра, Стругацкие могут обходиться парой-другой слов, чтобы дать герою точную характеристику.
Это упрек даже не художникам, а создателям моделей персонажей, которые слепили таких унылых, а порой и угловатых граждан. Зачем было стремиться к фотографической достоверности (особенно — в случае с книгой)? Другое дело — здешние интерьеры и особенно пейзажи. Они практически безупречны. Снег, как и положено, ноздреватый, а горы — голубые, с крыши свисают гофрированные сосульки, а у крыльца понатыканы лыжи. Все как в оригинальном тексте. Эти красоты зачаровывают, но к ним, как ни печально, быстро привыкаешь. Особенно наматывая круги вокруг отеля в поисках заветного активного пикселя. Пиксель, родной, аууу!
Несмотря на все уверения разработчиков, среда получилась абсолютно статичной и мертвой. Хорошо, если на игровом экране найдутся два-три предмета, которые можно пощупать и подергать. Все остальные объекты — не более чем задник, еще один «нарисованный котел из каморки папы Карло», за которым, к сожалению, одна серая пыль и никакой волшебной страны. Те немногие вещи, которые хоть как-то отзываются на ваши действия, вызывают одну только скуку. Усталый Глебски снова и снова констатирует: «Это — часы, это — вечный двигатель». Естественно, такие банальные комментарии очень скоро начинают раздражать. Тем более в контексте бесконечного и крайне утомительного пиксель-хантинга.
Квадратное катаем?
Вдохновленные идеями мсье Сокаля , создателя Syberia и Amerzone , авторы соорудили похожий инвентарь, но вот нюанс — он оказался крайне неудобным и кривым. Не сразу понятно, какие предметы можно комбинировать между собой, а какие — только использовать на окружающей среде. Не говоря о том, что эта коробка с инструментами занимает половину экрана и к некоторым объектам сначала попросту не доберешься. Потом, многократно покликав кнопками мыши, понимаешь: нужно всего-то щелкнуть левой, потом правой, следом на предмет, и снова правой, чтобы зажигалка превратилась в привычный «умный» курсор.
Ах эти умные курсоры! По идее они должны упростить нашу жизнь до необычайности, на самом деле все выходит совсем иначе. Стрелка ведет себя очень нервно, и часто кажется, что ты обнаружил очередной активный объект, но это лишь иллюзия. При наведении на переход в новую локацию курсор становится ладошкой, очень похожей на финскую лопатку для телесных наказаний. Вроде бы все здорово и удобно, но вот нюанс — в процессе игры выясняется, что ты можешь использовать на эти зоны предметы из инвентаря. Взять и применить спичку прямо на точке входа в контору Сневара, чтобы сломать замок, — отдельного объекта «дверь» нет. Как догадаться об этом самостоятельно — непонятно. Так же, как и то, почему геймеру приходится обшаривать все углы экрана в поисках прохода в новую локацию?
Отель «У погибшего оптимиста»
Стругацкие рассказывали о том, как они работали над «Отелем»: рисовали планы помещений, просчитывали хронометраж, выверяли перемещения персонажей. Все эти факторы являются крайне важными, когда идет речь о «заковыристом, многоходовом и забойнейшем детективе с нетривиальной концовкой». В игре это обернулось хаосом и путаницей с предметами. Был «мальчик» — и нету. В одной из головоломок требуется использовать шланг, который валяется на полу в гараже. Ранее мы видели его не раз, но когда шланг действительно понадобился — он попросту пропал, растворился в свежем горном воздухе. Видимо, неправильно сработал сюжетный переключатель.
Немного разряжают ситуацию встроенные мини-игры: «Выпей рюмку и не пролей» (нужно удерживать центр тяжести), «На лыжах за мотоциклом» (требуется вовремя нажимать стрелки на клавиатуре и сохранять равновесие), «дартс» и Black Jack. Наиболее удачно реализован бильярд, что совершенно понятно: «Провинциальный игрок» делался при активном участии Electronic Paradise и парни хорошо разбираются в подобных настольных забавах.
Мыльные хлопоты
Не хочется выглядеть злыми и желчными критиками, а хочется повлиять на разработчиков, чтобы следующая их игроизация оказалась лучше и интереснее. В «Отеле» есть масса моментов, когда сердце начинает учащенно биться и ты понимаешь, что прикоснулся к тайне. Вот чемодан с загадочным, возможно инопланетным содержимым. Содержимое это потрескивает, мечет молнии — так почему нельзя покрутить шкалы, подергать переключатели? Просто так, безо всякой привязки к генеральной сюжетной линии?
«Отель» страдает болезнями плохого телесериала: сначала время тянется бесконечно медленно, ничего практически не происходит, но «в последней серии» события следуют друг за другом с космической скоростью. Итог — самые скомканные впечатления. Авторам просто не хватило режиссерского навыка, чтобы выстроить динамику, провести нас от пролога до забойнейшей кульминации. Да, пришлось бы пойти на некоторое упрощение геймплея, но что с того? Сокаль не побоялся и сделал ломовой триллер Sinking Island (о нем мы напишем совсем скоро), очень камерную игру с тремя десятками локаций. Но драйва от этого меньше не стало, напротив — сужая горизонты, Бенуа добился необычайного напряжения с давлением и в финале «взорвал свой паровой котел». В «Отеле» же все наоборот.