Обитаемый остров: Чужой среди чужих
Есть игры, от которых хочется зевать. Есть игры, от которых хочется плеваться. Есть игры, которые просто хочется сжечь на костре и не вспоминать никогда. Как раз в таких отлично разбирается студия Orion Games. Все проекты в ее портфолио – эдакие братья-близнецы, одинаково безобразные. Тут и « Чистильщик » четырехлетней давности, и недавняя « Территория тьмы »… жаль, но теперь в этой «семейке» оказалась и игра по мотивам романа Стругацких «Обитаемый остров».
Худой среди худых
Недавний квест « Землянин » (см. нашу рецензию), сделанный все по тому же самому роману, огорчил нас кучей просчетов, допущенных разработчиками при перенесении книжной атмосферы в игру. Впрочем, мы еще не знали, что будет в « Чужом среди чужих ». Такое впечатление, что разработчики если и знакомились с оригинальным произведением, то только в «кратком пересказе» (знаете, есть такие книжки для лодырей из старших классов). Иначе невозможно объяснить вездесущий бред, которым наполнен каждый элемент игры. Перепутанный номер саперного отряда (не 134, а 121) – это еще цветочки, ягодки впереди.
Так же, как театр начинается с вешалки, убогость «Чужого» начинается с сюжета. Старт обозначен очень коротким и скомканным рассказом в исполнении компьютерного Максима Каммерера. Буквально в одно предложение он умудряется уместить большую часть всех своих приключений на Саракше. А завершается и без того недлинный монолог словами о лагере заключенных. Ну, вот и все, приехали – пора играть!
С трудом укладывается в голове, но факт: на протяжении всей истории мы будем выступать в роли Максима-воспитуемого. В лагере начнем, в лагере и сдох… простите, закончим. Почему именно это не самое подходящее и не самое важное время выбрано разработчиками – вопрос посложнее загадки Сфинкса. Интересно было бы услышать ответ самих «орионцев». История, как уже понятно, развивается просто «могучими» темпами. Если в межмиссионных экранах загрузки вместо одного предложения появится целых два (и то с ошибками), можно считать это крутым поворотом сюжета и накалом страстей.
Вы возразите: « К черту сюжет! В «Послесловии» тоже сценарий не ахти, но какая вышла стратегия!» Да, конечно, но там Wargaming.net , а тут Orion Games, игры которых очень ровные, гармоничные, сбалансированные – ведь в них одинаково ужасно все. О геймплее говорить очень трудно, потому что нелегко однозначно определить жанр. Игровой процесс намного ближе к симулятору сапера, чем к шутеру: носимся по десятку с лишним локаций и обезвреживаем автоматическую технику. Думаете, интересно и необычно? Как бы не так! Пулеметов, танков, мин, турелей и прочей огнестрельной ерундовины здесь полно, а вот способ их уничтожения всегда один. Нужно всего-навсего подойти к опасному для жизни агрегату из «мертвой» зоны, нажать на кнопочку – и вуаля, миссия выполнена! Как можно заниматься этим всю игру – уму непостижимо.
В теории существует и другой вариант истребления автоматики. Правда, на практике он срабатывает один раз из ста. Речь о взаимодействии с окружающими объектами и хваленой физике. То есть мы можем поднять с земли булыжник, бросить его в сторону и нестись сломя голову к очередной несчастной турели, пока та реагирует на движение камня. Но все это сопровождается такими глюками, что лучше даже не пробовать. Возьмешь, бывает, железку, зашвырнешь, побежишь – а она, зараза, повиснет в воздухе…
Подрывная деятельность дополняется еще и экшеном (именно так, а не наоборот). Как и стоило ожидать, эта составляющая геймплея тоже выполнена отвратительно. Оружие никчемное, врагов мало – и слава богу! Эти уродливые модельки имеют наглость появляться из ниоткуда прямо перед глазами и являются поклонниками достаточно оригинальной тактической схемы. Суть ее заключается в том, что надо стоять на открытом месте, не шевелиться и вести неприцельный огонь. Удивительно и другое: наши противники – выродки. Видимо, такая своеобразная конкуренция между саперными отрядами: «Это я, я должен взорвать этот танк! А ты умри!»
Между миссиями игрок волен прогуляться по лагерю. Здесь мы можем услышать парочку дурацких фраз от сочувствующих или прикупить что-нибудь полезное в грядущий поход: например, аптечку или антидот. Совершенно ненужная часть игры.
Рожденный ползать
Все вышеперечисленные недостатки делают игру невыносимой. Вдобавок очень слабый звук и единственная мелодия (и та вторичная до мозга костей) в качестве саундтрека помогают продукту поскорее очутиться на последнем круге индустриального ада. С какой стороны к нему ни подойти, под каким только углом ни пялиться – все одно, отвратительно. Даже если предельно сконцентрироваться и повторять себе во время игры фразы «мне это нравится», «как интересно» и «я получаю удовольствие» – ничего не выйдет. И сами разработчики, сдается нам, это понимают. После каждой смерти героя вместо «гамовера» запускаются финальные титры, словно авторы хотят сказать: «Выйдите на рабочий стол и запустите что-нибудь поинтереснее». Частые вылеты и прочие глюки только подтверждают эту мысль.
Впрочем, один балл надо тоже заработать. «Обитаемый остров: Чужой среди чужих» получает от нас единственную конфетку – за неплохие (а местами – отличные) декорации. На некоторых локациях чуть ли не пахнет ржавым, тяжелым воздухом, которым наполнен этот радиоактивный мир. Что ж, назовем это голом престижа.
***Наверное, разработчикам из Orion Games самое время заняться рисованием обоев для рабочего стола – по крайней мере, картинки мрачненького радиоактивного будущего у них получаются красивые. Запускать же приложение «island.exe» не рекомендуется, даже если вы играете раз в полгода и готовы получить хоть толику удовольствия от любого паршивого шутера. Не надо – а то не дай бог возненавидите всю индустрию. На примере вот таких проектов надо проводить семинары для начинающих разработчиков на тему «Как не надо делать игры». Массаракш-и-массаракш, еще тридцать три раза массаракш!Рейтинг “Игромании.ру”: 1/5