Lost: Via Domus
Рейс Oceanic 815 терпит крушение над миловидным островком посреди Тихого океана. Части пассажиров чудом удается выжить. У многих в голове куча тараканов, за спиной — непростое прошлое, а в персональном шкафу — громадные такие скелеты. Идут дни, но спасение не приходит. Чем дальше «пропавшие» углубляются в дебри джунглей, тем больше мистических загадок подкидывает таинственный остров. Людей преследуют странные видения, их губят собственные страхи, алчность, глупость и таинственное бестелесное существо. Пассажиры авиалайнера оказываются не единственными людьми на этом забытом богом клочке суши. И даже когда спасение кажется очевидным — остров не спешит отпускать души своих пленников.
Параллельная вселенная
Телеверсия Lost (или «Остаться в живых», если по-нашему) — коробка с двойным дном. Если смотреть сериал абы как, перепрыгивать с пятого на десятое, делить героев на хороших и плохих — рискуешь ничего не понять и взвыть от отчаяния. Стоит только подойти к предмету вдумчиво — и ты уже «подсел». Соскользнуть почти невозможно. Via Domus усердно копирует дух оригинала. Это вам и разделение на эпизоды, и неслыханная консистенция страстей в последних двух минутах серии, и знакомая фраза «Previously on Lost».
Со ссылками на сериал разработчики переборщили: например, постоянные философские бредни Локка вскоре вызывают только сдержанную улыбку. Но есть вещи, которые вообще нельзя объяснить. Становится не до веселья, когда обнаруживаешь на дверях, что ведут к станции «Пламя», логотип «Лебедя», а в густых зарослях, вопреки логике — наблюдательные вышки «Других».
Ubisoft попыталась отойти от стереотипов игр по фильмам и вытащила из рукава новенького, ничего не помнящего фотографа Эллиота, в роли которого мы и выступаем. Вот только найти в полюбившейся истории место новому персонажу не так уж просто, даже если за спиной у тебя несколько отменных сценаристов и консультантов из числа «отцов» сериала. Еще сложнее завоевать сердце зрителя-игрока. Заставить его размышлять, сопереживать щетинистой кучке полигонов. Особенно если подконтрольный парень не обладает ярко выраженным характером.
Игровые будни напоминают Beyond Good & Evil и Myst одновременно. Из первой взяли фотоаппарат, из второй выкинули головоломки, и все это неумело перемотали изолентой. Получилось вполне жизнеспособное чудо, но со странностями. Чаще всего приходится бегать за предметами, лихорадочно искать взором флажки, улепетывая от «монстра», и шататься по пещерам, проклиная факелы, сгорающие со скоростью спички. Пистолет и три пули пригодятся только во второй половине игры. Всюду царит примитивизм. От безделья островитяне балуются бартером. Жаль, местная торговая система бессмысленна. По локациям в обилии разбросаны ценные продукты, а выменивать у торгашей вроде Сойера и Майкла попросту нечего.
Как и в телевизионном Lost, важнейшим инструментом раскрытия интриги и характера остались флешбеки (воспоминания героя). В Via Domus они интерактивны. Эллиоту необходимо воссоздать сделанную им ранее фотографию по обрывкам — это непросто. Игра не прощает даже малейших неточностей в снимке. После персонаж изучает ключевые предметы и с освеженной памятью возвращается к своим делам.
Достойная мини-игра всего одна, и смысл ее уходит к далеким головоломкам начала 90-х. Перед нами щиток с электрической цепью. Шаманя с перемычками, нужно добиться определенного напряжения на приборах. Порой приходится поскрипеть извилинами и повозиться. А вот простейшие компьютерные IQ-тесты в бункерах проходятся за несколько секунд.
Только для своих?
Семь глав охватывают события первых двух сезонов, и также содержат некоторые объекты и сооружения из третьего. История «проглатывается» за вечер и оставляет ошалевшего от неожиданной концовки игрока в легком смятении. Одни сцены Lost: Via Domus пробирают до мозга костей, другие походят на неуклюжий памфлет. Все, что не запрещено сценарием, разрешено? Размечтались. Не верьте пресс-релизам, кричащим о свободе передвижения и ветвящихся диалогах. Инакомыслия не будет. Дымок — пожалуйста. Загадки — извольте. Но как только Эллиот сворачивает со своей прямой дорожки, невидимая рука Большого Брата мгновенно хватает его за шкирку и бесцеремонно возвращает на исходную позицию. На этом фоне мелочи вроде отсутствия возможности промотать видеоролик забываются быстрее, чем новый хит Тимати.
Остается вопрос: для кого делалась эта неповоротливая компиляция? Для дотошных фан-боев? Подавляющая их часть вряд ли оценит дыры и глупости в сценарии. Остальные либо не поймут, с чего это кореянка заговорила по-английски, почему изменился Чарли и куда делся Майкл, либо их добьет уродливый, невыносимо скучный геймплей. И пусть вас не привлекает папка с бонусами, достающимися при фотографировании памятных объектов из сериала. Поверьте, скудная подшивка концепт-артов не стоит таких усилий. Куда аппетитнее секретная локация, открывающаяся после внимательного изучения пляжа в четвертом эпизоде на предмет чисел «4, 8, 15, 16, 23, 42», или комната с гигантским магнитом.
Движок разработчики из Монреаля опять одолжили у Ghost Recon: Advanced Warfighter , предварительно скрутив с него всю физику. Технология Yeti старательно прикрывает рыхлое тельце Via Domus гламурными фильтрами и рафинадом из шейдеров. Отчасти эй это удается. Расплата за детализацию — частые подгрузки и скромные по протяженности локации. Лица персонажей — отдельная кошачья баллада. Сходство физиономий и фигур «мама ситы» Клэр, пончика Херли, иракского изувера Саида и чудика Дезмонда с реальными прототипами до смешного условно. Ресницы, кстати, отчего-то есть только у дам и Эллиота.
Еще одна пакость прокралась довольно неожиданно. Ubisoft объявляла, что над озвучкой игры работают актеры из сериала, да вот о деталях скромно умолчала. Как оказалась, «своими» голосами заговорила только часть персонажей Lost: Дезмонд, Бэн, Том, Михаил, Клэр и Сун. Остальные актеры набирались извне, так что на уши сваливается карикатурное и бездарнейшее подражание интонациям Саида, Джека, Лока, Херли, Джульет и компании. Особенно повеселил псевдотехасский выговор Сойера. Зато к музыкальным аранжировкам Майкла Джаккино у нас претензий нет.
* * *
Если бы Via Domus делали в России под надзором какого-нибудь известного оперуполномоченного, то ее бы наверняка обозвали «игрой-реконструкцией». Бегать по «Черной скале», топтать монорельсовые джунгли, срисованные с телеэкрана, да собирать консервы в четырех (включая секретный) бункерах интересно исключительно в познавательных целях.
Налицо простая хитрость канадских ремесленников: побольше раскрученных сериальных «фишек» да поменьше интересного геймплея. Lost можно смело назвать разбалансированной и недалекой во всех смыслах игрой. Но несмотря на это, нетребовательным поклонникам одноименного шоу она вполне может придтись по вкусу. Горький осадок появится через пару дней, а там и до разочарования недалеко.
P.S. 27 марта выйдет локализованная версия Lost: Via Domus от компании «Новый диск». К работе над игрой были привлечены актеры, озвучивающие телеверсию в России. Интервью с ними читайте в скором времени на «Игромании.ру».
Рейтинг «Игромании.ру»: 2,5/5