Warhammer 40 000: Soulstorm
В жестокой, брутальной вселенной Warhammer 40 000 у женщин особое положение. Это не хранительницы домашнего очага, призванные рожать и воспитывать новое пушечное мясо для бесконечных войн, и не томные воздыхательницы, бросающие в воздух чепчики при виде бравых имперских гвардейцев. Здесь царствуют Сестры битвы (Sisters of Battle), хрупкие девушки в громоздких доспехах, с фанатичным блеском в глазах, слепой верой в Императора и бензопилой вместо иконы.
Сестры просят огня
Sisters of Battle — эти специфические амазонки — визитная карточка нового, третьего по счету дополнения к культовой стратегии. Вообще, Warhammer 40 000: Dawn of War — Soulstorm , авторства недавно почившей (минута молчания!) Iron Lore , открывает доступ к двум новым расам, но воинственные женщины, безусловно, вне конкуренции.
Во-первых, у этой фракции крайне интересный набор юнитов. Тут есть, например, дамочки, специально обученные искать и добивать раненых противников. Есть полуголые маньячки с бензопилами и закованные в броню воительницы с огнеметами. Есть серафимки, которые могут вдохновлять союзников на подвиги и запрыгивать за спину врагам благодаря реактивным ранцам в виде ангелоподобных крылышек. Наконец, есть огромный двуногий «мех» Penitent Engine («Механизм раскаяния»), который управляется и подпитывается страданиями грешницы, закрепленной на броне. Потрясающее, надо сказать, зрелище. Спецюнит у Сестричек — тоже женщина. «Живая святая» с огромным нимбом над головой готова поливать огнем все живое, аки дракон. Нашлось место в этой компании и мужчинам, но они не нарушают традиций воинственного матриархата, не лезут поперек мамки в пекло и выполняют в основном функции поддержки. Исповедник (Confessor), к примеру, автоматически усиливает атаку всех девушек вокруг.
На все специальные приемы, то бишь заклинания, расходуется Вера, которая у Сестер является третьим, уникальным ресурсом. Генерируется она самими юнитами на поле боя, правда, не всеми, а только наиболее преданными (faithful unit), которые посему особенно ценны. По сути, это аналог маны, позволяющий активировать защитные и атакующие заклинания. Среди последних есть даже гневные обличительные речи, в буквальном смысле ошеломляющие врага. Искренняя Вера действительно творит чудеса: у лидера Сестер — Селены Агни — даже самое первое, базовое заклинание может ослеплять противников. Кроме того, ее Вера воскрешает павших faithful units.
На этом фоне Темные эльдары (Dark Eldar) — вторая новая раса в Soulstorm — выглядят более привычно. Если Сестры — это необычная помесь амазонок, средневековых паладинов и Святой Инквизиции, то Dark Eldar ближе к банальным темным эльфам с их врожденной жестокостью. Сходств много: Темные эльдары обожают пытать (им служат измученные пытками рабы), делают ставки на быстрые смертоносные атаки, питают особую слабость к ядам и коротким клинкам, особенно если вторые смочены первыми. И вообще у них острые ушки. При желании можно разглядеть и аналогии с нежитью из вселенной Warcraft: похожее оформление зданий, клетки для заключенных, с помощью которых увеличивается предельная численность армии… А уж сбор душ павших врагов мы и вовсе видели в десятках других проектов. Души — это третий ресурс, аналог Веры у Sisters of Battle: они превращаются в энергию, необходимую для заклинаний. У лидера Темных, Архонта Тарила, есть шесть смертоносных приемов, тоже, впрочем, стандартных. Среди них ядовитый дождь на головы врагов, увеличение атаки у дружеских юнитов, похищение душ, уменьшение морали у противника и, наконец, soulstorm, давший название аддону. Этот поток негативной энергии снижает скорость перемещения и силу вражеских войск.
Есть, конечно, и своя изюминка: Архонт Тарил, например, может призывать персональных телохранителей, инкубусов. Среди юнитов есть весьма любопытные бойцы, передвигающиеся на воздушной доске, словно адские серфингисты. Нашлось место даже четвероногим демонам, которые быстро выходят из-под контроля.
А им летать охота
В Soulstorm обе фракции неплохо вписались в общую картину, придав ей, так сказать, изюминки и остроты. Сестры делают ставку на вдумчивое строительство. Они особенно эффективны против пехоты, которую быстро превращают огнем и мечом в сочный шашлык, а вот с техникой бороться им уже сложнее. Темные эльдары больше уповают на скорость и различные смертоносные заклинания. В ближнем бою им почти не находится равных. Зато у них нет оборонных турелей на базе — приходится действовать активнее и постоянно прессинговать врага.
Нет особых проблем в плане баланса и с большинством новых юнитов. Тут все в лучших традициях серии: одни эффективны против пехоты, другие — против техники, кто-то делает ставку на ближний бой, иные же предпочитают борьбу на расстоянии. Нюансов множество, но неурядиц не возникает — на всякий плюс тут найдется свой минус.
Опасения вызывало другое: появление авиации. Да-да, в Soulstorm все 9 фракций обзавелись, скажем так, летательными средствами. Преимущества авиации (мобильность и неуязвимость для некоторых пеших юнитов) могли существенно перекроить баланс, точнее — свести его на нет. Однако разработчики приняли ряд важных правильных решений, а именно — запретили самолетам захватывать контрольные точки. Кроме того, каждая фракция обладает летающими юнитами только одного типа. Так, имперская гвардия получила бомбардировщик «Мародер», Некроны — боевых скарабеев, а Темным эльдарам выдали быстрый истребитель Raven.
Авторы очень старались сохранить точечный баланс. В итоге тот же истребитель Raven слаб на броню, а Сестры не могут быстро пересечь полкарты в брюхе воздушного транспорта, чтобы высадиться возле ключевой точки. Будьте добры — тряситесь в БТР.
Какие-то недочеты, конечно, есть. Так, Reaver Jetbike у Темных эльдаров самолетом не является и контрольные точки захватывать может. А это, если учесть повышенную скорость и маневренность глайдера, становится очень серьезным преимуществом. Кроме того, их авиация может выводить из строя вражескую технику. Наконец, Эльдары способны стрелять на ходу из транспорта. Есть также мнение, что орки и Темные недостаточно сбалансированы между собой. Но эти нюансы не настолько критичны, чтобы можно было говорить о каким-то явном дисбалансе, мешающем полноценным сетевым побоищам. В мультиплеере, который по традиции является основным блюдом игры, против каждого приема найдется свой лом. Особенно после патча, который уже в скором времени подлатает баланс. Правда, учтите: чтобы опробовать на новых картах в онлайне все девять рас сразу, нужно установить не только Soulstorm , но и предыдущие дополнения вместе с оригиналом. Для прохождения одиночной кампании делать это совершенно необязательно. Зато в мультиплеере появилась новая система званий и наград, которые выдаются за особые достижения.
Девять рас на одну аномалию
Новая сюжетная кампания, как и в предыдущем дополнении Dark Crusade , разворачивается на глобальной карте. В пошаговом режиме мы выбираем, на кого нападать, проводим ревизию собственной армии, перемещаем войска, укрепляем территории. Здесь же, на карте, снаряжаем героя новым оружием и шмотками, купленными на заработанные в боях специальные очки. Сражения происходят на трехмерных картах, где перед нами, как правило, стоит одна из двух задач: либо захватить и удержать более половины контрольных точек, либо вынести главную базу врага. Полем битвы теперь является не одна планета, а целая звездная система из семи небесных тел, которые нам нужно захватить, предварительно выбрав любую из доступных фракций.
Ничего выдающегося сценаристы в Soulstorm не придумали. В системе Каурава разбушевалась космическая аномалия неизвестного происхождения, что привлекло внимание всех рас. Стартовые условия у них разные: например, Темные эльдары могут сразу же и в любое время перелетать между планетами, зато Сестры битвы начинают свой крестовый поход с уже отстроенной базой. Основные сюжетные диалоги и пафосные ролики начинаются при захвате столицы каждой фракции. Тогда же существенно преображаются и сами миссии: вместо банального выноса базы появляются дополнительные поручения и неожиданные интриги.
В целом история в Soulstorm получилась достаточно простенькая, банальная, значительно уступающая по увлекательности оригинальному Dawn of War. Да и трудно было от авторов Titan Quest ждать каких-то сюжетных откровений. Ролики тоже не очень впечатляют, даже по сравнению с Dark Crusade: вроде такие же брутальные, но без искры. Усугубляет впечатление и откровенно устаревшая графика: угловатые модели, размытые текстуры…
Но сюжетную вялость с лихвой искупают битвы за столицы — соль одиночной кампании. Обстановка на поле боя постоянно меняется (сценаристы на лету обновляют старые и подбрасывают новые задания), а стычки происходят на нескольких фронтах. Сражения здесь настолько яростные, что заставляют по максимуму использовать все свои стратегические способности. Здесь же частично реабилитируется и графика: в гуще яростной сечи на первый план выходят сочные спецэффекты и шикарная анимация.
* * *
Warhammer 40 000: Dawn of War — Soulstorm далеко не идеальное дополнение к одной из лучших стратегических игр нашего времени: вялая сюжетная кампания, очень спорное добавление авиации и откровенно устаревшая графика. Но если рассматривать игру как мощный мультиплеерный снаряд, то она определенно стоит потраченных денег: две новые интересные фракции, перекроенный баланс, яростные битвы и пара десятков новых карт в онлайне, где можно оттачивать свое стратегическое мастерство, — весомые причины, чтобы принять это дополнение как родное.
Рейтинг «Игромании.ру»: 4/5