Вторая мировая. Нормандия
Говоря о военно-исторической стратегии, сложно удержаться от заплыва по волнам, так сказать, памяти нашей – поэтому мы решили себя не сдерживать. Не захлебнитесь, читатель, сейчас вы вновь услышите, что «Вторая мировая» стала, пожалуй, самой известной российской стратегией, созданной по мотивам одноименного конфликта. Да и неудивительно: на протяжении довольно внушительного срока разработки издатель вещал о реализме от знаменитого «Ил-2» , но в игре про танки. Однако ж к моменту выпуска «ВМ» была больше похожа на обычную RTS, нежели на достоверный симулятор наземных сражений, – а это, мягко говоря, не соответствовало ожиданиям донельзя доверчивых пользователей. Дружно поплевавшись, поклонники варгеймов и warcraft’ов расползлись в разные стороны с твердым намерением никогда не встречаться вновь.
Война remastered
На наше с вами счастье игрой заинтересовалась компания Battlefront.com и даже изъявила желание стать ее зарубежным издателем. Разглядев «ВМ» поближе, буржуи (на счету которых, на минуточку, разработка серии Combat Mission ) предложили «одинэсовцам» произвести ряд усовершенствований в механике и, таким образом, переориентировать проект на хорошо освоенный ими рынок варгеймов. Пораскинув мозгами, русские согласились с нерусскими, и работа закипела. Проверялись ТТХ каждой шестеренки, приводились к общему знаменателю игровые данные, компьютерные солдаты зубрили армейские уставы разных стран и переоблачались в исторически достоверные подштанники, а системы обнаружения врага и расчета повреждений усложнялись… В результате совместных усилий «1С» и Battlefront.com спустя 16 месяцев после первого (российского) релиза, наконец, получилась именно та игра, в компании с которой не стыдно провести несколько вечеров или даже месяцев – «Вторая мировая. Нормандия».
Картина при этом в любой из вечеров вырисовывается обычно следующая: укомплектовываем свою роту бойцами и бронетехникой и выдвигаемся к расположению противника. Поражаясь тотальному отсутствию каких-либо «лайфбаров», читаем в интерфейсе: «рядовой Силантий Еремеев, здоров, боевое настроение бодрое, вооружение – винтовка Мосина и 3 РПГ-40». Силантий между тем, заприметив среди дерев врага, вскидывает к плечу винтовку и бьет без промаха, потому что у него есть медаль «За Отвагу», а навык «меткость» развит до 90.
Обнаружив основные силы врага, выдвигаем вперед танки – эти давят всех почем зря и грязи не боятся. Но враг, подлец, все портит: начинает прореживать нашу братию минометным огнем – опасной пакостью, что подарили ему добряки-геймдизайнеры. Без поддержки пехоты танки становятся легкими жертвами затаившихся в кустах гранатометчиков. Получив гранатой в брюхо, одна из машин загорается, еще пара «тридцатьчетверок» отделывается сбитыми гусеницами и легким испугом. Невесть откуда взявшиеся асы Люфтваффе (канальи!) довершают общий бардак.
Но по счастью, война – это не покер, все может измениться в любой момент. Мы вызываем на подмогу звено истребителей и устраняем крестокрылых летунов. Беглый осмотр личного состава, уцелевшего после минометного полива, показывает, что Иванов легко ранен, у Петрова паника и расстройство ума, а Сидоров расстрелял все патроны и просит еще, дабы успокоить распоясавшихся фаустпатронщиков. Подоспевшее подкрепление помогает нам уничтожить артпозиции неприятеля, захватить уцелевшие орудия и занять оборону. Однако это еще не все: через пару минут немчура попытается отбить утраченные территории. Удастся ли? Обязательно проверим. А потом еще раз, и еще – искусство войны можно оттачивать до бесконечности.
Здесь стоит как раз вспомнить товарища Сталина, который любил военные игры не меньше вашего. «Время покажет» – говаривал Иосиф Виссарионович, пыхая трубкой. Чаще всего время показывало, чьи сегодня тапки и какого цвета флаг будет полоскаться над Рейхстагом. В нашем же случае время показало, что при должном подходе и старании из неоднозначной RTS можно сделать труъ-варгейм, который будет издан в заграницах, где до крайности избалованная аудитория и много диких обезьян.
От Москвы до Кана
Пока программисты успешно боролись (и в итоге доборолись) с падучей болезнью сетевого кода, войнотворцы-дизайнеры заготовили для игроков новые испытания на крепость нервов, мозгов и зубов.
Две новые кампании, вошедшие в релиз, рассчитаны на ветеранов «Второй мировой» и ловко разнесены в пространстве-времени. Первая из них, «Битва за Москву», в течение десяти боевых эпизодов повествует о героической обороне советской столицы в 1941 году. Как вы, возможно, помните со слов школьной «истерички» Мариванны, тогда немецкие интервенты довольно бодро прорывались к Москве, но крепко пострадали от жутких морозов, тотального бездорожья и зверской красноармейской смекалки. Собственно, «Битва за Москву» – об этом: что ни битва, то апофеоз военной хитрости. Первая же миссия, «Подвиг панфиловцев», предлагает игрокам отразить натиск нескольких танковых колонн силами сотни бойцов и двух арторудий. При этом, чтоб вы понимали, пресловутый подвиг переместился в игру отнюдь не из газетных агиток про «20 героев одолели танковую колонну», а воссоздавался на основе архивных документов. Хватит умения объегорить генералов вермахта – сможете считать себя по меньшей мере мини-Жуковым. Или даже квази-Сталиным.
Вторая кампания – та самая «Нормандия», что угодила в подзаголовок продукта. Здесь уже мы воюем на стороне немцев и командуем элитными танковыми войсками, оснащенными по последнему слову тогдашней техники. Особенности кампании соответствующие: кругом ветераны, бьющие белке в глаз с двух километров, да «железо» образца 1944 года – для любителей танковых побоищ натурально благодать. Враг, впрочем, тоже не дремлет: отсутствие толковых бронемашин союзники лихо компенсируют с помощью авиации, которая – уж поверьте – выкачает из PanzerLehr-овских жил не одну цистерну тевтонской кровушки.
Что еще?
У новых кампаний есть еще одна общая черта – timeline. После выпуска «Второй мировой», напомним, многие пользователи недоумевали, отчего интервалы между битвами случаются до полугода. Мол, как же так, и на каких-таких санаторных курортах отдыхали все это время наши бравые бойцы? Пораскинув мозгами, разработчики решили исправить ситуацию. В итоге в обеих новых кампаниях события происходят в течение одного месяца – ближе к правде и нареканий вызывает сильно меньше.
Напоследок отдельными словами хочется расписать новую одиночную миссию «За линией фронта», словно сбежавшую из знаменитого игробоевика про советских коммандос. Суть ее в том, что игрок, командуя десятком опытных диверсантов, должен просочиться в тыл врага, набедокурить там по полной программе и тихонько отчалить в неизвестном направлении, оставив ничего не понимающего противника в крайне унылом состоянии духа. Развлечение рассчитано на особо одаренных ценителей скрытных операций – если вам не проходилось зябнуть в окопах под Селигером или гореть в танке близ Прохоровки, то лучше не строить из себя «рэмбу» и поднабраться боевого опыта. Благо есть где.
Тем же, кто никак не может уняться и по-прежнему твердит «мало, мало», алчно шкрябая когтями по клавиатуре, мы искренне рекомендуем обратить внимание на мультиплеер, skirmish, пользовательские модификации или же генератор миссий. C помощью последнего всего за шесть щелчков мышью можно создать любую, пусть даже самую сумасбродную боевую ситуацию – например, устроить избиение младенцев в духе «пара ИС-2 против стада «кубельвагенов». Более того, генератор поможет решить извечные споры касательно силы русского супротив прусского и прочего оружия, поскольку теперь организация серии боевых испытаний – это вопрос пяти минут.
Ложка в бочке
Нельзя сказать, что «Вторая мировая» в своей третьей итерации совсем уж безупречна. Целеустремленный злопыхатель обязательно отметит чрезмерное влияние генератора случайных чисел на исход сражений, попеняет на недостаточную очевидность происходящих в игре событий и обязательно примется сетовать на довольно алчные требования к системе при довольно скромных изобразительных возможностях. Параллельно хор воинствующих старперов не преминет сообщить вам, что, мол, в Close Combat и Combat Mission все было иначе и поэтому разработчики «ВМ» просто обязаны гореть в аду. Все это, с оглядкой на проделанную работу, сущие мелочи.
Что ж в итоге? «Ил-2» без крыльев, зато на гусеницах? Да. Спустя пятилетку напряженного труда и год обработки разнокалиберными напильниками мы, наконец, получили варгейм-монолит, который – как ни крути – на данный момент является самым что ни на есть альфа-самцом в стае варгеймов о Второй мировой. Существует, разумеется, некоторая вероятность, что львиную долю положительных изменений в происходящем на поле брани безобразии смогут заметить лишь матерые знатоки военного дела, но этот малозначительный факт нисколько не умаляет ни достоинств игры, ни заслуг разработчиков.
Рейтинг «Игромании.ру»: 4/5