Sam & Max: Season 2 — What’s New, Beelzebub?
Из-за большой любви к Sam & Max у нас какое-то время находилось научно-популярное объяснение тому, что происходит с сериалом на протяжении второго сезона. Применялись термины «постмодернизм» и «самоирония». Но юмор бывает коварным. Одно дело — смеяться над шутками, совсем другое — смеяться над шутником. И наконец, совершенно крайний случай — смеяться над шутником, который как раз этого хочет. С Telltale совершенно непонятно: их игры давно превратились в своего рода самодостаточный гипертекст — ссылки на самих себя, шутки про самих себя, перемигивание в камеру.
В случае с What’s New, Beelzebub? , финальной серией второго сезона, сложно понять, кто над кем смеется, а главное — почему. Поймите нас правильно, с обычным юмором тут все в порядке: классические one-liners, то есть односложные шутки, никуда не делись, игра слов на месте, визуальные гэги и скачки на могиле американской культуры тоже не испарились и соответствуют уровню сериала. Это все еще хуже, чем практически любой эпизод первого сезона, однако Telltale все-таки держат планку.
Но вот пресловутое самоцитирование (самоповторы, постмодернизм — назовите это как угодно) достигло тут космических высот. В качестве финала сезона Telltale планировали порадовать всех, выдав вместо традиционного обмылка солидную адвенчуру, прохождение которой заняло бы несколько часов. Каким способом это достигнуто? Очень оригинальным: они взяли все локации, которые только смогли вспомнить, собрали всех-всех-всех персонажей и прокрутили их в творческой мясорубке еще раз. Для тех, кто все еще находит этому разумные объяснения, у нас есть пара терминов получше. Тем не менее в финальной серии сезона и (предположительно) сериала вообще Telltale хватает наглости проделать старый, беспомощный, всем ненавистный трюк в очередной раз. Такова на текущий момент их прощальная реплика.
Неудивительно, что подобная практика отразилась на сюжете и привела к тому, что Sam & Max давно превратился в мешанину из абсурда и нелепейших комбинаций, где участвуют все (притащенные за уши) герои. Помните этот прием, когда всемирным заговором руководит какой-нибудь мелкий и знакомый нам с первых частей неудачник? Сколько раз они это использовали? Двадцать, тридцать? Не поверите, но в последней части они использовали это снова. За страшной правдой скрывалась еще одна, более страшная. И, кстати, шутки на тему всемирного заговора перестали быть смешными предположительно двести лет назад.
Зато последний эпизод действительно играется дольше, чем предыдущие части, и в этом большая заслуга его головоломок. Отчасти это можно объяснить их неочевидностью: ложные ходы, обилие локаций, предметов, персонажей, свободы перемещения и слабая чувствительность игры к нашим действиям сыграли тут свою роль. Головоломки и правда сложнее, чем обычно, а многие из них, не побоимся этого слова, изящны. В моменты озарения вы непременно вспомните старые квесты LucasArts. Кстати, не стесняйтесь использовать систему подсказок — она тонко настраивается и вообще является маленьким шедевром юзабилити.
Двоякое впечатление оставляет картинка. Подземный ад, в котором происходит основное действие, сильно выигрывает на фоне переработанных старых локаций, но восторгов не вызывает. Самое красивое в нем — двумерный задник, изображающий огненные просторы в стиле The Curse of Monkey Island.
* * *
А теперь — некоторая объяснительная той оценке, что вы сейчас видите внизу. Если отбросить наши претензии культурологического толка, What’s New, Beelzebub? (отличное, кстати, название: «Что нового, Вельзевул?»), безусловно, лучшая серия второго сезона. И если вы, как и мы, следили за Сэмом и Максом с самого начала, пропускать эпилог было бы просто глупо. Это такой выход на поклон под аплодисменты публики. Telltale вот уже второй год подряд в одиночку заняты возрождением классического юмористического квеста имени LucasArts. И, положа руку на сердце, любая их неудачная шутка стоит половины какого-нибудь Jack Keane.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 8,0
Графика: 7,0
Звук и музыка: 7,0
Интерфейс и управление: 9,0
Дождались? Довольно остроумный выход на поклон: Telltale водят на сцене хоровод из всех персонажей, локаций и ситуаций обеих сезонов. Наши восемь баллов — за жанровые достижения и культурный вклад.
Рейтинг «Мании»: 8.0
«Отлично»