Space Siege
Space Siege , как принято говорить в таких случаях, игра сложной творческой судьбы. Почти до самого релиза было толком непонятно, что же получается у студии Криса Тейлора. С одной стороны, налицо все признаки наследницы Dungeon Siege , начиная с названия и заканчивая обещаниями разработчиков по поводу сюжета, игрового процесса и моральных метаний главгероя между человечностью и кибернетикой. С другой стороны, скриншоты и видеоролики буквально кричали о том, что ролевой части и морального выбора там нет и в помине, а есть один лишь экшен, экшен, экшен. Чаша весов покачнулась в сторону второго предположения после того, как мы ознакомились с бета-версией игры (о чем и рассказали вам в позапрошлом номере журнала), а сейчас настало время расставить все точки над i.
Продвинутый шутер
Приступая непосредственно к игре, первым делом понимаешь, что точек соприкосновения у Dungeon Siege и Space Siege фактически нет, за исключением пары мелочей. Это две совершенно непохожие друг на друга игры с разной механикой и разными целевыми аудиториями. Dungeon Siege была неторопливой Action/RPG с большими локациями, кучей квестов, сотнями предметов и возможностью сколотить вокруг героя группу единомышленников. Space Siege делает ставку на яростный одиночный экшен с быстрыми перестрелками, киданием гранат и судорожными кувырканиями в попытках увернуться от вражеского огня. Вы не найдете здесь ни инвентаря, ни дополнительных заданий, ни огромных уровней, даже разговоры между героями здесь проходят без вашего участия.
Еще больше отдаляет игру от прародительницы наличие простейшей физики. В нарушение всех правил противопожарной безопасности по космическому кораблю-колонии, внутри которого мы отчаянно боремся за выживание человечества, разбросано неслыханное количество взрывоопасных бочек и несколько видов газовых баллонов. Бочки и баллоны обычно аккуратно обставлены ящиками и балками разных размеров. Нетрудно догадаться, что будет, когда начнется стрельба: бочки взрываются, газовые баллоны отправляются в полет по извилистым траекториям, ящики эффектно разлетаются во все стороны.
Что самое удивительное, физика работает. Практического применения она не находит: редко когда от взрывов страдают враги, а летающие ящики вреда не наносят. Но это не мешает, подобно пироману, взрывать все, что взрывается, а потом наблюдать последствия своих действий. Просто потому, что ни один человек (мужского пола, по крайней мере) не сможет пройти мимо такого развлечения, особенно если ему за это ничего не будет.
В первые полчаса игры вообще кажется, что RPG сюда не завезли: вы бегаете по коридорам, расстреливаете врагов, а на экране при этом творится описанный выше беспредел. Но, конечно, Крис Тейлор не стал делать чистокровный экшен. Из него состоит процентов 80 игры. Оставшиеся 20 отведены развитию Сета Уолкера (главгероя) и робота Харви, вашего верного и единственного напарника до самого финала.
Если вы читали наш предыдущий материал, то уже знаете, что никакого опыта в игре нет, а есть запчасти, вываливающиеся из врагов и разного хлама. На специальных станциях шестеренки обмениваются на апгрейды для самого Уолкера, его оружия или робота. Еще Сету время от времени выдаются очки, которые можно потратить на улучшение боевых или инженерных навыков. Предполагалось, что сочетание этих двух систем (а также имплантатов, но о них ниже) приведет к восьми возможным вариантам развития главгероя.
На деле же таких вариантов оказалось вдвое меньше. Сбор запчастей все-таки сыграл роль традиционной прокачки с набором опыта. Метаться между собой любимым и роботом не придется: к последней трети игры все улучшения будут куплены, что в традиционных RPG означает достижение максимального уровня.
А вот очков умений на все не хватит, так что придется выбирать, как вы хотите играть: стрелять из больших пушек и принимать на грудь десятки ракет без тяжелых последствий для организма или же использовать гранаты, мины, турели и дронов разных видов.
К чему мы все это так подробно разжевываем: чуть ли не во всех интервью Крис Тейлор говорил о том, что из-за нескольких путей развития персонажа игроки захотят пройти Space Siege не один раз. И если бы упомянутые несколько путей сводились к двум вышеперечисленным (воин и инженер), то мы с Крисом ни за что бы не согласились. Но есть еще один выбор: пройти игру человеком или превратить Сета в киборга, заменив по ходу дела органические части тела на их железные аналоги.
Этот выбор оказался куда более значимым. Вот где RPG-половина Space Siege выступает во всей красе. Кибернетические части тела дают вроде бы не слишком большие бонусы: чуть-чуть увеличивается здоровье, скорость бега, шанс критического удара и тому подобное. Однако одновременно с их установкой открываются недоступные ранее навыки, делающие игру гораздо легче и, ближе к финалу, зрелищнее. Последнее обусловлено тем, что, установив железные руки и ноги, Уолкер сможет использовать самые мощные виды оружия, которые в противном случае пришлось бы пропустить.
Получается эдакий внутриигровой регулятор уровня сложности, определяющий к тому же развитие сюжета. Нам обещали ветвистую историю, завязанную на человечности главгероя. Мол, если будете использовать кибернетику, определенные персонажи изменят свое отношение к Уолкеру, отчего история может покатиться в другом направлении. К релизу ветвистость рассказа скукожилась до размеров небольшой рогатины: в строго отведенное время вам зададут один-единственный вопрос, ответ на который определит финальную часть игры. И хотя выбрать можно любой вариант, независимо от того, киборг вы или нет, любители отыгрывать роль наверняка предпочтут решение, логично сочетающееся с внешним видом героя.
Поэтому признаем небольшую реиграбельность Space Siege. Ее интересно будет пройти как минимум дважды: первый раз — киборгом с «плохой» концовкой (в кавычках потому, что она не такая уж плохая), и второй раз — человеком с неизменным хэппи-эндом, что будет в разы сложнее, а оттого все еще увлекательно.
Наследственность
С сожалением стоит констатировать: Крису так и не удалось избавить Space Siege от недостатков прошлых игр серии. Все, что нам не нравилось в Dungeon Siege, аккуратно перенесено и сюда.
Во-первых, как Тейлор ни убеждал всех в обратном, космический корабль, где мы проведем всю игру, оказался скучной железной коробкой. От отсека к отсеку повторяются одни и те же декорации, которые лишь капельку разнообразятся в финале. На этом фоне небольшую продолжительность игры (мы прошли ее за девять часов) воспринимаешь как благо: окончательно надоесть корабль все-таки не успевает.
Во-вторых, рассказывать интересные истории в Gas Powered Games так и не научились. Ну то есть как: сюжет в игре есть, и он даже вызывает кое-какой интерес. Но вокруг него сценаристы налепили огромное количество бесполезной, а местами даже раздражающей мишуры. Персонажи постоянно пытаются показать нам свои характеры, Сет ведет с подругой душещипательные беседы о прошлом, кто-то с кем-то ругается, спорит. По кораблю разбросаны КПК совершенно незнакомых нам людей, которые в записях делятся своими проблемами и планами о том, как они собираются кого-то впервые поцеловать или устроить подлянку коллеге на работе. Нашлось место даже истории о маленькой мертвой девочке (!) — она время от времени бегает перед нашими глазами.
Понятно, зачем сценаристы пошли на такой шаг: вдохновлять игрока на подвиги и поддерживать желание спасти человечество. Но получили обратный эффект: все эти истории, записи и беседы совершенно не вписываются в мир игры. Сравните, например, с BioShock , где этот прием использовался правильно: там каждая запись проливала толику света на сюжет и идеально играла на наших чувствах. В Space Siege этого нет и в помине.
В результате получаем странный парадокс: вроде бы локации и игровой процесс однообразны, а сюжет как следует не цепляет, но при этом Space Siege можно пройти два раза подряд и получить от этого удовольствие. Хотя все сводится к стрельбе, но несколько путей развития героя, регулярное изучение новых способностей и постоянное зажигательное действо на экране перевешивают классические недостатки Siege-серии.
ПЕРЕВОД: Как всегда у « Софт Клаба », текст переведен очень хорошо, но с некоторыми актерами чуть не заладилось. Единственный женский персонаж абсолютно будничным, можно сказать, безразличным голосом регулярно рассказывает нам вещи, которые таким голосом рассказывать никак нельзя. Плюс к этому иногда проскакивают английские фразы, а русская речь не синхронизирована с английской. Довольно странно наблюдать за шевелящимися губами какого-нибудь персонажа, когда его голос звучать давно перестал.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 7
Графика: 6
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Перед нами наследник Siege-игр, совершенно непохожий на своих прародителей, но принявший от них несколько досадных изъянов.
Рейтинг «Мании»: 7,0
«Хорошо»
Локализация: 2/3