Mount & Blade
Mount & Bladeмногие знают как «турецкую RPG про лошадей». Это, конечно, неправильный подход, потому что лошадьми дело не ограничивается. Mount & Blade — компетентная нишевая ролевая игра: тут есть свобода самоопределения и возможность отыгрывать роль, влияя своими действиями на весь игровой мир.
Впрочем, с лошадьми тоже все хорошо: Mount & Blade — первая и единственная на сегодня игра, где схватки и перемещения верхом реализованы по-человечески. В The Elder Scrolls 4: Oblivion , Two Worlds , не говоря уже о « Трудно быть богом » конные прогулки были скорее актом мазохизма. А тут можно, а в некоторых ситуациях даже нужно спешиваться, но на земле боевая система сразу теряет в зрелищности и атмосфере, оборачиваясь кособоким слэшером. На лошади ощущения совсем другие. Можно галопом мчаться на врага, на ходу меняя оружие и направление атаки, наносить разные типы ударов с разных сторон, орудовать щитом или стрелять из лука. Игрок реально чувствует себя «в седле», и это действительно очень свежие и приятные ощущения.
Но кавалерия — далеко не все, что есть в игре. Здесь есть еще и стратегия на глобальной карте, где перед игроком призывно лежит огромный мир, и этот мир, похоже, прекрасно обходится без вас. Карта поделена на различные государства, княжества, деревни и крепости, и жизнь там идет своим чередом: фракции постоянно делят сферы влияния, объявляют друг другу войну или мир, что-то захватывают и отбирают обратно. Куда-то идут караваны, бандиты устраивают рейды в сельской местности, а правители и генералы торопятся на войну.
Посреди всего этого — вы и лошадь. Во время подробнейшей генерации персонажа определяется место старта вашего приключения, характеристики и умения героя, а вот репутацию придется заработать уже по ходу игры. В какую сторону и как она будет меняться, зависит только от вас. Можно поступить на службу к любому из нескольких десятков правителей, выслужиться и через некоторое время занять место патрона. А можно на середине карьеры вдруг переметнуться к другой фракции, особенно если босс дал какое-нибудь грязное поручение и ваш кодекс чести не позволяет его выполнить. Можно оставаться одиночкой, защищая крестьян от бандитов и мирно торгуя. Или, наоборот, грабить всех на своем пути, экспроприируя окрестные замки и копя силы, чтобы самостоятельно взять какую-нибудь столицу и повлиять тем самым на политический расклад. Наконец, можно попытаться установить мир между двумя государствами, убедив их правителей остановить войну. Да-да, здесь востребована не только грубая сила, но и дипломатия. Равно как и умение вовремя дать взятку или вызвать противника на турнир.
В любом случае для всего этого нужно собрать собственное войско, рекрутируя и обучая крестьян, оплачивая по тавернам безликих наемников или уникальных персонажей со своей историей, умениями и отношением к поступкам игрока. И всех их нужно вовремя кормить.
И по механике, и по ощущениям все это напоминает самых первых « Корсаров » и « Космических рейнджеров ». С одной поправкой: здесь есть вещи, которые никаким «Корсарам» не снились. Например, вы берете в рабство, а потом освобождаете человека, а при следующей встрече он может оказаться для вас ценным союзником. Заранее предсказать исход этого шага нельзя — Mount & Blade предлагает не чахнуть над бумажкой с расчетами, а жить и проживать.
* * *
Турецкая игровая индустрия неожиданно резво набирает обороты: сначала была отличная Culpa Innata , теперь вот Mount & Blade. Не все, конечно, идеально. Есть вопросы к AI, анимации, управлению. В лучшие свои минуты Mount & Blade выглядит просто непотребно, а все остальное время — кошмарно. Но у игры есть очевидное преимущество: проект постоянно развивается и совершенствуется. Разработчики активно работают с фанатским комьюнити (которое до определенного момента скидывалось на разработку) и постоянно развивают свой проект. По большому счету, если все, что есть в игре, исполнить на качественно новом уровне, Mount & Blade гарантировано место в высшей лиге. Случится это или нет — зависит в том числе и от нас с вами.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90 %
Геймплей: 7
Графика: 5
Звук и музыка: 6
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Действующая выставка лучших достижений ролевого хозяйства. TaleWorlds доказывают, что Турция — это не только отели, пляжи и дубленки, но и действительно увлекательные RPG.
Рейтинг «Мании»: 7,0
«Хорошо»