Codename Panzers: Cold War
В 1956 году в Будапеште вспыхнуло восстание. Моментально захватив контроль над городом, взбунтовавшиеся венгры начали жестоко расправляться с местными коммунистами и сотрудниками госбезопасности. Советский Союз не вмешивался. После того как новое венгерское правительство заявило о выходе из Варшавского договора и открыто попросило помощи у Запада, терпение СССР лопнуло. В Венгрию вошли танки. Дальнейшее получило название «последнего сражения Второй мировой войны» — и по составу сражавшихся (значительное число восставших составляли бывшие фашисты; в войсках СССР еще служили солдаты, бравшие Берлин), и по тактике (ожесточенные городские бои), и по количеству жертв (только советские войска потеряли свыше 700 человек).
Время берлинское
Венгерская студия Stormregion (она же InnoGlow ) должна была честно написать на коробке Codename Panzers : «Друзья, нам очень хотелось сделать игру про национальную трагедию нашего народа, но ее никто бы не купил, поэтому мы создали абсолютно бредовый проект про якобы Третью мировую войну. Извините!» Не извиним. Мы ждали стратегии о холодной войне — о захлебывающемся слюной Черчилле в Фултоне, об армадах советских танков, о паранойе первого ядерного удара, — а получили пресловутое «последнее сражение Второй мировой». Слегка переделанные танчики из предыдущих Codename Panzers, чуть перерисованные немецкие пейзажики, немного подкрашенная пехота, реактивные истребители, вертолеты и… все. А, нет, еще сюжет. Бредовый до крайности — 1949 год, Советы устраивают наземную блокаду американской оккупационной зоны в Берлине, продовольствие приходится доставлять по воздуху. Грузовые «Дугласы» сопровождают советские истребители, один из них теряет управление, столкновение, взрыв — и начинается Третья мировая (все это было на самом деле, с той лишь разницей, что за всю операцию по снабжению погиб 31 американский летчик и НАТО даже не почесалось).
Причем начинается анекдотически: вместо разрывающего ночь рева танковых моторов вы слышите лишь перешлеп солдатских сапог. Это не World in Conflict и даже не Red Alert — первые сражения Третьей мировой разворачиваются между несколькими пехотными взводами (кампании за СССР нет). То есть вам предлагается оборонять аэропорт Темпельхоф от пьяной советской пехоты и думать, что вот этот вот десяток солдат и есть грозная советская армада. Дальше — больше. Отрезанный от своих контингент НАТО не только отбивает все советские атаки, но и переходит в наступление! В какой-то момент натовцы под вашим руководством захватывают тюрьму Шпандау (где уже два года сидят Рудольф Гесс, Альберт Шпеер и другие выдающиеся нацисты, Codename Panzers деликатно молчит об их судьбе… чуть позже, впрочем, в игре появляется некий немецкий ветеран Второй мировой, снова привет 1956-му).
История, которой не было
Это все было бы простительно, позиционируй себя Codename Panzers как балаган вроде Red Alert. Медведи-парашютисты, плазменные балалайки и водородные матрешки — кто тут слово скажет о какой-нибудь Шпандау? Но Stormregion подает все это безобразие с серьезным лицом (пафосные брифинги с историческими справками, «Весь свободный мир с надеждой смотрит на вас!»), пытаясь сделать Cold War чуть ли не образовательным продуктом.
Возмутительно! И до чертиков скучно. Геймплей ничуть не изменился (да и мог ли измениться? Тот же движок, та же команда, та же тематика), из миссии в миссию вы таскаете ограниченный набор юнитов, которые мужают и набираются опыта. Пехота (автоматчики, гранатометчики, мортирщики, инженеры, медики), техника (легкие и тяжелые танки, ремонтные машины, бронеавтомобили), авиация (прилетает по вызову). Несмотря на то, что пехота может занимать здания и показывать военно-полевые фокусы (медики, например, за минуту возводят госпиталь, который лечит дружественных солдат), а авиация — моментально разносить в щепы самые страшные укрепления, сердце ваше принадлежит танкам. Четыре тяжелых танка с парой ремонтных машин в тылу — и вам не страшен никакой враг. Танки можно увешивать всякими улучшениями (огнемет вместо пулемета, усиленный движок, усиленные же траки). Да, порой становится солоно и приходится отходить назад, лечиться и переводить дух. Но не более.
Девяносто процентов всех заданий проходятся тупым лобовым наездом с перестрелкой до победного финала. Иногда разработчики пытаются разнообразить вам жизнь — так, в одной из миссий пехоту можно посадить в бронепоезд, который со спецэффектами доставит бойцов прямо во вражеский тыл — но суть игры от этого не меняется. К тому же порой возникает ощущение, что Codename Panzers сделана для людей с задержкой умственного развития: сначала показывать заминированную дорогу, а потом тыкать камерой в отряд инженеров — это уж чересчур. Мы что, собачки Павлова?
Нет ощущения, что игра правда нас испытывает, правда пытается уничтожить наш отряд, стереть маленькую отважную армию в порошок. И потому нет ощущения победы — ну, в самом деле, какая победа, когда в ключевой момент прилетело подкрепление из тяжелых танков? Cold War вообще очень любит эффектные высадки — чуть ли не каждые пять минут с вертолетов спускаются по тросам пехотинцы. Поначалу это вызывает восхищение, но со временем приедается. Вертолетные площадки, через которые можно заказывать дополнительные силы, тоже не особо радуют — количество юнитов ограничено, собрать стальную армаду вам не удастся.
Та же война
Вообще, Третья мировая протекает очень тихо, почти по-семейному. Когда после дрожащего смертельной решимостью сообщения «Сейчас мы попробуем прорвать советскую линию обороны!» на карте появляется пара союзных танчиков, хочется разрыдаться от умиления. Кажется, вот-вот — и из-за угла появится советская babushka с пирожками для американских ребят (впечатление усиливает озвучка, русские говорят без акцента, но как-то слегка удивленно, будто у них тут не Мировая война, а мешок картошки сосед украл; американцы несут обычную бравурную чепуху). Но вместо бабушки возникает новый укрепрайон, который снова надо утюжить главным калибром.
Традиционные немецкие городки, успевшие надоесть хуже пареной репы в предыдущих частях, вновь встречают вас неизменной красночерепичной улыбкой. Все страшно тормозит — даже в пиковые моменты Cold War выглядит сильно хуже сравнимой по масштабу Company of Heroes , умудряясь при этом проседать до 5 кадров в секунду. Почему не докрутили движок Gepard 3? Да, у вас здесь очень приятные взрывы и впечатляющая физика разрушающихся укреплений, но это не повод превращать игру в слайд-шоу буквально на любом компьютере!
Та же самая претензия к искусственному интеллекту: который год делая одну и ту же игру с одной и той же механикой и одними и теми же юнитами, можно было научить компьютер стрелять по ремонтным грузовикам? Чудовищная мысль «следует сначала вынести медиков и ремонтников, а потом уже долбить основные силы» за 5 лет так и не пришла AI в голову! За это время младенец учится ходить, читать и писать! А Stormregion его не хватило даже на то, чтобы добавить искусственному интеллекту один новый приоритет.
* * *
Нет. Венгров и так все устраивает. Им нравится гробить свои жизни на одинаковые стратегии про Вторую мировую (или про Вторую мировую, замаскированную под Третью мировую, разницы никакой), им нравится раз за разом выпускать одну и ту же игру с одним и тем же геймплеем, декорациями, юнитами, тактическими приемами.
В проектах Stromregion нет летящей безумной легкости Westwood , нет идеального баланса Blizzard , нет огненного буйства Massive и кинематографичности Relic. Есть лишь серая, беспросветная, как нестаявший весенний снег, серьезность и такая же беспросветная линейность. Построиться в колонну, ать-два! До mision objective шагом а-а-арш! А вот и не «арш». На днях выходит второе дополнение к Company of Heroes, и в Codename Panzers будут играть лишь самые упертые фанаты сериала.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 50%
Геймплей 6
Графика 8
Звук и музыка 7
Интерфейс и управление 8
Дождались? Бесстыдная попытка выдать последнее сражение Второй мировой за первую битву Третьей.
Рейтинг «Мании» 6
«Выше среднего»