Blueberry Garden
Написанная молодым шведским разработчиком Эриком Сведенгом экспериментальная инди-сказка Blueberry Garden (Гран-при фестиваля Independent Games Festival 2009 ) визуально напоминает необычную анимационную короткометражку — из тех, что показывали по центральному советскому телевидению под грифом «мультфильм для взрослых». Главный герой — летающий человек-птица в костюме и котелке. Он жил-поживал в своем тихом садике, полном цветов и голубики, пока откуда ни возьмись не появился странный мусор — телевизор, фонарь, помидор-громадина, — клекочущие птицы не склевали ягоды, а в небе не открылся огромный кран, грозящий всемирным потопом.
Чем меньше будет ваш багаж знаний о Blueberry Garden, когда вы сядете играть, тем лучше. Если хотите почувствовать себя первооткрывателем, понять законы, по которым живет этот мир, самостоятельно узнать, что будет, если съесть зеленую звездочку, — пожалуйста, переверните страницу. А лучше вырвите и сделайте из нее бумажную птицу. С оранжевым клювом.
Маленький принц
Не послушались? А зря. Ведь Blueberry Garden — одна из тех игр, которые нужно познавать исключительно самому. Она уникальна: красива, очень коротка и поначалу в ней совершенно ничего не понятно. Это даже не The Path , в которой пугают метафорическим волком, просят не сворачивать с дороги и отнести бабушке лепешки. Это своеобразная черно-белая притча.
Первое, что мы видим, — открытый водопроводный кран, из которого течет ровный поток воды. Если не закроем, случится потоп. Вентиль находится под облаками. Но мы — человек-птица, а значит, умеем летать. Стоит два раза нажать пробел, как герой, нелепо распластавшись в воздухе, поплывет над землей — смешно и не слишком высоко. Чтобы взлетать все выше и выше, нужно есть голубику, которая растет на деревьях. Если поедать другие плоды, эффект будет иной. Например, звездочки окружат героя мыльным пузырем и он сможет ходить под водой. Клюква поднимет пласт земли, а груша опустит… Если же кинуть плод на незанятую площадь, то в считанные секунды вырастет новое плодоносящее деревце.
Камерный мирок игры — непрерывно работающая экосистема. Мы возрождаемся в ее центре — а вокруг бурлит жизнь, растут деревья, опадают плоды, летают чудные курицы и бегают малыши-горлодерики. Как гласит предыстория, когда-то птицы и коротышки счастливо жили вместе и до отвала наедались свежими плодами голубики. Но затем птицы склевали урожай и многие крохи умерли от голода. А теперь еще и эта вода с неба.
Экстремальная медитация
Blueberry Garden — не из тех игр, которые за ручку проводят нас от старта к финишу. Маленькие обитатели вашего мира действительно погибают, но, чтобы добраться до конца, спасать их совершенно необязательно. Нужно лишь собрать достаточное количество разбросанных по игровому миру предметов (те самые телевизоры, гигантские помидоры, карандаши, рамки для картин), сложить из них башню на крыше своего домика и, забравшись на ее верхушку, долететь до сырной луны. Чтобы добраться до строительного материала, нужно хорошо кушать: заполучить спрятанный под водой помидор можно только проглотив звездочку, а разобрать завал проще всего при помощи груши.
На встрече с местным светилом игра закончится, но в этом случае ваш сад опустеет — малышей-то вы не спасли, а значит, всем им пришел конец. Если вас это не устраивает, можно поступить гуманнее — схватив в самом начале плод голубики, вырастить рядом с домом деревце и перетащить туда несколько особей. Те начнут шустро поглощать плоды, опадающие с ветвей нерукотворного ковчега, презабавно целоваться и размножаться. А вы тем временем можете попытаться закрыть злополучный кран.
Спасать карапузов совсем необязательно, как и необязательно находить абсолютно все разбросанные по миру предметы. Этот выбор — жить крохам или умереть — мы совершаем сами, без принуждения.
Поначалу может показаться, что Blueberry Garden — просто забавная безделица. На самом же деле в нее заложен довольно мощный подтекст. Так, главный герой в котелке и плаще — скорее всего, отсылка к лекарям времен «черной смерти». Те, если вы не в курсе, носили маски с длинными птичьими носами и пытались отогнать заразу благовонными травами. Сама же игра — настоящий интерактивный манифест «зеленых»: собирать небоскреб из мусора, расчищая тем самым вселенную, спасать исчезающих животных, быть вегетарианцем.
Но все это подтекст. Чтобы насладиться Blueberry Garden, вовсе не обязательно так углубляться в нижние слои смыслов. Достаточно один раз пролететь сквозь облака под завораживающую музыку, и вы уже влюблены.
А музыка, неспешно текущая по черно-белым венам игры, без преувеличения прекрасна. Стоит нам только взлететь, как по воздуху разносятся упоительные клавишные переливы, написанные композитором со странным псевдонимом Daduk. Это, без преувеличения, одна из красивейших дорожек за всю историю компьютерных игр. Жаль только, что она такая короткая… Здесь вообще все маленькое, как тот самый принц с розой.
Очень интересный швед
Родился Эрик Сведенг в 1986 году, в городке Уппсала, что в 66 км к северо-западу от Стокгольма. Сейчас он преподает проектирование игр в местном университете, поклоняется Бобу Дилану и ведет блог.
Карьера Эрика в игровой индустрии началась весной 2006-го, когда он в составе команды из трех человек за 24 часа написал игру Bönvagnen ( The Bean Vehicle) для мобильных телефонов Sony Ericsson и выиграл с ней конкурс Mjukt 2.0.
Первую серьезную игру ( Flipside of the Divine ) он сделал в 2007 году на бесплатном движке OGRE. Это интереснейшая аркадная головоломка, где с помощью волшебной птицы-феникса нужно переворачивать элементы игрового поля и таким образом довести отважного героя до выхода. Скачать FotD можно вот здесь: http ://dsu.iki.his.se/web/fileadmin/projekt/flipside/Flipside.zip.
* * *
Если подойти к Blueberry Garden с обычной меркой, то выяснится, что игра эта довольно однообразная. Мы парим в воздухе, собираем ягоды, едим, ищем предметы, меняем ландшафт, снова летаем, собираем и поглощаем. Нет ничего нового под белым солнцем. Но ничего другого и не нужно. Концентрат. Медитация. Простая и завораживающая.
P . S . Мы играли в бета-версию, предназначенную для Independent Games Festival 2009. Эрик заверил, что и по продолжительности, и по набору контента финальная версия будет точно такой же: доработке подвергнутся лишь некоторые детали. Надеемся, неприятные программные ошибки он тоже устранит: главный герой порой застревает в кустарниках, а во время терраморфинга игра жестоко тормозит.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 95%
Геймплей: 8
Графика: 8
Звук и музыка: 10
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Добрая черно-белая сказка длиною в тридцать минут. В анамнезе — главный приз Independent Games Festival 2009.
Рейтинг «Мании»: 8,0