Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper
Украинцы из Frogware давно разрабатывают холмсовскую тему. И если два первых проекта по мотивам рассказов Конан Дойла ( Mystery of the Mummy и Secret of the Silver Earring ) более-менее удерживались в рамках, заданных оригинальными текстами, то уже в третьей игре ( Sherlock Holmes : The Awakened ) авторы решились на смелый эксперимент и столкнули великого сыщика с последователями лавкрафтовских культов. И пошло-поехало… Шерлок Холмс против Ктулху, Шерлок Холмс против Арсена Люпена… А теперь вот Шерлок Холмс против Джека-потрошителя.
Здесь был Джек
Первое и главное: у Frogware все получилось с сюжетом и атмосферой. Авторы очень точно перенесли в игру реальное дело о Джеке-потрошителе. Лондон, 1888 год. В трущобах Уайтчепела кто-то зверски убивает проституток. Вскоре полиция арестовывает местного сапожника, но убийства продолжаются, а в адрес сыщиков, ведущих дело, начинают поступать письма от загадочного Джека-потрошителя. Украинцы тщательно изучили материал и даже учли последние гипотезы исследователей, согласно которым письма могли быть выдумкой журналистов, а одним из главных подозреваемых считается основатель английского импрессионизма — художник Уолтер Сикерт. И с журналистами-мошенниками, и с Сикертом Шерлок Холмс много и плотно общается. Равно как и с сапожником.
Вместе с доктором Ватсоном великий сыщик ведет собственное расследование, проверяет собранную полицией информацию, лично обследует места преступлений, общается с подозреваемыми и решает множество головоломок, от традиционной дешифровки писем и подбора кодов до нетривиальных сварочных работ.
Авторы при этом умело поддерживают ритм и интригу повествования. Стоит Холмсу и Ватсону хотя бы на шаг приблизиться к ответу на вопрос, кто же убивает девушек, как происходит новое преступление, за которым мы наблюдаем глазами самого Джека-потрошителя. В итоге игра крепко держит вас за воротник до самого финала, к которому Холмс, как и положено, подойдет с целым взводом подозреваемых, и лишь в самом конце…
Действие происходит в традиционном для серии виде от первого лица. И в случае с Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper это кажется не просто оправданным, а необходимым. Авторы прекрасно смоделировали лондонские улочки, наполнили их невеселой, угрюмо зыркающей исподлобья жизнью и выпустили сюда слегка ошарашенных нас, дав возможность полюбоваться на все это изнутри. Эффект присутствия достигается отличный. Мы бродим среди этих мрачных подозрительных людей — наркоманов, воришек и попрошаек, видим, как на углу кто-то крутит шарманку, около борделя дама с добрым лицом торгует цветами, рядом спит нищий, а на противоположной стороне улицы проститутка уводит очередного клиента в темноту подворотни. И кажется, убийца где-то совсем рядом, за нашей спиной или среди этих угрюмых джентльменов около паба…
Холмс меняет профессию!
Авторы воспроизвели в игре огромный лондонский квартал, и со всем этим нужно было что-то делать. Тут на помощь пришло фирменное умение Frogware заставлять своих героев совершать совсем негероические поступки. В Sherlock Holmes vs. Arsène Lupin великий сыщик ловил птиц и готовил обеды для домашних животных, а в Dracula : Origin профессор Ван Хельсинг лечил каирских верблюдов. В Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper мы носимся по улицам, выполняя поручения многочисленных персонажей. Это, конечно, коробит, особенно после того, как уже в начале игры, чтобы получить в полиции необходимую информацию, Холмс должен искать чью-то потерянную коробку, а доктор Ватсон (мы по-прежнему играем то за Шерлока, то за его впечатлительного друга) — доставлять партию протезов в местный госпиталь.
В эти моменты от игры пахнет не английским детективом, а самыми дешевыми RPG. Однако Frogware провели работу над ошибками. Во-первых, таких идиотских ситуаций теперь в разы меньше. Во-вторых, прогулки по улочкам Уайтчепела идеально работают на атмосферу, помогая прочувствовать, чем и как жили лондонцы мрачной осенью 1888-го… Главное, что очень скоро сценарий расправляет крылья, задания становятся увлекательными. Шерлок и Ватсон посещают самые злачные места, совершают проникновение со взломом, регулярно меняют личины, выдавая себя то за туристов, то за журналистов, и проворачивают хитроумные комбинации: они водят за нос не только полицию, но и местных криминальных авторитетов. Густая атмосфера, динамика, интрига, яркие персонажи, внезапные догадки и страшные подозрения — вот из чего состоит новый «Холмс».
Элементарно, Ватсон!
Но главное — здесь все крутится именно вокруг знаменитого дедуктивного метода Шерлока. Собирая улики, рапорты и свидетельства, обследуя с лупой места убийств и трупы, мы постепенно восстанавливаем картину произошедшего. А потом в специальном дедуктивном режиме нам предлагают в буквальном смысле расставить информационные «кирпичики» единственно верным образом и провести логические цепочки между разрозненными фактами, пользуясь собранной информацией и собственной логикой.
Как и с какой стороны был нанесен удар, где лежала шляпа, куда брызнула кровь, начало ли тело разлагаться — на основании подобных фактов можно сделать массу разнообразных выводов, и великий сыщик с нашей помощью должен отделить зерна от плевел. Нечто подобное было и в Secrets of the Silver Earring, и в The Awakened, но тут эта система возведена в абсолют. Это уже не милая безделушка, а фундамент геймплея: игра регулярно замирает и ждет, когда мы с помощью дедукции верно определим мотив преступника и точное время убийства, составим «фоторобот» на манекене и даже произведем следственный эксперимент, представив в роли несчастной проститутки… верного доктора. Как? Элементарно, Ватсон!
* * *
Конечно, не все идеально. Головоломки разнообразны и, местами, оригинальны, но некоторые из них кажутся притянутыми за уши. Не хватает задачек на время, которых раньше было хоть отбавляй. Впрочем, это уже детали: главное тут, повторимся, сюжет, атмосфера и дедуктивный метод, а не мини-игры. Проект, изначально воспринимавшийся как броское, но невнятное порождение современного маркетинга, неожиданно обернулся квестом высокой пробы. Здесь у Frogware впервые все удачно сошлось: фирменная инновационная механика и умение выстраивать массовку удачно приладились к истории Джека-потрошителя и мрачной лондонской осени, дав Шерлоку Холмсу долгожданный шанс продемонстрировать всю силу своей несгибаемой логики.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — да
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 85%
Геймплей 8
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Управление: 7
Дождались? Отличный, очень выразительный квест о поединке великого сыщика и легендарного убийцы.
Рейтинг «Мании»: 8
«Отлично»