23 июля 2009
Обновлено 17.05.2023

Anno 1404

Anno 1404 - изображение обложка

В мире существует не так уж много игр, которые способны влюбить в себя с первого взгляда. Серия Anno 1xxx, и в частности Anno 1404 , — как раз из их числа. В ней прекрасно все, от украшенного разноцветными витражами гигантского собора до крошечных крабов, снующих по берегам необитаемых островов, от пьяненьких гуляк, выбирающихся из пивнушки с серьезной качкой, до ассасинов, разминающихся с саблями на стенах неприступной крепости. Повседневной жизнью здесь можно любоваться бесконечно, это такое медитативное занятие вроде разглядывания экзотических аквариумных рыбок, в котором восторг от наблюдений смешивается с гордостью — ведь этот суетящийся муравейник выстроили именно вы. В какой-то момент приходит мысль, что ваш родной микрорайон меньше похож на настоящий живой город, чем торговый поселок Великого визиря. Такова сила сказки.

Здесь будет город заложен

И такова сила Anno 1404 — несомненно, одной из главных стратегий года. В ней вы выступаете кем-то средним между мэром Лужковым, прорабом строительной бригады и менеджером сельского универсама. Это игра, в которой колдовской отвар ведьмы и стоимость квадратного метра жилья одинаково важны для победы.

Для начала — обязательное пояснение для тех, кто впервые слышит об этой серии. Anno 1xxx — стратегия, посвященная строительству средневекового города (или колонии в Новом Свете). Ее родина — Германия, страна с особым подходом к созданию градостроительных симуляторов (оттуда же, например, происходит серия The Settlers ). В любой другой игре именно вы главный и мир старательно вертится вокруг вас. Anno 1404 тоже делает вид, что игрок важнее всего (в частности, по прохождении кампании вас благодарят за спасение королевства), но буквально с первой же обучающей миссии чувствуется подвох. Поповский прихвостень, под руководством которого вы готовите крестовый поход, разве что не кроет вас матом, ругая за медлительность и неуклюжесть («Что, и ЭТО — лучшие солдаты твоего города? Господи! Надеюсь, ты не настолько наивен, чтобы ждать их возвращения из похода?»). Миссии ко второй смутное ощущение перерастает в уверенность — несмотря на то что роскошно оформленные головы компьютерной знати постоянно что-то докладывают, чего-то просят и что-то обещают, главный здесь не вы. Главные — они. Маленькие веселые человечки из маленьких пряничных домиков.

Как и во всякой градостроительной стратегии, в Anno 1404 чудеса, приключения и путешествия на край света невозможны без строительства города. Доступность больших страшных кораблей, орд бронированных рыцарей и плесневелых замков напрямую зависит от количества и качества быта жителей вашего городка (что, в общем-то, логично — где это видано, чтобы грозные линейные корабли строили в диких рыбацких поселках?). Именно вокруг этих маленьких зажравшихся сволочей крутится игровая жизнь, а поиски шпионов или там рытье подкопов под крепость ассасинов присутствуют на правах дополнительных аттракционов.

Едва-едва въехав в ваш поселок, игровые человечки объявляют себя крестьянами и начинают требовать за свои налоги рыбы (стройте рыбацкую хижину), сидра (яблоневый сад) и попа с проповедями (церковь, вестимо). Получив желаемое, электорат превращается в горожан, которым уже подавай одежду (конопляное поле плюс домик прядильщицы), приправ к рыбе (приходится идти на поклон к арабам) и помещение под распивочную. Затем цикл повторяется, горожане отъедаются до патрициев, которые потребляют еще больше, а патриции, в свою очередь, объявляют себя знатью, требующей достать Луну с неба.

Заглотнув наживку из элементарных начальных заданий («Просят избушку лесоруба построить. Что мне, жалко, что ли? А то люди вон без досок мучаются»), вы приходите в себя через пять часов непрерывной игры, выстраивая очередную умопомрачительную производственную цепочку. Головной мозг переходит в режим специалиста по логистике: «Так, знать требует книги, для книг нужна бумаги, для бумажной фабрики требуются древесина и место на реке, река на другом островке, быстренько колонизируем, а еще надо краску индиго, она на юге у арабов, но для плантации индиго требуется поселения второго уровня, а до второго уровня оно не растет без молока, для производства которого потребна козья ферма…»

Как ни удивительно, все это хозяйственное безумие расслабляет и успокаивает. В какой-то момент начинаешь ощущать себя то ли управдомом, то ли продавщицей из сельпо — «Пива нет и не будет, следующий». Ощущение контроля над производством мозаики и поставками мяса соленого говяжьего (сорт высший, жилование — не более 13%) странным образом оказывается слаще власти над римскими легионами и космическими армадами. Что-то подобное, наверное, ощущают нью-йоркские банкиры из Goldman Sachs, в очередной раз вздувая цены на арабскую нефть и молдавский укроп.

Идем на Восток

Без арабов не обойтись и вам — едва встав на ноги, средний класс тут же начинает требовать экзотических кушаний, в северных широтах принципиально недоступных. Приходится отправляться к Великому визирю и, получив ярлык на княжение, начинать обустраивать арабское селение. Восточные острова — главное и самое заметное новшество в игре. В отличие от северных, европейских островков, оформленных в приглушенных тонах, Восток сияет и слепит солнечной желтизной песчаных пляжей. У арабов все проще и сложнее одновременно — всего два класса поселенцев (вместо четырех в этих ваших Европах), зато им нужно строить специальные оросительные станции, ткущие на песках зеленый ковер плодородных почв. Обычные ковры тут тоже можно производить — вместе с кофе, финиками и брусками глины.

Наличие двух цивилизаций с разными экономическими системами приятно разнообразит игру, заодно заставляя вас заботиться об организации торговых маршрутов. Надо заметить, что интерфейс управления торговыми путями в Anno 1404 — один из лучших среди всех, что мы когда-либо видели. Особенно приятно, что в случае гибели вашего корабля от рук морских разбойников маршрут остается в списке — просто кликните по нему, чтобы отправить в путь другое судно. Вообще, управление в Anno 1404 больше всего похоже на зефир — легкое, почти незаметное, оставляющее приятную сладковатую муть в голове.

Ровно два клика отделяют вас от любого возможного действия в игре — от обустройства кварцевого рудника до снаряжения военного корабля. Плюс игра не стыдится автоматически показывать зоны действия нужных зданий — выберите «Построить хижину», и ближайшая к ней церковь окрасится приятным зеленым цветом. Все хорошо и с оповещениями — Anno 1404 периодически сообщает человеческим голосом, где остановилось производство, какие квесты вы забыли выполнить, и традиционно предлагает прерваться на чашечку кофе, потому что вы играете уже два часа подряд.

Под небом голубым

Десять вещей, которые необходимо знать в Anno 1404:

1 — Имперский собор, самое дорогое здание в игре, строящееся целую вечность. Жизненно необходимо для победы.

2 — Церковь. Обеспечивает религиозные потребности народных масс, пока собор не будет закончен.

3 — Склад. Сюда доставляются выдранные из чрева земли ресурсы; кроме того, он расширяет зону, в которой вы можете строить здания.

4 — Рынок. Здесь горожане закупают продукты, это первое строение в любом жилом квартале.

5 — Строительное меню, головы вверху обозначают разные классы построек.

6 — Панель, показывающая количество основных ресурсов. На самом деле их несколько десятков.

7 — Виды растений, которые можно выращивать на данном острове. Готовьтесь к тому, что вам потребуется колонизировать несколько островов для обеспечения всех потребностей.

8 — Панель сообщений, предупреждений и уведомлений. При наведении курсора отмечает на карте, что где произошло.

9 — Ваш доход и численность вашего населения, разбитого на социальные классы. Кроме того, показана также численность кораблей и максимальный военный бюджет.

10 — Стрелочки над домиками свидетельствуют о том, что их жильцы готовы перейти в следующий социальный класс, но мы запретили им социальный апгрейд, чтобы не тратить дефицитных ресурсов.

Сдержки и противовесы

Столь же вдумчиво разработчики из Related Designs обустроили квестовую систему. В сюжетной кампании чувствуется тщательно выстроенный ритм: задание по возведению города-сада кончается чудовищным морским сражением, вслед за солнечно-травоядной миссией идет сумасшедшая осада с таймером и ливневым дождем в качестве аккомпанемента. Плюс всевозможные побочные квесты, от производства молока для простывших детей до ловли шпионов на улицах. За послушание, терпение и прилежное выполнение заданного вам выдают очки чести, за которые следует приобретать всяческие приятные бонусы, вроде увеличения корабельных хитпойнтов. Они вам понадобятся — воевать здесь приходится часто и жестоко.

Жанр стратегий про строительство домиков обычно отличается крайне скверными боевыми действиями — десяток пупсов (которых одевали-обували всем мегаполисом) лупит друг друга без намека на тактику, а игрок чувствует себя униженным и оскорбленным. Anno 1404 — совсем другое дело, войска здесь производятся не поштучно, а так называемыми лагерями. У лагерей есть хитпойнты, сила атаки и зона действия, в которой они могут нападать на чужой лагерь или же захватывать объекты народного хозяйства. Перемещаются с места на место лагеря неохотно, поэтому вам стоит тщательно продумывать размещение войск, прикрывая оголенные участки стенами и башнями. Если враг прорвет вашу оборону, то сады, поля и огороды, с которых кормится население, перейдут в его собственность.

Оставшись без еды, воды и кожаных штанов с заклепками, горожане побегут прочь из обреченного поселения, унося с собой налоговые выплаты и вгоняя вас в жестокий финансовый коллапс, за которым следует неминуемое поражение. Кроме того, производство обычно разнесено на несколько островов (не хватает места, не хватает ресурсов), закрыть их все стенами с башнями никак не получится, поэтому не отказывайте себе в удовольствии построить флот и отправить его в патруль — ловить вражеские десантные корабли.

Благо ловля вражеских кораблей красочно обставлена — суденышки честно палят друг в друга ядрами с громовым грохотом, драматически загораются и обиженно идут ко дну. Графическое оформление Anno 1404 — лучшее в жанре. Пленительную красоту местных улочек мы уже описывали в начале статьи, но куда приятнее наблюдать за превращением дикого острова, по которому бродят пугливые лани, в переполненный мегаполис с десятками дымящих производств и страшным загрязнением окружающей среды. Плюс множество необязательных, но приятных деталей: болотистый островок ведьмы, выброшенные на берег обломки корабля, парковый лабиринт рядом с убежищем чумного императора…

* * *

Anno 1404 можно применять в качестве домашнего дзен-тренажера, но не в этом ее главное достоинство. Прежде всего это глубокая, вдумчивая и плавная стратегическая игра. В ней можно отправлять в походы непобедимые армады и возделывать маис. Можно поить детей молоком, можно репрессировать шпионов — все это, как и раньше, связано в ладную, понятную систему, в которой изменение значения любой переменной видимым образом влияет на уровень жизни жителей вашего города. Так что не забывайте пристально следить за ценами на инжир — в Anno 1404 этот навык однажды может спасти вам жизнь.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Серия Anno 1xxx хорошеет с каждым годом, хотя суть ее остается неизменной. Нам уже в который раз предлагают возвести процветающий город, тщательно выстраивая все производственные цепочки, — а мы все так же радуемся этому, как дети.

Рейтинг «Мании»: 8.5

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь