Light of Altair
Light of Altair начинается как перепевка Outpost Kaloki X. В реальном времени вы строите базу на Луне. Устанавливаете солнечные электростанции, возводите гидропонные фермы, чтобы прокормить колонистов, и лабораторию, чтобы прозвонить недра на предмет полезных ископаемых и исследовать новые технологии. Потихоньку начинаете зарабатывать первые деньги. Но стоит случайно крутануть колесико мыши на себя, как вместо серой лунной поверхности, изъеденной оспинами кратеров, вашим глазам предстанет вся Солнечная система, а затем и большая часть Млечного пути. Игра лукаво подмигивает: не смотри, что я неказистая, скоро такое начнется!
Стратегия про строительство и поддержку внеземных колоний действительно быстро набирает обороты. Очень скоро вас отправляют возводить марсианскую базу, потом бросают колонизировать Венеру наперегонки с конкурентом, требуют отбить у пиратов несколько опорных пунктов в поясе астероидов, предлагают присмотреть за строительством Ковчега, отправляющегося к соседним звездам…
И на Марсе будут яблони цвести
Полнее раскрывается экономическая система. Одно и то же месторождение, в зависимости от возведенной вами постройки, может приносить деньги или топливо, жизненно необходимое для флота. Вам нужны оба ресурса — какой выберете? Быстро развивается и несложный сюжет. За полтора часа вы успеваете побатрачить на две разные фракции (всего их восемь, хотя кампания одна — просто вас в разных миссиях «переключают» с одного работодателя на другого), захватить и потерять десяток планет, подружиться и разругаться с соседями, украсть у них пару технологий и, плюнув на все, отправиться обживать внешние пределы Солнечной системы.
Наконец, миссии в четвертой начинается самая настоящая межпланетная война. Вы строите слабенький пока флот, параллельно выясняя, что в игре есть редактор кораблей — прямо как во взрослой 4X-стратегии вроде Master of Orion. Ничего особенного, просто прикручиваем на стандартные шасси различные элементы — ракеты, лазеры, броню, отсеки для истребителей, — пытаясь нащупать баланс между силой атаки и крепостью защиты. Обзаведясь кораблями, вы отправляетесь в гости к врагу, минуту наблюдаете за неинтерактивным сражением, одерживаете первую победу. Тут нападают уже на вас, и вы мечетесь от спутника к спутнику, стараясь одновременно защитить свои колонии, оттяпать парочку чужих да еще и не умереть при этом с голоду. Постепенно открываются новые военные технологии: вы осваиваете строительство фрегатов, изучаете противоракетные системы. Помимо атакующего флота у вас появляются оборонительные соединения, неспособные перемещаться между планетами, но сильно облегчающие жизнь, когда в гости заявляется враг.
Начинает страшно не хватать топлива, и вы учитесь извлекать его из астероидов, вращающихся вокруг некоторых планет. Спутники газовых гигантов, которые из-за микроскопического размера прежде казались бесполезными, вдруг становятся объектами геополитической свары таких масштабов, что поежился бы и Збигнев Бжезинский. Все потому, что средств и времени на их разработку тратится в разы меньше, чем на обживание «полноценных» планет, а доход крошечные планетоиды приносят ощутимый.
Почет и процветание
Построить в Light of Altair процветающую колонию — несложно. Немного электричества, чуть-чуть еды, небольшое финансовое вложение — и готово.
Аккуратно выбирайте участок: в вашем первом поселении должно хватить места для множества важных построек. Сперва возведите электростанцию и несколько гидропонных ферм.
Теперь постройте космопорт, чтобы торговать с другими планетами, и исследовательский центр. Снабдите их электричеством (в будущем вы научитесь строить более мощные электростанции и вам не придется отдавать под выработку энергии столько площади). Исследовательский центр автоматически пометит на карте места залегания полезных ископаемых. Ищите самые богатые участки и стройте рядом с ними новые поселения с шахтами — очень скоро они начнут приносить хороший доход. Завершающий штрих: фермерское поселение. Тут не должно быть ничего, кроме теплиц и генераторов. Задача этой колонии — поставлять еду в главное поселение. Как следует отъевшись, жители первого поселка проапгрейдились до второго уровня. Теперь они платят налоги. Осталось только натыкать по периметру комфортных жилых модулей, чтобы граждане были счастливы, и ждать следующего апгрейда.
Верхом на звезде
Темп игры нарастает постоянно. Ближе к середине вам приходится работать так быстро, что от виртуальных усилий на коже выступает вполне реальный пот. Там построили заказанную вами колонию (немедленно подведите электричество!), тут поселение подросло до следующего уровня и требует велосипед возвести элитное жилье. В это время радарные станции трех ваших колоний засекли приближающиеся силы врага… а флотов у вас всего два. Ну и наконец, на двух шахтерских планетах начинается бунт: депрессивные регионы, плохая экология, никакого комфорта, а главное — никаких перспектив. Тут на связь выходит начальство и орет в трубку: «Если сейчас же все не исправите, прощайтесь с должностью!» А вы уже и так не знаете, за что хвататься, и буквально кожей чувствуете надвигающийся геймовер.
Вырвавшись во внешние пределы родной системы, вы обнаруживаете, что солнечные электростанции, на которые вы полагались до сих пор, никуда не годятся — звезда слишком далеко, поэтому энергии из ее света вырабатывается на комариный писк. Приходится изобретать новые методы получения электричества, а внедрение этих технологий, в свою очередь, еще больше убыстряет темп игры — ведь генераторы нового поколения, способные заменить три или четыре старые электростанции, можно строить не только на внешних планетах, но и на внутренних, экономя кучу места, денег и времени.
Некоторые находки разработчиков получается оценить только при повторном прохождении. Запускаешь миссию во второй раз — и вдруг обнаруживаешь, что она гораздо длиннее, чем казалось прежде. Секрет в том, что теперь вы лучше понимаете игру и работаете гораздо эффективнее, а за это Light of Altair награждает дополнительными заданиями. Что-то подобное было в Thief : чем выше уровень сложности, тем больше нужно сделать, только тут набор заданий определяется прямо по ходу миссии.
На этом хотелось бы поставить точку, но увы. Light of Altair — хорошая, интересная, но совсем не идеальная игра. Во-первых, она недостаточно четко объясняет, как в себя играть. Поначалу толком не понимаешь даже простой экономической системы. Во-вторых, в игре нет возможности разделять и объединять флоты, а правила, по которым LoA определяет, сколько атакующих армад вы можете содержать, опять-таки недостаточно прозрачны. В прошлой миссии был только один, в этой уже два, а почему — непонятно. Впрочем, автор, если судить по форумам Steam, довольно плотно работает с комьюнити и уже пообещал исправить эту недоработку. Если это действительно произойдет, к оценке игры нужно будет прибавить полбалла, а то и целый балл.
* * *
Light of Altair — типичная инди-игра. Хорошая концепция, богатый потенциал, но — не самая удачная реализация. И тем не менее, выныривая из очередной миссии и переводя дух, пока загружается следующий уровень, понимаешь — за такой богатый, насыщенный событиями геймплей можно и не такое простить.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 75%
Геймплей: 8
Графика: 7
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Космическая инди-стратегия с очень насыщенным геймплеем, страдающая от огрехов реализации.
Рейтинг «Мании» 7
«Хорошо»