East India Company
Я всегда хотел быть управляющим Британской Ост-Индской компании. Выпросить у короля деньги и корабли, набрать команду головорезов, два с лишним года плыть вокруг Африки в сторону сказочно богатой Индии, сражаясь с пиратами, голландцами и испанцами, подкупить раджу, с крошечным отрядом европейской пехоты отбить нападение полчищ разбойников и прибыть обратно в Англию в облаке экзотических ароматов… Я ждал East India Company , как ребенок ждет Деда Мороза, я считал дни, пересматривал скриншоты, переслушивал музыкальные темы, перечитывал официальные форумы. Через десять минут игры я зарыдал. Трудно представить что-то более бездарное, бессмысленное и безумное, чем этот колченогий проект неизвестной финской студии. Откройте кингстоны, сожгите склады, разорвите договоры — сегодня мы хороним индийскую мечту.
Финский империализм
Сразу после выхода «Ост-Индской компании» на западных игровых форумах поднялся кипеж — дескать, финны (и заодно шведы из Paradox ) оправдывают колониализм, заставляя игрока эксплуатировать индусов. Это вранье. Потому что Индии в этой игре просто-напросто нет. Раджи, слоны и Тадж-Махал? Не в этой жизни. Вам доступна лишь дюжина индийских портов, в которых вы можете приобрести т.н. «важнейшие колониальные товары» (чай, шелк, пряности, фарфор). Несмотря на то что в «Компании» есть и африканские, и арабские, и европейские порты, торговать вы будете с Индией — только там возможна фантастическая прибыль. Во всех прочих торговых играх (вспомните тот же Port Royale ) выстраивание коммерческих цепочек (выяснить, где какие товары производят, выяснить, где что нужно, высчитать оптимальный торговый маршрут с посещением трех-четырех портов) отсутствует как факт. Вам надо лишь доехать до ближайшего индийского порта, купить там чаю, вернуться в Европу и продать его в родном Лондоне. Раз в несколько лет, впрочем, следует менять чай на пряности или там шелка (торговать фарфором не столь выгодно), чтобы не перенасытить рынок и не уронить цены.
Конкурентов у вас практически нет. Точнее, другие компании номинально с вами все-таки конкурируют, но в ваш родной порт, где только и имеет смысл продавать колониальные товары, их корабли даже зайти не могут. Знакомая по тому же «Ройялу» ситуация, когда какой-то доброхот завез в ваш любимый порт кучу сырья, загнав цены в подвал, тут невозможна в принципе (что противоречит не только игровой, но и исторической логике). Каких-нибудь неурожаев, пожаров или наводнений, способных лишить вас доступа к товарам, также не предусмотрено (разве что другая компания захватит порты). Апофеоз абсурда — режим автоматической торговли. В каком-нибудь « Негоцианте» вам приходилось искать капитана, а потом еще с полчаса вдумчиво подсчитывать, где выгоднее продать чугун из Любека — в Мальмо или в Штеттине. Здесь же вы просто нажимаете на кнопку «Автоматическая торговля», щелкаете на индийский порт и… всё! Компьютерный капитан сам выберет товары для покупки и продажи и сам решит, сколько единиц сырья закупать. Посмотрев пятнадцать минут на то, как автоматизированные кораблики снуют между Европой и Индией, начинаешь чувствовать себя неловко: игра сама в себя играет, а я тут сижу смотрю — мешаю, наверное.
Настоящая Ост-Индская компания
Помимо всего прочего, игра полна исторического абсурда — так, шведская компания, в реальности начавшая действовать в 1731 году, в игре присутствует с самого начала, с 1600 года. Впрочем, это все мелочи по сравнению с чудовищным безволием коронованных особ — в реальности королевские семьи Европы принимали активное финансовое участие в организации индийских экспедиций. И по мере сил пытались свои вложения отстоять — известны случаи, когда английский король запрещал продажу перца, так как одновременно с частным флотом возвращался его собственный конвой, везущий тот же груз. При удачной продаже партии пряностей прибыль от одной экспедиции достигала сумасшедших 3000%!
Другое дело, что борьба за источники ценного товара шла зверская, вырезали не только вражеских торговых представителей, но и миссионеров неправильной национальности. Забавно, что самым лакомым куском долгое время считался остров Ява — и англичане, вынужденные оставить его голландцам, долгое время рассматривали уход в континентальную Индию как своеобразное поражение. Правда, внакладе компания не осталась — к 1858 году Британская Ост-Индская компания превратилась фактически в квазигосударство со своими законами, судами и армией, под властью которого рождались и умирали десятки миллионов человек. Лишь чудовищное восстание сипаев 1857 года (по одной из версий, инспирированное Россией в отместку за поражение в Крымской войне) заставило британскую корону взять Индию под свое прямое управление, положив конец могуществу самой влиятельной торговой организации в истории.
Морская болезнь
Впрочем, ваше вмешательство все же требуется — для ведения военных действий. Захват порта происходит только по вашему прямому указанию (пусть от вас и требуется просто нажать на кнопку «Рассчитать результаты боя», осад и наземных битв не предусмотрено), личного участия требует и строительство. И если в играх славной Ascaron вы могли устраивать в полюбившемся городе сложные производственные цепочки, то в «Компании» все сводится в основном к возведению оборонительных сооружений. Штука в том, что кораблям надо периодически заходить в порты для продолжения плавания, портов мало, и, прибрав к рукам транзитные гавани, вы серьезно усложните жизнь соперничающим Ост-Индским компаниям (которые выведены без малейшего намека на связь с реальностью — что шведы, что британцы совершенно одинаковы).
Война с соперниками неизбежна, и если в настоящей истории важную роль играли интриги при дворах местных князьков (очередная экспедиция из Европы зачастую обнаруживала на месте опорного пункта лишь давно остывшее пожарище да полусгнившие трупы), то здесь вы тупо собираете флот (не более пяти кораблей, что за пошлость!) и начинаете гоняться за вражескими судами. Если догоните — начнется пресловутый бой на тактической карте, выглядящий как бюджетная версия « Корсаров» или Empire: Total War. Корабли следует выделять рамкой и науськивать друг на друга. Если вы совсем заскучали, можно взять под прямое управление один из галеонов и лично расстрелять вражеский флагман. Особого смысла в этом нет — как ни крутись, одной шхуной пару галеонов не потопишь, у кого бока крепче, тот и прав. Поучаствовав в паре битв с туристическо-видовыми целями, вы возвращаетесь на глобальную карту, к любимой кнопке автоматического расчета боя.
Дипломатичный чукча
Выглядит глобальная карта тоскливо, деревья не колышутся, вода похожа на крашеный дощатый стол, флаги к судам пришпилены неряшливо. Сам по себе сиротский вид игры — уже повод для насмешек, но сиротский вид игры про сказочные богатства, с мешком золотых монет на загрузочном экране… Тем же сиротством поражена система заданий: «импортируй столько-то тонн пряностей», «доставь посылку», «потопи флот», «захвати порт». Семейная трагедия «Порт- Ройяла» с сокровищами, негодяями и страшными тайнами вспоминается как старый, почти забытый сон. Дипломатия же не только тосклива, но и потрясающе бессмысленна. Компьютер периодически предлагает вам крупные суммы за пакты о ненападении, через некоторое время эти самые пакты разрывает, а затем снова стучится с дипломатическим предложением. Чукча большая дипломата, однако!
* * *
«Ост-Индская компания» глупа и дешева одновременно. Необъятная, неисчерпаемая тема (скажем, знаменитый русско-французский поход планировалось завершить как раз в индийских владениях компании) сведена к блеклой водянистой абстракции, где вода — стол, Лондон — полтора здания с грязными текстурами, а пряности существуют исключительно в виде пикселизированных пиктограмм.
ПЕРЕВОД: Локализована East India Company средне, ни рыба ни мясо. С одной стороны, вопиющих ошибок вроде бы нет, но периодически все-таки встречаются деревянные обороты. Впрочем, хороший перевод вряд ли спас бы «Компанию» от банкротства.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 20%
Дождались? Торговая стратегия мечты, полная приключений, заморских странствий и интриг, в реальности оказалась подделкой. Под видом пряностей финны из Nitro Games попытались толкнуть соду пищевую столовую.
Геймплей: 6
Графика: 7
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 8
Рейтинг «Мании»: 6
«Выше среднего»
Оценка локализации 2/3