Resident Evil 5
Радость узнавания — главная эмоция, которая возникает при запуске Resident Evil 5. Никто не скрывал, что Capcom делают « Resident Evil 4 про Африку и в высоком разрешении», — большего и не просили.
Четвертая часть сериала — жанрообразующий столп, шедевр, игра, на которую взяли равнение все представители survival horror. Многие прошли ее по несколько раз на разных платформах. Даже от изуродованной PC-версии (полностью убитое освещение, невыносимое управление, отсутствие поддержки мыши) шел такой фантасмагорический драйв, что люди садились и играли: без геймпада, на одной клавиатуре, закрыв глаза на чудовищную картинку и пережатые ролики. Потому что такой постановки и такого саспенса не было больше ни у кого.
Тогда, в 2005 году, Capcom c мясом оторвали серию от корней и пересадили ее на экшен-почву. Первые три Resident Evil были классическими играми в жанре survival horror: чудовищная камера, ватное управление, черепаший темп. Неудобно было драться, стрелять, решать головоломки — вообще жить. В 9 из 10 случаев вы погибали не потому, что врагов больше, а потому, что боевая система кривая. Интереснее было считать патроны, чем, собственно, убивать зомби. В четвертой части все радикальным образом изменилось: камера повисла за плечом у главного героя, целиться стало гораздо проще, рукопашные удары наконец-то работали.
Как будто опасаясь, что многомиллионная армия поклонников не оценит экспериментов с геймплеем, Capcom сделали Resident Evil 4 практически самостоятельной игрой: действие переехало в Испанию, вместо привычных зомби — зараженные паразитом селяне с факелами, вместо техногенного триллера — без пяти минут готический хоррор. Один из боссов — демонический карлик в камзоле и треуголке. Убедившись, что новая механика прижилась, японцы взялись делать на ее основе настоящий, канонический сиквел.
В Африке зомби вот такой вышины…
Resident Evil 5 стартует через 10 лет после событий самой первой части сериала (то есть на дворе 2008 год) в местечке Киджуджу в Африке. Сюда на задание прибывает Крис Редфилд (тот самый, из Resident Evil за номером один!) и тут же, на месте, знакомится с напарницей Шевой Аломар (обладательницей модельных пропорций). Десять лет назад Крис был членом знаменитого отряда S.T.A.R.S., до этого немного послужил в ВВС, теперь же он — агент BSAA (Bioterrorism Security Assessment Service — Службы по борьбе с биотерроризмом).
Корпорация Umbrella, ответственная за все беды в первых трех играх, давно не у дел, но Альберт Вескер все никак не уймется. Основав компанию TriCell, он готовит новый опасный вирус, передающийся по воздуху. Мало того — Вескер решил заразить всю планету.
Однако сценаристы Resident Evil 5 очень бережно относятся к тем, кто впервые слышит про Т-вирус, Раккун-Сити и корпорацию Umbrella. Скорее с сожалением мы вынуждены признать, что для того, чтобы сыграть в пятую часть, вам совсем необязательно держать в голове хронологию Resident Evil. Имея на руках громадную вселенную со множеством персонажей и богатейшей мифологией, Capcom будто боятся, что их кто-нибудь не поймет, и обращаются к предыдущим частям игры слишком осторожно. Это особенно странно, учитывая, что запутанность никогда не мешала продажам Resident Evil: третья часть разошлась тиражом 3,5 млн копий, а там без специальной подготовки сам черт ногу сломит.
На Запад
С геймплейной точки Resident Evil 5 — почти точная копия своей предшественницы. Крисом мы управляем от третьего лица, стреляем точно так же, из-за плеча. Даже красный лазерный прицел остался. Но изменения на самом деле есть.
Во-первых, напарница Шева. Без подружки теперь не обходится ни один уважающий себя герой (см. Prince of Persia ), но Крису, безусловно, досталась самая симпатичная. Ведет себя госпожа Аломар более-менее разумно: сама ломает ящики, снабжает вас патронами и бодро отстреливается от враждебно настроенных африканских колхозников. Бывают, конечно, и моменты внезапного отупения (когда у Шевы заканчиваются патроны, она может внезапно остановиться как вкопанная), но в целом подруга не раздражает — уж точно смышленее Эшли из Resident Evil 4. Недостатки AI понятны — Resident Evil 5 целиком заточена под кооператив. Игру можно и нужно проходить вдвоем, причем делать это разрешается не только по Сети, но и на одном экране.
Благодаря кооперативу знакомый по Resident Evil 4 экшен играется совсем по-другому, особенно на высоких уровнях сложности: герои синхронно баррикадируются в зданиях, попеременно работают полевой медсестрой, прикрывают друг друга. Многие игровые ситуации построены с расчетом на осмысленное взаимодействие героев, за счет этого Resident Evil 5 не воспринимается как HD-версия четвертой части.
Второе важное изменение Capcom явно подсмотрели у своих западных подражателей: при обращении к инвентарю действие больше не останавливается. Совсем как в Alone in the Dark или Dead Space (авторы которых открыто признавались в том, что их игры во многом вдохновлены Resident Evil 4), пока вы тянетесь за лечебным спреем, вам внезапно могут откусить голову. Преобразования, связанные с инвентарем, несколько ослабили тактическую составляющую игры. Если раньше вы вдумчиво, чуть ли не с пометками в блокноте, решали, как станете выкручиваться («Ага, вот того парня с топором я застрелю из автомата, потом переключусь на Broken Butterfly, прострелю крайнему слева щит, подбегу, добью его ножом, по необходимости приму спрей и расстреляю остальных из пистолета»), то Resident Evil образца 2009 года — это чистый экшен, без примесей. Страшно сказать, в некоторых моментах Capcom цитируют Gears of War: в строго отведенных местах Крис вдруг обретает возможность прятаться в укрытиях (на позиционных перестрелках выстроен целый эпизод). Возможно это только в тех местах, где враги вооружены огнестрельным оружием, поэтому, попав в очередную заварушку, заранее не угадаешь, удастся на этот раз отсидеться за ящиком или нет.
Зомбиперерабатывающий завод
Resident Evil 5 — это экшен, от которого отсекли все лишнее. Головоломок как таковых здесь нет, поиск сокровищ фактически упразднен (они практически валяются под ногами), знаменитые печатные машинки тоже отправились на свалку — им на смену пришли обычные чекпойнты.
В жертву динамике Capcom приносят все: мистику, знаменитую неторопливость первых трех игр, отчасти даже сюжет. Но поверьте — оно того стоило. Потому что такой режиссуры и такого напряжения по-прежнему нет ни в одной западной игре (Dead Space с ее полутемными коридорами и рядом не стояла). За несколько часов у вас на сетчатке выжигаются десятки ситуаций: побег на «Хаммере» от зомби-мотоциклистов (лучший «стационарный» экшен-эпизод в истории жанра), пулеметный расстрел гигантского тролля, у которого из головы периодически вылезает какой-то сгусток биомассы, сожжение черного комка щупалец в специальной камере, исполинская летучая мышь, скребущая лапами по огромному грузовику, который летит вместе с ней в пропасть… Capcom, как ни одна другая студия в мире, умеет городить на экране высокохудожественную ересь: комки плоти, рапид, какие-то племена с копьями, крокодилы, наконец!
Когда вы поймаете темп, оторваться будет уже невозможно. Resident Evil 5 — это специфическое, мало с чем сравнимое удовольствие. Мини-боссы пробивают стены, рушат целые дома. Вы пытаетесь отбиваться, судорожно дергаете стики, сбрасываете с плеч наседающих зомби. На экране поднимается настоящий ураган из брызг крови, мозгов, кишок и инопланетного вида щупалец.
Если немного притормозить и включить аналитику, то быстро выяснится, что Capcom почти покадрово цитируют четвертую часть: стартовая бойня практически один в один повторяет знаменитое барикадирование в испанской деревне, есть аналогичный эпизод на болотах, даже знаменитый бензопильщик с мешком на голове — и тот вернулся. Но тут срабатывает графика. Resident Evil 5 — это еще и один из самых красивых экшенов современности. Африка тут такая, что никакой Far Cry 2 даже рядом не стоял. Детализация моделей — феноменальная. А в PC-версии — еще лучше. Разница не то чтобы сразу бросается в глаза, но ощущается в мелочах: тут текстура четче, там освещение приятнее, здесь пятна крови сочнее.
К счастью, цитирование Resident Evil 4 не коснулось управления в версии для персоналок. Спустя 46 лет со дня изобретения компьютерной мыши Capcom наконец дают нам ей пользоваться; бросаем в воздух чепчики и лифчики. Конечно, никто не запрещает подсоединить геймпад от Xbox 360, но управление с клавиатуры и мыши обеспечивает вседозволенность, свойственную исключительно шутерам. Оружие можно менять по цифрам, перезарядка происходит по нажатию одной кнопки (как и удар ножом), а вместо красного лазера в центре экрана маячит здоровенное перекрестье. В целом играть стало намного легче. Только вот на хоррорную составляющую Resident Evil 5 такое упрощение действует не слишком хорошо. Так что выбор управления послужит эдакой гирькой на весах жанра. Хотите аккуратнее стрелять — используете мышь и клавиатуру. Желаете пощекотать себе нервы управлением (это тоже часть хоррорного мазохизма) — геймпад отлично подойдет.
* * *
Resident Evil 5 — не такой прорыв, каким была четвертая часть. Это честная, заслуженная эксплуатация собственных успехов и достижений Capcom. К ней можно придираться за нахальное самоцитирование, ее можно пожурить за никчемное подражание Gears of War, но, когда у очередного жителя Киджуджу вдруг слетает голова, а оттуда вылезает гигантское шипастое щупальце, когда зомби-мотоциклист слетает с колес, об него спотыкается еще пять таких же и все они веселой гурьбой взлетают на воздух, — как-то, знаете ли, не до аналитики.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — нет
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей: 8
Графика: 9
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Если в четвертой части экшен был дерзким экспериментом, то здесь смешение механик перешло на новый уровень. Хотя некоторые моменты похожи на вялое подражание последним боевикам, у Resident Evil 5 найдется с десяток-другой вау-моментов, которые заставят вас просидеть за игрой до рассвета.
Рейтинг «Мании»: 8.0
«Отлично»
[[BREAK]] Дважды трехмерная
Помимо улучшенной графики, PC-версия щеголяет другим визуальным новшеством — стереорежимом. Чтобы бицепсы Криса Редфилда стали еще более выпуклыми, а клетки вируса в меню отчаянно пытались вылететь из монитора в комнату, придется потратиться на специальные очки от NVIDIA. Но ими дело не ограничивается. Тут получается, что в списке системных требований игры есть еще один неожиданный опциональный пункт — монитор. Его частота развертки должна быть не меньше 120 Гц, по 60 Гц на каждую линзу очков. И когда и без того отличная графика приобретает стереоэффект, игра выглядит просто до неприличия впечатляюще. Сбивают с толку лишь субтитры, которые появляются на переднем плане (приходится перефокусировать взгляд туда-сюда), и кат-сцены — в них картинка может слегка двоиться.
Список игр, с которыми технология работает, уже впечатляет. Специальный драйвер позволит «раздвоить» картинку и нарисует более удобный для стереоэффекта лазерный прицел вместо перекрестья. Иронично то, что в Resident Evil 5, игре, разработанной с учетом технологии NVIDIA 3D Vision, изначально был лазерный прицел, но в PC-версии он соседствует со стандартным перекрестьем.
Мы такие разные…
Кооперативные хорроры — это стильно, модно, молодежно. Вот и Capcom поддались веяниям моды, подарив нам веселые минутки умиления глупостью компьютерной Шевы Аломар и отчаянные недели тренировок соседа Васи на тему «Как правильно держать геймпад». Найдете кого-то живого на роль Шевы — ваши игровые ощущения, можно сказать, спасены, а раздражение будет посещать вас куда реже. Если у напарника есть какое-то подобие головного мозга, он догадается хотя бы целиться мозгоедам в головы, а не в левый бок, и не проходить через растяжки. Не говоря уже о прикрывающем огне, своевременных пшиках лечебным дихлофосом в нос и вообще сообразительности. Для бота же все это — иностранные слова.
Без здравомыслящего напарника некоторые этапы игры могут обратиться в сущий ад. Есть этап, в котором одному из игроков приходится освещать дорогу в пещерах фонарем. Есть болото, по которому надо ездить на ховеркрафте (один рулит, другой стреляет). Взаимодействие игроков здесь не так критично, как, скажем, в сетевой игре в Left 4 Dead , но к концу игры у компьютера уже просто, что называется, «силы слабые».
Как все начиналось?
Вселенная Resident Evil без преувеличения огромна. Чтобы досконально разобраться в ней, нужно не только пройти все игры, но и изучить множество дополнительных материалов. На случай если вы столкнулись с ней впервые, приводим краткую хронологию первого заражения.
31 июля 1978 года
Альберт Вескер и Уильям Биркин устраиваются на работу в исследовательский центр Арклея, где начинают изучать вирус Эбола. В подвалах лабораторий ученые обнаруживают загадочное существо, над которым центр проводил эксперименты 11 лет назад.
Зима 1998 года
Альберт Вескер и его друг Барри Бертон создают в Раккун-Сити отряд S.T.A.R.S., — правда, вообще без состава, и Бертон начинает активный набор кандидатов.
25 апреля 1998 года
Арклейская лаборатория получает статус завода корпорации Umbrella, для присмотра за ней назначается специальный человек.
11 мая 1998 года
Первая утечка T-вируса, созданного Биркиным и Вескером. Эксперименты проводились на акулах, и один из ученых, затопив несколько помещений центра, выпускает их на волю.
13 мая 1998 года
Под парком Раккун-Сити заканчивается строительство научного центра Umbrella; в Арклее один из ученых чувствует недомогание, у него начинает чесаться и покрываться нарывами кожа.
Июнь 1998 года
Все больше и больше ученых начинают заболевать: у них замечаются странности в поведении, повышается агрессивность, кожу они раздирают до крови. Umbrella выдает им таблетки, которые, впрочем, не помогают.
9 июля 1998 года
The Raccoon City Times публикует статью о странных исчезновениях людей, к расследованию подключается уже полностью сформированный на тот момент отряд S.T.A.R.S.
22 июля 1998 года
В этот день Umbrella решила заманить в особняк Спенсера (что в Арклейских лесах) команду S.T.A.R.S., чтобы протестировать на них свежеполученных при помощи T-вируса зомби.
23 июля 1998 года
BRAVO-ячейка отряда S.T.A.R.S. отправляется осмотреть найденный в лесах Арклея дымящийся военный грузовик и пропадает без вести.
28 сентября 1998 года
Головорезы Umbrella пытаются устранить Уильяма Биркина, но тот вкалывает себе G-вирус (особую модификацию вируса, дающую помимо прочего невиданные физические способности), мутирует и убивает почти весь отряд охотников. Через зараженных крыс в канализации вирус попадает в сам Раккун-Сити.
1 октября 1998 года
Раккун-Сити полностью оказывается во власти T-вируса, и правительство США принимает единственно верное решение: стерилизовать город. Утром на Раккун-Сити сбрасывают ядерную бомбу.