Wet
Давно пора признать: игры — развлечение для детей. Удивлены этой новостью? Еще бы, вы ведь столько сил потратили, доказывая окружающим серьезность своего увлечения! А тут такой облом.
Спокойно, не торопитесь рвать журнал в клочья. Во-первых, быть ребенком можно в любом возрасте, и это не так уже плохо. Мы и сами такие. Во-вторых, игры в своем развитии находятся еще на том этапе, когда можно пешком ходить под стол и сосать соску. Как в таком возрасте ведут себя дети? Они учатся, копируя поведение взрослых. Родитель засмеялся — и ребенок, глядя на него, тоже засмеялся, сам не понимая почему. Родитель что-то сказал — ребенок за ним повторил.
То же самое с играми, только для них в роли папы и мамы выступает кино. Мама-Родригес и папа-Тарантино гордились бы таким ребенком, как Wet.
Тройная выжимка
Любая рецензия на фильм «Грайндхаус» начинается с определения грайндхауса: так назывались американские кинотеатры из 70-х, продававшие билеты на два фильма категории «Б» по цене одного. Тарантино и Родригес, режиссеры «Грайндхауса», воссоздали стиль той эпохи столь бережно, что получилась самоценная вещь.
Если их фильм сам по себе дистиллят дистиллята, то Wet — дистиллят дистиллята дистиллята, буквальное переложение Родригеса и Тарантино в игровой формат. Такой же видеоряд: выцветшая, будто бы состаренная картинка, побитая рябью и покрывающаяся пузырями (пленка загорелась!), когда игрок погибает. Такая же подача: Тарантино и Родригес напичкали свой фильм трейлерами несуществующих фильмов, а Wet после каждого уровня делает паузу на минуту винтажной рекламы, не имеющей никакого отношения к игре. Такая же и музыка: местами как будто Лало Шифрин, местами Эннио Морриконе — но не Лало Шифрин и не Эннио Морриконе. Наконец, точно такое же нарочито несерьезное отношение к сюжету и правдоподобию. Руби, героиня игры, пускает в расход сотни людей, прыгает по крышам машин, несущихся по хайвею на безумной скорости, и, даже падая с высоты нескольких километров среди обломков самолета, первые десять минут думает не о том, чтобы искать парашют, а о том, чтобы расстрелять еще 20-30 врагов. Злодеи говорят и выглядят как ходячие сборники всех киношных клише, какие только существуют в боевиках категории «Б». Китаец-мафиози с косой. Жутковатая бледнотелая тетка Тарантула со змеиными повадками и двумя автоматами. Китайский карлик-палач, которого вводят в сюжет и убивают в течение полуминуты. Одним словом, общего с Тарантино и Родригесом так много, что мозгу начинает казаться, будто ты все это уже где-то видел.
Эффектность = эффективность
В плане геймплея Wet сочетает в себе черты Devil May Cry и BloodRayne. У DMC позаимствованы оружие (двойные револьверы и меч) и манера ведения боя (ни секунды без выкрутасов), у BR — персонаж (немногословная девица, за которой остается след из отрубленных конечностей). Урон револьверы наносят мизерный, но зато парализуют противника и дают подобраться на расстояние взмаха катаной. Bullet time бесконечный и включается при стрельбе во время прыжка или скольжении на коленях. Стрелять можно сразу по двум целям: одна помечается автоприцелом, другую выбирает игрок.
Практически любая перестрелка в Wet выглядит как постановочная. Игра всемерно поощряет использование трюков и комбо. Просто стрелять и просто рубить недостаточно — нужно делать это красиво! Если уж стрелять — то спускаясь по лестнице вниз головой, изогнувшись в прыжке, в полете с одной крыши на другую. Если уж рубить — то двоих одним взмахом, в подкате, в полете.
Убивать красиво заставляет, с одной стороны, чисто меркантильный интерес (чем эффектнее смерть, тем больше дадут очков, а чем больше очков — тем больше апгрейдов: здоровья, трюков, комбо), а с другой — чисто эстетические соображения. Помните, как играли в Max Payne? Когда ты осваивался, игра начинала восприниматься почти как сценическое выступление. Эффектность становилась синонимом эффективности, ты думал не о тактике, а о хореографии боя: вот здесь я пробегу за колоннами, а здесь прыгну, и к моменту приземления все в комнате будут мертвы…
В Wet действуют те же самые правила, но возможностей для хореографии еще больше. Макс Пейн был прикован к земле, Руби же — акробатка под стать Ларе Крофт. На поздних уровнях, после покупки всех анлоков, типичный бой выглядит так: Руби прыжком влетает в окно и за две минуты расстреливает тридцать вооруженных мужиков, ни разу не коснувшись пола. После таких эпизодов девушка рассыпается в комплиментах сама себе: ах, какая я молодец!
Расстраивает во всем это только то, что механика игры в целом довольно простая и сводится к нескольким типовым ситуациям. Акробатика а-ля Лара Крофт, акробатика плюс бой, обычный бой, quick time events, «добеги до триггера» (пока все триггеры не отключишь, враги будут возрождаться до бесконечности) и режим ярости: время от времени на Руби нападает одинокий камикадзе, она вышибает ему мозги, кровь забрызгивает лицо, экран окрашивается в красно-черно-белые цвета, включается быстрая музыка — и на несколько минут Руби превращается в машину для убийства. Ближе к середине эта последовательность заучивается назубок, и игра становится предсказуемой.
Недожали
Кроме предсказуемости, у Wet есть проблемы с качеством исполнения. Все самые сильные сцены игры — погоня по хайвею и падение из самолета без парашюта — заслуживают безусловной похвалы, они сделали бы честь любой игре. Проблема в том, как они сделаны. В руках более опытной студии эти эпизоды вызывали бы экстатический восторг. А в Wet накал страстей никогда не поднимается выше отметки «ну, совсем неплохо».
Сама Руби вызывает ровным счетом ноль эмоций. Проблема «девушка — это не только сиськи» существует столько же, сколько существуют игры, а воз и ныне там. То, что у Руби бывает всего два эмоциональных состояния (нейтральное и разъяренное), в принципе, простительно — жанр такой. Непростительно отсутствие чувства юмора. Такие герои просто обязаны им обладать, а у Руби — только нахрап и дурная привычка хлестать каждые пять минут «Джек Дэниэлс» из горла.
Анимация выполнена грубовато. В игре с видом от третьего лица и обилием акробатики герой должен двигаться пластично, естественно (см. Prince of Persia ), а если персонаж — девушка, то еще и женственно (см. Silent Hill 3 ). Руби далеко и до первого, и до второго примера.
Наконец, есть проблемы с уровнем сложности. Дело не в том, что игра трудна, а в том, что уровень сложности нестабилен. В одних местах Wet проходится влет, а в других — со второй, третьей, пятой, десятой попытки. При этом боссы поразительно легкие: рядом всегда есть мертвые точки, откуда их можно расстреливать безнаказанно. Финальные боссы вообще выглядят как насмешка.
* * *
В кинематографе есть такое понятие, как exploitation-фильмы. Это фильмы на простые и дешевые, но беспроигрышные темы: зомби, месть, спагетти-вестерны, слэшеры. Wet — их порождение, и уже поэтому он не может не вызывать симпатии. Ну да, это стопроцентно манипулятивная игра, которая давит на наши самые уязвимые точки. Но что с того?
Формула игры: 50% Devil May Cry + 25% BloodRayne + 25% Родригеса и Тарантино
Геймплей: 7
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Управление: 6
Сюжет: 7
Стабильность: 8
Оригинальность: 8
Оценка: 7,5