Линия фронта: Битва за Харьков
Студия Snowball известна творческими переводами западных тайтлов, стоящими в одном шаге от откровенного мошенничества. Так, аддон Hearts of Iron 2: Doomsday Armageddon превратился в «День Победы 2: План Сталина», хотя игра посвящена альтернативной истории с выжившей Российской империей. С той же соловьино-разбойной лихостью Snowball переименовали Front Roads: Kharkov 943 в « Линию фронта: Битва за Харьков » (под названием «Линия фронта» Snowball издает легендарную серию Combat Mission ). Расчет был, видимо, на то, что фанаты не заметят подмены и купят игру, приняв ее за очередную часть Combat Mission. План провалился — поклонники раскусили одесскую хитрость и теперь на форумах чистят Snowball такими словами, которые мы никак не можем привести в печати.
Впрочем, украинская Graviteam совершенно не виновата в том, что у русского издателя их игры повадки привокзального шулера. Начитавшись Вяземского («Бог метелей, бог ухабов/Бог мучительных дорог»), Graviteam создала первую в мире нуар-стратегию про Вторую мировую войну. «Битва за Харьков» пытается притвориться серьезным варгеймом, с табличными данными, кривым интерфейсом, отсутствующим туториалом и общим аскетизмом, на который только способны люди, выросшие в хрущевках. Дескать, кому надо, тот сам разберется в нашем интерфейсе, выучит тактические комбинации и начнет громить фашистов, а кому не надо — пусть к черту идет. Но дело в том, что, кроме всех родимых уродств жанра (кто осмелится сказать, что Combat Mission дружелюбнее?), у «Битвы за Харьков» есть еще и свое настроение, редкая для военной стратегии штука.
Тут постоянно давит мрачное, словно бы выдранное из макспейновского Нью-Йорка небо, тут много снега, унылой, пожухлой растительности и бескрайних южнорусских просторов, заставляющих ваше сердце сжиматься от непонятной тоски. Пойдя на поводу у реализма, Graviteam соорудила гигантские игровые карты, по меланхоличным, полным русской хандры пространствам которых устало движутся ваши немногочисленные войска. Несколько десятков человек и пара танков теряются в бесконечных заснеженных степях… наблюдая за тем, как они медленно-медленно ползут навстречу врагу, отчего-то хочется закурить, зарыдать и выпить водки.
* * *
Возможно, вы и вправду напьетесь, так и не узнав, что в игре, помимо медитативно тащащихся подразделений, есть еще неплохая система повреждений техники, честная баллистическая модель и довольно злой искусственный интеллект, первые пять партий возящий вас мордой по столу. Имеется и стратегический уровень, на котором вы выбираете, какое именно из ваших подразделений будет атаковать врагов (или же выдвигаете войска из резервов на передовую). Пусть и примитивная, но все же стратегия несколько добавляет глубины тактическому режиму. До «Битвы за Харьков» Graviteam занимались танковыми симуляторами, отсюда и неприлично высокий уровень реализма для стратегии.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — нет
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 7
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 6
Дождались? Первая в мире нуар-стратегия про глухую ноябрьскую тоску, зачем-то притворяющаяся варгеймом по Второй мировой.
Рейтинг «Мании»: 6.0
«Выше среднего»