Manhunt 2
Первый Manhunt выглядит актуально даже сегодня, спустя шесть лет после релиза. Красться по темным лабиринтам в обличье Джеймса Эрла Кэша и душить врагов полиэтиленовым пакетом в наше время столь же интересно, что и в 2003-м. Гремевшие вокруг Manhunt скандалы забылись, а игра осталась: стелс-экшен про снафф-фильмы, где главный герой прячется в тенях, ждет удобного момента и жестоко убивает охотящихся на него психопатов, а безумный голливудский режиссер снимает происходящее на десятки камер.
Скандалов по поводу вышедшего в 2007 году на PS2 сиквела было не меньше (см. нашу врезку), но Manhunt 2 на консолях прошел совершенно незамеченным (какой-то интерес представляет разве что Wii-версия). Все-таки одних убийств, блевотины, околопорнографического сеттинга и ругательств мало — желательно, чтобы ко всем этим замечательным составляющим прилагалась хоть сколько-нибудь запоминающаяся игра.
Однажды в психозе
Manhunt 2 — консольная игра трехгодичной давности, так что каких-то высоких технологий тут не может быть в принципе. Есть фокусы с освещением, камеру слепят прожектора, кое-где дизайнеры стараются стыдливо прикрыть недостатки движка туманом… но к текстурам и моделям лучше не приглядываться, чтобы лишний раз не напоминать себе о том, что мы играем в игру на движке GTA: San Andreas при живом GTA 4.
Главный герой — скромный очкастый парень по имени Дэнни Лэмб, которому в экстремальных ситуациях помогает дружеским советом воображаемый (особого секрета тут нет) друг Лео Каспер. На первом уровне Дэнни сбегает из психиатрической лечебницы (детективу Тэппу в Saw на это понадобилась целая игра!), на втором за ним начинают гоняться затянутые в костюмы Ищейки из таинственной медицинской организации под названием «Проект».
После этого Дэнни предстоит долго бегать по всевозможным злачным местам (садомазоклуб, порномагазин, порнотеатр, публичный дом, телестудия), выяснить, что произошло с его женой и детьми, и добраться до руководства «Проекта». Уровни за Дэнни выдержаны в стиле первого Manhunt: врагов много, их трудно победить в открытом бою, но можно спокойно и методично убивать одного за другим.
Треть игры посвящена похождениям киллера Лео (у которого с Дэнни на двоих одно сознание) и не имеет ничего общего с оригинальным Manhunt. Это стандартный занудный консольный шутер (так выглядела бы Kane & Lynch: Dead Men, если бы в ней не было ни Кейна, ни Линча). Видимо, специфическая механика Manhunt надоела даже разработчикам из Rockstar : вместо того чтобы таиться по темным углам и смаковать каждое убийство, мы носимся по ярко освещенным улицам и расстреливаем армии закованных в броню спецназовцев.
Счастливая мясорубка
А ведь именно первобытная примитивность механики делала Manhunt настолько удачным симулятором серийного убийцы. Если нас заметят враги, то будут долго и сладострастно рвать на части, топтать ногами, бить подручными предметами… а значит, врагов мы тоже должны ненавидеть и избавляться от них самыми медленными и мучительными способами.
Если подобраться к противнику незамеченным, можно совершить зверское убийство одной из трех степеней жестокости. Как и в первой части, обычной бейсбольной битой можно просто забить человека до смерти, а можно расколоть ему голову, как арбуз. Если под руку подвернется какой-нибудь более оригинальный инструмент (скажем, клещи), то третья степень будет представлять собой что-нибудь экстравагантное (выковыривание глазных яблок). Апофеоз всей игры — распиливание черепа орущего и отбивающегося противника тупой ножовкой. Вот таким и должен быть настоящий Manhunt — злобным, циничным, без всяких антрактов и перерывов на Hitman: Blood Money…
Помимо стандартных убийств, в Manhunt 2 появились новые возможности — можно умертвить противника с использованием особенностей окружающей обстановки (телефон, электрощит), а также прикончить его издали (в прыжке с лестницы или балкона). Тут даже степеней жестокости нет. Пятьдесят раз начав уровень с контрольной точки и столько же раз повторив процесс утопления часового в унитазе, запросто можно свихнуться и самому стать маньяком.
На Wii каждое убийство обыгрывалось с использованием особенностей виимоута — в зависимости от ситуации приходилось дергать, бить, закручивать, вонзать… В PC-версии эту возможность сохранили, но все манипуляции осуществляются путем безобидного шуршания мышкой по коврику. Эффект, конечно, не тот: ритмичное внедрение осколка стекла в тело врага так передать еще можно, а вот молодецкий взмах топором или удушение телефонным проводом — не особенно. Но по крайней мере мы непосредственно участвуем в превращении противника в окровавленный обрубок, а не смотрим со стороны, пока Дэнни делает свое черное дело.
Все вышеописанные моменты справедливы для тех участков уровней, где Дэнни вынужден полагаться только на свою изворотливость и импровизированное оружие. Как только ему в руки попадает пистолет (дробовик, штурмовая винтовка), игра опять-таки превращается в стандартный консольный шутер, где о скрытности можно не беспокоиться.
* * *
В Manhunt 2 очень мало Manhunt: один великолепный уровень по мотивам фильма «Хостел», где зверские садистские убийства поднимаются до уровня настоящего перформанс-арта, несколько неожиданных видов оружия (запомнились циркулярная пила и гигантские садовые ножницы) и две-три небольшие замкнутые арены, где каждое действие надо оттачивать до автоматизма.
В целом игра получилась совсем другая — со стрельбой из штурмовых винтовок, стандартным сюжетом про киллера, мстящего породившей его организации, и невыразительными общегородскими уровнями. Приятно, что Manhunt 2 все-таки вышла на PC и что кровища хлещет без всякой цензуры… но технологическое отставание превращает Manhunt 2 из просто проходного проекта в проект откровенно провальный. Гениальная игра, вышедшая с опозданием в три года, еще может быть интересной; посредственная игра три года спустя не нужна почти никому.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий 20%
Геймплей 5
Графика 5
Звук и музыка 6
Интерфейс и управление 6
Дождались? Главная проблема Manhunt 2 — не в технологической отсталости, а в том, что зверская игра про снафф-фильмы превратилась в банальную историю о киллерах и сумасшедших, с элементами занудного консольного экшена.
Рейтинг «Мании»: 5,0
«Средне»
[[BREAK]] Тяжелое детство Manhunt 2
Проблемы с Manhunt 2 начались в июле 2007-го — в США игра получила клеймо Adults Only, и Nintendo запретила выход игры на Wii, в Великобритании ей вообще отказались присваивать рейтинг… Издатель Take-Two Interactive отложил релиз игры. В августе Rockstar выпустила сильно цензурированную версию, получившую вожделенный рейтинг Mature от американской ESRB. В октябре игра вышла на PS2, PSP и Wii, но даже порезанная версия была вновь отвергнута британской BBFC. Судебная тяжба между Rockstar и BBFC тянулась целый год — в Англии консольные версии появились только в октябре 2008-го. На разных консолях игру цензурировали по-разному: на Wii убийства показываются через красный фильтр (хотя энергичные движения пультом и нунчаком дают некоторое представление о происходящем), на PS2 фильтр то включается, то выключается, так что определенные фрагменты убийств все-таки удается разглядеть. В PC-версии убийства показаны без всякой цензуры.
Процедур
Среднестатистическое убийство в Manhunt выглядит примерно вот так