Империя: Смутное время
Удивительное дело — в игре « Империя: Смутное время » нет ни империй, ни смутного времени. Эта глобальная стратегия, корнями уходящая в шведскую серию Europa Universalis , рассказывает о бесконечной междоусобной грызне русских княжеств, постепенно собирающихся в единое Московское царство. Кроме русских князей, свой кусок восточно-европейского пирога пытаются отгрызть татары, немцы, украинцы, шведы и все остальные жители восточной окраины цивилизованного мира (в рассматриваемый период 1350-1650 гг. центром цивилизации были итальянская Пентархия и Франция с Испанией). По сути, «Империя» — это версия Europa Universalis, адаптированная для жителей глухих восточных лесов и болот.
От Москвы до самых до окраин
Как и в EU, в «Империи» вы берете на себя роль правителя, в ведении которого находятся все вопросы общественной жизни, от строительства зданий и ведения исследовательских работ до войны, мира, глада, чумы и мора. Игра протекает в реальном времени, на глобальной, недурно (но и не блестяще) сделанной карте.
Поначалу в ведении игрока находится пара городов и сел, несколько персонажей и куча невзрачных кнопочек предельно невнятного интерфейса. Можно с места в карьер пойти войной на каких-нибудь чухонцев, но лучше сначала укрепить тылы. Зайдя в окно управления городом, вы сможете заказать постройку зданий (церковные школы помогают населению реализовать свое право на образование, кузнецы куют деньги, в казармах обучаются новые виды солдат, в селах растят хлеб наш насущный) или же отдать приказ на обучение новых отрядов. Кроме того, в столице томятся захваченные в плен вражеские персонажи (помимо всего прочего, их можно зверски пытать), там же находится посольство и прочие полезные в хозяйстве штуки.
Большинство зданий приносят доход в виде ресурсов — так, школы «генерируют» знания, на которые можно заказать исследования. Существует даже разделение на технологические эпохи, как в Civilization. Зерно идет на прокорм войска, за золото строятся здания и активируются специальные способности, плюс имеется куча менее явных показателей — вроде «благополучия» (недовольные подданные эмигрируют к соседям) или количества приверженцев государственной религии (обиженные еретики бунтуют).
Немного отстроившись, следует заняться наймом героев — к вашим услугам целый набор деятелей, от царя и патриарха до ученого и лазутчика, каждый из которых получает опыт и новые уровни и спецспособности. Так, царь может научиться облагать город личным налогом (плюс деньги, минус благополучие), священник — вести летопись (ускоряет набор опыта персонажем, но стоит ресурсов), а полководец — вызывать наемников, мгновенно появляющихся на карте. Каждая способность после ее применения некоторое время перезаряжается, а игра никак не сообщает, что и у кого зарядилось. В результате даже после небольшого расширения государства вам приходится проводить значительное время, тупо перещелкивая персонажей и проверяя, что у кого готово. Или просто игнорировать все эти особенности, отказываясь от использования одной из главных фишек игры. Впрочем, без некоторых штук (вроде «наблюдения» лазутчика) прожить никак нельзя.
Блицкриг
Второй момент — слишком быстрое течение игрового времени. В отличие от EU, тут всего два режима — нормальный и ускоренный, причем даже на нормальном фигурки по карте движутся со скоростью амфетаминовых кроликов, а донесения о новых постройках в городах, уровнях персонажей и всем таком прочем валятся чуть ли не каждую секунду. Через пятнадцать минут после начала игры вы ощущаете себя трейдером на нью-йоркской бирже во время экономического кризиса. Все горит, кипит, дымит и требует вашего внимания. При этом в городах довольно много построек (больше, чем в EU), еще более обширное количество войск для найма, и при этом уже упомянутый идиотский интерфейс.
Скажем, если гарнизон города полон, строительство солдат остановится без всякого предупреждения. При этом вывести пару отрядов из города нельзя, можно вытаскивать только всю орду целиком. По одиночке отряды собирает полководец, которого еще надо подвести к городу с другого конца карты. Отдельное спасибо за дипломатию — переговоры ведутся только с теми державами, в которых у вас есть посол, при этом после завершения переговоров посол исчезает. Периодически искусственный интеллект отправляет к вам своих дипломатов, предлагая сделки на неприемлемых для него же условиях. Выглядит это очень глупо.
Нельзя не отметить и большую скорость передвижения врагов по небольшим провинциям. На начальной стадии игры (когда у вас пара провинций, а вокруг враги) стратегию, тактику, ум, честь и совесть заменяет натуральный зерг раш: кто первый в гости к соседу прибежал, того и тапки. Передислоцирование основных сил, переброска резервов — это слова из лексикона совсем других игр. Понятно, что кроме EU Lesta обращается к опыту разработки своей же довольно неудачной « Агрессии », но этот опыт на пользу «Империи» явно не идет.
* * *
Lesta сделала удивительную игру — первую в мире глобальную политическую стратегию, в которой победа зависит от скорости кликов мышкой. Успели кликнуть на «купить наемников» до того, как прибежал враг? Отобьетесь. Не успели? Загружайте сохраненную игру и пробуйте еще раз. Понятно, что питерскими разработчиками руководило желание занять игроков в промежутках между важными событиями (без этого очень страдают игры Paradox), но тут они явно переборщили. Вместо степенной игры про становление Руси вышла садистская аркада, играть в которую чисто физически тяжело. С другой стороны, если игры компании Paradox казались вам слишком медленными, то «Империя» непременно вам понравится.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 50%
Геймплей: 6
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 5
Дождались? Бюджетная Europa Universalis для амфетаминовых наркоманов
Рейтинг «Мании»: 6,5
«Выше среднего»