Aliens vs. Predator
Если проследить историю шутерной серии Aliens vs. Predator (кроме шутеров, были и другие, более ранние AvP — для игровых автоматов и Game Boy), то обнаружится удивительная вещь: за 16 лет ее существования было лишь одно настоящее продолжение и целых два ремейка. Началось все в 1994 году с игры Aliens vs. Predator (Atari Jaguar) от студии Rebellion. В 1999-м Rebellion еще раз выпустила примерно ту же игру, но уже на полигональном движке. После этого был сиквел Aliens vs. Predator 2 (2001, Monolith ), ну а сейчас мы снова имеем дело с ремейком, и его снова сделала Rebellion. Что плохого? Если не считать того, что новая AvP — морально устаревшая игра, все зашибись.
Почему в вашем творчестве так много ремейков?
Как и все AvP, игра состоит из трех кампаний: за морпеха, Чужого и Хищника. Сюжет и мотивация героев — более или менее те же, что и всегда.
Морпех спасает товарищей, поджаривает королеву Чужих, громит злодейскую корпорацию Weyland-Yutani и вроде бы всех побеждает, но в итоге все равно остается в дураках. Парни из корпорации свое дело знают.
Чужого выращивают в лаборатории для опытов, но техника по традиции дает сбой, животина сбегает и начинает откусывать головы тем, кто ее с такой нежностью пестовал.
У Хищника что-то вроде выпускного экзамена: планета, на которой происходит действие игры, исстари использовалась его сородичами для охоты на Чужих.
В плане геймплея игра тоже следует устоявшемуся канону. Кампания за морпеха — типичный «дум-3». Ходим-бродим по еле освещенным коридорам, исправно вздрагиваем, когда из темноты выскакивают ксеноморфы, выручаем товарищей, включаем рубильники и дивимся тому, сколько же еще должно случиться таких инцидентов, чтобы люди будущего начали серьезно относиться к технике безопасности. В углу моргает датчик движения — по традиции в первые полчаса он лишь нагоняет страху, до личной встречи с вами враги снисходят не сразу. Напарники попадаются всего несколько раз за игру, и это, наверное, к лучшему: когда рядом дружественные персонажи, напряжение изрядно спадает.
Основную опасность представляют, естественно, ксеноморфы. Они чаще встречаются, и убить их сложнее всего. Во-первых, по сравнению с AvP 2 они стали крепче. Иной раз в Чужого приходится всадить полсотни пуль, прежде чем он испустит дух. Во-вторых, в них сложно прицелиться — очень уж быстрые. В-третьих, их сложно разглядеть в темноте, а фонарик и осветительные шашки помогают мало.
Труднее всего приходится в помещениях, особенно на первых этапах, когда у морпеха еще нет мощного оружия. Чужой может напасть с любой стороны (спереди, сзади, сбоку, из-под пола, с потолка), бой почти всегда происходит на короткой дистанции, а это чревато быстрой гибелью. Пока Чужой жив, он активно орудует лапами, выдвижной челюстью и хвостом, а умирая, забрызгивает все вокруг кислотной кровью, которая может убить мгновенно. Во второй половине игра становится проще за счет нового оружия. Огнемет и пулемет не требуют точного прицеливания, а снайперка позволяет засекать врагов издалека и убивать их с одного выстрела.
Чужой действует совсем по-другому. Его тактика — затаиться, молниеносно напасть, убить одного-двух противников, быстро ретироваться, отдышаться и затем атаковать снова. Помогает ему то, что люди во вселенной AvP ведут себя как законченные идиоты. Ксеноморфы сбегают от них снова и снова, а они ничему не учатся. Системы безопасности и электроснабжения не защищены и не продублированы. Никаких стандартных процедур на случай побега Чужих не существует — все просто впадают в панику и разбегаются по углам. А самое главное, эти глупые существа никогда не смотрят на стены и потолок! Людям откусывают головы, протыкают хвостами, скармливают мордохватам (они же — фейсхагеры), а двуногие продолжают как ни в чем ни бывало патрулировать территорию и задумчиво изучать пол. Ну хоть иногда глаза поднимайте, а?
Хищник, как и раньше, самый бестолковый персонаж, ни рыба ни мясо. С одной стороны, он вроде бы сильный — может без труда завалить Чужого в рукопашном бою. С другой — на первых порах ничего, кроме рукопашной, ему и не дано. Лазерная пушка разряжается после двух выстрелов, а запасы энергии, равно как и здоровье, автоматически не восстанавливаются. Пока не появятся метательный диск и копье (во второй половине игры), приходится орудовать лезвиями, а это не очень-то интересно да еще и опасно, в случае если врагов несколько.
Что нового?
Три вещи, не характерные прежде для серии Aliens vs. Predator
Нападение Хищников на корабль людей. Обычно Хищники ведут себя осторожно и в открытом космосе с людьми предпочитают не связываться. В новом AvP они нарушают эту традицию, атаковав корабль Weyland-Yutani в первом же ролике.
Убийство королевы в середине игры. Бой с королевой обычно становится кульминационным моментом в развитии сюжета. Здесь же это почти что рядовой эпизод в середине игры.
Чарльз Бишоп Вейланд собственной персоной. Самый главный босс Weyland-Yutani, как правило, остается в тени. AvP 2010 — единственный (помимо фильма Alien 3) случай, когда Вейланд появляется на публике.
Буднично
Официально AvP образца 2010 года никто ремейком, конечно же, не называл. Но раз в названии отсутствуют цифры и подзаголовок, а сюжет не подразумевает никакой связи с другими играми серии, то иначе как ремейком его назвать нельзя. В чем задача ремейка? Сделать все то же самое, но на новой технологии. В AvP именно это и сделано. Игра очень красива, но ощущение от нее такое, будто вернулся во времени лет на десять назад. Весь здешний геймдизайн — повторение того, что мы уже много раз видели в предыдущих AvP и в других похожих шутерах.
Помимо того, есть еще и откровенная халтура. Ну например: действие всех трех кампаний происходит на одних и тех же уровнях, отличаются лишь цели героев и точка зрения на события. Фонарик у морпеха почти ничего не освещает, а осветительные шашки используются дозированно: пока не догорит уже брошенная, новую кидать нельзя. AI откровенно тупой: играя за Чужого, можно кромсать солдат под самым носом у их товарищей, а те даже ухом не поведут. У Хищника своя напасть: он в прекрасной форме и умеет одним прыжком покрывать большие дистанции, но перескочить может только туда, куда показывает сюжетный маркер.
А хуже всего — равнодушие, с которым сделана игра. Просвечивает оно даже в мелочах. Например, когда эфир наполняется хрипами умирающих солдат, руководящая нами по радио девица продолжает говорить ровным, почти лишенным эмоций голосом, будто речь идет об остывшем кофе.
* * *
Редкий случай, но так иногда бывает: Rebellion когда-то придумали формулу AvP, но оказались неспособны развить ее дальше исходного состояния. Чтобы вдохнуть в серию новую жизнь, нужна другая команда — молодая, голодная. SEGA, ау?
Формула игры: 25% Чужих + 25% Хищников + 25% морпехов + 25% старорежимного шутера
Геймплей: 6
Графика: 8
Звук и музыка: 7
Управление: 7
Сюжет: 4
Стабильность: 6
Оригинальность: 4
Оценка: 6,5