Napoleon: Total War
На свете существуют две игры Napoleon: Total War. Первая — однопользовательская — обрезанная Empire: Total War для гламурных лоботрясов без чувств, мозгов и совести. Вторая — это мультиплеер: сказка наяву, воплощение всех самых тайных грез фанатов серии Total War, экстаз, восторг, чистое счастье. Начнем, как водится, с плохого.
Семь лет одиночества
Игроку-одиночке предлагаются на выбор три кампании Наполеона — итальянская, египетская и европейская. Но это не кампании в привычном для Total War понимании слова — вам не позволят построить империю, подняв с колен какую-нибудь крошечную Голландию и превратив ее в беспощадного мирового жандарма. Все решено до вас, расклады определены, фишки расставлены, армии выдвинуты, все, что остается, — следуя предусмотренным дизайнерами маршрутом, покорять одну провинцию за другой.
Самый яркий пример — приключения Наполеона в Египте. Здесь в принципе нет дипломатии, даже соответствующая кнопка не горит — потому что договариваться не с кем и не о чем, от вас требуется лишь кошмарить орды бедуинов, османов и примкнувших к ним англичан. Не надо мучительно копить силы, сколачивая армию, — она есть с самого начала, просто не забывайте ее изредка пополнять. Не надо развивать города — линия фронта движется слишком быстро, развитые территории почти сразу же оказываются в глубоком тылу. Про науку, естественно, тоже можно забыть. Единственное, что от вас требуется, — это выполнять поручения («Возьмите ту провинцию, возьмите эту провинцию, а мы дадим вам мешок денег»), следуя от победы к победе. Чисто теоретически можно извернуться и поломать игру (например, посадить все войска на корабль и проиграть морское сражение англичанам, угробив ударную группировку), но для этого надо быть потрясающим кретином.
Точно так же обстоят дела в Италии. Карта кампании представляет собой по сути коридор: слева — наши территории, справа — австрийский городок, который нужно захватить, чтобы выполнить очередное задание. Тут, правда, открываются некоторые просторы для дипломатической игры с итальянскими княжествами, но это ненужное извращение, игра в поддавки с макаронниками, которая лишь добавит проблем. Гораздо проще резать всех подряд и ни о чем не думать.
Какой-то намек на Total War образца славных прошлых лет появляется лишь в войне против Коалиции, которая длится с 1805 по 1812 год. Тут действительно не помешают стратегическое планирование и пара заключенных альянсов, но, опять же, дизайнеры игры не оставляют вас в покое, подсовывая под нос очевидные решения: «Возьмите Вену, и Австрия заключит с вами мир». Ну и кем надо быть, чтобы после этого не взять Вену? И наоборот: если вы начнете играть за Россию — кем надо быть, чтобы отвести от Вены русский отряд с Кутузовым во главе, оставив ее на растерзание Наполеону? Русская кампания, к слову, становится интересной только ближе к финалу, когда чертовы французики подгребают под себя всю Европу и игроку приходится устраивать бои в грязи с гигантской империей. Впрочем, к моменту возникновения французского рейха вы обычно развиваете все, что можно, до максимума, встречая Наполеона у границ России с огромными, воющими в предвкушении крови армиями.
Интересно, что все здания в провинциях (за исключением столицы региона) теперь ориентированы исключительно на нужды фронта. Знакомые по Empire литейные мастерские в Napoleon дают крошечный бонус к доходу и солидную скидку на покупку новых войск. С наукой все тоже стало сильно проще — список доступных для исследования изобретений, который раньше занимал три закладки, теперь уместился на одной, и специфика у него, опять же, военная (от новых способностей пехоты до скидок на содержание войск — в экономической секции). А из-за короткого временного промежутка кампании вы физически не можете отстать от соседей и начать проигрывать битвы от отсутствия нормальных штыков или мобильной артиллерии.
Для маленькой такой кампании
Пойдя стопами Наполеона, вы сможете переиграть три его кампании — первую итальянскую, египетскую и австрийскую. Австрийская стартует в 1805 году и практически сразу уносится прочь от исторической правды (Англия выходит из Коалиции, Россия стягивает войска к Стамбулу и т.п.), в то время как с итальянской и египетской все интереснее.
В частности, после захвата Каира в игре случается исторически достоверный мятеж мамелюков, рядом с городом возникает толпа злых бедуинов. Другое дело, что в реальности британцы не сражались против Наполеона на земле — здесь же они высаживаются у Александрии на двадцатый ход. Да и для битвы у пирамид придется запускать отдельное сражение, в кампании его нет.
Итальянская кампания куда ближе по духу к истории — в частности, точно так же, как и в реальности, Наполеон занимается в основном освобождением городов от австрийцев, радостно приветствуемый местными жителями. Другое дело, что в настоящей истории наполеоновская армия была нищей, разутой и раздетой, в то время как в игре вы противостоите австрийцам с первоклассной пехотой, и кто тут на самом деле нищий — еще большой вопрос. Тем не менее исход кампании вполне соответствует истине: Австрия капитулирует, выходя из войны.
Глупышка Бетти
Впрочем, битвы проигрывать вообще очень тяжело — компьютер ведет себя как полный дегенерат даже на максимальном уровне сложности. Судя по нашим наблюдениям, максимальная сложность от минимальной отличается в основном параметрами боевого духа у отрядов — на минимуме французы бегут, потеряв пару человек в полку, на максимуме стоят до последней капли крови.
Самый яркий пример компьютерного идиотизма (после, напомним, целой обоймы патчей к оригинальной Empire, от которой Napoleon практически не отличается в смысле боевой механики) случился при осаде Стокгольма. Окончательно потеряв стыд и страх, я высадился у шведской столицы с десятком потрепанных юнитов линейной пехоты, полудюжиной оборванных ополченцев и двумя батареями пушек. Шведы ответили на мою выходку выдвижением двух полных армий линейной пехоты при поддержке шести батарей. Отступать десанту было некуда, и я решил ввязаться в эту битву исключительно из озорства, смешанного с отчаянием. Максимальная сложность, перевес по численности — в два с половиной раза, по силе войск — в три раза, дело решенное, к закату поле боя будет усеяно трупами русских наглецов…
Я выиграл, потеряв меньше половины армии и перебив восемьдесят процентов шведов. AI вместо того, чтобы подавить артиллерию, после чего начать одновременную атаку по всему фронту с переходом в штыковую (первыми дрогнули бы ополченцы, за ними ринулись бы все остальные, превратив битву в давку с элементами бойни), раз за разом кидал по два-три полка на мои пушки, заряженные картечью. Получив в лоб картечный залп, отряды в панике отступали, перегруппировывались и вновь перли на раскалившиеся от непрерывной стрельбы орудия. Я не верил своим глазам, на поле боя творилось полное безумие.
Или полный стыд, если вспомнить, что мы говорим о проекте из легендарной стратегической серии Total War. Кое-как компьютер держится лишь в битвах с заранее заготовленными позициями (типа Ватерлоо), да и то пока его не обойдут с флангов, заставив снять отряды с насиженных дизайнерами уровня жердочек. Сложно сказать, являются ли психические расстройства AI свидетельством немощи команды Creative Assembly (верится с трудом) или же это продолжение взятого курса на вовлечение так называемых «казуальных игроков». Дескать, поставь высший уровень сложности и все равно почувствуй себя полководцем мирового класса — Наполеоном практически.
Скажи-ка, дядя, ведь недаром…
Игра про Наполеона, разумеется, не могла обойтись без Бородинского сражения. Мы внимательно следили за его ходом, а затем решили сравнить с тем, что писал о Бородине Михаил Юрьевич Лермонтов.
Пять друзей Наполеона
Прочие последствия любви к нехардкорной части аудитории менее ужасны — так, CA переработали в лучшую сторону интерфейс, сделали наконец нормальную карту местности, а также приятные голосовые оповещения и бесполезную экшен-камеру. На глобальной карте (заметно похорошевшей) теперь сменяются не два, а четыре времени года, а каждый ход теперь длится не полгода, а две недели — иначе даже война с Коалицией кончалась бы за час. Ну и бои в Napoleon выглядят намного приличнее, чем в Empire: клубы дыма, всполохи огня, красивые орудийные залпы.
Все это, впрочем, бесполезные мелочи жизни. Главная новость — Creative Assembly наконец-то сделали то, о чем все мы давным-давно их просили. Многопользовательскую стратегическую кампанию. Выбирайте один из трех доступных сценариев, устанавливайте правила (от лимита времени на тактическую битву до автоподсчета результатов сражения в случае нежелания одного из игроков драться как мужчина), приглашайте друзей — и вперед! Обрезанная карта Европы (исчез кусок Африки, Кавказ, часть Скандинавии, а про Индию с Америкой можно даже не заикаться) внезапно становится весьма кстати — вы же не хотите, чтобы мультиплеер-сессия затягивалась на месяц? Промахи AI перестают волновать, дипломатия из полубессмысленной примочки становится важнейшим инструментом, а каждая битва превращается в изощренное противостояние двух живых, отчаянно пытающихся хитрить умов.
Более того, пресытившись политическими интригами против друзей, можно активировать режим drop-in-битв. Грубо говоря, на глобальной карте конкурирующими державами управляет AI, а вот в драки на тактической карте приглашаются случайные игроки, выступающие вместо компьютера. Жизнь от этого становится веселее раза в три — вам может попасться как комичный новичок, сливающий старую гвардию толпе крестьян, так и злой профи, выигрывающий при невозможных обстоятельствах (можно, кстати, активировать опцию «только для друзей», если вы застенчиво не доверяете незнакомцам). Более того, вы сами можете убить лишние пятнадцать минут, зайдя в онлайн-лобби, выбрать пункт «найти случайную drop-in-битву» и устроить неизвестному противнику ад на земле. По сути, два важнейших нововведения — многопользовательская кампания и битвы со случайными людьми в кампании одиночной — превращают Napoleon: Total War из блескучей безделушки для животных в первоклассный стратегический проект, который мы ждали все эти годы.
* * *
Отношение к Napoleon: Total War зависит исключительно от того, собираетесь ли вы в него играть в гордом бессмысленном одиночестве. Однопользовательские кампании — издевательство. Искусственный интеллект — тихий ужас. Готовые армии и руководящие указания — беспредел. Многопользовательский режим — волшебство, полет во сне и наяву, серьезное испытание духа и тела. Выберите его. Купите торт «Наполеон», коньяк «Наполеон» и игру «Наполеон», пригласите друзей в гости и получите одну из лучших стратегий этого года.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 8
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 8
Дождались? Обрезанная версия Empire: Total War, в которой нелепости и искусственные ограничения свободы с лихвой компенсируются многопользовательскими режимами игры.
Рейтинг «Мании»: 8
«Отлично»