17 марта 2010
Обновлено 17.05.2023

God of War 3

God of War 3 - изображение обложка

God of War закончился. Боги Олимпа <спойлер>, Кратос <спойлер>, а авторы серии раздумывают, чем им заняться дальше. Три невероятных слэшера (не считая Chains of Olympus для PSP) за пять лет — Sony Santa Monica совершила подвиг не меньший, чем сам Кратос. О том, как сложно это было, говорит уже то, что ни один геймдиректор не выдержал больше одной игры. Дэвид Джаффи покинул студию после завершения первой части, Кори Барлог — после окончания работ над второй. Триквел вел уже третий по счету геймдиректор — Стиг Асмуссен. Люди менялись, но God of War каждый раз брал новую высоту.

3 игры и 2 разбитых геймпада

God of War — самый злой, самый яростный слэшер из всех, что когда-либо появлялись на свет. Игры этой серии заряжены какой-то звериной, первобытной энергией. Особенно сильно эта энергия чувствовалась в первой части (в силу новизны), в 2005 году. God of War действовал — и продолжает действовать — как укус оборотня. За несколько минут даже у самого спокойного человека глаза наливались кровью, вздувались жилы и появлялось непреодолимое желание размозжить кому-нибудь голову. Просто так, чтобы дать выход переполняющей сердце ярости. Лично мне, слава богу, ничья голова под руку не попадалась, но вот геймпады пострадали. Один я разбил в 2005 году, когда проходил первую часть, в припадке злости, оттого что не получалось завалить босса. Еще один отправился в полет по той же самой причине во время прохождения God of War 3. В пути он встретился со стоящим на диване стаканом, так что убирать в итоге пришлось не только обломки геймпада, но и осколки стекла.

Нет, у меня нет привычки калечить технику. Просто энергетика игры в сочетании с высокой сложностью (уже на Normal) дает взрывоопасный эффект. Те, кому нравятся фильмы « 300 » и « Адреналин », наверняка поймут, о чем речь.

Культурное влияние

God of War породил две игры и один фильм, сходные с ним до степени смешения

Heavenly Sword (2007)

Heavenly Sword с самого начала окрестили «God of War с женщиной в главной роли», что не вполне справедливо. Эта игра вдохновлена God of War, но у нее другой почерк, она более тонкая и проникновенная. Геймплей, к сожалению, недотянули, но вот атмосфера и герои…

Фильм «300» (2007)

После выхода «300» необходимость в экранизации God of War, в принципе, отпала, потому что это она и есть, пусть и неофициальная. C точки зрения сюжета «300», конечно, совсем о другом, но духовно они с GoW братья. На премьере фильма в Лондоне зрителям, кстати, раздавали демоверсии God of War 2.

Dante’s Inferno (2010)

Бесстыжий клон, стянувший у God of War все, вплоть до мельчайших деталей. Формально это неплохая игра, но, как и любая грубая копия, она начисто лишена собственного лица, вкуса, чувства такта и меры… В общем, зачем тратить время на вторсырье, если за те же деньги можно взять God of War 3?

Мстя страшна

Ключевая характеристика God of War — бескомпромиссность. Если боссы, то небывалых размеров. Если уровни, то внутри и снаружи этих боссов. Если сложность, то до зубовного скрежета. Если герой, то чтобы шел до конца, не щадя никого и невзирая на последствия.

Кратос, главной герой игры, был спартанским генералом в услужении у олимпийских богов. В надежде избавиться от груза прошлых грехов (в горячке боя убил собственную семью) он по заданию олимпийцев уничтожил Ареса, бога войны, который взбунтовался против «коллег». Прощения Кратос не получил, но зато его сделали богом войны. Во второй части уже он сам обнажил меч против жителей Олимпа, а что произошло в конце третьей — право слово, лучше умолчать.

Поступки спартанца порой вызывают натуральную оторопь. Жестокость игры обычно обращает на себя внимание, когда она гротескная ( WET , MadWorld , Postal , Bayonetta , Devil May Cry , God Hand ), но здесь она настоящая, взаправдашняя. Тысячи забитых, зарубленных, сожженных, раздавленных, расстрелянных скелетов, минотавров, циклопов, кентавров и церберов в памяти не задерживаются. Зато запоминаются собаки, которых Кратос пинает под зад. Запоминаются страшные сцены убийства богов: одному из них Кратос отрывает голову (еще живому!), другому отрубает ноги, третьему (многокилометровому исполину) отрывает ноготь и выпускает кишки. Сильнее всего берет за живое эпизод со случайно встреченной девушкой, пленницей Олимпа. Кратос без лишних сантиментов хватает ее и тащит за собой, привязывает к дверному механизму и бежит в образовавшийся проход. Механизм ненадолго клинит, а потом все прокручивается и девушку разрывает на куски.

Когда Кратос добирается до Пандоры, дочери Гефеста, становится совсем неуютно. Думаешь: она же еще девчонка, что эта скотина с ней сделает? Впрочем, кого мы обманываем? В конце концов, насильно в God of War играть никто не заставляет.

Марс атакует

Боги войны в других языческих культурах

Ваал

Семитский бог войны. В его честь совершали человеческие жертвоприношения, в том числе детей. Имя Ганнибал (Хаани-Баал) переводится как «любимец Ваала». Интересно, что, например, в Карфагене Ваал считался богом грома и бури, владыкой земли и плодородия.

Гуань-ди

Практичные китайцы никогда не отличались религиозностью. Своего бога войны они создали на базе реальной исторический личности — Гуань Юя, военачальника эпохи Троецарствия. Божественный статус он получил в 1594 году.

Морриган

Ирландская богиня войны. Могла принимать облик вороны, угря, водорослей, волчицы, коровы, покалеченной старухи и черноволосой девы, стоящей одной ногой на правом берегу реки, а второй — на левом.

Перун

Ключевой бог в славянском пантеоне. О жертвоприношениях Перуну летописцы писали: «…с удовольствием поедают женские груди, когда они наполнены молоком, а грудные младенцы при этом разбиваются о камни, подобно мышам». Кончил Перун плохо: после крещения Руси его идолов сбросили в реки.

Сканда

В индуизме — бог войны и почему-то воров. Его божественные атрибуты — лук, копье и знамя с изображением петуха. Изображался в виде юноши с шестью головами и двенадцатью руками и ногами, верхом на павлине (!).

Уицилопочтли

Ацтекский Уицилопочтли (имя означает «колибри юга») примечателен не только своим уморительным именем, но и тем, что убил собственную сестру Койольшауки и еще 400 родственников. Голову Койольшауки он забросил в небо (она стала луной), а потом то же самое проделал с братьями и сестрами (они стали звездами).

В постели с Афродитой

Беда большинства слэшеров в том, что у них слишком сложная боевая система. Оружия, комбо, бонусов, приемов и предметов столько, что разбираться в них нет никакого желания. Обычно заучиваешь несколько приемов на все случаи жизни, а остальные используешь, когда велят по сюжету.

В God of War этого добра тоже навалом, но при этом система очень простая и понятная, осваивается естественным путем. Зациклиться на любимом оружии/приеме/заклинании не получается, потому что ситуации бывают самые разные. Использовать приходится все.

Оружия четыре вида: три разновидности клинков и еще цестусы (здоровенные кастеты). К каждому привязано свое заклинание — своего рода суперудар. Помимо основного оружия, есть еще лук, сапоги-скороходы и импровизированный фонарь, которым можно слепить врагов.

Боссы убиваются по привычной схеме «бьем, бьем, бьем, quick time event, повторить несколько раз». Обычные враги не так привередливы, QTE для их умерщвления, как правило, не требуется, хотя и среди них попадаются крепкие орешки. Интересный момент: если противник не слишком силен в обороне, его можно схватить за грудки, а дальше припечатать об землю, зашвырнуть куда подальше или использовать как таран и сшибать им остальных участников дискотеки. Маневрировать помогают перекаты (по земле) и крылья Икара (по воздуху).

Иногда врагов можно использовать против их же товарищей. Оглушаешь, седлаешь (если существо достаточно крупное), бьешь по башке — и несчастный цербер или циклоп начинает от боли крушить все вокруг. Похожим образом можно использовать гарпий, чтобы пересекать пропасти. Пускаешь в нее стрелу, возмущенная гарпия летит посмотреть, кто это там такой наглый, а ты в нее — р-раз — всаживаешь клинок и заставляешь лететь куда надо.

Ах да, эротические мини-игры тоже на месте. На этот раз они запрятаны в самом конце игры и никаких бонусов не дают, зато постель предстоит разделить не с безымянными путанами, а с самой Афродитой. Разницы, впрочем, никакой.

А теперь — важное объявление. Если все это время вы ждали, когда же, наконец, начнется перечисление структурных отличий третьей части от первых двух, вынуждены разочаровать: ничего подобного в этот раз не будет. Разработчики убеждены (притом вполне справедливо) что механика God of War и так отлично работает, поэтому триквел отличается от первых двух частей в первую очередь HD-графикой, парой свежих боевых приемов, а главное — новыми уровнями, новыми врагами и, конечно, новыми гигантскими боссами и художественными способами их умерщвления. А уж с этим здесь все в полном порядке.

* * *

В начале 2010 года, если помните, случилась натуральная бомбардировка слэшерами: с разницей в несколько недель вышли Bayonetta, Darksiders и Dante’s Inferno. В рецензиях на них мы повторяли одну и ту же мантру: «Интересно, что на это ответит God of War 3? » Так вот, God of War 3 ответил так, что все вокруг аж закачались: формально в триквеле происходит практически то же самое, что и в первых двух частях. И козыри у игры те же, непробиваемые: нечеловеческий темп, бескомпромиссность и звериная жестокость — в том, что касается цинизма и презрения к чьей-либо жизни, Кратос даст фору иным надзирателям концлагерей.

Sony Santa Monica недвусмысленно дали понять, что закрыли тему God of War и возвращаться к ней не намерены, по крайней мере в ближайшем будущем. Возможно, оно и к лучшему: God of War — слишком крутая игра, чтобы играть в нее с периодичностью очередного Assassin’s Creed или Prince of Persia.


Формула игры: 70% God of War 1 и 2 + 20% нового контента + 10% HD-графики

Геймплей: 9

Графика: 8

Звук и музыка: 9

Управление: 9

Сюжет: 9

Стабильность: 9

Оригинальность: 7

Оценка: 9

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь