Arsenal of Democracy
В последнее время на волне всеобщего увлечения микротранзакциями некоторые издатели пробуют монетизировать вещи, которые пять-семь лет назад было принято раздавать бесплатно. Вот, например, Paradox Interactive со своей Arsenal of Democracy. Разработанная командой фанатов глобальной стратегии Hearts of Iron (в России — «День Победы»), AoD доводит до ума вторую часть серии и превращает пожилую игру в то, чем она должна была быть с самого начала.
Энтузиасты из BL-Logic переработали практически каждый аспект игры, добавили множество улучшений и дополнений, ни одно из которых, впрочем, не меняет базового стратегического рисунка HoI. Скажем, юниты теперь запасают топливо и амуницию — оказавшись в окружении, войска еще некоторое время смогут драться в полную силу. Или новый вид приказа для артиллерии — «бомбардировка», во время которой подразделения будут наносить удары по врагу в соседней провинции, не вступая с ним в прямое боестолкновение. Также войска научились применять тактику выжженной земли, а получив особый приказ — стоять в бою до конца, не отступая (правда, частое использование этой последней возможности приведет к росту недовольства). Столь же мелкие, но приятные изменения коснулись морских и воздушных сил: так, корабли, израсходовав боеприпасы, стали автоматически возвращаться в порт, а потом обратно заступать на дежурство. Все это превращает Hearts of Iron в куда более приятную игру, чем раньше, но это уровень мода, а если совсем уж строго — то большого патча.
Или вот внутренняя политика — в дополнение к привычным ползункам финансирования ввели «национальную идентичность», «социальную политику» и «культуру». По сути, их изменение дает тот же эффект, что и прочие параметры (рост недовольства, изменение стоимости апгрейдов, бонусы к росту живой силы и т.п.), но они зачем-то выделены в отдельную графу. То же самое с экраном производства — количество настраиваемых параметров удвоилось, и теперь приходится ручками распределять деньги между зарплатами ученым, военными расходами, затратами на шпионаж и так далее. Играть от этого становится интереснее, но не сильно. Куда забавнее введение производственных линий (вспомните Hearts of Iron III и бонусы за массовую постройку одного типа юнитов), а также возможность апгрейдить войска, находящиеся в производстве. Несколько поменялось флотостроительство — теперь к каждому кораблю прилагается куча бригад, определяющих победу или поражение в морском бою. Появились и новые шпионские опции — ядерный саботаж, убийство министра. Доработали систему исследований, чуть-чуть расширив количество доступных технологий: научили исследовательские команды совершенствовать свои навыки и воспитывать специалистов, дающих бонусы при работе в одной из научных областей. Изменена система конвоев, добавлены оповещения и возможность видеть на карте сразу все стрелки, показывающие направления ударов, отчего игра начинает напоминать реальные военно-штабные планы.
* * *
Несмотря на множество изменений, Arsenal of Democracy нельзя назвать новой игрой — скорее это не слишком глубокий мод, доводящий Hearts of Iron 2 до ума (помимо всего прочего, тут появилось четыре новых боевых сценария плюс включены предыдущие аддоны: Doomsday, Armageddon и Abyss). Если третья часть шикарной гранд-стратегической серии не пришлась вам по вкусу и вы все еще хотите играть во вторую, то Arsenal of Democracy — определенно ваш выбор. Если же к шведским стратегиям вы теплых чувств не питаете, то за AoD лучше не браться — это продукт, предназначенный сугубо для потребления фанатами.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 8
Графика: 6
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 9
Дождались? С момента выхода Hearts of Iron 2 не прошло и пяти лет, а фанаты наконец-то довели ее до ума, и теперь Paradox просит за это $20.
Рейтинг «Мании»: 7
«Хорошо»