Grotesque Tactics: Evil Heroes
Депрессивный эмо-юноша, самовлюбленный идиот, негр-рэпер, сыплющий через слово «йо, мэн!», гламурная хихикающая блондинка, вор-борсеточник, которого все называют гоблином, и готка, считающая себя вампиршей, — казалось бы, если это сборище хочет спасти мир, то у них есть только один способ: совершить массовое самоубийство.
К сожалению или к счастью, суицидальными наклонностями среди них обладал только депрессивный эмо, который — вы будете смеяться — и возглавляет эту «команду «А». Однако он взял себя в руки, вытер эмо-слезы, окинул взглядом нестройные ряды и повел их спасать королевство. Королевство вздрогнуло, но деваться было некуда, потому что сражаться с оружием в руках против французов из секты «Темная церковь» больше некому.
Все умерли, а он остался
Это не бред сумасшедшего и не верный признак того, что автору пора на юг, к морю. Это просто краткое содержание Grotesque Tactics: Evil Heroes , редчайшей по нынешним временам комедийной ролевой тактики. Немцы из Silent Dreams (там, кстати, работает ведущий программист сериала Gothic ) сделали обаятельную игру в духе японской классики Fire Emblem , Shining Force и Final Fantasy Tactics. Яркие гротескные персонажи для JRPG — это такая же традиция, как и штрафные 100 грамм для русских. Но если японцы рисуют негров с гнездом на голове, из которого торчит цыпленок, совершенно серьезно (вспомните Final Fantasy 13 ), то немцы смеются и паясничают.
По механике Grotesque Tactics: Evil Heroes — стандартная пошаговая тактика. C партией разнокалиберных персонажей мы передвигаемся по карте в реальном времени, а когда на горизонте появляются враги, игра переходит в пошаговый режим. Там уже каждый боец ходит, когда настанет его очередь: может переместиться на несколько клеток, атаковать, применить умение, залезть в инвентарь за зельем, пропустить ход или уйти в защиту. Сюжет поделен на миссии, после выполнения которых можно отдохнуть и закупить новую экипировку в живописной деревеньке.
Но вот по содержанию это чистая пародия. Авторы взяли за основу классическую фабулу «Враги сожгли родную хату, теперь лишь несколько героев могут спасти мир» и пропустили ее через призму современной субкультуры, параллельно высмеяв добрую половину фэнтези-клише.
Главный герой, тот самый депрессивный эмо-юноша по имени Дрейк, провалил экзамены в военную академию Королевства славы и собирался уже было по этому поводу повеситься. Но тут на страну напала секта Dark Church во главе с импозантным мужчиной Даунклодом, и Дрейк понял, что ему на самом деле крупно повезло: все поступившие курсанты были убиты.
Теперь судьба королевства в руках плаксивого эмо — он должен собрать тех, кто еще может носить оружие, и выступить против культистов. Сообщил ему об этом единственный выживший рыцарь — похожий на Дольфа Лундгрена смазливый блондин по имени Холи Аватар, который станет наставником Дрейка. Рыцарь оказался с придурью: он помешался на собственной неотразимости и теперь о себе говорит исключительно в третьем лице, в духе: «Его полубожественное величество одобряет эту идею!»
Зато Холи популярен среди женщин, а значит, может привлечь в ряды сопротивления… полуголых девственниц, его ярых фанаток, готовых с оружием в руках защищать своего кумира. Именно поиск и спасение девственниц становится нашей главной задачей в первой трети игры. Потом к Дрейку присоединится вороватый лидер одного из гоблинских кланов Рукель, а местный кузнец Ист, крупный, похожий на северного викинга мужчина с белыми усами, предложит взять в сопротивление своего брата-близнеца, которым оказывается… афроамериканец Вест. Еще одним членом сопротивления становится ангел Ангелина, которая особенно подчеркивает, что она не девственница. В качестве бонуса Дрейка ждет традиционное спасение принцессы, — правда, принцессой окажется крашеная вампирша Солитер.
Девственницы против пьяных гоблинов
Все эти товарищи могут живо реагировать на происходящее и общаться друг с другом. И тут начинается форменная комедия. Полуголые девственницы комментируют каждое слово Аватара восторженным шепотом, тут же на почве ревности ссорятся, и Дрейку регулярно приходится улаживать эти конфликты. А темнокожий брат викинга Вест может слететь с катушек. «Я потерял во Вьетконге весь свой взвод, но больше этого не повторится!» — заорет он и унесется в заросли, кроша все на своем пути. А нам придется продираться к нему сквозь толпы врагов, чтобы привести в чувство.
Вообще, ироничных диалогов здесь чуть ли не больше, чем самих боев. Каждое событие вызывает лавину новых реплик и комментариев. А в перерывах между миссиями мы можем отдельно пообщаться с напарниками. На этом даже построено несколько диалоговых пазлов. Так, если найти нужные слова для вороватого Рукеля, то практически после каждой миссии он будет неохотно, со скандалами, но все-таки делиться какой-нибудь «оставленной для себя» шмоткой.
Впрочем, сражаться тоже придется — и тут комедия продолжается. Каждый персонаж выполняет в партии свои функции: есть лучницы-девственницы, разномастные бойцы ближнего боя, лекарь (ну кто еще, как не крылатый ангел?!) и даже местный аналог темного эльфа. Соответственно, каждому, помимо стандартных параметров (атака, защита, сопротивление урону, ловкость), доступна и пара специальных умений: это могут быть особые атаки, отравляющий или ослепляющий удар и т.д. Тут все стандартно.
Навязчивые идеи
Но у злых героев есть еще своя «навязчивая идея» (obsession) — спецспособность, которая сама активируется, когда заполнится специальная шкала. Так, Аватар посреди драки вдруг начинает рассказывать о своих подвигах, отчего все бойцы в определенном радиусе от него натурально засыпают и пропускают свой ход. Дрейк, как и положено эмо, испытывает жуткие перепады настроения: сначала он впадает в эйфорию (уровень атаки резко возрастает), а сразу после этого погружается в жуткую депрессию (атака падает почти до нуля, и в этом случае можно принять антидепрессант). А Солитер периодически теряет контроль над собой и впивается в горло первого попавшегося врага или союзника. Не менее опасны для окружающих тараканы в голове и у других сопартийцев.
В итоге сражения регулярно превращаются в цирк: как и в старенькой Vampire: The Masquerade — Redemption , персонажи выходят из-под контроля, ослепляют, усыпляют, кусают, оглушают и бьют не только врагов, но и друг друга. Соответственно, приходится следить за тем, чтобы боец, у которого шкала obsession почти заполнена, расположился ближе к противникам, подальше от «своих», — иначе победа может оказаться пирровой. Параллельно нужно держать в голове особенности ландшафта, ведь разный тип местности дает разный штраф к очкам хода и разный уровень защиты. Есть даже намеки на использование рельефа: лучниц можно расположить на возвышенности и потом выманивать врагов под их стрелы.
Если учитывать все это, то редкая драка закончится поражением: главное, чтобы не погибли Дрейк и Холи, остальных можно оживить в деревне между миссиями. Зато каждый бой гарантированно превращается в увлекательное и зачастую непредсказуемое действо. Особенно на фоне врагов, среди которых попадаются огромные плотоядные грибы, саблезубые зайцы, пьяные гоблины и даже гигантский мужик в розовой балетной пачке.
Ну и вообще, скука — это не про Grotesque Tactics. Почти все миссии сводятся к стандартному «найди, принеси, убей!», но это, как правило, пародия. Стандартный для любой RPG призыв «Помоги мне, и я помогу тебе!» раненый рыцарь украсит просьбой: «Спаси мою жену и восемь детишек!» Целительница пошлет забрать зелья к алхимику, который стоит в двух метрах от нее, и нам придется выбивать вознаграждение со словами: «Кто знает, какие монстры ждут на этом пути!»
Правда, есть и недоработки. Дизайнеры явно поленились: игра немаленькая, но все действие происходит на пяти-шести основных локациях, куда сюжет под разными предлогами нас постоянно возвращает. К тому же разработчики слишком уж увлеклись созданием на уровнях узких проходов, отчего использовать в бою всю партию иногда очень сложно.
* * *
В сущности, главная проблема игры — недостаток эпичности. Хочется больше заданий, локаций, больше сюжетных завихрений. Иногда кажется, что перед нами лишь демоверсия чего-то большого, на что авторы явно способны. Такой «полной версией» должна была стать эпическая пародийная RPG Grotesque: Heroes Hunted — этакая юмористическая «Готика». Но немцы, не найдя для проекта издателей, решили временно заморозить его и заработать денег для продолжения работ на чем-нибудь не столь масштабном. Искренне надеемся, что их расчет оправдается. Но в любом случае мы уже получили отличную тактическую RPG, аналогов которой на PC сейчас нет.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 8
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Ведущий программист серии Gothic расслабляется с друзьями на пародийной тактической RPG, где люди с разнообразными психическими отклонениями спасают мир.
Рейтинг «Мании»: 7,5
«Хорошо»