World of Tanks
Вторая мировая стала настоящим золотым веком для танков. Этот вид техники развивался семимильными шагами, конструкторы валом предлагали оригинальные технические решения, а военные теоретики и простые боевые офицеры придумывали новые тактики использования грозных боевых машин. Даже сегодня, спустя примерно семьдесят лет, споры на темы «Стала ли «Пантера» достойным ответом на Т-34?» и «Тигр» — триумф или дорогущий провал?» ведутся с намного большим задором, чем избитое «Победит ли наш Т-90 заморского «Абрамса» и на фига вообще все эти танки в XXI веке?».
Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда в Wargaming. net решили делать сетевую игру про танки, то выбор временного периода был практически предрешен — Вторая мировая.
Самоходку танк любил, в лес гулять ее водил
Впрочем, мы все-таки чуточку слукавили во вступлении. Во-первых, World of Tanks — это игра не только про танки. Помимо них, речь пойдет еще и о противотанковых самоходках (это, если кто не в курсе, почти что танк, но без башни и с очень мощной пушкой, наводящией ужас на бронетехнику врага) и обычной самоходной артиллерии. Во-вторых, в игре присутствует не только техника, воевавшая во Вторую мировую, но и поступившая на вооружение сразу после войны, а также выпущенная только в виде опытных образцов. Так что массовая «тридцатьчетверка» в World of Tanks выступает на равных с каким-нибудь «Маусом» или Т-44.
Основными поставщиками военной техники в игре на данный момент являются СССР и Германия. Кроме того, доступно небольшое количество танков других стран, а в ближайшем будущем обещается полноценный парк американской бронетехники.
Правила, по которым весь этот зверинец сражается между собой, достаточно просты. Есть две команды по пятнадцать игроков. У каждой команды имеется своя «база» — обведенный кругом небольшой клочок земли, который можно захватить, некоторое время постояв на нем. Для победы достаточно выполнить одно из двух условий: или первым захватить вражескую базу, или просто вынести команду противника до последнего танка.
От такого романа — вся роща переломана!
Несмотря на сравнительно простые правила, World of Tanks оказывается игрой очень глубокой и способной затянуть надолго. В первую очередь это происходит благодаря интересной боевой системе. Не превращая игру в хардкорный симулятор, разработчики тем не менее воссоздали очень многие правила реального танкового боя. В World of Tanks учитывается бронирование в разных проекциях, бронепробиваемость пушки, время, которое тратится на ее перезарядку, максимальная скорость, разгонные характеристики, скорость поворота шасси, скорость поворота башни и многое другое. Плюс неплохая модель повреждений — у танка может сбить гусеницу, заклинить башню и т. п. Учитывается и ландшафт — танки теряют скорость при езде в гору или в болоте, а вот если «припарковаться» в кустах, то это значительно понизит шансы быть замеченным противником.
Как результат, легкий БТ-7 здесь, например, никогда не сможет причинить заметного вреда «Тигру», да и на более серьезном Т-34, чтобы совладать с немецким мастодонтом, придется заходить ему в спину. Шкала «хитпойнтов» в World of Tanks играет второстепенную роль, и если орудие вашего танка не пробивает броню противника — то все, можно сливать масло.
Но при всем при том техника разных классов в World of Tanks постоянно сражается вместе, на одном поле боя. И самое важное — разработчики очень неплохо сбалансировали весь этот зоопарк. У каждой боевой машины здесь своя роль, свое место в битве. Легкие танки, благодаря скорости и маневренности, отлично подходят на роль разведчиков, прорывающихся на территорию врага и указывающих расположение целей для артиллерии. Тяжелые танки нагло прут в лобовую, самоходки предпочитают действовать из засады и так далее. Суть World of Tanks не в том, чтобы пострелять из своего танчика по танчикам противника, а в том, чтобы играть в команде, тесно взаимодействуя с товарищами.
Вторая приятная вещь в World of Tanks — это прокачка. У каждой страны — СССР и Германии — есть свое «древо танков», по которому можно двигаться в нескольких направлениях. Кроме того, разрешено прокачивать и сам танк, покупая для него новые комплектующие, а также нанимая экипаж — подготовленные бойцы, например, куда быстрее исправят поврежденную гусеницу или заклинившую башню. Разумеется, на все это уходят деньги и опыт, которые, в свою очередь, добываются в боях.
Матчасть
Как и большинство современных MMOG, World of Tanks построена на условно-бесплатной модели. Зарегистрироваться может абсолютно каждый, более того — разблокировать большинство танков (в том числе и самые мощные машины в игре) можно, не вкладывая ни рубля. Хотите качаться быстрее и не испытывать недостатка в деньгах на новые модули — извольте платить денежку.
Другой крайне важный для любой онлайновой игры аспект — это стабильность и баланс. Тщательность, с которой в Wargaming.net подошли к тестированию игры, поражает — уже сейчас, спустя меньше месяца после запуска, клиент работает очень стабильно. Багов и вылетов мало, недоделанных или работающих неправильно вещей вообще практически нет. С балансом пока чуть хуже — слишком уж сильна артиллерия, да и характеристики прочей бронетехники будут меняться не раз. Кроме того, для столь заточенной под командные действия игры неплохо бы добавить более сложные режимы, победить в которых можно было бы только слаженными действиями. Надеемся, что в контент-патчах разработчики не забудут об этом.
Наконец, некоторые претензии можно высказать и к визуальной составляющей. Вроде бы танки отлично смоделированы, дизайн карт очень грамотный, а вот действия на них не хватает. По сути, сражаются только две наши команды — а хотелось бы видеть и какие-нибудь «декоративные» элементы вроде всполохов артиллерийской стрельбы на заднем плане или пролетающих самолетов. Однако сильнее всего разочаровывает звук. Однообразные выстрелы пушек, ленивое гудение двигателей, невнятная озвучка — эта игра явно достойна большего.
* * *
Общепризнанный факт — практически все лица мужского пола любят танчики. В World of Tanks это увлечение обретает новую, более осмысленную форму. Здесь ты разбираешься в характеристиках новой машины не для того, чтобы потом в интернете кому-то что-то доказать, а для того, чтобы понять, как эффективнее всего действовать в предстоящем бою.
Единственное, чего по-настоящему не хватает этой игре сейчас, — это какого-никакого шоу-элемента: по состоянию на сегодняшний день самые зрелищные события World of Tanks состоялись в пресс-туре, где журналистов катали на настоящей броне и давали пострелять из карабинов. В игре же пока все довольно аскетично. Но при этом World of Tanks — очень динамичная, захватывающая и продуманная онлайновая командная игра. Главное, механика у Wargaming.net уже есть, а прикрутить к ней лампочки и фейерверки они еще успеют.
Оценка: 8,0