The Ball
2 сентября сего года российские кинематографисты во главе с Егором Кончаловским выпустили фильм с названием «Москва, я люблю тебя», не известив об этом правообладателей на серию «Город, я люблю тебя» (в которой пока вышли фильмы по Парижу и Нью-Йорку). Те обиделись и пообещали подать в суд. На это Егор Кончаловский отреагировал вполне однозначно, заявив: «Мы им, что, должны передавать права на фразу «я люблю тебя»? Сомневаюсь, что права на нее вообще можно зарегистрировать».
Неизвестно, собирается ли Valve Interactive подавать в суд по аналогичному поводу на Teotl Studios , но это вполне вероятно. Ведь «напарник» игрока в игре The Ball — полная копия кубика-компаньона из Portal. Впрочем, права на возможность толкать по уровням геометрическое тело тоже едва ли можно зарегистрировать.
И лучше быть одним, чем вместе с кем попало
Созданная силами всего трех человек, The Ball началась как многообещающая модификация для Unreal Tournament 3. Победив на нескольких конкурсах, она в конечном итоге выросла в полноценный проект. Однако по уровню разнообразия она до сих пор напоминает без меры растянутый мод. The Ball — это уровень с кубиком-компаньоном из Portal продолжительностью в 6 часов. Принципиальная разница в том, что там, где Valve искренне валяли дурака, Teotl Games предпочитает строить серьезное лицо и самозабвенно пересказывать голливудские штампы.
Начинается игра так: молчаливый археолог, исследуя жерло потухшего вулкана, падает в расщелину. Помощи он решает не ждать, пытается самостоятельно выбраться на поверхность. И тут же, пройдя каких-то десять метров, натыкается на огромный стальной Шар и зловещую гравипушку с черепом, которая этот Шар может притягивать и толкать. Дальше — предсказуемое столкновение с затерянной ацтекской цивилизацией и великими тайнами человечества. Впрочем, значительность решаемых проблем вы вряд ли заметите. Весь сюжет — это несколько напыщенных брифингов и роликов, а также раскиданные по уровням записки от каких-то испуганных людей. На это, конечно, можно закрыть глаза, но помня, какую изумительную историю сумели рассказать в Portal, огорчаешься.
Молодильные шары
«Игромания» напоминает, что в реальной жизни есть игра про катание шаров — гораздо более интересная, чем The Ball.
«В петанке есть первая партия, вторая, решающая, реванш и утешительная. Это игра просто так… Без ставок, без соревнования, без проигравших… Ради удовольствия…» — объясняла правила игры в петанк героиня романа Анны Гавальды «Утешительная партия игры в петанк». Ну а кроме того — это провансальский национальный вид спорта, любимое развлечение западноевропейских пенсионеров. В игре принимает участие две команды. Правила просты: сначала на расстояние от 6 до 10 метров кидают деревянный шарик (кошонет — в переводе с французского это значит «поросенок»). Затем он становится мишенью для более крупных, металлических шаров: каждый участник старается добросить свой шар как можно ближе к кошонету. Команде, которой это удается, зачисляется одно очко. Игра продолжается до 13 очков.
У игры почтенная история: похожие забавы существовали как в Древнем Риме, так и в Средние века. Современный петанк сформировался в 1907 году. Причем в то время соблюдался такой прекрасный, чисто французский закон: команда, проигравшая со счетом 13:0, должна была поцеловать в пятую точку девушку, специально отобранную для этой роли.
Сыграть в петанк в России, кстати, тоже можно — есть даже Российская федерация петанка и боулспорта. Их сайт: www.petanque.ru.
Шариковаляние
Мы катим Шар. Вокруг мелькают иероглифы, ацтекские барельефы, сырые каменные кладки и факелы. Тоннель. Находим голубую плиту с изображением человечка — нажимаем, деревянная дверь с грохотом отворяется. Толкаем Шар дальше. Перед нами вырастает яма с кольями, а вдалеке — оранжевая кнопка. С силой толкаем Шар, он ударяется об плиту — дверь открывается, и мы снова идем дальше. А дальше снова кнопки. И тоннель. И задачка: встать на плиту и поставить на вторую плиту Шар. Дверь и откроется. Дальше новая головоломка: заткнуть Шаром дырку в полу, напустить воды и, всплыв повыше, забраться в мрачную комнату, найти там кнопку и… вы поняли.
Все описанное выше — альфа и омега The Ball. Всю игру мы только тем и занимаемся, что катаем по лабиринтам Шар, жмем кнопки, открываем двери и решаем головоломки. Обычно задачи сводятся к тому, чтобы Шар куда-нибудь поставить или нажать им кнопку. Иногда нам предлагают расставить ящики, иногда к Шару нужно что-нибудь привязать — сдвинуть каменную платформу с прохода или протащить по воде плот. Изредка встречается что-то небанальное вроде описанной выше ситуации с «затычкой». Но кнопки — куда чаще.
Периодически катание Шара разбавляется… мясорубкой. Другим словом местный экшен назвать сложно. Представьте: вот мы блуждаем по окутанным паутиной коридорам, заброшенной ацтекской деревне, и тут из-за дома вылезает целая толпа мумий или божьих коровок. Они, толкаясь, нестройными рядами спешат к нам. Мы же, прикрываясь Шаром как щитом, несемся вглубь толпы. Давим кого придется и бежим дальше. Затем резко разворачиваемся, снова давим. Все это крайне напоминает классическую сцену из «Шоу Бенни Хилла», только вместо жизнерадостного толстяка — мы со сферой смерти наперевес, а вместо толпы томных блондинок — мумии. К сожалению, из-за этой вот тупости монстров весь этот балаган повторяется из раза в раз и довольно быстро наскучивает.
Единственное, за что The Ball можно с чистой совестью похвалить, — это дружелюбное отношение к игроку. Проиграть здесь нереально. Свалившись с утеса, герой не разобьется (а здесь это актуально, падать придется часто). Под водой не утонет. Шар, оказавшись перед нами, станет прозрачным. Застряв на какой-нибудь головоломке, можно в любой момент вызвать подсказку с полным решением пазла. А упав в булькающую лаву, мы восстановимся рядом с ближайшим чекпойнтом.
* * *
Самые большие проблемы в The Ball — в отсутствии хоть сколько-нибудь разнообразного геймплея. Головоломки здесь чередуются по схеме «1 занятная на 10 банальных». В итоге мы носимся молью минут двадцать по пустынным локациям, жмем кнопки, открываем двери, давим нежить, затем решаем что-нибудь любопытное, после чего цикл повторяется. Причем, очевидно, что после доработки The Ball мог бы превратиться в неплохую игру. Даже если бы они сократили хронометраж в 2-3 раза — уже было бы заметно лучше. Видимо, эта игра — один из тех проектов, которым лучше было бы остаться любительской модификацией.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 50%
Геймплей: 6
Графика: 6
Звук и музыка: 5
Интерфейс и управление: 7
Дождались? В The Ball, безусловно, есть интересные головоломки, но банальных побегушек и ненужного пафоса все-таки больше.
Рейтинг «Мании»: 6,0
«Выше среднего»