20 ноября 2010
Обновлено 17.05.2023

Castlevania: Lords of Shadow

Castlevania: Lords of Shadow - изображение обложка

Все на свете мифы, легенды, сказки, басни, байки, предания и религии связаны невидимой нитью заимствований. Персонажи кочуют из одного сказания в другое, как супергерои кочуют из комикса в комикс. Фавн, например, изначально итальянское лесное божество, в греческой мифологии носил имя Пан, но занимался примерно тем же: цокал копытцами и играл с нимфами в догонялки. Балтийский громовержец Пяркунас (можете почитать о нем в рецензии на портативный God of War ) для языческой Руси превратился в известного всем с детства Перуна. Некоторые его черты после крещения Руси передались православному персонажу пророку Илье, который на самом-то деле еврейский противник идолопоклонства Элияху, первый ветхозаветный девственник. В Коране он упоминается как Ильяс, лишь вскользь, в списке отдельных благодарностей; зато популярен в мусульманском народном творчестве.

Можете называть это как угодно — преемственностью, фансервисом или даже плагиатом. Явление для поп-культуры совершенно нормальное. Причем как для древней, так и для современной. Современная, если кто не в курсе, — это кинофильмы, литература, видеоигры. И в стане видеоигр как раз недавно появился яркий, качественный и очень правильный во всех отношениях представитель современной поп-культуры — Castlevania: Lords of Shadow.

Гаврила не любил вампиров

Правильный — потому что правильно заимствует то, что плохо и хорошо лежит у других представителей поп-культуры: нагло, без какого-либо смущения. И не только персонажей вроде фавна (по дизайну сильно похож на того, что был у Гильермо дель Торо), Виктора Франкенштейна (из XI века передает наэлектризованный привет Николе Тесле) и Шона Коннери (прикидывается крестоносцем Зобеком, своим присутствием делает главного героя похожим на молодого Кристофера Ламберта). Новая «Касльвания» так же нагло, но адекватными порциями берет все лучшее от лучших игр. Перезапуская одну из долгоиграющих серий Konami , трудяги MercurySteam решили сделать что-то вроде идеального слэшера. И у них почти получилось.

Даже самая первая Castlevania — немного слэшер. Сами посудите: крепкий, похожий на варвара мужчина врывается в замок и зачищает его от попавшейся на пути околовампирской нечисти. В основном — в ближнем бою, размахивая кнутом. Почти God of War, только в двух измерениях и 25 лет назад.

За основу новой игры, что логично, была взята как раз механика God of War. Габриель Бельмонт (совершенно новый персонаж, подкидыш, названный в честь святого Гавриила), в отличие от Саймона Бельмонта, использует цепь с самого начала. С достойным бога войны энтузиазмом он крошит вурдалаков, оборотней, упырей-кровососов и предметы интерьера, а в качестве вознаграждения получает все новые и новые комбо-удары. На этом этапе, в принципе, другая студия (может, без присмотра Хидео Кодзимы) могла перестать придумывать что-то еще, получить свои законные 7 баллов из 10 и успокоиться, но не тут-то было.

По ходу действия Габриель обучается двум школам магии, светлой и темной. Первая — защитная: высасывает с каждым ударом последнюю жизненную энергию даже из скелетов. Вторая — атакующая: урон больше, Габриель пылает огнем. Мана для каждой школы своя, но по игре ее можно насобирать в избытке: либо в специальном колодце, либо прямо из врагов — долго не битый Габриель довольно быстро «фокусируется» и каждым попаданием цепи вышибает ману из телес неприятелей.

Потом выясняется, что для каждой школы есть свои комбо-удары, что Габриеля можно обвешать артефактами с ног до головы, что для них тоже есть свои комбо-удары и что комбо-удары можно проводить чуть ли не из любой позы. Габриель умеет бить руками, ногами, корпусом, может проводить захваты, выпускать столбы огня, бросаться во врагов голенькими феями, а также вызывать Сисястого Демона и землетрясения. Герой добивает врагов простенькими и приятными QTE, седлает особо крупных монстров, как Темный рыцарь седлал бугаев в Batman: Arkham Asylum , но еще и катается на них по уровням. Список далеко не полный. Механика здесь постоянно усложняется и пускает ветви: к концу игры от разнообразия телодвижений натурально идет кругом голова.

Вампиров он изничтожал

И ведь ничего нового в этом нет. Что-то из базовой механики было уже в Devil May Cry и God of War, знаковых представителях жанра и современной поп-культуры. Поползновения по гигантским боссам (таких здесь немного, но они по-настоящему гигантские) — достоинство Shadow of the Colossus. Всевозможная прикладная акробатика очень похожа на Prince of Persia и Uncharted. В начале игры даже декорации создают ощущение, что вот-вот из-за угла выйдут ребята с автоматами: вокруг зелень, развалины, пазлы. И птички щебечут.

Как ни странно, именно этот участок игры вгоняет в скуку. Недоброжелатели подаются очень маленькими порциями, Габриель цепью пока что машет однообразно, а пазлы просты до идиотизма (сложные появляются только в конце). Становится одиноко и пусто. Сначала одиночество несколько скрашивает странная девушка по имени Клаудия, которая передвигается исключительно кувырками и из-за своих незаурядных телепатических способностей напрочь лишена лицевой анимации (зато жестикулирует активно, смотрится уморительно). Потом — тот самый Зобек, наставник Габриеля, ходячий косплей персонажа Шона Коннери из «Горца». У него скрашивать одиночество получается лучше всего: с крестоносцем приходится немало взаимодействовать, драться спина к спине, плюс говорит Зобек глубоким голосом Сэра Патрика Стюарта. Им же он исполняет роль рассказчика — философствует между миссиями и задается риторическими вопросами в духе телешоу 80-х: «Сможет ли Габриель преодолеть все препятствия? Спасет ли Габриель свою любимую? Доживут ли герои до следующей серии?» Они, конечно, доживут, но не все. Это все-таки сказка.

Детали сюжета сказки и бесконечную депрессию Габриеля раскрывает в основном, опять же, Зобек. Оба начинания, если честно, необязательны: жену героя убили, надо мстить и заодно спасать человечество от лордов Тьмы. Радостного мало. Вся драматургия, весь психоанализ. Иногда кажется, что рассказчик сам устал заполнять собой время загрузки уровней, и из-за этого начинается поток мысли в стиле писателя Гришковца. Его можно понять: Lords of Shadow — очень длинная игра. Уровней много, карта миссий огромна, а интересные участки начинаются ближе к тому моменту, когда игра просит сменить диск. Дотерпеть до этого момента, впрочем, стоит — уже во второй трети игры вы поймаете себя на том, что вслух раззадориваете послушного Габриеля и дразните обреченных монстров.

* * *

Хидео Кодзима, который всячески наставлял испанцев в процессе разработки Castlevania: Lords of Shadow, витает над всем происходящим невидимым духом-покровителем геймдизайна. Режиссура практически идеальна: камера никогда не встает в неудобное для игрока положение, она всегда как бы ведет в нужную сторону. Но если оперировать кинотерминами, то с монтажом все не так радужно: повествование получилось откровенно рваным, декорации меняются стремительно. Иногда непонятно, как герой в конце одного уровня прошел через дверь, а в начале следующего вдруг завис над пропастью.

На этом серьезные минусы новой «Касльвании» заканчиваются. А вот плюсы перечислены далеко не все. Для слэшера игра просто необъятна. Она соблюдает канонический ритм, аккуратно чередуя динамические битвы с пазлами и скачками по карнизам, а в конце расцветает разнообразием игровых ситуаций и декораций. Редкий случай: честь древней игровой серии не посрамили основательным перезапуском и переворотом концепции. Всего-то надо было — заставить одних талантливых людей под присмотром повторить то, что уже придумали другие талантливые люди, и сразу все получилось. Закон поп-культуры.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9

Графика: 8

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Фольклорное произведение на основе лучших басен игровой индустрии.

Рейтинг «Мании»: 8,5

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь